Проблемы и перспективы развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время в экономике и социальной сфере Центрального округа имеет место ряд серьезных проблем, многие из которых носят долгосрочный и межрегиональный характер.

Демографические проблемы

По общей демографической ситуации субъекты Центрального федерального округа относят к «самым демографически депрессивным» регионам России. Смертность населения значительно превышает рождаемость, что обусловливает самую высокую естественную убыль населения по стране. Прирост населения происходит только за счет миграции, причем миграционный прирост в округе значительно выше среднероссийского показателя и имеет наибольшее значение в стране (ЦФО – 46 чел. на 10 тыс. жителей; Россия – 19 чел. на 10 тыс. жителей). [7]

Таким образом, появляется ряд проблемных вопросов, связанных с улучшением демографической и миграционной ситуации и её регулированием:

· сохраняющаяся депопуляция населения не покрывается миграционным приростом; в результате наблюдается продолжение опасной тенденции сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, растет число пенсионеров. Постепенно возрастает нагрузка на местные бюджеты и сужается налогооблагаемая база;

· возникает острая проблема беженцев, связанная с выделением средств на обеспечение их жильем и трудоустройством;

· падает состояние здоровья населения, растет число заболеваний. Одна из причин этого – развал низовой сети учреждений здравоохранения и низкий уровень оплаты труда врачей и медсестер. Состояние сети здравоохранения с точки зрения оснащения – удручающее.

 

Проблемы в области социально направленной бюджетной политики

· Сохраняется бюджетная дефицитность большинства регионов округа, и отсутствуют видимые стимулы для её ликвидации. Областные и местные администрации в значительной степени отлучены от регулирования деятельности негосударственных хозяйствующих субъектов и поэтому выполняют функции, по преимуществу, распределителя социальных расходов. При этом сохраняется острота проблемы и «не финансируемых федеральных мандатов» (Законы о ветеранах, инвалидах и т.д.)

· Сохраняется ситуация недостаточной собираемости налогов. Продолжается рост доли федеральных налогов и сокращение региональных; в результате областные бюджеты несут некомпенсированные потери доходной части, что не позволяет им более эффективно покрывать социальные расходы.

· В областях Центральной России велик размер безработицы, в результате чего бюджеты теряют доходы от налога с физических лиц.

· В ряде регионов крайне низок уровень оплаты труда, не соблюдаются нормативы выплаты пособий – в результате у значительной части населения нет достаточных средств для решения своих проблем в части покрытия спроса на услуги, на строительство жилья и приобретение товаров длительного пользования.

· Дифференциация уровня жизни между самыми развитыми и отсталыми районами субъектов ЦФО существенно выше, чем в среднем по России. Растёт разрыв в уровне доходов между 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан, что в перспективе чревато ростом социальной напряжённости, а также отсутствием стимулов в ряде регионов для выхода из «депрессивной ловушки».

· Крайне ограничены финансовые ресурсы областных бюджетов, выделяемые на поддержание промышленного и сельскохозяйственного производства. Предстоящее присоединение России к ВТО приведёт к дополнительным ограничениям для регионов с точки зрения возможностей промышленной политики.

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве оказывает существенное влияние на темпы социально-экономического развития как Центрального федерального округа, так и России. Важность стабильной работы ЖКХ определяется тем, что услуги ЖКХ востребованы и населением, и промышленностью.

Россия характеризуется большим разнообразием региональных особенностей ЖКХ, связанных с административными, нормативно-правовыми, технологическими отличиями и размерами территорий муниципальных образований.

Главными причинами сложившейся ситуации в отрасли стали: хронический дефицит финансирования, высокий уровень затрат при производстве услуг, критический износ эксплуатируемых инфраструктурных сетей, отсутствие высококвалифицированного управленческого персонала, неэффективная и бесприбыльная работа предприятий, высокий уровень потерь ресурсов при транспортировке, перекрестное субсидирование.

Существенную часть услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия, что приводит к увеличению себестоимости продукции и снижению ее конкурентоспособности.

