Глава 1. Теоретическое исследование проблемы мотивации достижения и саморегуляции в психологии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I: Теоретическое исследование проблемы мотивации достижения и саморегуляции в психологии…………………………………………………………6

1.1 Понятие мотива, мотивации, мотивации достижения .…………………….6

1.2  Понятие саморегуляции в психологии. Взаимосвязь мотивации достижения и уровня саморегуляции………………………………………………22

Глава II: Эмпирическое исследование проблемы мотивации достижения и уровня саморегуляции студентов-психологов……………………………………..36

2.1 Описание использованных методик……………………………………….36

2.2 Анализ и интерпретация результатов……………………………………...40

Заключение………………………………………………………………………44

Библиографический список…………….………………………………………45

Приложение ……………………………………………………………………..49

 

Введение

Изменение общественно-политической ситуации в нашей стране в последние годы, привело к кризису во всех областях жизни, в том числе и в образовании.

Сейчас существуют высокие стандарты успеха в обществе. Однако, многие люди считают себя не успешными в карьере, учебе, в семейной жизни. Обладая задатками успешности в разных видах деятельности, современный молодой человек не стремится к успеху, т.к. «не видит» пути достижения цели в тех областях знания, которые помогли бы ему самореализоваться в профессиональном и жизненном плане.

Данная тема достаточно актуальна, так как в современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, детерминировано той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности.

В настоящее время особую актуальность приобретают работы, посвященные изучению психологических характеристик человека, обусловливающих его успешность, продуктивность и высокое качество жизни. Многие авторы в качестве такого внутреннего фактора называют мотивацию достижения (Д. Макклелланд, 2007; Х. Хекхаузен, 2001, 2003; Т.О. Гордеева, 2006; и др.). У современного человека неотъемлемой частью жизни становится деятельность, связанная с достижениями в различных областях. В литературе такая деятельность получила название «достиженческой деятельности» (Т.О. Гордеева, 2006).

При изучении мотивации достижения исследователи чаще всего обращают внимание на качества личности, способствующие или препятствующие эффективной деятельности (уровень притязаний и самооценка, нейротизм и тревожность, оптимизм-пессимизм, склонность к умеренному или к неоправданному риску, потребность в обратной связи, целеустремленность, самоконтроль, боязнь неудачи и др.). Используемые методики обычно подразумевают измерение двух противоположных тенденций – «мотивации достижения» и «мотивации избегания неудач». Наше исследование посвящено изучению первой из указанных тенденций – мотивации достижения.

Проблема саморегуляции и управления человеком собственным поведением является одной из важнейших в психологии. При взаимодействии с окружающим миром человек непрерывно сталкивается с ситуацией выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленной цели, своих индивидуальных особенностей, условий действительности, а также особенностей взаимодействующих с ним людей. В подобных ситуациях выбора снятие возникшей неопределенности возможно лишь при помощи саморегуляции, когда человек самостоятельно исследует ситуацию, программирует свою активность, контролирует ход протекающей деятельности и коррегирует в случае необходимости полученные результаты.

Важная роль саморегуляции в жизни человека достаточно очевидна, так как вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. От уровня сформированности саморегуляции зависят успешность, надежность, конечный исход любого акта произвольной активности.

Целью нашей курсовой работы является выявление взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов.

Объект исследования – мотивация достижения при разных характеристиках саморегуляции.

Предметом нашего исследования является изучение взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции студентов-психологов.

Гипотеза исследования такова: мотивация достижения и уровень саморегуляции студентов психологического факультета статистически взаимосвязаны. 

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку и
решение следующих конкретных задач:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Дать анализ современного состояния проблемы исследования и провести уточнение базовых понятий, необходимых для рассмотрения
вопросов творческого мышления;

3. В теоретическом анализе дать определения понятиям мотивации достижения и саморегуляции;

4. Провести эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи между мотивацией достижения и уровнем саморегуляции у студентов-психологов.

