Исследование качества жизни жителей г. Пскова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение ……………………………………………………………………2

1. Анкетирование……………………………………………………..……3

     1.2.Анкета……………………………………….….……………………….4

     1.3.Анализ анкеты …………………………………………………………6

2. Исследования качества жизни жителей г. Пскова……………...…….9

2.1. Определение основных задач исследования ………………………..9

2.2. Описание проблемной ситуации …………………………………….9

2.3. Выработка гипотезы ………………………………………………...12

2.4. Анализ проблемы……………………………………………………13

Заключение ……………………………………………………………….20

Список литературы ………………………………………………………22

 

 

Введение

Данная работа состоит из двух глав, в первой рассматривается процесс  анкетирования, во второй – исследуется качество жизни жителей г. Пскова.

Любое научное исследование начинается со сбора информации. Затем эта информация тщательно обрабатывается и анализируется, в настоящее время, когда без сбора и анализа информации не обходится не одно предприятие данная тема является актуальной.

Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе, в этом заключается актуальность темы.

Цель:

-изучить процесс анкетирования;

- исследовать проблему качества жизни.

Задачи:

· Рассмотреть теоретические аспекты анкетирования;

· Привести пример анкета и сделать ее анализ;

· Определить основные задачи исследования качества жизни;

· Описать проблемную ситуацию;

·  Выработать гипотезу;

· Произвести анализ проблемы.

 

Анкетирование

Любое научное исследование начинается со сбора информации. Затем эта информация тщательно обрабатывается и анализируется. Анкетирование так же является научным исследованием.

Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: "Что вы думаете делать после окончания института?") и закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого; при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе) и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

Анкетирование может проводиться тремя способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

1.2. Анкета (пример)

1. Как часто вы пользуетесь услугами туристических агентств?

один раз в год           один раз в 2 года     один раз в 5 лет

2. В каких частях мира вы предпочли бы побывать?

Европейская часть   Азиатская часть       Африка

Южная Америка  Северная Америка   Свой вариант ответа.

3. Каким составом вы предпочитаете путешествовать?

Один   С семьей            С друзьями

4. Если наше агентство предложит вам побывать в группе стран. Какую группу вы выберите?

Италия, Испания, Франция

Египет, Марокко, Алжир

Арабские эмираты, Турция, Кипр.

5. Если вам предложат отправиться в путешествие на остров. Куда бы вы отправились?

Гавайские острова  Филиппины    Багамские о-ва

6. Какая страна из ниже перечисленных наиболее интересна для вас?

Италия Испания    Франция  Египет Венеция   Греция

7. Представьте, что вам предложили Евро-турне! Какие страны по вашему усмотрению должны быть включены в евро-тур?

Польша, Германия, Чехия, Бельгия, Голландия

Италия, Испания, Франция, Португалия, Австрия

Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Шотландия

Свой вариант

8. Как вы относитесь к Новогодним каникулам в Санкт-Петербурге?

Положительно      Отрицательно         Не знаю

9. Какой вид путешествия вам больше нравится?

Воздушный      Сухопутный     Морской

10. Какой вид активного отдыха вы предпочитаете?

Серфинг   Дайвинг      Горные лыжи   Не увлекаюсь экстримом

11. Как вы относитесь к шоп-турам в Манчжурию?

Часто там бываю  Не интересуюсь   Не слышали о таком

 

12. В какое время года, вы обычно путешествуете?

Весна Лето   Осень   Зима

13.Какими видами деятельности вы занимаетесь во время отпуска?

Обычный отдых

Хожу по музеям и посещаю экскурсии

Увлекаюсь покупкой каких-либо вещей, сувениров.

14. Какие часы работы нашего агентства устраивают вас?

9 – 20     10 – 19         не имеет значения

15. Как вы оцениваете работу нашего персонала?

Отлично Хорошо     Удовлетворительно

Благодарим Вас за сотрудничество!

