Учетная политика предприятия и ее влияние на оценку статей баланса и финансовый результат.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе настоящего Положения и утверж­дается руководителем организации.

При этом утверждается: 1. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетиче­ские и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; 2. формы первичных учетных документов, применяемых для оформ­ления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы докумен­тов для внутренней бухгалтерской отчетности; 3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств орга­низации; 4. методы оценки активов и обязательств; 5. правила документооборота и технология обработки учетной инфор­мации; 6. порядок контроля за хозяйственными операциями; 7. другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предполагается, что: 1. активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособ­ленности); 2. организация будет продолжать свою деятельность в обозримом буду­щем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности); 3. принятая организацией учетная политика применяется последова­тельно от одного отчетного года к другому (допущение последователь­ности применения учетной политики); 4. факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от факти­ческого времени поступления или выплаты денежных средств, связан­ных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

Учетная политика организации должна обеспечивать: 1. полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйствен­ной деятельности (требование полноты); 2. своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бух­галтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевремен­ности); 3. большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); 4. отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятель­ности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономиче­ского содержания фактов и условий хозяйствования (требование прио­ритета содержания перед формой); 5. тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче­там синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); 6. рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рацио­нальности).

При формировании учетной политики организации по конкрет­ному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуще­ствляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законо­дательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены спо­собы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную поли­тику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бух­галтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь соз­данной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Раскрытие учетной политики :

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бух­галтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского уче­та, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчет­ности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерского учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации исходя из допу­щений, отличных от предусмотренных пунктом 6 настоящего Положе­ния, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значи­тельная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не про­изошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

 

12. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», его значение и содержание.

С 1 января 2000 г. вступил в действие целый блок нормативных документов, регламентирующих порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. Это в первую очередь Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации "ПБУ 4/99 (новая редакция утверждена приказом Минфина России от 6 июля 1998 г. N 43н.

1.Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бух. отчетности орган-ций, являющихся юр. лицами по законодательству РФ, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

3.Положение применяется Минфином РФ при установлении:

- типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

- упрощенного порядка формирования бух. отчетности для малых предприятий и некоммерческих организаций;
- особенностей формирования сводной бух. отчетности; бух. отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации; бух. отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
- порядка публикации бухгалтерской отчетности.

Основные задачи бух. учета и требования к отчетности в России, сформулированные в ст. 3 ФЗ "О бухгалтерском учете", а также в ПБУ 4/99, по составлению и представлению сопоставимой, полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям: руководителям, учредителям, а также внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, отвечают общим качественным критериям отчетности организаций, которые делают ее полезной для любых категорий пользователей.

Основными качественными характеристиками отчетности являются понятность, уместность, достоверность и сопоставимость.

 



Требования к составу и содержанию форм отчетности ( Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н « О формах бухгалтерской отчетности организации»).

 С 1 января 2000 г. вступил в действие целый блок нормативных документов, регламентирующих порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. Требования к составу и содержанию форм отчетности определяется приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" 

Годовая бухгалтерская отчетность российских организаций как единая система данных об их имущественном и финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности формируется на основе данных бухгалтерского учета и состоит из следующих отчетных форм:

· бухгалтерского баланса (форма N 1);

· отчета о прибылях и убытках (форма N 2);

· отчета об изменении капитала (форма N 3);

· отчета о движении денежных средств (форма N 4);

· приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

· отчета о целевом использовании средств (форма N 6);

· пояснительной записки и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Особенностью составления бухгалтерской отчетности является отказ от ее типовых форм. Российским организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе предложенных Минфином России образцов при соблюдении таких общих требований к отчетной информации, как полнота, существенность, нейтральность, изложенных в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Необходимо руководствоваться также ФЗ"О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Планом счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и иными положениями, рекомендациями и указаниями, регламентирующими вопросы составления отчетности. При этом в индивидуальных формах должна быть соблюдена кодификация образцов.

Можно выделить три варианта формирования отчетности:

1) упрощенный - для субъектов малого предпринимательства;

2) стандартный - для средних и крупных организаций;

3) множественный - для крупнейших, осуществляющих несколько видов деятельности организаций.

Состав отчетности российских организаций приближен к соответствующим требованиям МСФО.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 309.