Сведения о конкурентах
О конкурентах полезно знать следующее:
- Какие фирмы производят аналогичную продукцию; каковы их объемы продаж;
- качество их продукции, основные технические характеристики;
- цены, ценовая политика;
- система снабжения и сбыта.
При оценке конкурентов необходимо уделить внимание достоинствам и недостаткам производимой ими продукции. Недостатки могут дать реальный шанс выиграть в борьбе с ними, находя более рациональные решения. Обычно принять использовать два направления конкурентной борьбы: ценовую конкуренцию и конкуренцию качества. Однако, в конечном итоге, ориентиром должны служить потребности клиента. Направления конкурентной борьбы должны быть продуманы на стадии планирования, поскольку такие вопросы должны быть проработаны заранее.
План маркетинга
К основным элементам плана маркетинга относятся:
- схема распространения товара;
- ценообразование;
- реклама;
- методы стимулирования продаж;
- организация послепродажного обслуживания;
- формирование общественного мнения о фирме и товарах.
Полный план маркетинга – это отдельный, очень важный документ. В бизнес-плане его рекомендуется изложить в сжатом виде, не вдаваясь в детали.
Схема распространения товара – это ответ на вопрос: как будет продаваться товар? Диапазон ответов здесь обширный. Соответственно, велика разница в затратах. Самым дорогим решением является создание собственных фирменных магазинов, самым дешевым – продажа со склада готовой продукции оптовым покупателям.
Особо следует остановиться на ценообразовании. Установление цены на новый товар – задача непростая. При принятии решения учитываются многие факторы. Однако, надо знать, что цена товара меняется в процессе его жизненного цикла.
Политика ценообразования зависит от цели, которую ставит перед собой предприятие: захват рынка, быстрое получение прибыли или обеспечение стабильности производства.
Стратегия маркетинга предусматривает формирование положительной репутации фирмы и ее товаров у общественности. Этому направлению деятельности, называемому «паблик рилейшнз», уделяется большое внимание. В бизнес-плане можно предусмотреть такие мероприятия. Паблик рилейшнз не является прямой рекламой товара, однако положительный образ предприятия в конечном итоге, так же как и реклама, способствует увеличению объемов продаж.
План производства
Этот раздел бизнес-плана – план производства – необходим только для тех проектов, в которых предусматривается производство какой-либо продукции. Данные разделы должны быть обоснованы на длительную перспективу – два – три года, для крупных проектов – на четыре – пять лет. Раздел включает следующую информацию:
- где будет организовано производство: на действующем или на новом предприятии;
- какие необходимы производственные мощности и каков их рост по годам;
- какие сырье, материалы, комплектующие изделия необходимы, где и когда их приобретать, по какой цене;
- возможна ли производственная кооперация: с кем, на каких условиях;
- какое оборудование потребуется, когда, где его предполагается приобрести, по каким ценам;
- схема производственных потоков, включая точки контроля качества.
Каждый из этих подразделов содержит расчет расходов на производство, на основе которых осуществляется оценка издержек и их динамика по годам.
Организационный план
Содержание этого раздела посвящено организации производства и кадрам. В частности важно решить следующие кадровые вопросы:
- какие специалисты нужны, каким должно быть их образование, квалификация, опыт работы;
- заработная плата, условия труда и условия найма на работу;
Оценка риска и страхование
В девятом разделе бизнес-плана требуется оценить, каким типам рисков подвержено будущее предприятие, каков возможный ущерб от наступления неблагоприятных событий, в какой момент они могут произойти.
Выводом по этому разделу является перечень страховых договоров и суммарная стоимость страховой защиты.
Планируя предстоящие действия и принимая решение по будущим событиям, предприниматель отнюдь не желает, чтобы события не наступали и действия не осуществлялись. Но неопределенность будущего заставляет задуматься о возможности наступления тех или иных событий или совершения тех или иных действий. Возможность получения отрицательного результата называется риском. Отрицательный или положительный результат связан только с ожиданиями предпринимателя, так как само событие не может нести риска (падение курса рубля для одних предпринимателей доход, для других – убыток).
Любой проект подвержен риску, который заключается в угрозе финансовых потерь, ведущей к краху проекта или разорению предприятия в целом. Анализ рисков осуществляется на основе качественного и количественного подходов.
Выявление рисков и их оценка важны с точки зрения заблаговременного принятия профилактических мер, а уж если что произойдет, то решительно выправлять положение, опираясь на то, что было наработано. Составляя бизнес-план, необходимо планировать комплекс мероприятий, связанных с предотвращением рисков. Такой комплекс мероприятий содержит ряд организационных решений, направленных на снижение риска: страхование, хеджирование, установление лимита на расходы, резервирование, распределение риска, диверсификация и получение дополнительной информации.
Исходя из знания примерной структуры бизнес-плана, можно сформировать собственную структуру бизнес-плана с учетом специальных требований потенциальных инвесторов, особенностей производства или продукции, уникального преимущества при продажах, особенностей финансовой ситуации, особенностей рынка.
Только бизнес-план, подготовленный на основе потребности в информации, необходимой для предполагаемых источников финансирования проекта, безусловно, произведет впечатление на владельцев капитала с точки зрения оценки умения планировать. Также инвесторы оценят общую компетенцию руководителя данного предприятия.
Глава II. Организация компании по перевозке грузов в г. Новосибирске
2.1 Описание проекта (резюме)
Рассматриваемый в настоящем бизнес плане инвестиционный проект – оказание коммерческим автотранспортным предприятием ООО «Трансконсалтсервис» услуг по грузоперевозкам населению. Реализация данного проекта позволит предприятию ООО «Трансконсалтсервис» занять достойное место на рынке этих услуг в г. Новосибирске.
Полное официальное наименование общества – общество с ограниченной ответственностью «Трансконсалтсервис». Сокращенное – ООО «Трансконсалтсервис».
Юридический адрес: 630049, Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191.
Права и обязанности юридического лица Общество приобретет с даты регистрации. Основной целью предприятия будет являться получение прибыли.
Цели деятельности: предоставление услуг по грузоперевозкам разными видами транспорта физическим и юридическим лицам, а также предоставление сопутствующих услуг, как экспедирование и охрана грузов, разгрузочно-погрузочные работы, упаковочное производство, оказания услуг автосервиса (ремонт автомобилей, антикоррозийное покрытие кузовов автомобилей), оказания различных услуг производственного характера.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Высшим органом управления общества является общее собрание сотрудников. Общее руководство обществом осуществляет директор, выбранный собранием сотрудником [30, с. 104].
Директор будет руководить обществом в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений.
Планируемый объем оборота в год по всем видам деятельности - порядка 7382 тыс. руб./год. при полной загрузке производственных мощностей.
Ожидаемая чистая прибыль в год от всех видов деятельности - 29000 тыс. руб. при полном освоении производственных мощностей.
Рынок сбыта - региональный.
Конкурентоспособность фирмы обеспечивается низкими внутрипроизводственными издержками, а также высокой культурой обслуживания клиентов – профессионализм грузчиков и водителей, соблюдение сроков и т.д.
В течение всего подготовительного периода осуществляется подбор квалифицированного персонала, в первую очередь производственных рабочих.
Общая сумма проекта -1605,35 тыс. руб. из них: собственные средства - 610,35 тыс. руб., заемные - 995,0 тыс. руб.
Условия кредитования - 20% годовых на 1,2 года.
Срок окупаемости полной суммы инвестиций -1,5 года
2.2 Описание деятельности предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Трансконсалтсервис» создается с целью организации производства и реализации услуг по перевозке грузов в г. Новосибирска.
Виды услуг:
– услуги по квартирным переездам, перевозу мебели (в том числе пианино), перевозка других хозяйственных грузов (дрова, уголь, сено и т.д.); розничная цена одной условной единицы услуги (3 часа работы автомобиля + 3 часа работы четырех грузчиков) 4,0 - 5,5 тыс. руб.; планируемый годовой объем производства услуг порядка 600 единиц;
– услуги по перевозке коммерческих грузов; розничная цена (6 часов работы автомобиля + лебедка + 6 часов работы четырех грузчиков) 11,0 -18,0 тыс. руб.; планируемый объем выпуска в год - 96 единиц;
– услуги антикоррозийной обработки кузовных элементов автомобилей по технологии RUST-STOP (Canada); стоимость обработки одного автомобиля - 0,9 тыс. руб.; планируемый годовой объем работ - 3600 единиц.
Производственно-хозяйственная деятельность:
– производственно-хозяйственная деятельность производится на основе договоров;
– Общество самостоятельно планирует свою деятельность с учетом спроса и заключенных договоров на оказание транспортных услуг.
Для организации деятельности предприятие располагает как собственными, так и арендованными площадями:
Собственные площади: гараж 220 кв.м (г. Новосибирск).