Отрасль нуждается в реструктуризации – необходима реформа системы управления, создание системы определения экономически обоснованного уровня тарифов.

Растущие задолженности бюджетов – это финансовый результат деятельности предприятий и органов местной власти, которые утверждают тарифы для предприятий без увязки ценообразования с бюджетным процессом. В результате предприятия ЖКХ недополучают значительные суммы бюджетного финансирования, при этом за бюджетами эта задолженность не числится. Основным условием проведения реструктуризации задолженности предприятий ЖКХ является признание бюджетами своих долгов перед отраслью.

Не менее важная проблема – оплата услуг поставщиков и вопрос сбора оплаты за реализованные услуги потребителям; за прошедшие годы система ЖКХ накопила большую кредиторскую задолженность, которая значительно превышает дебиторскую задолженность.

Общие проблемы развития промышленности:

· В промышленности нарастает прогрессирующее старение основных фондов, предприятия теряют возможности производить конкурентоспособную продукцию. Существующий сегодня на внутреннем рынке диспаритет цен на национальную и импортную продукцию будет постепенно преодолеваться за счёт роста тарифов на услуги монополистов (РАО «ЕЭС России», МПС, ОАО «Газпром»), укрепления рубля и необходимого роста зарплаты. Поэтому приоритетной становится федеральная и региональная политика стимулирования инвестиций в техническое перевооружение, развитие лизинга оборудования, в приобретение лицензий, новых технологий и повышение квалификации кадров как способ сохранить конкурентоспособность национальной промышленности.

· Областные администрации чаще всего не имеют данных об истинных владельцах хозяйствующих структур, особенно если они расположены в других городах (в результате они вынуждены «работать» с наемными директорами вместо истинных владельцев, определяющих политику развития своих производств). В этом вопросе округ может оказать существенное содействие регионам, т.к. основные финансово-промышленные группы (ФПГ) расположены в Москве и имеют опыт представления своих интересов в федеральных и окружных структурах.

· В критическом состоянии находится электроэнергетическая отрасль. В начале 1990-х гг. практически был свёрнут инвестиционный процесс, и оборудование не обновляется уже более 20 лет. В ближайшие годы ожидается массовый выход из строя генерирующего оборудования. Многие энергосистемы Центральной России потеряли инвестиционную привлекательность. Особенно угрожающая ситуация сложилась в части централизованного теплоснабжения: при развитии конкурентного рынка и внедрении систем учета возникает финансовый дефицит у ряда ТЭЦ и магистральных теплосетей в областных центрах и крупнейших областных промышленных городах.

· В промышленности сохраняется низкий уровень специализации, особенно в части обслуживания предприятий промышленными услугами (ремонт оборудования, поставки сырья, стандартных узлов, использование промышленных отходов и т.п.). В результате не получает развития малый производственный бизнес, а предприятия содержат большое количество вспомогательного персонала и теряют в производительности труда и уровне себестоимости готовой продукции. Между тем конкурентоспособность промышленности округа – общая задача для всех органов экономического управления.

Основные проблемы текстильного комплекса:

- одна из самых главных проблем отрасли – поставка сырья – хлопка для текстильных предприятий Центрального федерального округа;

- сохраняется недостаток собственных оборотных средств, высокие банковские ставки вынуждают предприятия перерабатывать «давальческое» сырье заказчиков, что приводит к снижению доходной части бюджета региона. Жесткие условия, диктуемые поставщиками сырья и материалов, не позволяют вести расширенное воспроизводство. Проблемы сырья отражаются на видовом составе выпускаемых тканей;

- нерациональная структура отрасли. Т.к. около 50% мощностей отрасли было создано в СССР для производства продукции технического назначения (армейского обмундирования, парашютной и технической ткани, брезента, приводных ремней и т.п.), в настоящее время в связи с сокращением численного состава Вооруженных Сил и уменьшением закупок вооружений эти мощности не имеют достаточного рынка сбыта;

- низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;

- физический и моральный износ оборудования, его низкая производительность сильно влияют на перспективы производства конкурентоспособной продукции, не позволяют адекватно реагировать на изменения рынка путём расширения ассортимента продукции и др. эффективными способами;

- недостаток инвестиций, высокие цены на тепло- и электроэнергию, появившийся в последнее время дефицит квалифицированных рабочих кадров не позволяют производить модернизацию и техническое перевооружение предприятий.