Анализ анкетирования

Таблица 1 – Сводный анализ данных, полученных при анкетировании

 

 

№ вопроса Варианты ответов Соотношение ответов, % Число ответов по кол-ву людей Кол-во респондентов  
1 один раз в год 50 15 30  
  один раз в 2 года 35 10    
  один раз в 5 лет 15 5    
2 Европейская часть 30 9 30  
  Азиатская часть 20 6    
  Африка 16 5    
  Южная Америка 18 5    
  Северная Америка 12 4    
  Свой вариант ответа. 4 1    
3 Один 10 3 30  
  С семьей 60 18    
  С друзьями 30 9    
4 Италия, Испания, Франция 44 14 30  
  Египет, Марокко, Алжир 38 11    
  Арабские эмираты, Турция, Кипр. 18 5    
5 Гавайские острова 68 20 30  
  Филиппины 20 6    
  Багамские о-ва 12 4    
6 Италия 16 5 30  
  Испания 14 4    
  Египет 38 11    
  Греция 32 10    
7 Польша, Германия, Чехия, Бельгия 28 8 30  
  Италия, Испания, Франция, Португалия 42 13    
  Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания 30 9    
8 Положительно 64 19 30  
  Отрицательно 33 10    
  Не знаю 3 1    
9 Воздушный 30 9 30  
  Сухопутный 30 9    
  Морской 40 12    
10 Серфинг 30 9 30  
  Дайвинг 33 10    
  Горные лыжи 37 11    
11 Часто там бываю 57 17 30  
  Не интересуюсь 33 10    
  Не слышали о таком 10 3    
12 Весна 5 2 30  
  Лето 68 20    
  Осень 3 1    
  Зима 24 7    
13 Обычный отдых 30 9 30  
  Хожу по музеям и посещаю экскурсии 40 12    
  Увлекаюсь покупкой каких-либо вещей, сувениров 30 9    
14 9 – 20 10 3 30  
  10 – 19 15 5    
  не имеет значения 75 22    
15 Отлично 90 27 30  
  Хорошо 10 3    
  Удовлетворительно. - -    
           

В анкетировании принимали участие 30 человек.

Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы: 68% респондентов предпочитают отдыхать летом, 24% - зимой 5% - весной и 3% - осенью. Также, большинство большинство (30%) – предпочитают отдых в Европе, 20% - в Азии, 18% - в Южной Америке, 16% - в Африке и 12% - в Северной Америке. Среди опрошенных, 40% - предпочитают морской вид путешествия, по 30% - соответственно воздушный и сухопутный.

Согласно проведенному опросу, большинство (60%) отдают предпотение отдыху с семьей, отдыху с друзьями – 30% опрошенных и лишь 10% - любят путешествовать в одиночку. Среди опрошенных все любят активный отдых: горные лыжи – 37%, дайвинг – 33 и серфингу отдают предпочтение 30% респондентов. Для большинства (75%) – время работы не имеет значения, для них удобно любое время работы.

Также примерно поровну разделились голоса по видам деятельности, которыми занимаются люди во время отпуска: посещением экскурсий и прогулкой по музеям – увлекаются 40%, по 30% опрошенных – отдают предпочтение обычному отдыху и покупке вещей, сувениров.

В общем, многие любят ежегодный отдых. Вкусы в выборе места отдыха – различны: Кто-то хочет побывать в Европе, кто-то в Африке, а некоторые отправились бы в путешествие на остров!

Табл.1. Личные оценки качества жизни

 

Оцените, пожалуйста, качество Вашей жизни и жизни Вашей семьи: все хорошо налажено бывают проблемы,но постепенно решаем сами хорошего мало, но терпим проблемы копятся, становитсявсе хуже* хуже некуда, надо срочно решать* СУММА* ко мне не относится
с работой 23,9 28,1 15,7 5,6 4,9 10,5 21,9
с жильем /в содержании квартиры, дома, двора 43,5 24,6 15,1 9,0 4,2 13,2 3,7
В поддержании здоровья и лечении 28,2 37,5 19,3 7,6 5,7 13,3 1,7

 

Из графика 1 видно, что наиболее благополучно псковичи ощущают себя в тех сферах, где действует «невидимая рука» рынка. Больше половины жителей Пскова не встречают ни малейших затруднений в обеспечении себя продуктами питания, одеждой, мебелью и другими предметами потребления, в организации досуга и отдыха. Серьезные проблемы в обеспечении себя продуктами и пр. испытывают только 11,5% жителей Пскова, но и они объясняют свои затруднения «высокими ценами», то есть собственной бедностью.