Арендуемые площади: цех по антикоррозийной обработке автомобилей 90 кв.м. (г. Новосибирск).
На момент начала реализации инвестиционного проекта (предположительно август 2007 г.) предприятие имеет всю необходимую для организации производства техническую документацию и лицензии.
Закуплена технологическая документация для организации специализированного участка (цеха) антикоррозийной обработки автомобилей RUST-STOP (Canada).
2.3 Оценка рынка и конкурентоспособности
Конкуренция на транспортном рынке РФ в новых условиях хозяйствования приобретает качественно новые черты. Развивается частное предпринимательство на автомобильном рынке, повышаются требования к качеству перевозочного процесса и др. Конкуренция на внутреннем транспортном рынке существует как во внутриреспубликанском сообщении, так и в международном. Она проявляется в борьбе за клиентуру, высокую прибыль, новые технологии, высокое качество перевозок, быстроту и надежность перемещения грузов.
Товарный обмен между участниками рыночных отношений устанавливается и постоянно поддерживается с помощью транспорта. Потребность в качественном транспортном обслуживании тем выше, чем больше конкуренция на рынке товаров. Под качеством транспортного обслуживания по грузовым перевозкам традиционно подразумевают полноту, скорость, своевременность, равномерность доставки и сохранность грузов, безопасность перевозок, а также комплексность, доступность и культуру обслуживания потребителей транспортных услуг.
В последние годы в г. Новосибирске успешно развивается организация и открытие всевозможных предприятий, работающих с населением и предлагающих услуги по перевозкам грузов по приемлемых ценам. В условиях снижения и стабилизации покупательской способности населения эта форма производства все же способствует развитию спроса. Большую роль в данном деле играет ООО «Трансконсалтсервис». Доля рынка, занимаемая предприятием на начальном этапе деятельности составит примерно 15%.
Рисунок 2 – Доля рынка ООО «Трансконсалтсервис» -15%
На самом деле серьезных прямых конкурентов у ООО «Трансконсалтсервис» много.
Таблица 1 - Оценка собственной фирмы и фирм конкурентов, баллы
№ п/п | Фирма | Достоинства и недостатки | ||||||
Товар | Цена | Сервис | Месторасположение | Соотношение цена/качество | ||||
1 | Собственная фирма | 7 | 5 | 7 | 10 | 8 | ||
2 | Фирма-конкурент |
| ||||||
2.1 | Небольшие фирмы | 5 | 5 | 6 | 8 | 8 | ||
2.2 | Крупные перевозочные фирмы | 4 | 4 | 6 | 7 | 6 | ||
В таблице 1 приведены оценки достоинств и недостатков как собственной фирмы, так и фирм-конкурентов. Оценки выставлялись в баллах от 0 до + 10.
Если посчитать сумму баллов каждой «фирмы», то получим следующие результаты:
ООО «Трансконсалтсервис»: 37 баллов.
Небольшие фирмы: 36 баллов.
Перевозочные предприятия: 35 баллов.
Еще раз нужно уточнить, что оценка производилась, исходя из предположения: предприятия уже существуют. Соответственно, большой вклад в баллах внесла такая характеристика, как месторасположение объекта. Что касается ООО «Трансконсалтсервис», то ассортимент данного грузоперевозочного предприятия имеет достаточную ширину и глубину. Достаточно взглянуть на таблицу 1.
Таким образом, выдержать конкуренцию ООО «Трансконсалтсервис» планирует за счет внедрения современных использования опыта руководства предприятия, накопленного ООО «Трансконсалтсервис», сервиса, отвечающего высоким стандартам, соотношения высокого качества и приемлемых цен на реализуемые услуги, правильного ведения финансовой политики ООО «Трансконсалтсервис» и сплоченной команды.
2.4 Производственный план
Объем реализации услуг фирмы по данному инвестиционному проекту прогнозируется исходя из производительности технологического оборудования, емкости выбранных рынков услуг по грузоперевозкам и услуг антикоррозийного покрытия автомобилей, а также установившихся средних рыночных цен на аналогичные услуги.
Исходя из учитываемых факторов, осуществляется прогнозная оценка объема оборота фирмы в год в разрезе основных видов деятельности (см. табл. 2).
Таблица 2 - Операционный график инвестиционного периода
Наименование | Инвестиционные фонды | |||||||
1 кв. | 2 кв. | З кв. | 4 кв. | 5 кв. | 6 кв. | |||
1м. | 2м. | 3м. | ||||||
1. Кредитование | + | |||||||
2. Заключение договоров с поставщиками оборудования | + | |||||||
3. Заключение договоров с субподрядчиками | + | |||||||
4. Реконструкция помещений | – | + | ||||||
5. Поставки оборудования | – | + | ||||||
6. Монтаж, наладка оборудования | – | – | + | |||||
7. Расчеты с поставщиками | – | + | ||||||
8. Расчеты с субподрядчиками | – | + | ||||||
9. Заключение договоров с поставщиками материалов | – | + | – | + | – | + | – | + |
10. Поставки материалов | – | – | + | – | + | – | + | – |
11. Расчеты с поставщиками | – | – | + | – | + | – | + | – |
12. Заключение договоров на поставки готовой продукции | – | – | – | + | + | + | + | + |
13. Выход на 50%-ную мощность производства | – | – | – | + | ||||
14. Выход на 75%-ную мощность | – | – | – | – | + | |||
15. Выход на 100%-ную мощность | – | – | – | – | – | + | + | + |
16. Расчеты с банком | – | – | – | – | – | + | + |
Объем продаж в натуральном выражении принимается из условия полной загрузки производственных мощностей предприятия по всем видам деятельности; розничная цена – по опыту пробных продаж аналогичных услуг на рынке другими предпринимателями.
Реальная производственная и сбытовая стратегия предприятия строится исходя из сезонности спроса на услуги, однако для упрощения и наглядности экономических расчетов в дальнейшем принимается равномерная по месяцам производственная программа, относительно которой исчисляются потребные издержки производства при условии полной загрузки мощностей предприятия [24, с. 155].
Таблица 3 - План производства продукции и услуг в год
Наименование продукции, услуг | Объем продаж в натуральном выражении (усл. ед.) | Розничная цена ед. продукции, тыс. руб. | Объем оборота, тыс. руб. |
1. Квартирные переезды | 200 | 5,5 | 1100 |
Перевозка пианино | 100 | 4,5 | 450 |
Сельхозгрузы | 300 | 4,0 | 1200 |
Итого | 600 | 2750 | |
2. Коммерческие грузоперевозки с использованием лебедки | 48 | 18,0 | 864 |
Коммерческие грузоперевозки без использования лебедки | 48 | 11,0 | 528 |
Итого | 96 | 1392 | |
3. Услуги цеха антикоррозийного покрытия (кол-во автомобилей в год) | 3600 | 0,9 | 3240 |
Всего оборот: | 7382 |
2.4 Организационный план
В соответствии с инвестиционным замыслом, первые три календарных месяца (август, сентябрь и октябрь 2007 года) предполагают реализацию организационно-технических и финансовых мероприятий, направленных на подготовку условий производства и последовательный выход на полную мощность производства услуг, соответственно, по кварталам: 50%, 75%, 100%. Состав операций подготовки производства, собственно производства, сбыта и реализации продукции представлен в таблице 9.
Договора-намерения с поставщиками оборудования и материальных ресурсов, а также с подрядными организациями заключены [23, с. 165].
Организационные решения по реализации данного инвестиционного проекта фирма планирует осуществить в форме развития существующих производственных и управленческих структур, без существенной ломки оправдавших себя подразделений.
Характеристики высшего управленческого персонала:
Директор: образование высшее экономическое, опыт в данной должности более 20 лет.
Главный бухгалтер: образование высшее экономическое, имеет 25-летний опыт бухгалтерской работы на государственных и коммерческих предприятиях; осуществляла неоднократное повышение квалификации в специализированных организациях; аудитор.
Менеджер по снабжению и сбыту: образование среднее специальное; работает на фирме со дня ее образования, исполняет функции маркетолога и снабженца.
2.5 Маркетинговый план
Производственной и коммерческой стратегией предприятия предусмотрено разбиение всего инвестиционного периода (1,5 года) на шесть этапов - по одному календарному кварталу в каждом.
Реализация услуг фирмы на освоенном рынке, выход и закрепление на новых рынках осуществляется в соответствии с данными анализа рыночной конъюнктуры и выбранной тактики позиционирования услуг и ценообразования в условиях конкуренции [20, с. 185].
Последовательность действий фирмы по продвижению услуг на рынок подчинен схеме поквартального наращивания мощности производства (2-й, 3-й, 4-й инвестиционные периоды) и тактике позиционирования своего товара на целевых сегментах рынков в зависимости от поведения конкурентов.