 Методологической основой исследования являются базовые положения отечественной науки о человеке как субъекте собственной активности (К.А. Абульханова-Славская; Н.А. Бернштейн, А.В. Брушлинский, Л. Рубинштейн, и др.),системный подход (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев), концепция осознанной саморегуляции деятельности разрабатываемая в трудах О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, А.К. Осницкого. Теоретическую основу исследования составляют: общая теория мотивации Д. Аткинсона, двухфакторная теория Гецберга, теории мотивации достижения Д.Макклелланда, Х.Хекхаузена. Использованные при исследовании методы составили следующие:

1. Анализ философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Психодиагностический метод.

3. Количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Психодиагностический инструментарий: методика «потребность в достижении» Ю.М. Орлова, также,опросник Мехрабиана, опросник "Стиль саморегуляции поведения" В. И. Моросановой и тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана.

Исследование проводилось на базе ЧГПи г. Челябинска, ф-т психологии.

 

 



Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих, определяющих и направляющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа), в другом случае – как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

М.Ш. Магомед-Эминов [Вилюнас, 5] считает, что мотивация является процессом психической регуляции конкретный деятельности.

И.А. Джидарьян [Вилюнас, 5] говорит о том, что мотивация выступает как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление способы осуществления конкретных форм деятельности.

А В.К. Вилюнас [Вилюнас, 5] представляет мотивацию как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Х. Хекхаузен [Хекхаузен, 40], считает, что мотивация – побуждение к действию, вызванное определенным мотивом. Мотивация представляется им как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Мотивация не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт, она складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего, до и после выполнения действия.

В современной психологии термин «мотивация» трактуется двояко: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [Ильин, 10].

В.Г. Асеев [Асеев, 2] считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность – поощрения и наказания) проявляются в потребностях и в необходимости их удовлетворения.

А.Н. Зерниченко и Н.В. Гончаров [8] выделяют в мотивации три стадии: формирование мотива, достижение объекта потребности и удовлетворение потребности.

Итак, мотив является компонентом мотивационной сферы личности, которая в свою очередь включает всю совокупность мотивов, формируется и развивается в течение жизни. Развитие мотивационной сферы происходит по принципу «напластывания» одних мотивов на другие. Динамичным является уровень осознания различных потребностей, лежащих в основе мотивов.

Таким образом, мотивация – это процесс образования мотивов, то есть побуждение к действию, вызванное определенным мотивом.

Мотивация ориентированного на достижение поведения определенно заслуживает внимания. Она исторически связана с исследованиями мотивации, проводимыми двумя пионерами немецкой психологии – Нарциссом Ахом и Куртом Левином. У первого попытки объяснения направленного на достижение, поведения испытуемых его лаборатории, были связаны с концепцией «детерминирующей тенденции», у второго – с использованием понятия «квазипотребности». [Хекхаузен, 40]

Первым, кто выделил данный вид мотивации, был Г.Мюррей. Мюррей дал следующее определение:

«…справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» [Хекхаузен, 41].

Далее разработка проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Д. МакКлелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства» [МакКлеланд, 24].

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученные - упомянутый нами Д.Макклелланд и Д.Аткинсон, а также немецкий ученный Х.Хекхаузен. Рассмотрим основные положения:

У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это – мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Поведение людей мотивированных на достижение успеха и на избежание неудачи различается следующим образом.

Люди, мотивированные на успех обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере имеется ожидание успеха, так берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверенны в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избежание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудач. Все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек изначально мотивированный на неудачу проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он и не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом – жизненным неудачником.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачу, напротив не редко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют заниженную или завышенную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.

Люди, мотивированные на успех проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегании неудачи – задачи наиболее легкие и наиболее трудные.

Интересным представляется еще одно психологическое различие в поведении людей мотивированных на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу – падает. Иными словами, индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу - из бегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться. Оказалось также, что люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов. Отсюда можно сделать вывод, что успех в учебной и других видах деятельности тех детей, которые имеют выраженные мотивы достижения успеха и избегания неудачи, может быть на практике обеспечен по-разному.

Значимая, отдаленная во времени цель в большей степени способна стимулировать деятельность человека с развитым мотивом достижения успехов, чем с выраженным мотивом избегания неудач. 

Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успехов и избегания неудачи. В то время как стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимися у них способностями, избегающие неудачи обращаются к анализу своих способностей как раз в противоположном случае – в случае неудачи. Наоборот, опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу. Таким образом, в зависимости от доминирующего мотива, связанного с деятельностью, направленной на достижение успехов, результаты этой деятельности люди с мотивами достижения успехов и избегания неудач склонны объяснять по-разному. Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.д.), а стремящиеся к избеганию неудач – к внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом; правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

Индивиды, определенно ориентированные на успех, обычно стараются получить правильную, достоверную информацию о результатах своей деятельности и поэтому предпочитают задачи средней степени трудности, так как при их решении старание и способности могут проявиться наилучшим образом. Избегающие неудачи, напротив, стремятся уклониться от такой информации и поэтому чаще выбирают или слишком легкие, или чересчур сложные задачи, которые практически невыполнимы.

Кроме мотива достижения на выбор задачи и результаты дея­тельности влияет представление человека о самом себе, которое в психологии именуют по-разному: «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка» и т. д. Люди, приписывающие себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени труд­ности. Они же, как правило, обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

Другой важной психологической особенностью, влияющей на достижения успехов и самооценку человека, являются требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повы­шенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Немаловажное значение для достижения успеха и оценки ре­зультатов деятельности имеет представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи. Установле­но, например, что те индивиды, которые имеют высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше переживают, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Таким образом, характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает: 1) предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности) 2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам. А высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения 3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности 4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий 5) стремятся к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству

Рассмотрим более частно точку зрения на мотивацию достижения немецкого психолога Х. Хекхаузена. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче».

Характерными признаками мотивации достижения по Х. Хекхаузену являются: 1) сама идея достижения предполагает две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу. У лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха 2) мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности 3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей» 4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца [Хекхаузен, 41].

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

В отечественной психологии одним из наиболее авторитетных авторов по данной проблематике является Т. О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании» [Гордеева, 6].

Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М. Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления [Магомед-Эминов, 23]. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

Факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения:

1. Стремление достигать высоких результатов (успехов).

2. Стремление делать все как можно лучше.

3. Выбор сложных заданий и желание их выполнить.

4. Стремление совершенствовать свое мастерство.

Мотив достижения проявляется во многих ситуациях (являясь относительно устойчивым личностным образованием), когда человек стремится достигать высоких целей.

Однако он является динамичным образованием и начинает действовать (актуализируется) во взаимодействии с ситуативными факторами - такими как ценность и вероятность (шансы) достижения успеха в определенной сфере деятельности.

Мотивация достижения - стремление достичь успеха в определенном виде деятельности, но это не только мотивы достижения (стойкие атрибуты личности), но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п.).

Мотив достижения дифференцирует людей по их стремлению к успеху. Люди с высоким показателем мотива достижения стремятся достичь высоких результатов (успехов) в деятельности. Тогда как индивиды с низким показателем мотива достижения безразличны к успехам, их не интересуют высокие результаты, и они ничего не делают для их достижения.

Мотив достижения существенно влияет на активность в определенной ситуации или сфере деятельности. Однако не только он, но и другие факторы (сложность задания, ценность успеха, вероятность, т.е. шансы достижения успеха) влияют на стремление к успеху в определенный момент времени (в конкретной ситуации или сфере деятельности).

Может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности. А человек с высоким показателем мотива достижения в некоторой конкретной ситуации, возможно, не будет стремиться достичь успеха, поскольку задание будет слишком сложным и шансы (вероятность) достижения успеха - незначительными. Тогда как индивид с низким мотивом достижения при определенных обстоятельствах (посильность задания, большие шансы достичь успеха, привлекательность деятельности) будет демонстрировать высокий уровень мотивации достижения.

Таким образом, мотивация достижения определяется как устойчивыми атрибутами личности (мотивом достижения), так и ситуативными факторами (шансы на успех, ценность деятельности, сложность задания).

Так как испытуемыми в нашем исследовании являются студенты, то необходимо упомянуть о мотивации учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности – это соотнесение целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых.

Основными структурными элементами мотивации учебной деятельности студентов вуза являются познавательная мотивация и мотивация достижения успеха. Их стимулирование непосредственно способствует повышению эффективности учебной деятельности.

