ПРИНЦИПЫ ТРАНСАКЦИОННОГО АНАЛИЗА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структурный анализ

Мы уже говорили, что главной задачей трансакционного анализа является изучение состояний Я [Ego], представляющих собой целостные системы идей и чувств, проявляющихся в соответствующих моделях поведения. Напомним: в каждом человеке можно обнаружить три типа состояний Я. Первая группа ведет свое происхождение от родительских образцов поведения. В дальнейшем мы будем продолжать называть этот тип состояний «Родитель». В этом состоянии человек чувству­ет, думает, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делали его родители, когда он был ребенком. Это состояние Я может активизироваться при воспитании собственных детей. Даже тогда, когда это состояние Я не выглядит активным, оно чаще всего влияет на поведение человека в качестве Родитель­ского воздействия, выполняя функции совести. Вторая группа состояний Я заключается в том, что человек сам оценивает все окружающее объективно, рассчитывая возможности и вероят­ности на основе прошлого опыта. Это состояние Я, как и раньше, назовем «Взрослый». Его можно сравнить с функцио­нированием компьютера.

Каждый человек несет в себе черты маленького мальчика или маленькой девочки. Он порой чувствует, мыслит, действу­ет, говорит и реагирует точно так же, как это делал в детстве. Это состояние Я называется «Ребенок». Его нельзя считать ребяческим или незрелым, это состояние только напоминает ребенка определенного возраста, в основном двух-пяти лет. Возраст в этом состоянии Я является важным фактором. Надо, чтобы человек понимал себя в состоянии своего Ребенка, и не только потому, что он «сопровождает» его в течение жизни, но еще и потому, что это одна из самых значимых сторон его личности1.

Схема 1а дает представление о целостной структуре лич­ности любого человека, отображая все, что он может чувство­вать, думать, говорить или делать. (Более упрощенная форма дана на схеме 16.) Углубленный анализ не выявит новых состояний Я, он даст лишь более детальные членения первич­ных состояний.

1Читатель найдет некоторые уточнения понятий (что может показаться повторением), которые освещались в первых частях настоящего издания. Однако это необходимо для более осмысленного понимания принципов транс­акционного анализа.

161

Схема 1. Структурная диаграмма личности.

Очевидно, внимательный поиск обнаружит в большинстве случаев два Родительских компонента: один — ведущий происхождение от отца, другой — от матери. Анализ также откроет внутри детского состояния Я компоненты Роди­теля, Взрослого и Ребенка, которые уже были налицо, когда фиксировался Ребенок, чему можно найти подтверждение, на­блюдая детей. Результаты этого вторичного анализа представ­лены на схеме 1в. Отделение одной модели чувствования и деятельности от другой при определении состояний Я мы называем структурным анализом. В тексте состояния Я будут обозначаться так же, как и в предыдущих схемах: роди­тель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Ре),— все с заглавной буквы (напомним, что родитель, взрослый и ребенок со строч­ной буквы будут относиться к реальным людям).

Мы используем также и описательные термины, которые или понятны сами по себе, или будут объяснены в дальнейшем.

Еще немного о трансакционном анализе

Когда встречаются два человека, во взаимодействие вклю­чаются шесть состояний их Я (по три в каждом из них, что отражено на схеме 2а). Поскольку состояния Я так же отлича­ются друг от друга, как и все люди, то важно понять, какое из состояний во время этой встречи активизировано в каждой из личностей и как эти состояния взаимодействуют. Происходя­щее можно изобразить на схеме в виде стрелок, связывающих двух людей. В простейших трансакциях (взаимодействиях) стрелки параллельны. Они называются дополнительными транс­акциями. Ясно, что могут существовать девять типов дополни­тельных трансакций (РР, РВ, РРе, РеР, РеВ, РеРе), как это показано на схеме 26. На схеме 2а в качестве примера дается трансакция РРе между супругами, где стимул направлен от Родительского состояния Я мужа к Детскому состоянию Я жены, а реакция, наоборот,— от Ребенка к Родителю. В иде­альном случае это муж, проявляющий отеческую заботу о жене, за что она ему весьма благодарна. Пока трансакция остается дополнительной, коммуникация развивается неогра­ниченно.