В соответствии с динамикой наращивания объемов сбыта принимается следующая тактика продвижения товаров на рынок:
· 1-й кв. - заключение договоров оказания услуг "на заказ" по уже установленным контактам до инвестиционного периода;
· 2-й кв. - работа "на заказ", реклама в Новосибирской области;
· 3-й кв. - ценовая дискриминация услуг конкурентов (фирм, оказывающих аналогичные услуги) на новых рынках, реклама;
· 4-й кв. - выравнивание цен на услуги на новых рынках до уровня среднерыночных;
· 5-й кв. - освоение новых рынков (ближнее зарубежье); цены - среднерыночные; повышение качества продукции, реклама;
· 6-й кв. - цены - среднерыночные; закрепление на освоенных рынках сбыта услуг без расширения объемов.
В качестве каналов продвижения и сбыта продукции фирма использует:
· реклама в региональных газетах и на местном и региональном телевидении;
· участие в постоянно действующих выставках в г Новосибирске и в других городах, в хозяйственных магазинах города и области;
· рекламные щиты в г. Новосибирске
Услуги автосервиса (антикоррозийной обработки автомобилей) фирма предлагает через рекламу в средствах массовой информации г. Новосибирска, других городов области; использует рекламные щиты.
Основная продукция фирмы рассчитана на потребление достаточно широкими массами населения, проявляющими предпринимательский интерес к грузоперевозкам небольших объемов и веса или имеющими потребность использования автоприцепов для личных хозяйственных нужд.
При прогнозировании объемов продаж и сбытовых цен продукции фирмы учитывались следующие факторы (признаки) сегментации рынка предлагаемых ООО «Трансконсалтсервис» услуг, используемые табл. 8.
1. Тип потребителя по виду деятельности:
1.1. мелкие фермеры и крестьянские хозяйства;
1.2. предприниматели малого и среднего бизнеса;
1.3. детсады, школы, техникумы, детдома, автошколы;
1.4. частные лица;
2. Уровень доходности потребителей:
2.1. относительно высокий - до 15 тыс. руб./чел./мес.;
2.2. средний - 5 тыс. руб./чел. мес.;
2.3. относительно низкий - до 2 тыс. руб./чел. мес.
Таблица 4 - Выбор целевых сегментов рынка
Виды услуг ООО «Трансконсалтсервис» | Признаки сегментации | ||||||
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | |
Перевозка бытовых грузов без использования автоприцепов | + | + | – | + | + | – | + |
Перевозка бытовых грузов с использованием автоприцепов | + | + | – | + | + | + | – |
Перевозка коммерческих грузов, в том числе с использованием автоприцепов | + | + | + | + | + | + | – |
Антикоррозийная обработка легковых автомобилей | + | + | + | + | + | + | – |
Емкость рынка оценивается исходя из общего числа потенциальных потребителей на местном и региональных рынках и опыта оказания аналогичного вида услуг предпринимателями России. Тогда вероятное распределение долей рынка фирмы на каждом целевом сегменте допускаем в следующих значениях (табл. 4.). При этом учитывается как потенциальная емкость рынка сбыта, так и признаки его сегментации.
Таблица 5 - Структура потенциального рынка сбыта фирмы
Емкость сегмента рынка | Перевозка бытовых грузов | Перевозка коммерческих грузов | Сервис | |||
всего | без исп. лебедки | с исп. лебедки |
| |||
1.Емкость рынка: |
| |||||
Россия (усл.ед./год) | 10000 | 150000 | 50000 | 100000 | – | |
2. Потенциальный объем продаж (усл.ед./год) | 900 | 100 | 50 | 50 | 4000 | |
3. Доля рынка по потребителям: | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | |
Фермеры | 40% | – | 20% | 20% | – | |
Предприниматели | 45% | – | 45% | 55% | – | |
Частные лица | 10% | – | 15% | 5% | – |
Окончательный выбор объемов оказания услуг по грузоперевозкам и услуг автосервиса осуществлен с учетом данных конкурентного анализа и позиционирования рассматриваемых услуг на целевых (управляемых) сегментах рынка [15, с. 106].
По результатам исследования потенциальных рынков сбыта продукции и услуг фирмы, а также выбранных производственной и коммерческой стратегий предприятия осуществляем выбор объемов производства и реализации продукции в разрезе ее номенклатурных единиц и этапов наращивания производственной мощности (табл. 6.).
Таблица 6 - Прогноз объемов продаж продукции и услуг
Номенклатурная единица продукции | Объем продаж, шт. | Рыночная цена условной единицы услуг, тыс. руб. | ||
I кв. | II кв. | III кв. | ||
Этапы загрузки мощности | 50% | 75% | 100% | – |
Перевозка бытовых грузов | 38% | 56% | 75% | 4 – 5,5 |
Перевозка коммерческих грузов | 12% | 18% | 24% | 11–18 |
Автосервис (антикор.), единицы. | 450 | 675 | 900 | 0,9 |
В соответствии с ценовой стратегией фирмы на услуги, выработанной при позиционировании на рынке в условиях конкуренции, прогнозные цены на единицу услуги выбираем не выше среднерыночных на аналогичные услуги. При изменении рыночной конъюнктуры в худшую для фирмы сторону у нее имеется достаточный запас прибыли в цене, что при необходимости позволит реализовать тактику ценовой дискриминации в конкурентной борьбе за сохранение своей доли рынка (плановых объемов продаж услуг).
2.6 Финансовый план
Расчет материальных издержек фирмы по всем видам деятельности, согласно инвестиционному замыслу, осуществляется исходя из прогнозируемого месячного объема производства и оказания услуг при условии выхода на 100%-ную загрузку мощностей участков и цехов.
Таблица 7 - Стоимость материальных издержек (основные, вспомогательные, расходные материалы и комплектующие)
Расходы на эксплуатацию лебедок и прицепов | 2500,0 |
Расходы на эксплуатацию автомобилей | 85680,0 |
Внутрипроизводственные расходы на антикоррозийную обработку | 28720,0 |
Итого материальные издержки по всем видам деятельности в месяц | 116900,0 |
Нормативы расхода материала даны с учетом технологических неликвидных отходов.
Издержки на рекламу .
Издержки на все виды рекламных услуг в месяц всего: 4,59 тыс. руб./мес.
Командировочные расходы .
Расходы на командировки в месяц принимаются в объеме 1% от суммы месячного оборота фирмы в части деятельности по данному инвестиционному проекту: 7382 : 12х0,01 = 6,2 тыс. руб./мес.
Финансовые издержки .
Объем кредитных средств - 995,0 тыс. руб. Процентная ставка - 20% годовых. Финансовые издержки в месяц: 995,0х0,2 : 12 = 16,58 тыс. руб./мес.
Прочие издержки .
Издержки на прочие расходы принимаются в объеме 1% от суммы прямых затрат фирмы в месяц в части деятельности по данному инвестиционному проекту (см. ниже - калькуляцию себестоимости) - 3,02 тыс. руб./мес.
Налоги и платежи .
Налог на добавленную стоимость (18% от объема оборота в месяц):
НДС, уплачиваемый в бюджет за производство и реализацию продукции (услуг) в месяц:
7382,0 : 12х0,18 = 110,73 тыс. руб./мес.;
НДС, уплачиваемый поставщикам за поставку материалов и комплектующих:
116,9х0,18 = 21,04 тыс. руб./мес.;
НДС, уплачиваемый за энергию:
3,27х0,18 = 0,59 тыс. руб./мес.
Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет в месяц-
110,73 – 21,04 – 0,59 = 89,1 тыс. руб./мес.
Расчет себестоимости представлен в таблице 9.
Таблица 9 - Текущие издержки на месячную производственную программу по статьям себестоимости
Статья | Сумма (тыс. руб.) |
1. Материалы, сырье, комплектующие | 116,9 |
2. Заработная плата (на себестоимость) | 71,01 |
Итого переменные издержки: | 215,91 |
3. Топливо и энергия | 3,37 |
4. Аренда и связь | 32,4 |
5. Транспорт | 6,15 |
6. Реклама | 4,59 |
7. Командировки | 6,2 |
8. Амортизация | 9,56 |
9. Прочие расходы | 3,02 |
Итого постоянные издержки: | 65,29 |
10. Проценты | 16,58 |
11. НДС | 89,1 |
12. Местные налоги и сборы | 39,45 |
13. Отчисления в Фонды | 33,02 |
Итого налоги и отчисления | 182,6 |
Итого себестоимость: | 463,8 |
Местные налоги и сборы:
налог на содержание ЖКХ (1,5% от объема реализации):
615,17х0,015 = 9,23 тыс. руб./мес.
Всего местные налоги и сборы: 39,45 тыс. руб./мес.
Всего взносы в Фонды (табл. 4.7): 37,47 тыс. руб./мес.