В ходе смены видов учебной деятельности от учебно-познавательной через учебно-исследовательскую к учебно-профессиональной деятельности меняется предмет деятельности и ее мотивы. По мере развития учебной деятельности ее смысл становится «психологически решающим» и приобретает функцию побуждения, мотив становится личностным образованием, а не «преходящим, случайным внешним стимулом».

Познание выражается в стремлении к глубине профессиональных знаний, к объяснению нового, в любознательности, расширении жизненного опыта. Удовлетворенность познания выражается в связи личностных смыслов с познавательной деятельностью и в воплощении получаемых знаний в реальной практике.

Достижение характеризуется установкой на результативность и успех, уверенностью человека в себе, осознанием ценности любого дела, настойчивостью в достижении целей, самокритичностью и самостоятельностью. Удовлетворенность достижения влечет осознание своей роли в достигнутом, обеспечивает реалистичное целеобразование, надежду на успех, постоянное самоусовершенствование и улучшение результатов деятельности за счет познания и усиления работоспособности.

Структура мотивации учебной деятельности студентов педагогического вуза реализуется в мотивационных стратегиях. Это комплексы способов деятельности, опосредующих большинство ситуаций включенности студентов в деятельность учения, отражающие динамическую сторону мотивации и обеспечивающие развитие ее содержания: 1) интернально-объектная стратегия – избегание сложных жизненных ситуаций; 2) интернально-субъектная стратегия – стремление к сотрудничеству, преодолению разногласий и совместному творчеству во всех основных видах деятельности; 3) экстернально-субъектная стратегия – соперничество, следование внешним нормам и правилам, самоутверждение личности во внешнем; 4) экстернально-объектная стратегия – приспособление к другим людям.

Таким образом, мотивационная направленность формируется в процессе жизнедеятельности людей, а также может быть сознательно сформирована в контексте той социальной ситуации, в которой оказался субъект деятельности.

В данном параграфе мы рассмотрели теоретические основы понятий «мотив», «мотивация», «мотивация достижения». Анализ психологической литературы по данной тематике позволяет сформулировать нам следующие выводы:

- мотив является осознаваемым или неосознаваемым побуждением, желанием (интересом, установкой) к дальнейшей деятельности;

- мотивация – побуждение к действию, вызванное определенным мотивом. Мотивация выступает как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление способы осуществления конкретных форм деятельности;

- мотивация достижения является основным структурным элементом мотивации учебной деятельности студентов педагогического вуза;

- в современной психологии термин «мотивация» трактуется двояко: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне;

- мотивация – побуждение к действию, направленное на достижение определенной цели;

- мотивация достижения направлена на конечный результат и ориентирована на цель;

- достижение характеризуется установкой на результативность и успех, уверенностью человека в себе, осознанием ценности любого дела, настойчивостью в достижении целей, самокритичностью и самостоятельностью;

- идея достижения сконцентрирована вокруг двух возможностей: достижения успеха или избегания неудачи;

- мотивация формируется в процессе жизнедеятельности людей, а также может быть сознательно сформирована в контексте той социальной ситуации, в которой оказался субъект деятельности.

 

Заключение

Проведя данную курсовую работу, мы убедились, что существует связь между выраженным мотивом достижения и соответствующим общим уровнем саморегуляции. В наше время очень остро стоит проблема мотивации достижения успеха. Мотив - это одно из главных понятий, с помощью которого раскрывается природа человеческих действий, их сущность. Мотивы формируются в раннем детстве и значительное влияние на их формирование имеют школа, класс, общественная мысль коллектива и семья. Он выступает важным компонентом психологической структуры любой деятельности, ее движущей силой.

Достижение характеризуется установкой на результативность и успех, уверенностью человека в себе, осознанием ценности любого дела, настойчивостью в достижении целей, самокритичностью и самостоятельностью.

В то же время, не только сформированная мотивация достижения, но и достаточно высокий уровень саморегуляции будет иметь большое значение при выполнении деятельности и в достижении высоких результатов.

При индивидуальном действии мотивация достижения и соответственно чувство успеха вступает в связь с саморегуляцией, больше того, саморегуляторные умения контролируют активность личности, направленную на достижение успеха.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что мотивация достижения и общий уровень саморегуляции находятся в прямой линейной зависимости. Это дает нам основания утверждать, что при изменении уровня сформированности общей волевой саморегуляции неизменно будет изменять уровень мотивации достижения.

