Введение
Современный человек должен быть всесторонне развит. Необходимым компонентом этого развития является знание не только естественнонаучных дисциплин, но и знание истории своей страны, ее культуры. Культура – это широкое понятие, включающее в себя изобразительное искусство, музыку, архитектуру и т.д. Одним из важнейших показателей развития культуры является архитектура. Поэтому тема моего реферата «Древнерусские памятники архитектуры X–XIII вв».
До наших дней сохранились блестящие памятники старины, не уступающие шедеврам мировой архитектуры. Они наполняют живым образным содержанием наши представления о развитии культуры. Русь развивалась не изолированно от других стран, и на становлении ее архитектуры сказалось влияние других культур. Поэтому эта проблема легла в основу темы моего реферата.
Цель работы:
· Рассмотреть вопрос о соотношении русского зодчества с византийским и его самостоятельном развитии.
· Познание истоков, особенностей культуры в архитектуре и их влияния на культуру личности.
Главная задача:
· Составление и сопоставление хронологической последовательности развития русского зодчества, а также выявление основных аспектов влияния других культур и тенденций, пришедших извне.
Анализ темы основывается на работе П.А. Раппопорта «Зодчество Древней Руси». Он изучает истоки развития и становления древнерусской архитектуры X–XIII вв., анализирует влияние на нее византийской и других культур. В работе Л.Д. Любимова «Искусство Древней Руси» сравнивается византийское зодчество с русским, рассматриваются точки зрения различных историков и искусствоведов на эту проблему. Авторы в своих работах приходят к выводу, что Византия несомненно повлияла на становление и развитие древнерусской архитектуры, но в дальнейшем русское зодчество развивалось относительно самостоятельно, испытывая, однако, влияние стран, находящихся по соседству.
В настоящее время важной проблемой является воспитание в людях патриотизма, гражданственности и любви к своему Отечеству. Решить эту проблему возможно путем изучения истории своей страны, ее культуры и искусства. Поэтому для моего реферата я и выбрала тему «Древнерусские памятники архитектуры X–XIII вв».
Особенности этой темы заключаются в том, что история России, отражаясь в культуре, помогает растущему человеку осознать себя личностью, чье гражданство связано с историей великой страны. Как дойти до такой ценности, как Родина? Только через историю и культуру.
Особенности, основные черты развития древнерусской архитектуры. Влияние Византии
Объединение восточных славян привело к образованию мощного государства – Киевской Руси, по размерам своим и значению занявшего одно из первых мест в тогдашней Европе. К концу Х в. древнерусское государство приобрело уже законченные формы. С появлением государства должна была измениться религия. Владимир Святославович сделал попытку объединить языческие культуры, но язычество не могло отвечать новым запросам. Между тем рядом с Русью находилось мощное государство – Византийская империя, где идеологические формы уже были разработаны полностью. Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде. В установлении тесных связей были заинтересованы обе стороны: Русь получала религию, литературу и искусство, из Византии поступали и некоторые предметы роскоши; Византия была заинтересована в военных силах Руси.
Образование строительных артелей
Архитектура Переяславля
В конце XI в. по инициативе энергичного переяславльского епископа Ефрема, а позднее – и князя Владимира Мономаха в Переяславле развернулось широкое строительство. За небольшой период было возведено не менее девяти монументальных зданий. Судя по количеству построек, строительство не могло быть выполнено приезжими мастерами; очевидно, здесь работала какая-то другая строительная артель. Это подтверждается и своеобразными особенностями, строительной техники. Типы церквей иные: бесстолпные и двухстолпные храмики. По качеству строительства и богатству отделки памятники Переяславля не уступали киевским, богатейшая отделка выполнялась местными силами, о чем свидетельствует стеклоделательная мастерская, найденная при раскопках, где изготовляли смальту для мозаик.