Расчет прибыли осуществляется исходя из суммы внутрипроизводственных расходов по всем видам деятельности в рамках данного инвестиционного проекта, прогнозируемых розничных цен на продукцию и услуги фирмы, объемов сбыта продукции и услуг (в номенклатуре) в месяц [17, с. 166].
Расчет осуществлен из условия полной загрузки производственной мощности предприятия по всем видам деятельности.
Финансовый план предприятия сформирован исходя из операционного графика предпроизводственньгх работ, поквартального наращивания мощности производства по всем видам деятельности и по мере расширения рынка сбыта продукции и услуг фирмы (соответственно 50%, 75%, 100%) и отражает движение денежных потоков по инвестиционным периодам (кварталам).
Таблица 10 - Расчет прибыли и рентабельности
Показатели | Сумма (тыс. руб.) |
1. Выручка от реализации | 7382:12 = 615,17 |
2. НДС | 615,17·0,18 = 110,73 |
3. Доход с оборота | 615,17 – 110,73 = 504,44 |
4. Внутрипроизводственные издержки | 116,9 |
5. Налоги и отчисления | 182,6 |
6. Платежи по процентам | 16,58 |
7. Прибыль валовая (балансовая) | 504,44 – 116,9 – 182,6 – 6,58 = 198,36 |
8. Налог на прибыль (ставка - 24%) | 198,36·0,24 = 47,61 |
9. Прибыль к распределению | 198,36 – 47,61 = 150,75 |
10. Заработная плата из прибыли | 56,01 |
11. Чистая прибыль | 150,75 – 56,01 = 94,74 |
Рентабельность: | 94,74 : 615,17·100% = 15,4% |
В соответствии с Финансовым планом накопление денежных средств, достаточных для погашения кредита в 995 тыс. руб., наступает в четвертом инвестиционном периоде, однако для сохранения запаса финансовой устойчивости предприятия целесообразно график погашения кредита продлить на пятый инвестиционный период, т.е. на 15 месяцев с момента кредитования.
Таблица 11 - Финансовый план (план движения денежных потоков по инвестиционным периодам)
Показатели | Динамика денежных потоков по инвестиционным периодам (тыс. руб.) | |||||
Периоды | 2007 | 2008 | ||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 1 кв. | 2 кв. | |
Процент освоения мощности | 55% | 75% | 100% | 100% | 100% | |
I.ПОСТУПЛЕНИЯ | 1480 | 9923 | 11384 | 1846 | 81846 | 1846 |
1.Выручка от реализации | 923 | 1384 | 1846 | 1846 | 1846 | |
2. Внереализационные доходы | 345 | |||||
3.Доходы от иной деятельности | 140 | |||||
4. Кредит | 9995 | |||||
II. ПЛАТЕЖИ | 1655 | 6661 | 9916 | 11870 | 11431 | 11121 |
1.Переменные издержки | 4407 | 6610 | 8814 | 8814 | 814 | |
2.Постоянные издержки | 1103 | 1103 | 1103 | 1103 | 103 | |
3.Закупка оборудования | 9995 | |||||
4.Расчеты с подрядчиками | 2225 | |||||
5.Расчеты с поставщиками материалов | 3385 | |||||
6.Налоги и сборы всего | 886 | 1129 | 1172 | 1172 | 172 | |
7.Плата по процентам | 550 | 449 | 550 | 449 | 115 | |
8.Зарплата с прибыли | 116 | 224 | 332 | 332 | 32 | |
9.Возврат кредита | 7700 | 2295 | ||||
III. Баланс поступлений и платежей (I - II) | -175 | +262 | +468 | -24 | +415 | +725 |
IV. то же нарастающим итогом | +8 | +555 | +531 | +946 | +1671 | |
V. Касса | 1180 | 992 | 5560 | 5536 | 9951 | 1676 |
На шестом инвестиционном периоде (17-18 месяцев с момента кредитования) предприятие по уровню накопленных средств (1676,0 тыс. руб.) выходит на величину стоимости инвестиционного проекта (см. табл. 10, т.е. свыше 1605,35 тыс. руб.), что и предопределяет срок окупаемости проекта - менее 1,5 года.
Глава III. Разработка систем занятий по предмету «основы предпринимательства»
Изучение экономики в техникуме направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний, опирающихся на основы экономической науки, о структуре и логике функционирования экономики, об экономическом поведении людей, системе ценностей свободного и ответственного выбора, необходимых для взаимодействия с социальной средой и для подготовки к изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в техникуме;
- ознакомление со способами познавательной, коммуникативной и практической деятельности в условиях рыночной экономики, необходимыми для участия в экономической жизни общества и государства;
- овладение умением применять полученные знания для решения типичных познавательных и практических экономических задач и осваивать социальные роли потребителя, работника, собственника;
- развитие социального кругозора личности в послешкольном возрасте, интереса к изучению дисциплин социально-экономического цикла; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, экономического образа мышления, социальной ответственности;
- приобретение компетентности:
- в сфере гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений – освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя, работника, собственника);
- в сфере познавательной деятельности – распознавание на основе полученных знаний различных экономических явлений и их взаимосвязи;
- в сфере трудовой деятельности – раскрытие сравнительных выгод и трудностей предпринимательской деятельности и работы по найму, понимание закономерностей рынка труда, причин и форм безработицы;
- в сфере массовой коммуникации – развитие у обучающихся способности рассматривать события с экономической точки зрения с использованием отдельных приемов экономического анализа, критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение. Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования [34, с. 120].
Ценностные ориентиры
Свобода выбора. Ответственность за последствия выбора. Уважение права собственности независимо от ее форм. Труд. Законопослушность в сфере экономической деятельности.
Знания
Экономическая сфера жизни общества. Товары и услуги. Ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Экономические системы. Собственность. Обмен, формы торговли. Потребитель и реклама.
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Эластичность спроса.
Деньги. Инфляция. Банки и их операции. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейный бюджет. Реальные и номинальные доходы семьи. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки. Формы сбережений населения: банковские вклады, ценные бумаги, наличная валюта. Выбор между надежностью и доходностью сбережений. Страховые услуги, предоставляемые гражданам [30, с. 100].
Предпринимательство. Затраты, выручка, прибыль. Основные формы организации производства. Акции и другие ценные бумаги. Фондовый рынок (биржа). Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Виды безработицы. Государственная политика социальной поддержки безработных. Роль профсоюзов.
Экономические функции и цели государства. Основные виды государственных расходов. Доходы государства. Налоги, уплачиваемые гражданами. Способы деятельности.
Соотнесение доходов и расходов семейного бюджета. Выбор лучшего способа размещения сбережений. Выполнение простейших расчетных задач с экономическим содержанием.
Опыт
Опыт экономической деятельности в пределах дееспособности подростка. Опыт рационального поведения в качестве потребителя, члена семьи, собственника ресурсов. Опыт оценки своего поведения с точки зрения его экономической эффективности.
В результате изучения экономики обучающийся должен
Знать и понимать:
· виды экономических систем, формы организации производства; основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, возможные виды сбережений, основные налоги, уплачиваемые гражданами, формы государственной поддержки безработных и малоимущих.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
- приводить примеры: элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике, разделения труда, действия рыночного механизма, различных видов рынков;
- описывать: экономическую сферу жизни общества, экономические системы, рациональное поведение потребителя и роль рекламы, рациональное поведение человека, размещающего свои сбережения, действие рыночного механизма, роль конкуренции, деятельность предпринимателя, роль государства в рыночной экономике, формы заработной платы и стимулирования труда;
- объяснять: происхождение денег, взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- вычислять на условных примерах: доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, валовой и чистой прибыли, индивидуальный подоходный налог, величину страхового взноса [28, с. 180].
На основе приведенного Государственного образовательного стандарта составлена Программа курса «Экономика» в объеме 34 часов [22, с. 26]. Не будем приводить программу полностью, приведем только тематический план этого курса:
Таблица 12 - Тематический план курса «Экономика»
Название темы | Количество часов |
Тема 1. Экономика | 1 |
Тема 2. Ограниченность ресурсов | 2 |
Тема 3. Потребитель и спрос | 3 |
Тема 4. Производство и предложение | 4 |
Тема 5. Взаимодействие спроса и предложения | 2 |
Тема 6. Рынок. Рыночный механизм. Рыночная экономика | 2 |
Тема 7. Рынок и государство | 4 |
Тема 8. Предпринимательство | 4 |
Тема 9. Деньги. Банки | 4 |
Тема 10. Инфляция и безработица | 2 |
Тема 11. Экономический рост и развитие | 3 |
Тема 12. Международная торговля | 3 |
Итого | 34 часа |
На основании приведенного образовательного стандарта и тематического плана курса экономики будем делать методическую разработку «Роль темы “Предпринимательство” в курсе экономики для техникума».