Таким образом, полученные нами в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.

Библиографический список

1. Арестова О.Н. влияние мотивации на структуру целеполагания. //Вестник Московского университета. № 4, 1998.

2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976.

3. Бодалев, А.А. Мотивация и личность.Сборник научных трудов. – М., изд. АПН СССР, 1982.

4. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действиями. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М., 1990.

6. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения М., 2006

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1997.

8. Зерниченко, А.Н. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей / А.Н. Зерниченко, Н.В. Гончаров // Вопр. психологии. – 1989. – №2.

9. Горчакова Е.Б. Исследование мотивации достижения в отечественной психологии. - М., 2001.

10. Ильин Е. П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения // Вопр. психол. 1983. № 5.

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2006.

12.  Ильин Е.П. Психология воли - СПб: Издательство "Питер", 2000.

13. Кондратьева М.В. Мотивация достижения успеха в структуре личности в современной психологии. - М., 2000.

14. Кудрявцев Т. В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. - №2.

15. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.

16. Конопкин О. А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 18-26.

17. Конопкин О. А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопр. психол. 1984. № 3.

18. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник по психологии. – М., 1996.

19. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985.

20. Кюн Ю. Описательная и индуктивная статистика. М., 1981.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (глава Мотивы, эмоции и личность). - М.: Смысл; Изд. центр "Академия", 2004.

22. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: Просвещение, 1971.

23. Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения: структура и механизмы» автореф. дис., М., 1987

24. Макклелланд Д.. Мотивация человека СПб., 2007

25. Маркова, А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990.

26.  Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека: учеб. пособие. – Пермь, 1971.

 

27. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР - М.: Педагогика, 1991.

28. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопр. психологии. 1988. №3.

29. В.И.Моросановой "Индивидуальный стиль саморегуляции". М.: "Наука", 2001.

30. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. - 2002, № 6

31. Моросанова В. И. О стилевых особенностях саморегулирования как факторе успешности овладения профессиональной деятельностью школьниками // Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Славянск, 1988.

32. Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопр. психол. 1991. № 1.

33. Моросанова В.И., Агафонова А.О. Индивидуальные особенности саморегуляции и личностные защиты // Регуляция психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Казань, 2001. Вып. 3.

34. Моросанова В. И., Сагиев Р. Р. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и их связь с успешностью обучения. (Рукопись деп. в ОЦНИ "Школа и педагогика ", 1992).

35. Москичев, С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. – Киев, 1975.

36. Общая психодиагностика под ред.В. В. Столина, А.А. Бодалева. Изд. МГУ, 1987.

37. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера,2002 г.

38. Осницкий А. К. Структура и функции регуляторного опыта в развитии субъектности человека. //Субъкт и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов / под ред. В.И. Моросановой. -М. -Ставрополь: Издательство ПИ РАО, СевКавГТУ.

39. Сагиев Р. Р. Индивидуальностилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов: Автореф. канд. дис. М., 1993.

40. Хекхаузен Х., Мотивация и деятельность,2-е изд. СПб., 2003.

41. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения СПб., 2001.

42. Хрестоматия Психология эмоций составитель Вилюнас В. (глава А.Н. Леонтьев Потребности, мотивы и эмоции). - СПб.: Питер, 2004.

43. Чирков В.И. "Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека" Вопросы психологии №3, 1995.

44. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации человека. – М.: Просвещение, 1969.

45. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. М., 1996.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I: Теоретическое исследование проблемы мотивации достижения и саморегуляции в психологии…………………………………………………………6

1.1 Понятие мотива, мотивации, мотивации достижения .…………………….6

1.2  Понятие саморегуляции в психологии. Взаимосвязь мотивации достижения и уровня саморегуляции………………………………………………22

Глава II: Эмпирическое исследование проблемы мотивации достижения и уровня саморегуляции студентов-психологов……………………………………..36

2.1 Описание использованных методик……………………………………….36

2.2 Анализ и интерпретация результатов……………………………………...40

Заключение………………………………………………………………………44

Библиографический список…………….………………………………………45

Приложение ……………………………………………………………………..49

 

Введение

Изменение общественно-политической ситуации в нашей стране в последние годы, привело к кризису во всех областях жизни, в том числе и в образовании.