Эти же проблемы характерны для ряда других отраслей легкой промышленности ЦФО.

В настоящее время независимо от формы организации предприятия в сельском хозяйстве существует ряд трудностей: изношенность техники и оборудования, недостаток кормов и высокие цены на них, значительные издержки при производстве продукции; задержки с выплатой заработной платы, возникающие в результате недостатка денежных средств, низких цен на сельхозпродукцию и т.д.; инвестиционная привлекательность сельского хозяйства гораздо ниже, чем в других сферах экономики.

Можно выделить наиболее значимые проблемы данной отрасли:

· потребность в техническом обновлении в расчёте на 1 га в Центрально-Черноземном районе по оценке составляет 200-250 долл. США; на уровне округа требуется решить вопрос о специализации предприятий по выпуску качественной и конкурентоспособной продукции сельхозмашиностроения;

· обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей горюче-смазочными материалами. Сегодня большинство сельхозпредприятий всех форм собственности убыточны, и многие из них не в состоянии вовремя закупать горюче-смазочные материалы в необходимых объемах и вынуждены отдавать значительную часть урожая за ГСМ;

· в последние годы произошло ухудшение качества земли. Это обусловлено, прежде всего, снижением в почве гумуса из-за нерациональной агротехники, сокращением объемов внесения в почву минеральных удобрений и интенсивного развития эрозионных процессов;

· нарушение сложившегося за многие годы соотношения цен на сырье и готовую продукцию привело к ухудшению взаимоотношений между сельхозпроизводителями и предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. Недостаточная государственная поддержка вынуждает предприятия перерабатывать сельскохозяйственное сырье на давальческих условиях через посредников, приобретающих сырье у сельхозпроизводителей по демпинговым ценам. При этом прибыль от результатов производства в значительной степени остается у посреднических организаций, а интересы сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий ущемляются;

· финансовое положение предприятий АПК. Уровень их доходов не позволяет вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками-подрядчиками, банками по ссудам и работниками по оплате труда. Финансовое положение хозяйств характеризуется:

- незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на неё, высоким уровнем затрат и ограничений сбыта;

- нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита, в т.ч. из-за отсутствия залоговых механизмов (земельная ипотека и др.);

- высокой задолженностью по кредитам, платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, большая часть, которой приходится на пени и штрафы за просроченные платежи.

В силу этого большинство аграрных предприятий имеет блокированные счета, что обусловливает неденежные формы расчетов и кредитов, рост бартера.

Большое значение имеет осуществление мероприятий, направленных на интенсификацию производства продовольственной пшеницы сильных и ценных сортов (главным образом в Центрально-Черноземном районе), внедрение эффективных и экологически безопасных технологий, что позволит значительно улучшить обеспечение Центральной России товарным зерном;

· напряжённая ситуация сложилась в сахарной промышленности. В результате увеличения таможенных пошлин на сахар-сырец заводы по производству сахара оказались незагруженными. В настоящее время сбор сахарной свеклы в округе позволяет загрузить имеющиеся мощности предприятий только на 60-65%. Эта ситуация ставит вопрос об увеличении посевных площадей под сахарную свеклу с целью обеспечения производственных мощностей сахарных заводов и уменьшения зависимости от импорта аналогичной продукции;

· в сельском хозяйстве сохраняется низкий уровень зарплаты, что стимулирует сохранение на селе системы внеэкономических отношений и высокий уровень зависимости населения от местных органов власти;

· среди всех отраслей сельского хозяйства в ряде областей наибольший интерес вызывает возможность организовать выращивание высокосортного льна, что может частично решить проблемы текстильной промышленности округа.