Тема «Предпринимательство» требует 4 часа академического времени. Учебные цели и воспитательные задачи темы были сформулированы в образовательном стандарте. Далее методическая разработка будет включать четыре семинара – теоретический, практический, деловую игру и контрольный, – а также анализ внутрипредметных связей и вопроса развития личности обучающегося при изучении темы.
Приступая к поурочному планированию темы «Предпринимательство», необходимо разработать учебных элементов, которых список приведен в таблице 13.
Таблица 13 - Перечень учебных элементов по теме «Предпринимательство»
№ | Название учебных элементов |
1. | Понятие предпринимательства |
2. | Предприниматель |
3. | Предпринимательская деятельность |
4. | Цели предпринимательской деятельности |
5. | Виды предпринимательства |
6. | Роль и значение предпринимательства |
7. | Цели и задачи государственной политики в отношении предпринимательства |
8. | Налогово-бюджетная политика |
9. | Рынок. Рыночный механизм |
10. | Среда предпринимательской деятельности |
11. | Социальные функции предпринимательства |
12. | Поддержка предпринимательства |
13. | Экономические агенты |
14. | Несовершенная конкуренция. Неценовая конкуренция |
15. | Предпринимательство на рынке несовершенной конкуренции |
16. | Государственная рыночная политика в отношении к предпринимательству |
На практических и теоретических занятиях необходимо дать по теме «Предпринимательство» 8 знаний, 6 умений и 3 навыка (табл.3.3). При разработке методики проведения теоретической лекции по теме «Предпринимательство» вышеприведенные показатели из спецификации (табл. 14) учитываются в обязательном порядке.
Таблица 14 - Спецификация знаний умений и навыков по теме «Предпринимательство»
№ | ЗНАНИЯ | УМЕНИЯ | НАВЫКИ |
1. | Понятие предпринимательства | ||
2. | Цели предпринима-тельской деятельности | Уметь сформулировать цели и задачи предпринимат. деят | |
3. | Виды предпринимательства | Уметь различать виды и типу предприним. деят. | Отнести конкретную предприн. деят. к виду предприним. |
4. | Цели и задачи государственной политики в отношении предпринимательства | Уметь назвать случаи оказания финансовой помощи предпринимателям | |
5. | Среда предпринимательской деятельности | Уметь отличать рынки с совершенной и несовершенной конкуренции | Формулировать, в чем взаимозависимость на рынках несовершенной конкуренции |
6. | Роль и значение предпринимательства | Уметь сформулировать, в чем может заключаться роль предпринима-тельства как социального и экономического института | |
7. | Государственная рыночная политика в отношении к предпринимательству | Уметь установить роль государственной политики на рынках несовершенной конкуренции | В любой предложенной ситуации сформулировать целесообразность и рычаги государственного регулирования рынка |
Это конкретизирует постановку дидактических целей обучения по теме, в соответствии с которыми разработан автоматизированный контроль знаний. Назначение этого контроля постоянное и оперативное слежение за достижением целей обучения и организации степени усвоения знаний, умений и навыков по теме «Предпринимательство» [27, с. 98].
Материал к занятию.
Рыночная структура является совершенной конкуренцией, если большое количество продавцов занимается продажей идентичного товара на рынках, входные барьеры на которые отсутствуют. Рынки несовершенной конкуренции могут в различной степени отличаться от совершенной конкуренции с точки зрения одного или нескольких из этих условий. На большинстве рынков представлены не идентичные товары, а несколько видов близких товаров-заменителей. На многие рынки нелегко попасть из-за высоких капитальных затрат и сложности конкуренции с производителями, уже продающими хорошо известные, широко разрекламированные марки товаров. Кроме того, на многих рынках чаще действует небольшое количество крупных продавцов, а не множество мелких. Например, в сфере производства таких продуктов, как автомобили, жевательная резинка, сигареты, пишущие машинки, фотокопировальное оборудование и швейные машины, на четыре крупнейшие американские компании-производителя приходится более трех четвертей всех продаж по соответствующей отрасли. А теперь и в России действуют олигополии в таких отраслях как автомобилестроение, авиа и речные перевозки, нефтедобыча и производство алюминия. На местных рынках иногда действуют всего несколько конкурирующих фирм, даже если на государственном или региональном уровне конкурирует значительно большее их число. Например, в большом городе очень много продавцов бензина, но в каком-то конкретном районе этого города может существовать сильная конкуренция между всего лишь несколькими продавцами. Из вышеизложенного следует, что учащимся важно понимать следующие характеристики и последствия несовершенной конкуренции:
1. На рынках несовершенной конкуренции фирмы часто зависимы друг от друга, и действия одной из них сильно влияют на условия деятельности ее конкурентов.
2. Крупные фирмы, конкурирующие друг с другом, часто стараются избегать прямой ценовой конкуренции. Это происходит из-за неопределенности реакции фирм- конкурентов на изменение цены и из-за наличия взаимных интересов в удержании цен выше уровня, который господствовал бы в условиях чистой конкуренции.
3. На рынках с несовершенной конкуренцией как крупные, так и мелкие фирмы придают особое значение неценовой конкуренции, что проявляется в рекламе, подчеркивающей реальное или воображаемое различие в товарах и услугах, поставляемых потребителям.
4. На рынках, где доминируют крупные фирмы, существует сильное давление в поддержку ценового сговора. Хотя в таких странах, как США и Россия, где фиксирование цен является противозаконным, сговор чаще проходит не в явной, а в «подразумеваемой» форме.
В общем, и целом, конкуренция между большим числом мелких фирм, производящих идентичную продукцию, желательна, так как ее результатом является снижение цен для потребителей и более эффективное использование ограниченных ресурсов. Несовершенная конкуренция обычно приводит к ограничению выпуска продукции и более высоким ценам. Однако иногда эти негативные последствия компенсируются за счет того, что крупные фирмы имеют преимущество благодаря эффекту масштаба, что позволяет им снижать производственные затраты и цены. Кроме того, абсолютно очевидно, что для потребителей лучше иметь не идентичную продукцию совершенной конкуренции, а разнообразие стилей и видов продукции, что ассоциируется с несовершенной конкуренцией [28, с. 66].
Оценка любого конкретного рынка с несовершенной конкуренцией требует тщательного взвешивания всех этих выгод и затрат. Нет никаких сомнений в том, что для поддержания эффективной степени конкуренции государственная политика должна быть направлена на ограничение концентрации продавцов на рынке и на недопущение случаев сговора. Однако такая политика не должна простираться настолько далеко, чтобы допустить развал крупных фирм только потому, что на рынке нет совершенной конкуренции.
Содержание лекции.
В качестве основного содержания лекции выбран вопрос о выработке стратегии и тактики поведения предпринимателя в зависимости от типа рынка, на котором предприниматель осуществляет свою коммерческую деятельность, а также в зависимости от типа конкуренции на этом рынке. Уровень конкуренции на рынке в значительной степени определяется числом покупателей и продавцов на этом рынке. Активная конкуренция между продавцами обычно приводит к снижению цен и уменьшению уровня прибыли. Сговор среди покупателей или продавцов уменьшает степень конкуренции на рынке. Сговор затруднен на рынках с большим количеством покупателей и продавцов. В долгосрочной перспективе уровень конкуренции в отрасли в значительной степени определяется тем, насколько трудно и дорого для новых фирм войти на этот рынок.
Цели лекции:
1. Определить стратегию и тактику поведения предпринимателя на рынке в зависимости от типа рынка, на котором предпринимателю приходится вести коммерческую деятельность – рынок с совершенной и несовершенной конкуренцией.
Проанализировать роль неценовой конкуренции.
Объяснить тенденцию к сговору в отношении цен на рынках несовершенной конкуренции.
Оценить роль государства в отношении рынков с несовершенной конкуренцией.
Описание лекции.
Используется набор рабочих листков для изучения: 1) спроса и ценовых решений, с которыми сталкиваются фирмы при несовершенной конкуренции; 2) взаимозависимости в ситуации, когда действия одной фирмы имеют большое влияние на другие фирмы на рынке; 3) существующей тенденции для фирм, заключивших формальное или неформальное ценовое соглашение, проходить через стадию сговора, а затем через стадию нарушения соглашения о сговоре; 4) общественно-политических решений по поводу слияния, когда не вполне ясно, приведет ли это слияние к более или менее эффективной конкуренции в отрасли с высокой концентрацией. Кроме того, учащиеся проведут исследование по вопросам цен и приверженности к определенной марке на рынке растворимого кофе.
Сведения о конкурентах
О конкурентах полезно знать следующее:
- Какие фирмы производят аналогичную продукцию; каковы их объемы продаж;
- качество их продукции, основные технические характеристики;
- цены, ценовая политика;
- система снабжения и сбыта.