Центральный храм Переяславля – Михайловская церковь – это крупное здание сo своеобразным планом. Храм пятинефный, боковые нефы и нартекс отделялись от центрального пространства стенами и соединялись с ним широкими проемами с аркадами. Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м). С востока расположена одна большая апсида. Храм имел с трех сторон притворы. Внутри он был роскошно украшен. Размер сторон подкупольного пространства около 5.8 м, а общие размеры здания (без притворов) ЗЗ 27 м. После окончания постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль.
Другие церкви были небольшими, одноапсидными. Одна из церквей Спасская – имела два столба; с запада к ней примыкал нартекс. В церкви и около нее обнаружено большое количество погребений, некоторые – в каменных саркофагах; очевидно, это была церковь-усыпальница. Пол ее был вымощен поливными керамическими плитками, а стены расписаны фресками.
Остальные переяславльские церкви представляют собой различные варианты бесстолпных храмиков.
Автор пришел к выводу, что строительство в переяславле выполнялось местными мастерами, а не приезжими, т. к. типы церквей отличаются от Византийских, а внутренняя отделка выполнена местными силами. Можно сделать вывод, что в Переяславле сложилась собственная строительная артель.
Новгородская архитектура
После завершения Софийского собора в течение всей второй половины XI в. В Новгороде не было возведено ни одного монументального здания. Условия для строительства созрели лишь к началу XII в., когда подряд было создано несколько больших шестистолпных соборов.
В 1103 г. в княжеской резиденции Городище близ Новгорода построили церковь Благовещения – это был шестистолпный храм с крестчатыми в плане столбами. Западное его членение представляло собой четко отделенный от остального помещения нартекс, а к северо-западному углу храма примыкала прямоугольная в плане лестничная башня.
Дальнейшее развитие новгородского зодчества происходит в Пскове, где одна за другой возводятся четыре монументальные постройки – Троицкий собор, собор Ивановского монастыря, церковь Дмитрия Солунского и Спасский собор Мирожского монастыря. О формах Троицкого собора мы ничего не знаем, так как этот памятник был сильно перестроен в конце XII в. и еще раз – в XIV в., а в конце XVII в. снесен. Однако в соборе Ивановского монастыря, сохранившемся до наших дней; явно заметно развитие тех новшеств, которые наметились в предшествующих новгородских памятниках, и в первую очередь в соборе Антониева монастыря. Ивановский собор отличается более приземистыми пропорциями. На его фасадах, кроме западного, отсутствуют декоративные двухуступчатые ниши. Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми. Храм увенчан тремя главами, эти главы расположены симметрично и не имеют функционального значения, являясь лишь данью традиции. Существенное новшество лестница для подъема на хоры, проходящая не в башне, а в толще стены.
В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207 году, появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде примыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри. Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба, были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения, соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенность интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника смоленского зодчества этого периода – церкви Михаила Архангела (1194 г.). Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска.
Строительство идет полным ходом, храмов воздвигается даже больше, чем прежде, но это уже не соборы-титаны, а кряжистые одноглавые домовые церкви, менее парадные, интимные, но продолжающие и развивающие новгородскую архитектурную традицию предельной лаконичности и могучей пластической выразительности.
Новгород в основном был деревянным городом, но из его памятников архитектуры дошли до нас только каменные. Да и многих из тех, что сохранили века, постигла горькая участь уже в нашу эпоху – во время Великой Отечественной войны. В груды развалин фашисты превратили такие прославленные памятники новгородского зодчества, как храмы Спаса-Нередицы, успения на Волотовом поле, Спаса на Кавалеве, Михаила на Сковороде, Благовещения на Городище. Памятники архитектуры были восстановлены советскими людьми. Любуясь ими теперь, мы преклоняемся перед упорным трудом, глубокими знаниями и пламенным энтузиазмом всех тех, кому мы обязаны их возрождением из пепла.
