Внешний пользователь бухгалтерской отчетности - инвестор, кредитор, контрагент или заинтересованные государственные органы.
Внутренний пользователь бухгалтерской отчетности - руководитель, учредитель, участник или собственник имущества экономического субъекта.
Состав, порядок представления бухгалтерской отчетности и ее публикация.
Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ. Организация обязана представлять бухгалтерскую отчетность в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно. Отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку. Организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а квартальную в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в течение 30 дней по окончании квартала. В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки, а организация, состоящая на федеральном бюджете, месячную отчетность представляет также территориальному органу федерального казначейства. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день. Годовая бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных организаций) является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей. поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по законодательству РФ, представляется с учетом требований указанного законодательства. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения. Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством РФ.
Требования к составу и содержанию форм отчетности ( Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н « О формах бухгалтерской отчетности организации»).
С 1 января 2000 г. вступил в действие целый блок нормативных документов, регламентирующих порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. Требования к составу и содержанию форм отчетности определяется приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"
Годовая бухгалтерская отчетность российских организаций как единая система данных об их имущественном и финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности формируется на основе данных бухгалтерского учета и состоит из следующих отчетных форм:
· бухгалтерского баланса (форма N 1);
· отчета о прибылях и убытках (форма N 2);
· отчета об изменении капитала (форма N 3);
· отчета о движении денежных средств (форма N 4);
· приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
· отчета о целевом использовании средств (форма N 6);
· пояснительной записки и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Особенностью составления бухгалтерской отчетности является отказ от ее типовых форм. Российским организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе предложенных Минфином России образцов при соблюдении таких общих требований к отчетной информации, как полнота, существенность, нейтральность, изложенных в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Необходимо руководствоваться также ФЗ"О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Планом счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и иными положениями, рекомендациями и указаниями, регламентирующими вопросы составления отчетности. При этом в индивидуальных формах должна быть соблюдена кодификация образцов.
Можно выделить три варианта формирования отчетности:
1) упрощенный - для субъектов малого предпринимательства;
2) стандартный - для средних и крупных организаций;
3) множественный - для крупнейших, осуществляющих несколько видов деятельности организаций.
Состав отчетности российских организаций приближен к соответствующим требованиям МСФО.
Требования, предъявляемые к балансу.
К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования: правдивость, реальность, единство, преемственность и ясность.
Правдивым является баланс, составленный на основании записей, сделанных по всем документам, отразившим факты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Условия правдивости баланса – обоснование его показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.
Под реальностью баланса понимают соответствие оценок его статей объективной действительности.
Единство баланса заключается в построение его на единых принципах учета и оценки.
Преемственность баланса выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из баланса предыдущего.
Ясность баланса – это его доступность для понимания лиц, его составляющих, и всех, его читающих.
Приложение к бухгалтерскому балансу.
В состав годовой бухгалтерской отчетности входит форма N 5 - "Приложение к бухгалтерскому балансу". В ней приводят данные о наличии и движении в течение отчетного периода некоторых активов, расходов и обязательств. Сразу скажем, что представлять форму N 5 нужно не всем. Так, этот бланк не обязаны составлять малые предприятия, которые не подпадают под обязательный аудит, а также общественные организации, не занимающиеся предпринимательством и не имеющие, кроме выбытия имущества, оборотов по реализации товаров, работ и услуг. Остальным организациям составить форму N 5 придется. Чтобы облегчить их труд, мы расскажем о наиболее проблемных и важных моментах в ее заполнении.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) – это подробная расшифровка показателей бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках. В бланке появились новые разделы.
Шаг 1. Суммирование
Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России
Сложность и ответственность задач, решаемых бухгалтерским учетом и отчетностью, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности включает перечень нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации.
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает в себя нормативные акты и документы четырех уровней.
I уровень системы - Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для предприятий, находящихся на территории РФ, а также для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. К первому уровню относятся Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты, регламентирующие порядок учета и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ — это также документы первого уровня системы нормативного регулирования.
II уровень системы — положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфина России, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регистрируются Минюстом России и имеют законодательную силу для всех предприятий, которым адресуются.
Государственные органы Российской Федерации с участием научной общественности продолжают деятельность по созданию оптимальной национальной модели финансового учета, отражающей мировые процессы, происходящие в этой области.
После долгих дискуссий решено новые нормативные акты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности называть не стандартами, а положениями по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), сохранив тем самым национальную особенность в решении методологических вопросов.
Приведем перечень действующих российских ПБУ: 1. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»; 2. ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»; 3. ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»; 4. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»; 5. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; 6. ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; 7. ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»; 8. ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»; 9. ПБУ 9/99 «Доходы организации»; 10. ПБУ 10/99 «Расходы организации; 11. ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах»; 12. ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»; 13. ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»; 14. ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»; 15. ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»; 16. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»; 17. ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»; 18. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»; 19. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»; 20. ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Если организация работает на международном рынке, также применяются МСФО.
III уровень системы - перечень документов, регулирующих методику бухгалтерского учета.
Они конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Минфином России и потребностями пользователей экономической информации.
Так как данный перечень весьма широкий, то данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.
Первая группа, в частности, включает: 1. Порядок ведения кассовых операций в РФ; 2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; 3. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов; 4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; 5. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли; 6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению; 7. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды.
Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включает инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др. В условиях директивной экономики было разработано около 150 отраслевых инструкций по методическим вопросам.
IV уровень системы - рабочие документы конкретной организации. Основными рабочими документами четвертого уровня системы, разрабатываемыми организациями, являются: 1. приказ об учетной политике организации; 2. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; 3. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов; 4. формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 5. утвержденный порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; 6. график документооборота и технология обработки учетной информации.
Следует отметить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета постоянно развивается и дальнейшие работы в этом направлении предусмотрены Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2004 № 180.
2. Пользователи бухгалтерской отчетности.
Пользователь бухгалтерской отчетности - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об экономическом субъекте. Различают внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 299.