 163

Схема 2а. Дополнительные трансакции РРе—РеР

Схема 26. Диаграмма девяти типов дополнительных трансакций

Схема За. Пересекающиеся трансакции первого типа ВВ—РеР

Схема 3б. Пересекающиеся трансакции второго типа ВВ—РРе

 

На схемах За, б отражена иная ситуация. На схеме За обозначен стимул от Взрослого к Взрослому (ВВ). Требование предоставить информацию получает отклик от Ребенка к Родителю (РеР), в результате чего стрелки стимула и реакции вместо того, чтобы идти параллельно, пересекаются. Трансак­ции этого типа называются пересекающимися. В этом случае коммуникация нарушена. Например, муж задает вопрос, требу­ющий ответа по существу: «Где мои тапочки?», а жена возму­щенно отвечает: «Почему я во всем всегда виновата?» — здесь имеет место именно пересекающаяся трансакция. Чаще всего разговор о тапочках на этом прекращается. Это пересекающая­ся трансакция первого типа, представляющая собой обычную форму реакции переноса, которая происходит и в психотера­пии. Именно этот тип трансакции, на наш взгляд, порождает большинство жизненных проблем. На схеме 3б изображена пересекающаяся трансакция второго типа, где стимул от Взрос­лого к Взрослому (например, вопрос) вызывает покровитель­ственную или как бы «величавую» реакцию от Родителя к Ребенку. Это один из самых распространенных типов реакции контрпереноса. Одновременно, это самая распространенная при­чина разрывов человеческих взаимоотношений как личных, так и общественных, в том числе и политических.

При внимательном рассмотрении схемы 2б можно увидеть, что возможны семьдесят два типа пересекающихся трансакций (9х9=81 комбинаций минус девять дополнительных). Но, к счастью, лишь четыре из них встречаются настолько часто, что привлекают внимание как психотерапевтов, так и многих людей в их повседневной жизни. Это первый тип (ВВ—РеР) и реакция перенесения, второй тип (ВВ—РРе) и реакция контр­перенесения, а также существует третий тип (РеР—ВВ) — «раздражительная реакция», когда человек, ищущий сочув­ствия, обретает вместо этого голые факты. И четвертый тип (РРе—ВВ) — «дерзость», когда вместо послушания реагирую­щий демонстрирует «наглую самоуверенность», апеллируя к фактам.

Дополнительная и пересекающаяся — это простейшие, одноуровневые трансакции. Существуют также два типа двухуров­невых трансакций — угловая и двойная. На схеме 4а изобра­жена угловая трансакция, при которой стимул выглядит как направленный от Взрослого к Взрослому (например, разумное на первый взгляд предложение торговой сделки), тогда как на самом деле он апеллирует к иному — Родительскому или Детскому — состоянию Я своего респондента. Здесь сплошная линия (ВВ) показывает социальный, или явный, уровень транс­акции, тогда как пунктиром обозначен психологический, или

166

Схема 4а. Успешная угловая трансакция (ВВ+ВРе) (РеВ)

Схема 46. Двойная трансакция (ВВ-ВВ) (РеРе-РеРе)

 

 скрытый, уровень. Если изображенная здесь угловая трансак­ция окажется успешной, то реакция будет идти не от Взрослого к Взрослому, а от Ребенка к Взрослому. Если реакция не удастся, то Взрослый респондента сохранит контроль над ситу­ацией и реакция будет реакцией Взрослого, а не Ребенка. Рассмотрение различных способов включения его состояний (схемы 4 а и 2 б) позволяет обнаружить восемнадцать типов успешных угловых трансакций, где реакция идет по пунктир­ной линии, и каждому из этих типов соответствует неуспешная трансакция с реакцией, параллельной сплошной линии.

На схеме 4 б представлена двойная трансакция. В этом случае налицо два различных уровня: психологический, или скрытый, уровень отличается от социального, или явного. Изу­чение схем покажет, что возможен 812, то есть 6561 тип различных двойных трансакций. Если мы отбросим те из них, где социальный и психологический уровни повторяют друг друга (а это, собственно, 81 тип простых трансакций), то останется 6480 типов. К счастью, лишь шесть из них, на наш взгляд, имеют значение в общественной и повседневной жизни людей.

Читатель может спросить: зачем так много цифр в этом разделе? Этому есть три причины. Первая — это так называе­мая Детская причина. Она заключается в том, что многие люди очень любят играть в цифры. Вторая — Взрослая причина, благодаря которой можно продемонстрировать большую, по сравнению с другими социальными и психологическими теори­ями, точность трансакционного анализа. Третья причина — Родительская. Суть ее — показать: насколько бы точен ни был трансакционный анализ, живых людей в эти схемы вогнать невозможно. Например, если мы участвуем только в трех трансакциях и каждый раз имеем на выбор из 6597 разновид­ностей, то мы можем осуществить их 65973 способами. Это даст нам множество различных способов структурирования наших взаимодействий друг с другом. Так что перед нами простирается безграничный простор для выражения своих ин­дивидуальностей.