Ситуация, сложившаяся в агропромышленном комплексе, диктует необходимость сосредоточения главных усилий на использовании собственных внутренних резервов и возможностей, широком внедрении опыта лучших хозяйств, успешно осваивающих рыночные отношения, умелой поддержке развития предприятий всех форм собственности, развитие производственной кооперации – от сельхозмашиностроения до хранения и реализации продукции.

Перспективы развития Центрального округа напрямую определяются:

· мощным финансовым, производственным, научно-техническим потенциалом;

· развитой системой подготовки кадров всех уровней, определяющих научно-технический прогресс в стране;

· наличием развитой производственной и социальной инфраструктуры;

· наличием крупной экспортной металлургической базы, хорошо обеспеченной сырьевыми ресурсами;

· наличием рынков сбыта продукции наукоемких отраслей при высоком уровне транспортной освоенности территории в сочетании с выходом на западноевропейские транспортные коммуникации (международные аэропорты, магистральные автодороги, железнодорожные узлы Москвы и других городов), огромная емкость внутреннего и сопредельных рынков потребительских товаров и продуктов;

· природно-климатическими условиями, благоприятными для развития сельского хозяйства, наличием широкого спектра производств по переработке сельскохозяйственной продукции;

· потенциалом туризма в Москве и городах Золотого кольца России.

Таким образом, разумное использование имеющегося потенциала является первоочередной задачей для органов власти и управления как окружного, так и регионального уровня.

Основными направлениями окружной политики регионального развития в рассматриваемый период по-прежнему будут являться:

- усиление процесса межрегиональной интеграции и улучшение качества экономического пространства регионов ЦФО;

- снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов;

- создание равных условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов;

- обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи;

- развитие экономических основ местного самоуправления;

- дальнейшее реформирование (совершенствование) межбюджетных отношений.

Перспективы развития и модернизация хозяйства Центрального округа определяются накопленным производственным и научно-техническим потенциалом, высокоразвитой кредитно-финансовой и транспортной инфраструктурой с выходом на западноевропейские транспортные коммуникации, а также наличием широкого круга перерабатывающих производств сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного машиностроения и ориентированных на экспорт металлургических и химических производств. В конечном счёте одной из основных задач хозяйственного развития является определение новых приоритетов индустриально-инвестиционной политики и дальнейшая качественная перестройка структуры экономики.

В чернозёмной зоне будет осуществляться восстановление уровня и доходности сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. Для Нечерноземья одним из направлений развития сельского хозяйства должно стать восстановление традиционных отраслей специализации, таких, как льноводство, а для территорий, расположенных рядом с крупными центрами, – пригородное сельское хозяйство.

Несомненно, приоритетными задачами на прогнозируемый период станут:

- расширение использования научного потенциала для развития высокотехнологичных производств, нацеленных на выпуск конкурентоспособной продукции, в т.ч. на экспорт (точного приборостроения (лазерной техники, оптических и медицинских приборов), аэрокосмической техники, биотехнологий, новых материалов с заданными свойствами);

- дальнейшее усиление роли округа в сфере страховых и информационных услуг, а также образования и туризма;

- более полное и рациональное использование агропотенциала;

- реализация программ модернизации металлургической отрасли;

- развитие экспортного потенциала по наукоёмкой медицинской технике и производству новых видов конструкционных материалов.

 

Заключение

 

Центральный федеральный округ – ведущий округ страны. Здесь проживает четверть её населения и производится треть валового внутреннего продукта. Перспективы развития Центрального округа имеют непосредственное отношение к социально-экономическому развитию всего Российского государства. Динамичный и устойчивый рост экономики округа в существенной степени зависит от разумного использования потенциала, привлечения новых ресурсов, развития новых производств.

В составе округа – индустриально развитые регионы Центрального экономического района с исторически сложившейся специализацией на отраслях машиностроения, химической, легкой промышленности (Московская, Тульская, Ярославская, Ивановская, Владимирская области), активно развивающиеся аграрно-промышленные регионы Центрально-Черноземного экономического района с сельским хозяйством межрайонного значения и пищевой промышленностью (Воронежская, Курская области), с горнодобывающей промышленностью и черной металлургией (Липецкая, Белгородская и Курская области).