Архитектура Чернигова
В начале XIII в. в Чернигове возвели Пятницкую церковь. Памятник был очень сильно перестроен, но сохранился во всех своих частях. Во время Великой отечественной войны церковь была повреждена, но позднее реставрирована, причем полностью восстановлена в первоначальных формах. Эта небольшая четырехстолпная церковь имеет план, на первый взгляд мало отличающийся от планов храмов середины века. Апсиды оконтурены плавной линией и представляют собой не три полукружия, а одну трехлопастную кривую. Пилястры сложные, с тонкими полуколонками, но очень мягко профилированные. Церковь имеет чрезвычайно стройные пропорции и нарядные, насыщенные кирпичной орнаментацией фасады. Завершаются фасады одной средней закомарой и двумя боковыми полузакомарами, благодаря чему завершение приобретает трехлопастную форму. Арки, соединяющие подкyпольные столбы, расположены выше примыкающих к ним цилиндрических сводов. Таким образом, была создана система повышающихся к центру арок, отчего барабан сильно поднимался над сводами. Снаружи повышенные подпружные арки образуют второй ярус закомар, служащий как бы пьедесталом для барабана. А на самом барабане размещен третий ярус закомар, на этот раз уже чисто декоративных, т.е. по существу кокошников*. Все особенности Пятницкой церкви подчинены одной идее – придать ей вертикальную устремленность и столпообразность.
Строительство в Смоленске
Яркое развитие получило новое архитектурное направление в Смоленской земле. Для постройки в конце 80-х – начале 90-х гг. XII в. дворцового храма архангела Михаила смоленский князь, Давид Ростиславич пригласил полоцкого зодчего. Непосредственная зависимость смоленской церкви архангела Михаила от полоцкого храма не вызывает сомнения. Планы данных храмов почти полностью совпадают, хотя в них имеются и некоторые различия. В смоленском храме можно отметить два существенных нововведения, свидетельствующих о разработке новых архитектурных решений. В смоленской церкви двухустyпчатые наружные пилястры усложнены введением тонких полуколонок. За счет этого в фасады здания внесено большое количество дополнительных вертикальных членений, сильнее подчеркивающих высоту и остроту его пропорций. Второе отличие смоленской церкви – исчезновение стенок с порталами, отделяющих притворы от основного помещения. Эти новшества вызваны естественной эволюцией форм, ведущей к созданию вертикально устремленных динамических композиций, и стремлением зодчих разработать единый слитный интерьер, подчиненный композиции экстерьера.
Смоленская церковь архангела Михаила столпообразная, с высоко поднятой центральной частью. С восточной стороны церкви выделяется одна полукруглая апсида, тогда как боковые имеют снаружи прямоугольную форму и меньшую высоту. С трех сторон перед входами расположены притворы, северный и южный снабжены небольшими самостоятельными апсидами. Очень высокий центральный объем храма (высота до вершины купола 33 м) со всех сторон как бы подпирается более низкими, в результате создается ступенчатость. Это впечатление усиливается большим количеством вертикальных членений, проходящих по корпусу здания и создаваемых сложнопрофилированными пилястрами. Фасады завершаются кривой трехлопастного очертания. Высокий барабан имеет в основании декоративные трехлопастные кокошники. Идея столпообразного храма с вертикальной устремленностью выражена в этой церкви очень ярко.
Смоленские церкви схожи с полоцкими храмами, их планы почти полностью совпадают. Но имеются значительные отличия во внешнем оформлении. В смоленской архитектуре применялось большое количество дополнительных вертикальных членений на фасадах, ведущих к созданию вертикально-устремленных композиций.
Символика
Храм – как архитектурный объект является божьей обителью, и любая из частей храма несет символический смысл. Храм есть земное небо, в котором обитает Бог. Престол в алтаре означает место Гроба Господня и престол, на котором почивает Господь. Апсида соответствовала Вифлеемской пещере, где родился Христос, и пещере, где Он был погребен; потому ей и придается полукруглая форма. Кроме того, церковь служит образом распятия Христова, а поэтому желательно, чтобы в структуре храма, был запечатлен главный символ христианства – крест.
В храме Святой Софии тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы ближайшие к центральной, напоминают о четырех евангелистах: Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. Христос вседержитель расположен в куполе, словно В необъятной дали, а в алтаре, на стене центральной апсиды, сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Ее руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении. Вишневый цвет Ее одеяния – мафория, окутывающего Ее голову и плечи, символизировал страдание. Купол символ церкви Небесной, алтарь – символ Церкви Земной.