Следовательно, если бы все население Земли разбить на пары и каждая пара осуществляла бы по три взаимодействия двести раз подряд, то они ни разу не повторили бы как свои прежние действия, так и действия любой другой пары. По­скольку большинство людей ежедневно участвует в тысячах и тысячах трансакций, то каждый человек имеет в своем распо-

168

ряжении бесчисленное количество вариантов. Если же он ис­пытывает отвращение к большинству из возможных типов трансакций и никогда в них не участвует, то все равно у него остается достаточно простора для маневра. При этом его пове­дение совсем необязательно станет стереотипным, если, конеч­но, он сам не превратит его в таковое. Если же он все-таки это сделает (так поступает большинство людей), то виной тому не трансакционный анализ, а другие причины, которые мы попы­таемся также проанализировать в настоящей книге.

О системе в целом, со всеми ее частными разделами, мы говорим как о трансакционном анализе, поэтому описанный выше анализ простых типов общения можно назвать собствен­но трансакционным анализом. Это следующий шаг после структурного анализа. Собственно трансакционный анализ дает строгое определение системы как целого, что представляется принципиально важным для людей, специализирующихся в научной методологии. Трансакция, состоящая из единичного стимула и единичной реакции, вербальной или невербальной, является единицей социального действия. Мы называем его трансакцией, поскольку каждая из сторон что-то в нем обрета­ет. Поэтому люди в них и участвуют. Все, что происходит между двумя или большим числом людей, может быть разложе­но на ряды единичных трансакций, что является большим преимуществом для науки, ибо она получает возможность работать с четко определенной системой единиц.

Структурирование времени

Длинные ряды трансакций, возникающие на протяжении всей жизни человека, можно так классифицировать, что в результате появляется возможность кратко- и долгосрочного прогнозирования его социального поведения. Такие цепи транс­акций существуют даже тогда, когда они, пусть и в малой степени, служат удовлетворению инстинктов, потому что для большинства людей бывают тягостны периоды, не структуриро­ванные по времени. Поэтому, например, вечеринка с коктейля­ми считается для многих людей времяпрепровождением менее скучным, чем пребывание наедине с собой. Необходимость структурирования времени мы объясняем тремя видами влече­ний или потребностей. Первый — это стимулирование или жажда ощущений. Многие люди утверждают, что они стре­мятся избегать возбуждающих ощущений, а на самом деле

169

 большинство из них, смеем утверждать, ищут их. Второй — это жажда признания, стремление к особого рода ощущени­ям, которые может дать другой человек. Вот поэтому грудным детям точно так же, как младенцам обезьяны, недостаточно только молока, им необходимо тепло материнского прикоснове­ния и звук и запах, исходящие от матери. В противном случае они страдают точно так же, как и взрослый человек, если нет никого, кто сказал бы ему «здравствуйте». Третий — это жажда структурированности. Люди, умеющие постоянно структурировать свое время,— самые дефицитные и высоко­оплачиваемые специалисты в любом обществе.

Существуют различные формы структурирования времени. В социальном поведении мы видим четыре формы плюс два пограничных случая. Когда двое и более людей находятся вместе в одном помещении, они выбирают тип поведения. На одном полюсе пограничный случай — замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Это бывает в самых различных ситуациях, например в купе железнодорожного по­езда, в больничной палате и т. п. Далее, за формой замкнутос­ти, когда каждый человек будто бы окутан собственными мыслями, следует наиболее безопасная форма социального дей­ствия — ритуал; это крайне стилизованные формы взаимодей­ствия, которые могут иметь неформальный характер, но могут быть и официальными. В последнем случае это в основном церемониальное поведение, трансакции которого полностью предсказуемы и почти не несут никакой информации. По своей природе ритуалы — это скорее всего знаки взаимного призна­ния. Единицы ритуала называют жестами по аналогии с жеста­ми, свидетельствующими о признании и понимании людьми друг друга. Ритуалы программируются извне — традициями и обычаями.