При оценке конкурентов необходимо уделить внимание достоинствам и недостаткам производимой ими продукции. Недостатки могут дать реальный шанс выиграть в борьбе с ними, находя более рациональные решения. Обычно принять использовать два направления конкурентной борьбы: ценовую конкуренцию и конкуренцию качества. Однако, в конечном итоге, ориентиром должны служить потребности клиента. Направления конкурентной борьбы должны быть продуманы на стадии планирования, поскольку такие вопросы должны быть проработаны заранее.
План маркетинга
К основным элементам плана маркетинга относятся:
- схема распространения товара;
- ценообразование;
- реклама;
- методы стимулирования продаж;
- организация послепродажного обслуживания;
- формирование общественного мнения о фирме и товарах.
Полный план маркетинга – это отдельный, очень важный документ. В бизнес-плане его рекомендуется изложить в сжатом виде, не вдаваясь в детали.
Схема распространения товара – это ответ на вопрос: как будет продаваться товар? Диапазон ответов здесь обширный. Соответственно, велика разница в затратах. Самым дорогим решением является создание собственных фирменных магазинов, самым дешевым – продажа со склада готовой продукции оптовым покупателям.
Особо следует остановиться на ценообразовании. Установление цены на новый товар – задача непростая. При принятии решения учитываются многие факторы. Однако, надо знать, что цена товара меняется в процессе его жизненного цикла.
Политика ценообразования зависит от цели, которую ставит перед собой предприятие: захват рынка, быстрое получение прибыли или обеспечение стабильности производства.
Стратегия маркетинга предусматривает формирование положительной репутации фирмы и ее товаров у общественности. Этому направлению деятельности, называемому «паблик рилейшнз», уделяется большое внимание. В бизнес-плане можно предусмотреть такие мероприятия. Паблик рилейшнз не является прямой рекламой товара, однако положительный образ предприятия в конечном итоге, так же как и реклама, способствует увеличению объемов продаж.
План производства
Этот раздел бизнес-плана – план производства – необходим только для тех проектов, в которых предусматривается производство какой-либо продукции. Данные разделы должны быть обоснованы на длительную перспективу – два – три года, для крупных проектов – на четыре – пять лет. Раздел включает следующую информацию:
- где будет организовано производство: на действующем или на новом предприятии;
- какие необходимы производственные мощности и каков их рост по годам;
- какие сырье, материалы, комплектующие изделия необходимы, где и когда их приобретать, по какой цене;
- возможна ли производственная кооперация: с кем, на каких условиях;
- какое оборудование потребуется, когда, где его предполагается приобрести, по каким ценам;
- схема производственных потоков, включая точки контроля качества.
Каждый из этих подразделов содержит расчет расходов на производство, на основе которых осуществляется оценка издержек и их динамика по годам.
Организационный план
Содержание этого раздела посвящено организации производства и кадрам. В частности важно решить следующие кадровые вопросы:
- какие специалисты нужны, каким должно быть их образование, квалификация, опыт работы;
- заработная плата, условия труда и условия найма на работу;
Оценка риска и страхование
В девятом разделе бизнес-плана требуется оценить, каким типам рисков подвержено будущее предприятие, каков возможный ущерб от наступления неблагоприятных событий, в какой момент они могут произойти.
Выводом по этому разделу является перечень страховых договоров и суммарная стоимость страховой защиты.
Планируя предстоящие действия и принимая решение по будущим событиям, предприниматель отнюдь не желает, чтобы события не наступали и действия не осуществлялись. Но неопределенность будущего заставляет задуматься о возможности наступления тех или иных событий или совершения тех или иных действий. Возможность получения отрицательного результата называется риском. Отрицательный или положительный результат связан только с ожиданиями предпринимателя, так как само событие не может нести риска (падение курса рубля для одних предпринимателей доход, для других – убыток).
Любой проект подвержен риску, который заключается в угрозе финансовых потерь, ведущей к краху проекта или разорению предприятия в целом. Анализ рисков осуществляется на основе качественного и количественного подходов.
Выявление рисков и их оценка важны с точки зрения заблаговременного принятия профилактических мер, а уж если что произойдет, то решительно выправлять положение, опираясь на то, что было наработано. Составляя бизнес-план, необходимо планировать комплекс мероприятий, связанных с предотвращением рисков. Такой комплекс мероприятий содержит ряд организационных решений, направленных на снижение риска: страхование, хеджирование, установление лимита на расходы, резервирование, распределение риска, диверсификация и получение дополнительной информации.
Исходя из знания примерной структуры бизнес-плана, можно сформировать собственную структуру бизнес-плана с учетом специальных требований потенциальных инвесторов, особенностей производства или продукции, уникального преимущества при продажах, особенностей финансовой ситуации, особенностей рынка.
Только бизнес-план, подготовленный на основе потребности в информации, необходимой для предполагаемых источников финансирования проекта, безусловно, произведет впечатление на владельцев капитала с точки зрения оценки умения планировать. Также инвесторы оценят общую компетенцию руководителя данного предприятия.
Глава II. Организация компании по перевозке грузов в г. Новосибирске
2.1 Описание проекта (резюме)
Рассматриваемый в настоящем бизнес плане инвестиционный проект – оказание коммерческим автотранспортным предприятием ООО «Трансконсалтсервис» услуг по грузоперевозкам населению. Реализация данного проекта позволит предприятию ООО «Трансконсалтсервис» занять достойное место на рынке этих услуг в г. Новосибирске.
Полное официальное наименование общества – общество с ограниченной ответственностью «Трансконсалтсервис». Сокращенное – ООО «Трансконсалтсервис».
Юридический адрес: 630049, Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191.
Права и обязанности юридического лица Общество приобретет с даты регистрации. Основной целью предприятия будет являться получение прибыли.
Цели деятельности: предоставление услуг по грузоперевозкам разными видами транспорта физическим и юридическим лицам, а также предоставление сопутствующих услуг, как экспедирование и охрана грузов, разгрузочно-погрузочные работы, упаковочное производство, оказания услуг автосервиса (ремонт автомобилей, антикоррозийное покрытие кузовов автомобилей), оказания различных услуг производственного характера.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Высшим органом управления общества является общее собрание сотрудников. Общее руководство обществом осуществляет директор, выбранный собранием сотрудником [30, с. 104].
Директор будет руководить обществом в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений.
Планируемый объем оборота в год по всем видам деятельности - порядка 7382 тыс. руб./год. при полной загрузке производственных мощностей.
Ожидаемая чистая прибыль в год от всех видов деятельности - 29000 тыс. руб. при полном освоении производственных мощностей.
Рынок сбыта - региональный.
Конкурентоспособность фирмы обеспечивается низкими внутрипроизводственными издержками, а также высокой культурой обслуживания клиентов – профессионализм грузчиков и водителей, соблюдение сроков и т.д.
В течение всего подготовительного периода осуществляется подбор квалифицированного персонала, в первую очередь производственных рабочих.
Общая сумма проекта -1605,35 тыс. руб. из них: собственные средства - 610,35 тыс. руб., заемные - 995,0 тыс. руб.
Условия кредитования - 20% годовых на 1,2 года.
Срок окупаемости полной суммы инвестиций -1,5 года
2.2 Описание деятельности предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Трансконсалтсервис» создается с целью организации производства и реализации услуг по перевозке грузов в г. Новосибирска.
Виды услуг:
– услуги по квартирным переездам, перевозу мебели (в том числе пианино), перевозка других хозяйственных грузов (дрова, уголь, сено и т.д.); розничная цена одной условной единицы услуги (3 часа работы автомобиля + 3 часа работы четырех грузчиков) 4,0 - 5,5 тыс. руб.; планируемый годовой объем производства услуг порядка 600 единиц;
– услуги по перевозке коммерческих грузов; розничная цена (6 часов работы автомобиля + лебедка + 6 часов работы четырех грузчиков) 11,0 -18,0 тыс. руб.; планируемый объем выпуска в год - 96 единиц;
– услуги антикоррозийной обработки кузовных элементов автомобилей по технологии RUST-STOP (Canada); стоимость обработки одного автомобиля - 0,9 тыс. руб.; планируемый годовой объем работ - 3600 единиц.
Производственно-хозяйственная деятельность:
– производственно-хозяйственная деятельность производится на основе договоров;
– Общество самостоятельно планирует свою деятельность с учетом спроса и заключенных договоров на оказание транспортных услуг.
Для организации деятельности предприятие располагает как собственными, так и арендованными площадями:
Собственные площади: гараж 220 кв.м (г. Новосибирск).
Арендуемые площади: цех по антикоррозийной обработке автомобилей 90 кв.м. (г. Новосибирск).
На момент начала реализации инвестиционного проекта (предположительно август 2007 г.) предприятие имеет всю необходимую для организации производства техническую документацию и лицензии.
