Проблема безработицы является предметом пристального внимания со стороны государства. Так было всегда и в обозримом будущем едва ли возможны какие-то радикальные перемены. Хотя основания для вмешательства имеются, оно не должно сводиться к обеспечению рабочим местом каждого трудоспособного гражданина. Правильнее развивать экономическую деятельность государства по двум основным направлениям: регулирование уровня и продолжительности безработицы, социальная защита пострадавших от нее людей.
Если обратиться к первому направлению, то задача государства заключается в том, чтобы превратить реальную безработицу в естественную – и по ее уровню, и по продолжительности. Почему так? Разве формирование естественной безработицы не относится к разряду рыночных явлений? Действительно, в ситуациях, когда текущая безработица опускается ниже естественной отметки, от государства никакого особого регулирования и не требуется. Надо просто перестать создавать помехи рынку труда, оставить его в покое, на время выйти из игры, оставив бесплодные, да вдобавок крайне опасный для экономики попытки установить полную занятость. Это будет не отказ от регулирования вообще, а лишь признание его никчемности и вредности в обстановке высокой занятости.
На технологическую, структурную, региональную и другие разновидности вынужденной безработицы государство реализует свой регулирующий потенциал, добиваясь снижения безработицы до уровня естественной нормы. Организовать это, однако, совсем не просто. Дело в том, что вторгаясь в область занятости, государство вправе воспользоваться отнюдь не всякими методами воздействия, причем главное лимитирующее обстоятельство – угроза неуправляемой инфляции [21].
Основное требование можно сформулировать так: допустимо применение любых способов регулирования, если они, сохраняя свою высокую эффективность, одновременно являются нейтральными в инфляционном отношении или хотя бы вызывают минимальные инфляционные последствия. В противном случае экономика окажется в порочном кругу стагфляции.
Государство полностью соблюдает это условие, когда, допустим организует или совершенствует систему информации о свободных рабочих местах, сокращая тем самым время, в течении которого человек занят поисками работы. Государство поступает правильно, принимая ответственность за развитие профессионального обучения и переквалификации, налаживая работу бирж труда, осуществляя постоянный контроль над рынком рабочей силы, финансируя исследования проблем занятости и т п. Так же надо оценить государственное стимулирование разработки новых технологий, освоение которых сулит дополнительные места, или льготное налогообложение малого бизнеса, обеспечивающего работой значительную часть трудоспособного населения развитых стран. Хорошие результаты дают целевые программы – как рационального характера, так о и облегающие трудоустройство молодежи и других социально уязвимых общественных групп. Действенность таких форм регулирования неоднократно проверена практикой. Не менее важно, что все они в целом инфляционно безвредны, чего нельзя сказать о регулярных денежных вливаниях или о сохранении рабочих мест посредством массированных ассигнований из государственного бюджета.
Что делать в экономике, где существует высокая скрытая безработица? Тут надо вспомнить рецепты, относившиеся к устранению подавленной инфляции: от государства требуется неустанная забота о том, насколько эффективно функционируют рыночные механизмы. Меры такого рода незамедлительно приведут к снижению вынужденной безработицы скрытого типа. Сама по себе безработица, разумеется, никогда не исчезнет и лишь станет открытой, будет выступать в технологической, структурной или какой-то иной форме. Только тогда государство в полную силу сможет использовать имеющиеся в его распоряжении средства борьбы с вынужденной безработицей. Если всего этого не сделать, преодоление скрытой безработицы останется столь же безнадежной, неразрешимой задачей, сколь и ликвидация подавленной инфляции. В переводе скрытой безработицы в открытое состояние нужна, конечно, большая осторожность. Ведь всякое уменьшение скрытой безработицы, поначалу отзовется увеличением открытой безработицы, утратой, пусть экономически фиктивных, но все же реальных рабочих мест, приносивших доходы их обладателям.
От государства требуется немалая осмотрительность и тогда, когда оно приступает к определению форм и размеров социальной защиты (пособие по безработице, гарантированного минимума зарплаты и т п), а также способов ее распределения. Социальная политика дает реальный эффект только в том случае, если строится на основе действительных возможностей экономики, исключает ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы. Как бы ни складывались обстоятельства, заработная плата должна сохранять свою роль ведущего стимула к труду.
Противодействие инфляции и вынужденной безработице входят в число обязательных функций государства в рыночной экономике. К ним относятся и вмешательство в сферу распределения доходов. [20]
Дата: 2019-12-22, просмотров: 231.