Следующая форма социального действия называется актив­ностью. Ее мы обычно именуем работой. В этом случае транс­акции диктуются материалом: с чем и над чем работают (будь то дерево, бетон или математическая проблема). Связанные с работой трансакции обычно направлены от Взрослого к Взрос­лому и соотнесены с внешней реальностью, то есть с предме­том деятельности. Далее остановимся на времяпрепровождениях, которые не так стилизованы и не так предсказуемы, как ритуал, но обладают некоторой повторяемостью. Это многова­риантное взаимодействие, имеющее законченный характер, как фраза или предложение. Примером может служить вечеринка

170

с угощением, где участники недостаточно хорошо знакомы друг с другом. Времяпрепровождение чаще всего социально запро­граммировано, поскольку говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы. Когда при этом проскальзывают индивидуальные нотки, тогда времяпре­провождения переходят в другую форму социального действия, которая называется игрой.

Игра, как мы уже говорили,— это комплекс скрытых транс­акций, повторяющихся и характеризующихся четко определен­ным психологическим выражением. Во время скрытой транс­акции участник чаще всего притворяется, так как создает видимость, что делает что-то одно, а в действительности делает совсем другое. Все игры предполагают «приманку». Однако «приманка» срабатывает лишь тогда, когда есть слабость, на которую она рассчитана, или имеется какой-то «рычаг», ухва­тившись за который можно вызвать отклик другого игрока. Это может быть зависть, жадность, сентиментальность, вспыльчи­вость и т. п. Как только «приманка» схвачена, игрок начинает тянуть за «рычаг», чтобы получать свой выигрыш. Партнер смущен или недоумевает, пытаясь осознать, что же такое с ним произошло. Когда игра заканчивается, каждый получает свой «выигрыш», или «вознаграждение», который обычно бывает взаимным и заключается в чувствах, переживаниях (не всегда одинаковых), но возбуждаемых игрой как в активном игроке, так и в его партнере. Если набор трансакций не характеризует­ся этими чертами, то речь идет не об игре, так как при игре скрытые трансакции должны содержать «приманку», «рычаг», недоумение и «выигрыш». Это можно представить в виде сле­дующей формулы:

П+С=Р-Н-В (формула игры), где П + С означа­ет, что «приманка» схвачена, реакция достигнута и игрок тянет за «рычаг» (Р). После этого следует момент смущения или недоумения (Н), а затем оба получают свой «выигрыш» (В). Все, что укладывается в эту формулу, мы считаем игрой. Все, что не укладывается в эту формулу, игрой не является.

За игрой следует второй пограничный случай, замыкающий ряд форм межчеловеческих взаимодействий,— близость. Дву­стороннюю близость можно определить как искренне неигро­вое отношение между людьми со свободным взаимным обменом между ними, исключающим извлечение выгоды. Близость мо­жет быть односторонней, когда один человек дарит другому свое искреннее и свободное отношение, а другой расчетливо ищет при этом своей выгоды.

171

 Сценарии

Различные формы социального действия, как уже отмеча­лось в первой книге, способствуют структурированию времени, помогают избежать скуки, а также дают возможность извлечь максимально возможное удовлетворение из каждой ситуации. Большинство людей, кроме того, подсознательно имеют свой жизненный план, или сценарий, согласно которому они струк­турируют более длительные периоды времени — месяцы, годы или даже всю свою жизнь, заполняя время ритуальной дея­тельностью, времяпрепровождениями, развлечениями, играми. Реализуя сценарий, игры дают в то же время немедленное удовлетворение и прерываются периодами замыкания в себе или эпизодами близости. Сценарии обычно основываются на детских иллюзиях, которые могут не исчезнуть в течение всей жизни.

Однако у более чувствительных, восприимчивых, интелли­гентных людей эти иллюзии одна за другой разрушаются, что нередко ведет к жизненному кризису. Подобный кризис может возникнуть в связи с переоценкой родителями своего ребенка в его юношеском возрасте или из-за чувства протеста, часто приобретающего причудливые формы в подростковом возрасте. Чрезмерно усердные попытки сохранить иллюзии в более позд­ние периоды жизни порождают иногда депрессии и мистицизм, а разрушение иллюзий может вызвать даже отчаяние.

Временное структурирование — это обозначение экзис­тенциальных проблем, заключающихся в вопросе: что делать после того, как сказано «здравствуйте»? Мы попытаемся отве­тить на этот вопрос на основании наблюдений за действиями людей после высказанного ими приветствия. В настоящей кни­ге также сделаны предположения о возможных действиях лю­дей, то есть что мог бы сделать человек, как повести себя в какой-то конкретной ситуации. В этом нам помогли исследова­ния природы жизненных сценариев и ход их реализации.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 224.