Назначение храма. Устройство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Символика

Храм – как архитектурный объект является божьей обителью, и любая из частей храма несет символический смысл. Храм есть земное небо, в котором обитает Бог. Престол в алтаре означает место Гроба Господня и престол, на котором почивает Господь. Апсида соответствовала Вифлеемской пещере, где родился Христос, и пещере, где Он был погребен; потому ей и придается полукруглая форма. Кроме того, церковь служит образом распятия Христова, а поэтому желательно, чтобы в структуре храма, был запечатлен главный символ христианства – крест.

В храме Святой Софии тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы ближайшие к центральной, напоминают о четырех евангелистах: Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. Христос вседержитель расположен в куполе, словно В необъятной дали, а в алтаре, на стене центральной апсиды, сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Ее руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении. Вишневый цвет Ее одеяния – мафория, окутывающего Ее голову и плечи, символизировал страдание. Купол символ церкви Небесной, алтарь – символ Церкви Земной.

Устройство крестово-купольного храма

В Древнерусском искусстве получила распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных храмов, пришедшая из Византии. Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Эту центральную «главу» поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма – подкупольное пространство между четырьмя главными столбами. Главный и прочие столбы делили храм на нефы – галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. В области алтаря церковная стена выдавалась полукруглыми выступами – апсидами. Полукруглые покрытия церковных сводов назывались закомарами. Вход в церковь был в западной части храма. Над ним русские зодчие строили хоры – верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые гости: князь, его семья и приближенные.

древнерусский архитектура храм артель



Заключение

 

По мнению историков дореволюционного периода, памятники Руси являются провинциальным вариантом византийского зодчества. Исследование привело к выводу, что Русские храмы не имеют аналогий в Византии. Возникла новая точка зрения, согласно которой влияние Византии было минимальным, а основой являлись собственные древние традиции деревянного зодчества. Дальнейшие исследования полностью опровергли обе теории.

«По сравнению с византийским искусством русское искусство несравненно демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя, его формы менее отвлеченны и более полнокровны, воплощаемые им идеалы утратили византийскую строгость и суровость. Столь сильно выраженный в восточном христианстве момент пассивной созерцательности уступает место на Руси более эмоциональному и лирическому подходу к религии. Ослабление аскетического начала выразилось в усилении яркости радостных, звонких красок, в смягчении ритма линий, в умиленности добрых ликов, в интимизации образа божества. Под личиною византийских форм русские сумели прозреть из греческую, эллинистическую сердцевину и сумели блестяще использовать последнюю в создании того нового художественного мира, который, при всей своей преемственности от Византии, является глубоко оригинальным творением.

русского народа» (В.Н. Лазарев).

В XI веке на базе византийской архитектуры возникло Русское зодчество и уже на ранней стадии выработало собственные традиции. Постепенно складывались новые приемы, новые эстетические принципы. По памятникам этого времени можно проследить тенденцию к созданию четких и простых объемов, к упрощению структуры интерьеров.

Новый тип киевского храма – очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь. На первых порах она имела с запада нартекс, который обычно был открыт в основе помещения, отделяясь от него высокой аркой. Поэтому по плану храм носил характер шестистолпного. Во второй половине XII в., чаще стали строить храмы сокращенного варианта, т.е. без нартекса, четырехстолпные. Отказались от лестничных башен. Храмы завершаются закомарами, основания которых расположены на одной высоте и венчаются одной массивной главой. Храмы XII века уравновешены и статичны, сложная живописность композиции памятников XI в. полностью отсутствует. Изменилась строительная техника. На фасадах появляются новые элементы – аркатурныe пояски, двух- и трехуступчатые амбразуры порталов. На углах храмов сохраняются плоские лопатки, промежуточныe лопатки фасадов приобретают характер мощных полуколонн, придающих фасадам пластичность. Поверхности фасадов часто оставляли открытыми, на некоторых памятниках отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка, имитирующая квадраты белокаменной кладки.

В новых храмах резко изменились все компоненты, традиционной осталась лишь типологическая схема здания. Во владимиро-суздальской архитектуре до начала XIII в. никаких существенных изменений в композиции храмов не заметно. В начале XIII в. было построено несколько монастырей, которые показывают, что характерная для Киева, Чернигова и Смоленска динамика композиции, усиленная множеством вертикальных членений пучковых пилястр на фасадах, не нашла в них отражения. Наоборот, налицо частичный отказ от полуколонок на пилястрах и применение плоских лопаток. Но появилось башнеобразное построение объема с высоко и торжественно поднятой головой. Об этом можно судить по наличию притворов, придающих зданию крестообразную форму. Заметно усилилась роль декоративной резьбы. Туфа, из которой сложены стены, не позволяет выполнять сложную орнаментацию, но зато скульптура покрывает порталы и аркатурно-колончатый пояс, сделанные из плотного камня. Бывало, что изображение наносили на отдельный камень, вставленный при возведении здания, или выполняли резьбу после окончания кладки стен. Некоторые рельефы по происхождению связаны с искусством Востока, поэтому возникали предположения, что эти мотивы проникли на Русскую землю вместе с армянскими мастерами. Позднее выяснилось, что их копировали с орнаментов блюд, тканей и т.д.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что русское зодчество складывалось под влиянием различных культур, особенно Византийской. Но вследствие некоторых факторов, например, климатических условий, наличия некоторых строительных материалов, вкусовых особенностей заказчиков, памятники архитектуры Руси совершенно не похожи на Византийские постройки. Находясь в соседстве с другими странами, Русь ощущала на себе и их влияние, например в Галицкой архитектуре встречались черты романской архитектуры, в резьбе использовались восточные узоры, копируемые с тканей и предметов быта.

В результате всех этих влияний русская архитектура выработала свой самобытный и неповторимый характер и внесла бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Древнерусское искусство – наша национальная гордость, великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха, которая его породила. И оно входит в духовную культуру современного человека именно как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его могучей созидательной силы.

 

 



Библиография

1. Воронин Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский – М., 1984

2. Каргер М. Новгород – Л., Аврора, 1975

3. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: Кн. для чтения. – М., Просвещение, 1981

4. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Л., «Наука», 1986

5. «Энциклопедия для детей», том 7 «Искусство», часть первая. – М., «Аванта+»

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 286.