Понятие сегментарной отчетности в теории бухгалтерского учета изначально связано с представлением организацией внешней отчетности о различных направлениях и видах ее деятельности.
Представление такой информации, правила ее формирования и отражения в бух. отчетности всех коммерческих организаций РФ, кроме кредитных, регулируются ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденным Приказом МФ РФ от 27.01.2000 г. № 11н, которое впервые регулирует правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.
В п. 5 ПБУ 12/2000 дается определение информации по трем видам сегментов: по операционному, по географическому и по отчетному сегментам. К основным показателям, раскрываемым по сегментам относят – выручка, расходы, фин.результат, активы и обязательства сегмента.
Операционные сегменты характеризуют деятельность организации по однородным группам товаров, производства, работ, услуг, отличающимся риском, уровнем рентабельности, другими показателями от иных товаров, работ, услуг данной организации. При этом рассматриваются следующие факторы, которые характеризуют сходство и возможность объединения в одном сегменте товаров, работ, услуг: -назначение; -характер производства; -потребители; -методы продаж (распространения); -системы управления внутри организации.
Географические сегменты характеризуют деятельность организации в определенном территориальном образовании — государстве, группе государств, регионе или группе регионов России, отличающуюся рисками и рентабельностью от деятельности организации в других географических зонах.
При выделении "географических отчетных сегментов необходимо принять во внимание: -сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, в которых осуществляется деятельность организации; -наличие устойчивых связей в деятельности, ведущейся в разных географических зонах; -сходство осуществляемой деятельности; -риски, возникающие в соответствующих географических зонах; -общность правил валютного контроля и информации о валютных рисках.
Географические сегменты должны быть выделены по месту нахождения активов организации или рынков сбыта товаров и других результатов деятельности (расположение покупателей товаров, заказчиков и потребителей работ, услуг).
Отчетный сегмент — это информация по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или сводной бухгалтерской отчетности.
Доходы сегмента представляют ту часть доходов организации, которая может быть обоснованно отнесена к таковым, а также выручку, непосредственно полученную в операциях, проведенных данным сегментом.
Расходы сегмента состоят из тех, что возникли непосредственно в ходе выполнения операций, связанных с деятельностью сегмента, и части общих расходов организации, которые могут быть распределены на данные сегмента. Не включаются в расходы сегмента чрезвычайные расходы, убытки от продажи инвестиций, уплаченные проценты, платежи по налогу на прибыль и т.д.
Финансовый результат сегмента определяется сопоставлением его доходов и расходов.
Для того чтобы считаться отчетным (т.е. быть представленным в бухгалтерской отчетности) операционный или географических сегмент должен иметь достаточно заметные величины показателей: выручка от продажи, финансовый результат, активы должны составлять не менее 10 % от общих аналогичных показателей по всем сегментам.
При этом ПБУ 12/2000 требует, чтобы на долю всех отчетных сегментов, выделенных при подготовке бухгалтерской отчетности приходилось не менее 75 % выручки организации.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 297.