Сейчас существуют высокие стандарты успеха в обществе. Однако, многие люди считают себя не успешными в карьере, учебе, в семейной жизни. Обладая задатками успешности в разных видах деятельности, современный молодой человек не стремится к успеху, т.к. «не видит» пути достижения цели в тех областях знания, которые помогли бы ему самореализоваться в профессиональном и жизненном плане.

Данная тема достаточно актуальна, так как в современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, детерминировано той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности.

В настоящее время особую актуальность приобретают работы, посвященные изучению психологических характеристик человека, обусловливающих его успешность, продуктивность и высокое качество жизни. Многие авторы в качестве такого внутреннего фактора называют мотивацию достижения (Д. Макклелланд, 2007; Х. Хекхаузен, 2001, 2003; Т.О. Гордеева, 2006; и др.). У современного человека неотъемлемой частью жизни становится деятельность, связанная с достижениями в различных областях. В литературе такая деятельность получила название «достиженческой деятельности» (Т.О. Гордеева, 2006).

При изучении мотивации достижения исследователи чаще всего обращают внимание на качества личности, способствующие или препятствующие эффективной деятельности (уровень притязаний и самооценка, нейротизм и тревожность, оптимизм-пессимизм, склонность к умеренному или к неоправданному риску, потребность в обратной связи, целеустремленность, самоконтроль, боязнь неудачи и др.). Используемые методики обычно подразумевают измерение двух противоположных тенденций – «мотивации достижения» и «мотивации избегания неудач». Наше исследование посвящено изучению первой из указанных тенденций – мотивации достижения.

Проблема саморегуляции и управления человеком собственным поведением является одной из важнейших в психологии. При взаимодействии с окружающим миром человек непрерывно сталкивается с ситуацией выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленной цели, своих индивидуальных особенностей, условий действительности, а также особенностей взаимодействующих с ним людей. В подобных ситуациях выбора снятие возникшей неопределенности возможно лишь при помощи саморегуляции, когда человек самостоятельно исследует ситуацию, программирует свою активность, контролирует ход протекающей деятельности и коррегирует в случае необходимости полученные результаты.

Важная роль саморегуляции в жизни человека достаточно очевидна, так как вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. От уровня сформированности саморегуляции зависят успешность, надежность, конечный исход любого акта произвольной активности.

Целью нашей курсовой работы является выявление взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции у студентов-психологов.

Объект исследования – мотивация достижения при разных характеристиках саморегуляции.

Предметом нашего исследования является изучение взаимосвязи мотивации достижения и саморегуляции студентов-психологов.

Гипотеза исследования такова: мотивация достижения и уровень саморегуляции студентов психологического факультета статистически взаимосвязаны. 

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку и
решение следующих конкретных задач:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Дать анализ современного состояния проблемы исследования и провести уточнение базовых понятий, необходимых для рассмотрения
вопросов творческого мышления;

3. В теоретическом анализе дать определения понятиям мотивации достижения и саморегуляции;

4. Провести эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи между мотивацией достижения и уровнем саморегуляции у студентов-психологов.

 Методологической основой исследования являются базовые положения отечественной науки о человеке как субъекте собственной активности (К.А. Абульханова-Славская; Н.А. Бернштейн, А.В. Брушлинский, Л. Рубинштейн, и др.),системный подход (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев), концепция осознанной саморегуляции деятельности разрабатываемая в трудах О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, А.К. Осницкого. Теоретическую основу исследования составляют: общая теория мотивации Д. Аткинсона, двухфакторная теория Гецберга, теории мотивации достижения Д.Макклелланда, Х.Хекхаузена. Использованные при исследовании методы составили следующие:

1. Анализ философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Психодиагностический метод.

3. Количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Психодиагностический инструментарий: методика «потребность в достижении» Ю.М. Орлова, также,опросник Мехрабиана, опросник "Стиль саморегуляции поведения" В. И. Моросановой и тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана.

Исследование проводилось на базе ЧГПи г. Челябинска, ф-т психологии.

 

 



Глава 1. Теоретическое исследование проблемы мотивации достижения и саморегуляции в психологии.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.