В ЦФО добывается железная руда, сырье для цемента, фосфориты, бокситы. Развито производство чугуна, стали, машиностроительной продукции. Значительна роль агропромышленного комплекса, производящего четверть от общего объема сельхозпродукции в России.

ЦФО – макрорегион, где наиболее развита обрабатывающая промышленность, что обусловлено выгодным экономико-географическим положением, высоким уровнем потребления и наличием квалифицированных трудовых ресурсов.

Округ обладает самым мощным в России научно-техническим потенциалом и наибольшим числом квалифицированных кадров. Здесь сосредоточено более половины всех предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса России; большинство финансово-кредитных организаций; треть научно-исследовательских организаций, в которых занято почти половина всех научных работников; третья часть всех высших учебных заведений страны (и, соответственно, студентов); более половины наукоградов. Структура ВВП Московской агломерации (60% – сфера услуг) соответствует постиндустриальной стадии развития.

Центральный округ играет ведущую роль в прогрессивных преобразованиях хозяйственного комплекса России, что требует активизации научной деятельности и повышения эффективности богатейшего научного потенциала округа.

 

Библиографический список

 

1.  Экономическая география России: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. И.А. Козьева. Экономическая география и Регионалистика: учебное пособие/И.А. Козьева. – М.: КНОРУС, 2005.

3. К.В. Павлов «Территориальные особенности развития предпринимательства в разных регионах России»// «Экономика региона» 5(32)-2006.

4. В.В. Лежина «Развитие крупных интегрированных формирований в оптовом продовольственном комплексе мегаполиса»// «Экономика региона» 2(29) – 2006.

5. www.gks.ru – «Федеральная служба государственной статистики»

6. www.minregion.ru – «Министерство регионального развития РФ»

7. 1/plus7.ru – «Центральный федеральный округ»

8. www.abc-tour.ru – «Карта Центрального федерального округа»

9. www.media.infobus.ru – «Медиа: воронежские новости»

10. www.rags.ru – «Официальный сайт Российской академии государственной службы при президенте РФ»

11. www.businesspress.ru – «Деловая пресса. Электронные газеты»

 

Приложение 1.

Карта Центрального федерального округа

 

 

 

Приложение 2.

 Соотношение городского и сельского населения, % (перепись 2002 г.)

 

Приложение 3.

Доля экономических показателей Центрального федерального округа в общероссийских показателях.

(2004 год)

 

 

Экономический показатель Удельный вес, %
Валовой региональный продукт 29,3
Объем промышленного производства 21,2
Объем сельскохозяйственного производства 22,5
Оборот розничной торговли 43,7
Платные услуги населению 39,3
Поступление налоговых платежей и сборов в бюджетную систему России 35,0
Инвестиции в основной капитал 29,1

 

Приложение 4.

Отраслевая структура промышленного производства

(2004г.)

 

Отрасль промышленности Удельный вес отрасли в промышленном производстве страны, % Удельный вес отрасли в промышленном производстве округа, % Коэффициент локализации
Электроэнергетика 10,4 11,0 1,06
Топливная промышленность, в том числе: Нефтедобывающая Нефтеперерабатывающая Газовая угольная 19,7     13,1 2,8 2,2 1,6   3,8     0,0 3,7 0 0 0,19     0 1,32 0 0
Черная металлургия 7.9 7,9 1,0
Цветная металлургия 8,4 1,6 0,19
Химическая и нефтехимическая промышленность 6,9 7,9 1,14
Машиностроение и металлообработка 20,3 26,9 1,33
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 4,4 3,7 0.84
Промышленность стройматериалов 3,1 5,1 1,65
Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность 0,5 0,9 1,8
Легкая промышленность 1,6 3,9 2,43
Пищевая промышленность 13,7 21,7 1,58
Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность 1,5 1,9 1,27
Другие отрасли 1,6 0,0 0
итого 100 100 -

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.