Определение умственной отсталости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определение умственной отсталости

Многие специалисты указывают на трудность всеобъемлющего определения умственной отсталости. В нашей стране и за рубежом специалисты придерживаются разных ее определений (Хрестоматия 4.1¨). Достаточно долгое время главной особенностью умственно отсталости считалось нарушение в интеллектуальной деятельности. Л.С. Выготский обратил внимание на тесную связь интеллекта и аффекта и увидел своеобразие формирования взаимоотношений между этими сферами у умственно отсталого ребенка (Хрестоматия 4.2¨).

«Слабоумие рассматривается как качественно своеобразное, атипическое развитие психики, затрагивающее как познавательную деятельность, так и эмоционально-волевую сферу, и личность в целом» ( Замский Х.С., 1995, с.339).

В зависимости от характера и причин нарушений центральной нервной системы, от времени нанесения вредности, слабоумие принимает формы олигофрений§ и деменция§ .

Понятие «олигофрения» распространяется на те формы слабоумия, при которых поражение центральной нервной системы последовало в период эмбрионального развития или же на самых ранних этапах развития ребенка. К деменции относят те случаи слабоумия, которые возникли после того, как ребенок прошел уже некоторый путь нормального развития.

Олигофрения рассматривается как слабоумие, имеющее относительно равномерную динамику, при которой не наблюдается очевидного улучшения или ухудшения состояния познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

При деменциях отсутствует стабильность психического развития, наблюдаются периоды улучшения и ухудшения состояния, особенно это касается эмоциональной стороны развития ребенка (Хрестоматия 4.3¨).

В России до сих пор принято использовать термин «олигофрения» для обозначения органической недостаточности мозга у детей, носящей резидуальный (остаточный) и непроградиентный (непрогрессирующий) характер. Многие специалисты продолжают придерживаться и традиционной классификации олигофрении по трем степеням умственной отсталости (дебильность, имбецильность, идиотия).

Дети с олигофренией в легкой степени долгие годы составляли основной контингент воспитанников специальных детских садов для детей с поражением центральной нервной системы и вспомогательных школ в нашей стране. Они являются наиболее изученными в психологическом и педагогическом отношении. Раньше в России очень мало внимания уделялось изучению проблем обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития. Их считали «необучаемыми» и принимали не в школы, а только в психоневрологические интернаты. Современное учение об умственной отсталости дает основание утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные. В последние годы положение детей с тяжелой умственной отсталостью и их семей заметно меняется к лучшему. Открываются специальные группы, классы и центры, много внимания уделяется поддержке и помощи родителям таких детей ( Шипицына, 2005).

Определение умственной отсталости

Многие специалисты указывают на трудность всеобъемлющего определения умственной отсталости. В нашей стране и за рубежом специалисты придерживаются разных ее определений (Хрестоматия 4.1¨). Достаточно долгое время главной особенностью умственно отсталости считалось нарушение в интеллектуальной деятельности. Л.С. Выготский обратил внимание на тесную связь интеллекта и аффекта и увидел своеобразие формирования взаимоотношений между этими сферами у умственно отсталого ребенка (Хрестоматия 4.2¨).

«Слабоумие рассматривается как качественно своеобразное, атипическое развитие психики, затрагивающее как познавательную деятельность, так и эмоционально-волевую сферу, и личность в целом» ( Замский Х.С., 1995, с.339).

В зависимости от характера и причин нарушений центральной нервной системы, от времени нанесения вредности, слабоумие принимает формы олигофрений§ и деменция§ .

Понятие «олигофрения» распространяется на те формы слабоумия, при которых поражение центральной нервной системы последовало в период эмбрионального развития или же на самых ранних этапах развития ребенка. К деменции относят те случаи слабоумия, которые возникли после того, как ребенок прошел уже некоторый путь нормального развития.

Олигофрения рассматривается как слабоумие, имеющее относительно равномерную динамику, при которой не наблюдается очевидного улучшения или ухудшения состояния познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

При деменциях отсутствует стабильность психического развития, наблюдаются периоды улучшения и ухудшения состояния, особенно это касается эмоциональной стороны развития ребенка (Хрестоматия 4.3¨).

В России до сих пор принято использовать термин «олигофрения» для обозначения органической недостаточности мозга у детей, носящей резидуальный (остаточный) и непроградиентный (непрогрессирующий) характер. Многие специалисты продолжают придерживаться и традиционной классификации олигофрении по трем степеням умственной отсталости (дебильность, имбецильность, идиотия).

Дети с олигофренией в легкой степени долгие годы составляли основной контингент воспитанников специальных детских садов для детей с поражением центральной нервной системы и вспомогательных школ в нашей стране. Они являются наиболее изученными в психологическом и педагогическом отношении. Раньше в России очень мало внимания уделялось изучению проблем обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития. Их считали «необучаемыми» и принимали не в школы, а только в психоневрологические интернаты. Современное учение об умственной отсталости дает основание утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные. В последние годы положение детей с тяжелой умственной отсталостью и их семей заметно меняется к лучшему. Открываются специальные группы, классы и центры, много внимания уделяется поддержке и помощи родителям таких детей ( Шипицына, 2005).

Дата: 2019-12-09, просмотров: 175.