Заключение
По мнению историков дореволюционного периода, памятники Руси являются провинциальным вариантом византийского зодчества. Исследование привело к выводу, что Русские храмы не имеют аналогий в Византии. Возникла новая точка зрения, согласно которой влияние Византии было минимальным, а основой являлись собственные древние традиции деревянного зодчества. Дальнейшие исследования полностью опровергли обе теории.
«По сравнению с византийским искусством русское искусство несравненно демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя, его формы менее отвлеченны и более полнокровны, воплощаемые им идеалы утратили византийскую строгость и суровость. Столь сильно выраженный в восточном христианстве момент пассивной созерцательности уступает место на Руси более эмоциональному и лирическому подходу к религии. Ослабление аскетического начала выразилось в усилении яркости радостных, звонких красок, в смягчении ритма линий, в умиленности добрых ликов, в интимизации образа божества. Под личиною византийских форм русские сумели прозреть из греческую, эллинистическую сердцевину и сумели блестяще использовать последнюю в создании того нового художественного мира, который, при всей своей преемственности от Византии, является глубоко оригинальным творением.
русского народа» (В.Н. Лазарев).
В XI веке на базе византийской архитектуры возникло Русское зодчество и уже на ранней стадии выработало собственные традиции. Постепенно складывались новые приемы, новые эстетические принципы. По памятникам этого времени можно проследить тенденцию к созданию четких и простых объемов, к упрощению структуры интерьеров.
Новый тип киевского храма – очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь. На первых порах она имела с запада нартекс, который обычно был открыт в основе помещения, отделяясь от него высокой аркой. Поэтому по плану храм носил характер шестистолпного. Во второй половине XII в., чаще стали строить храмы сокращенного варианта, т.е. без нартекса, четырехстолпные. Отказались от лестничных башен. Храмы завершаются закомарами, основания которых расположены на одной высоте и венчаются одной массивной главой. Храмы XII века уравновешены и статичны, сложная живописность композиции памятников XI в. полностью отсутствует. Изменилась строительная техника. На фасадах появляются новые элементы – аркатурныe пояски, двух- и трехуступчатые амбразуры порталов. На углах храмов сохраняются плоские лопатки, промежуточныe лопатки фасадов приобретают характер мощных полуколонн, придающих фасадам пластичность. Поверхности фасадов часто оставляли открытыми, на некоторых памятниках отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка, имитирующая квадраты белокаменной кладки.
В новых храмах резко изменились все компоненты, традиционной осталась лишь типологическая схема здания. Во владимиро-суздальской архитектуре до начала XIII в. никаких существенных изменений в композиции храмов не заметно. В начале XIII в. было построено несколько монастырей, которые показывают, что характерная для Киева, Чернигова и Смоленска динамика композиции, усиленная множеством вертикальных членений пучковых пилястр на фасадах, не нашла в них отражения. Наоборот, налицо частичный отказ от полуколонок на пилястрах и применение плоских лопаток. Но появилось башнеобразное построение объема с высоко и торжественно поднятой головой. Об этом можно судить по наличию притворов, придающих зданию крестообразную форму. Заметно усилилась роль декоративной резьбы. Туфа, из которой сложены стены, не позволяет выполнять сложную орнаментацию, но зато скульптура покрывает порталы и аркатурно-колончатый пояс, сделанные из плотного камня. Бывало, что изображение наносили на отдельный камень, вставленный при возведении здания, или выполняли резьбу после окончания кладки стен. Некоторые рельефы по происхождению связаны с искусством Востока, поэтому возникали предположения, что эти мотивы проникли на Русскую землю вместе с армянскими мастерами. Позднее выяснилось, что их копировали с орнаментов блюд, тканей и т.д.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что русское зодчество складывалось под влиянием различных культур, особенно Византийской. Но вследствие некоторых факторов, например, климатических условий, наличия некоторых строительных материалов, вкусовых особенностей заказчиков, памятники архитектуры Руси совершенно не похожи на Византийские постройки. Находясь в соседстве с другими странами, Русь ощущала на себе и их влияние, например в Галицкой архитектуре встречались черты романской архитектуры, в резьбе использовались восточные узоры, копируемые с тканей и предметов быта.