Закуплена технологическая документация для организации специализированного участка (цеха) антикоррозийной обработки автомобилей RUST-STOP (Canada).
2.3 Оценка рынка и конкурентоспособности
Конкуренция на транспортном рынке РФ в новых условиях хозяйствования приобретает качественно новые черты. Развивается частное предпринимательство на автомобильном рынке, повышаются требования к качеству перевозочного процесса и др. Конкуренция на внутреннем транспортном рынке существует как во внутриреспубликанском сообщении, так и в международном. Она проявляется в борьбе за клиентуру, высокую прибыль, новые технологии, высокое качество перевозок, быстроту и надежность перемещения грузов.
Товарный обмен между участниками рыночных отношений устанавливается и постоянно поддерживается с помощью транспорта. Потребность в качественном транспортном обслуживании тем выше, чем больше конкуренция на рынке товаров. Под качеством транспортного обслуживания по грузовым перевозкам традиционно подразумевают полноту, скорость, своевременность, равномерность доставки и сохранность грузов, безопасность перевозок, а также комплексность, доступность и культуру обслуживания потребителей транспортных услуг.
В последние годы в г. Новосибирске успешно развивается организация и открытие всевозможных предприятий, работающих с населением и предлагающих услуги по перевозкам грузов по приемлемых ценам. В условиях снижения и стабилизации покупательской способности населения эта форма производства все же способствует развитию спроса. Большую роль в данном деле играет ООО «Трансконсалтсервис». Доля рынка, занимаемая предприятием на начальном этапе деятельности составит примерно 15%.
Рисунок 2 – Доля рынка ООО «Трансконсалтсервис» -15%
На самом деле серьезных прямых конкурентов у ООО «Трансконсалтсервис» много.
Таблица 1 - Оценка собственной фирмы и фирм конкурентов, баллы
№ п/п | Фирма | Достоинства и недостатки | ||||||
Товар | Цена | Сервис | Месторасположение | Соотношение цена/качество | ||||
1 | Собственная фирма | 7 | 5 | 7 | 10 | 8 | ||
2 | Фирма-конкурент |
| ||||||
2.1 | Небольшие фирмы | 5 | 5 | 6 | 8 | 8 | ||
2.2 | Крупные перевозочные фирмы | 4 | 4 | 6 | 7 | 6 | ||
В таблице 1 приведены оценки достоинств и недостатков как собственной фирмы, так и фирм-конкурентов. Оценки выставлялись в баллах от 0 до + 10.
Если посчитать сумму баллов каждой «фирмы», то получим следующие результаты:
ООО «Трансконсалтсервис»: 37 баллов.
Небольшие фирмы: 36 баллов.
Перевозочные предприятия: 35 баллов.
Еще раз нужно уточнить, что оценка производилась, исходя из предположения: предприятия уже существуют. Соответственно, большой вклад в баллах внесла такая характеристика, как месторасположение объекта. Что касается ООО «Трансконсалтсервис», то ассортимент данного грузоперевозочного предприятия имеет достаточную ширину и глубину. Достаточно взглянуть на таблицу 1.
Таким образом, выдержать конкуренцию ООО «Трансконсалтсервис» планирует за счет внедрения современных использования опыта руководства предприятия, накопленного ООО «Трансконсалтсервис», сервиса, отвечающего высоким стандартам, соотношения высокого качества и приемлемых цен на реализуемые услуги, правильного ведения финансовой политики ООО «Трансконсалтсервис» и сплоченной команды.
2.4 Производственный план
Объем реализации услуг фирмы по данному инвестиционному проекту прогнозируется исходя из производительности технологического оборудования, емкости выбранных рынков услуг по грузоперевозкам и услуг антикоррозийного покрытия автомобилей, а также установившихся средних рыночных цен на аналогичные услуги.
Исходя из учитываемых факторов, осуществляется прогнозная оценка объема оборота фирмы в год в разрезе основных видов деятельности (см. табл. 2).
Таблица 2 - Операционный график инвестиционного периода
Наименование | Инвестиционные фонды | |||||||
1 кв. | 2 кв. | З кв. | 4 кв. | 5 кв. | 6 кв. | |||
1м. | 2м. | 3м. | ||||||
1. Кредитование | + | |||||||
2. Заключение договоров с поставщиками оборудования | + | |||||||
3. Заключение договоров с субподрядчиками | + | |||||||
4. Реконструкция помещений | – | + | ||||||
5. Поставки оборудования | – | + | ||||||
6. Монтаж, наладка оборудования | – | – | + | |||||
7. Расчеты с поставщиками | – | + | ||||||
8. Расчеты с субподрядчиками | – | + | ||||||
9. Заключение договоров с поставщиками материалов | – | + | – | + | – | + | – | + |
10. Поставки материалов | – | – | + | – | + | – | + | – |
11. Расчеты с поставщиками | – | – | + | – | + | – | + | – |
12. Заключение договоров на поставки готовой продукции | – | – | – | + | + | + | + | + |
13. Выход на 50%-ную мощность производства | – | – | – | + | ||||
14. Выход на 75%-ную мощность | – | – | – | – | + | |||
15. Выход на 100%-ную мощность | – | – | – | – | – | + | + | + |
16. Расчеты с банком | – | – | – | – | – | + | + |
Объем продаж в натуральном выражении принимается из условия полной загрузки производственных мощностей предприятия по всем видам деятельности; розничная цена – по опыту пробных продаж аналогичных услуг на рынке другими предпринимателями.
Реальная производственная и сбытовая стратегия предприятия строится исходя из сезонности спроса на услуги, однако для упрощения и наглядности экономических расчетов в дальнейшем принимается равномерная по месяцам производственная программа, относительно которой исчисляются потребные издержки производства при условии полной загрузки мощностей предприятия [24, с. 155].
Таблица 3 - План производства продукции и услуг в год
Наименование продукции, услуг | Объем продаж в натуральном выражении (усл. ед.) | Розничная цена ед. продукции, тыс. руб. | Объем оборота, тыс. руб. |
1. Квартирные переезды | 200 | 5,5 | 1100 |
Перевозка пианино | 100 | 4,5 | 450 |
Сельхозгрузы | 300 | 4,0 | 1200 |
Итого | 600 | 2750 | |
2. Коммерческие грузоперевозки с использованием лебедки | 48 | 18,0 | 864 |
Коммерческие грузоперевозки без использования лебедки | 48 | 11,0 | 528 |
Итого | 96 | 1392 | |
3. Услуги цеха антикоррозийного покрытия (кол-во автомобилей в год) | 3600 | 0,9 | 3240 |
Всего оборот: | 7382 |
2.4 Организационный план
В соответствии с инвестиционным замыслом, первые три календарных месяца (август, сентябрь и октябрь 2007 года) предполагают реализацию организационно-технических и финансовых мероприятий, направленных на подготовку условий производства и последовательный выход на полную мощность производства услуг, соответственно, по кварталам: 50%, 75%, 100%. Состав операций подготовки производства, собственно производства, сбыта и реализации продукции представлен в таблице 9.
Договора-намерения с поставщиками оборудования и материальных ресурсов, а также с подрядными организациями заключены [23, с. 165].
Организационные решения по реализации данного инвестиционного проекта фирма планирует осуществить в форме развития существующих производственных и управленческих структур, без существенной ломки оправдавших себя подразделений.
Характеристики высшего управленческого персонала:
Директор: образование высшее экономическое, опыт в данной должности более 20 лет.
Главный бухгалтер: образование высшее экономическое, имеет 25-летний опыт бухгалтерской работы на государственных и коммерческих предприятиях; осуществляла неоднократное повышение квалификации в специализированных организациях; аудитор.
Менеджер по снабжению и сбыту: образование среднее специальное; работает на фирме со дня ее образования, исполняет функции маркетолога и снабженца.
2.5 Маркетинговый план
Производственной и коммерческой стратегией предприятия предусмотрено разбиение всего инвестиционного периода (1,5 года) на шесть этапов - по одному календарному кварталу в каждом.
Реализация услуг фирмы на освоенном рынке, выход и закрепление на новых рынках осуществляется в соответствии с данными анализа рыночной конъюнктуры и выбранной тактики позиционирования услуг и ценообразования в условиях конкуренции [20, с. 185].
Последовательность действий фирмы по продвижению услуг на рынок подчинен схеме поквартального наращивания мощности производства (2-й, 3-й, 4-й инвестиционные периоды) и тактике позиционирования своего товара на целевых сегментах рынков в зависимости от поведения конкурентов.