В результате всех этих влияний русская архитектура выработала свой самобытный и неповторимый характер и внесла бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры.
Древнерусское искусство – наша национальная гордость, великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха, которая его породила. И оно входит в духовную культуру современного человека именно как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его могучей созидательной силы.
Библиография
1. Воронин Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский – М., 1984
2. Каргер М. Новгород – Л., Аврора, 1975
3. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: Кн. для чтения. – М., Просвещение, 1981
4. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Л., «Наука», 1986
5. «Энциклопедия для детей», том 7 «Искусство», часть первая. – М., «Аванта+»
Введение
Современный человек должен быть всесторонне развит. Необходимым компонентом этого развития является знание не только естественнонаучных дисциплин, но и знание истории своей страны, ее культуры. Культура – это широкое понятие, включающее в себя изобразительное искусство, музыку, архитектуру и т.д. Одним из важнейших показателей развития культуры является архитектура. Поэтому тема моего реферата «Древнерусские памятники архитектуры X–XIII вв».
До наших дней сохранились блестящие памятники старины, не уступающие шедеврам мировой архитектуры. Они наполняют живым образным содержанием наши представления о развитии культуры. Русь развивалась не изолированно от других стран, и на становлении ее архитектуры сказалось влияние других культур. Поэтому эта проблема легла в основу темы моего реферата.
Цель работы:
· Рассмотреть вопрос о соотношении русского зодчества с византийским и его самостоятельном развитии.
· Познание истоков, особенностей культуры в архитектуре и их влияния на культуру личности.
Главная задача:
· Составление и сопоставление хронологической последовательности развития русского зодчества, а также выявление основных аспектов влияния других культур и тенденций, пришедших извне.
Анализ темы основывается на работе П.А. Раппопорта «Зодчество Древней Руси». Он изучает истоки развития и становления древнерусской архитектуры X–XIII вв., анализирует влияние на нее византийской и других культур. В работе Л.Д. Любимова «Искусство Древней Руси» сравнивается византийское зодчество с русским, рассматриваются точки зрения различных историков и искусствоведов на эту проблему. Авторы в своих работах приходят к выводу, что Византия несомненно повлияла на становление и развитие древнерусской архитектуры, но в дальнейшем русское зодчество развивалось относительно самостоятельно, испытывая, однако, влияние стран, находящихся по соседству.
В настоящее время важной проблемой является воспитание в людях патриотизма, гражданственности и любви к своему Отечеству. Решить эту проблему возможно путем изучения истории своей страны, ее культуры и искусства. Поэтому для моего реферата я и выбрала тему «Древнерусские памятники архитектуры X–XIII вв».
Особенности этой темы заключаются в том, что история России, отражаясь в культуре, помогает растущему человеку осознать себя личностью, чье гражданство связано с историей великой страны. Как дойти до такой ценности, как Родина? Только через историю и культуру.
Особенности, основные черты развития древнерусской архитектуры. Влияние Византии
Объединение восточных славян привело к образованию мощного государства – Киевской Руси, по размерам своим и значению занявшего одно из первых мест в тогдашней Европе. К концу Х в. древнерусское государство приобрело уже законченные формы. С появлением государства должна была измениться религия. Владимир Святославович сделал попытку объединить языческие культуры, но язычество не могло отвечать новым запросам. Между тем рядом с Русью находилось мощное государство – Византийская империя, где идеологические формы уже были разработаны полностью. Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде. В установлении тесных связей были заинтересованы обе стороны: Русь получала религию, литературу и искусство, из Византии поступали и некоторые предметы роскоши; Византия была заинтересована в военных силах Руси.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 311.