В соответствии с динамикой наращивания объемов сбыта принимается следующая тактика продвижения товаров на рынок:
· 1-й кв. - заключение договоров оказания услуг "на заказ" по уже установленным контактам до инвестиционного периода;
· 2-й кв. - работа "на заказ", реклама в Новосибирской области;
· 3-й кв. - ценовая дискриминация услуг конкурентов (фирм, оказывающих аналогичные услуги) на новых рынках, реклама;
· 4-й кв. - выравнивание цен на услуги на новых рынках до уровня среднерыночных;
· 5-й кв. - освоение новых рынков (ближнее зарубежье); цены - среднерыночные; повышение качества продукции, реклама;
· 6-й кв. - цены - среднерыночные; закрепление на освоенных рынках сбыта услуг без расширения объемов.
В качестве каналов продвижения и сбыта продукции фирма использует:
· реклама в региональных газетах и на местном и региональном телевидении;
· участие в постоянно действующих выставках в г Новосибирске и в других городах, в хозяйственных магазинах города и области;
· рекламные щиты в г. Новосибирске
Услуги автосервиса (антикоррозийной обработки автомобилей) фирма предлагает через рекламу в средствах массовой информации г. Новосибирска, других городов области; использует рекламные щиты.
Основная продукция фирмы рассчитана на потребление достаточно широкими массами населения, проявляющими предпринимательский интерес к грузоперевозкам небольших объемов и веса или имеющими потребность использования автоприцепов для личных хозяйственных нужд.
При прогнозировании объемов продаж и сбытовых цен продукции фирмы учитывались следующие факторы (признаки) сегментации рынка предлагаемых ООО «Трансконсалтсервис» услуг, используемые табл. 8.
1. Тип потребителя по виду деятельности:
1.1. мелкие фермеры и крестьянские хозяйства;
1.2. предприниматели малого и среднего бизнеса;
1.3. детсады, школы, техникумы, детдома, автошколы;
1.4. частные лица;
2. Уровень доходности потребителей:
2.1. относительно высокий - до 15 тыс. руб./чел./мес.;
2.2. средний - 5 тыс. руб./чел. мес.;
2.3. относительно низкий - до 2 тыс. руб./чел. мес.
Таблица 4 - Выбор целевых сегментов рынка
Виды услуг ООО «Трансконсалтсервис» | Признаки сегментации | ||||||
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | |
Перевозка бытовых грузов без использования автоприцепов | + | + | – | + | + | – | + |
Перевозка бытовых грузов с использованием автоприцепов | + | + | – | + | + | + | – |
Перевозка коммерческих грузов, в том числе с использованием автоприцепов | + | + | + | + | + | + | – |
Антикоррозийная обработка легковых автомобилей | + | + | + | + | + | + | – |
Емкость рынка оценивается исходя из общего числа потенциальных потребителей на местном и региональных рынках и опыта оказания аналогичного вида услуг предпринимателями России. Тогда вероятное распределение долей рынка фирмы на каждом целевом сегменте допускаем в следующих значениях (табл. 4.). При этом учитывается как потенциальная емкость рынка сбыта, так и признаки его сегментации.
Таблица 5 - Структура потенциального рынка сбыта фирмы
Емкость сегмента рынка | Перевозка бытовых грузов | Перевозка коммерческих грузов | Сервис | |||
всего | без исп. лебедки | с исп. лебедки |
| |||
1.Емкость рынка: |
| |||||
Россия (усл.ед./год) | 10000 | 150000 | 50000 | 100000 | – | |
2. Потенциальный объем продаж (усл.ед./год) | 900 | 100 | 50 | 50 | 4000 | |
3. Доля рынка по потребителям: | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | |
Фермеры | 40% | – | 20% | 20% | – | |
Предприниматели | 45% | – | 45% | 55% | – | |
Частные лица | 10% | – | 15% | 5% | – |
Окончательный выбор объемов оказания услуг по грузоперевозкам и услуг автосервиса осуществлен с учетом данных конкурентного анализа и позиционирования рассматриваемых услуг на целевых (управляемых) сегментах рынка [15, с. 106].
По результатам исследования потенциальных рынков сбыта продукции и услуг фирмы, а также выбранных производственной и коммерческой стратегий предприятия осуществляем выбор объемов производства и реализации продукции в разрезе ее номенклатурных единиц и этапов наращивания производственной мощности (табл. 6.).
Таблица 6 - Прогноз объемов продаж продукции и услуг
Номенклатурная единица продукции | Объем продаж, шт. | Рыночная цена условной единицы услуг, тыс. руб. | ||
I кв. | II кв. | III кв. | ||
Этапы загрузки мощности | 50% | 75% | 100% | – |
Перевозка бытовых грузов | 38% | 56% | 75% | 4 – 5,5 |
Перевозка коммерческих грузов | 12% | 18% | 24% | 11–18 |
Автосервис (антикор.), единицы. | 450 | 675 | 900 | 0,9 |
В соответствии с ценовой стратегией фирмы на услуги, выработанной при позиционировании на рынке в условиях конкуренции, прогнозные цены на единицу услуги выбираем не выше среднерыночных на аналогичные услуги. При изменении рыночной конъюнктуры в худшую для фирмы сторону у нее имеется достаточный запас прибыли в цене, что при необходимости позволит реализовать тактику ценовой дискриминации в конкурентной борьбе за сохранение своей доли рынка (плановых объемов продаж услуг).
2.6 Финансовый план
Расчет материальных издержек фирмы по всем видам деятельности, согласно инвестиционному замыслу, осуществляется исходя из прогнозируемого месячного объема производства и оказания услуг при условии выхода на 100%-ную загрузку мощностей участков и цехов.
Таблица 7 - Стоимость материальных издержек (основные, вспомогательные, расходные материалы и комплектующие)
Расходы на эксплуатацию лебедок и прицепов | 2500,0 |
Расходы на эксплуатацию автомобилей | 85680,0 |
Внутрипроизводственные расходы на антикоррозийную обработку | 28720,0 |
Итого материальные издержки по всем видам деятельности в месяц | 116900,0 |
Нормативы расхода материала даны с учетом технологических неликвидных отходов.
Расчеты издержек на заработную плату .
Количество основных и вспомогательных рабочих (водителей и грузчиков): всего -14 чел.
Среднемесячная заработная плата рабочего – 4500 руб.
Количество рабочих смен - 2.
Коэффициент сменности -1,5.
Количество рабочих месяцев в году -12.
Отпуска - по скользящему графику без остановки производства.
Издержки на заработную плату рабочих в цехах производства прицепов и автомобилей (среднемесячные):
14·1,5·4,5 = 94,5 тыс. руб./мес.
Количество рабочих на участке (цехе) антикоррозийного покрытия: всего - 3. Средняя заработная плата рабочего в месяц - 4000 руб.
Количество рабочих смен - 2.
Коэффициент сменности -1,6.
Количество рабочих месяцев в году - 12.
Издержки на заработную плату рабочих участка (цеха) антикоррозийного покрытия (среднемесячные):
3·1,6·4 = 11,52 тыс. руб./мес.
Количество работников аппарата управления - 3 чел.
Среднемесячная заработная плата работника управления – 7 тыс.руб.
Коэффициент сменности -1.
Издержки на заработную плату работников аппарата управления (среднемесячные):
3·7· 1,0 = 21 тыс. руб./ мес.
Итого фонд оплаты труда составляет
ФОТ = 94,5 + 11,52 + 21 = 127,02 тыс. руб.
Отчисления и сборы с фонда оплаты труда представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Отчисления и сборы с ФОТ в месяц
Статья (ФОТ = 127,02 тыс. руб.) | Сумма (тыс. руб.) |
1. Пенсионный фонд (20% от ФОТ) | 25,40 |
2. Фонд ОМС (3,1% от ФОТ) | 3,94 |
3. Социальное страхование (2,9% от ФОТ) | 3,68 |
Итого отчисления и сборы от ФОТ: | 33,02 |
Примечание: в состав затрат на социальное страхование входит страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Прямые затраты на заработную плату персонала в месяц:
94,5 + 11,52 + 21 = 127,02 тыс. руб./мес., из них:
– относимые на себестоимость: 71,01 тыс. руб./мес.,
– относимые на чистую прибыль: 56,01 тыс. руб./мес.,
Издержки на энергию.
Приведенная суммарная мощность энергопотребителей:
гаражу и автомастерским -24,83 квт./час
по участку (цеху) антикоррозийного покрытия - 4,36 квт./час
Фонд рабочего времени в месяц:
по гаражу и автомастерским: 7·24·1,5 = 252 час./мес.;
по участку (цеху) антикоррозийного покрытия: 7·24·1,6 = 268,8 час./мес.;
Стоимость одного квт./час. - 426,7 руб.
Издержки на электроэнергию в месяц: по гаражу и автомастерским: 252·24,83·426,7 = 2,67 тыс. руб./мес.; по участку (цеху) антикоррозийного покрытия: 268,8·4,36·426,7 = 0,5 тыс. руб./мес.; на бытовые нужды - 0,1 тыс. руб./мес.
Всего издержки на энергию: 3,37 тыс. руб./мес.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.