Анализ проблемы

По восприятию «жизни города» в контексте собственного качества жизни псковичи поделились на две группы. Первые – назовем их «оптимистами» - не видят здесь проблем и считают, что у них «все хорошо налажено», таковых 22,5%. Вторые – «пессимисты» - отмечают обилие трудностей (19,5%) или заявляют, что жизнь города к ним не относится

(24,7%). Последний ответ в данном случае – это не указание на то, что вопрос не по адресу (как в случае с образованием или работой: немало тех, кто действительно не учится и не работает), а гражданская позиция. Понятно, что жизнь города имеет отношение ко всем горожанам, но четверть из них предпочитают отрицать этот факт.

Собственно, только в отношении Пскова были получены полярные оценки – горожане единодушно и в целом позитивно оценивают все остальные направления. Жизнь города каждый отдельный горожанин не в состоянии обустроить своими личными усилиями, как это происходит в сфере образования или трудоустройства, это объективная данность, с которой приходится взаимодействовать. В отношении города, человек оценивает, таким образом, уже не возможности, а препятствия к выстраиванию личной жизни.

 

 

Табл.2. Занятость жителей Пскова

Заключение

В данной работе были в полной мере достигнуты поставленные цели.

Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

Была сформулирована гипотеза массовой ориентации горожан на рост личных доходов и качества жизни. Отличия фактической ситуации от этой гипотезы очевидны: логика достижения благополучия через экономическую активность крайне не популярна. Псковичи, как говорят, «в целом удовлетворены», то есть идеология развития (модернизации, развития предпринимательства и проч.) большого интереса пока не привлекла.

Трудности у псковичей вызывают вопросы, имеющие отношение к уровню жизни людей, то есть сигнализирующие о бедности. Главная образовательная проблема - платные услуги, главная трудность с трудоустройством - невозможность найти достойную или какую-либо работу, с жильем - невозможность покупки дома или квартиры. Параметрам, способствующим повышению качества жизни и социального статуса, псковичи уделяют значительно меньше внимания или не уделяют вовсе. Люди довольны теми образовательными услугами, которые есть, смирились с существующим качеством обслуживания своих домов, не стремятся делать карьеру в Пскове.

Значимые проблемы для псковичей - это или то, что требует серьезных денежных затрат (плата за обучение, квартплата, покупка жилья), или же то, что невозможно купить за деньги в принципе - коммунальное хозяйство Пскова. Вес второй части заметно больше, то есть улучшение качества собственной жизни псковичи в первую очередь связывают с улучшением окружающей городской среды.

Для написания работы была использована научная, учебная литература, а также опросные листы и мониторинги.

 

Список литературы

1. А. И. Субетто Управление качеством жизни и выживаемости человечества // Ст и К №1 2004

2. И. И. Исаев, Б. В. Нечкин качество жизни // Ст и К №12 2004

3. А. И. Субетто качество жизни, синтетическая революция в механизме цивилизованного развития и квалитативная экономика // Ст и К №4 2004

4. Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999

5. Исследование социально-экономических и политических процессов: Лавриненко В.Н., Путилова Л.М., Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2004. - 184 с.

6. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………2

1. Анкетирование……………………………………………………..……3

     1.2.Анкета……………………………………….….……………………….4

     1.3.Анализ анкеты …………………………………………………………6

2. Исследования качества жизни жителей г. Пскова……………...…….9

2.1. Определение основных задач исследования ………………………..9

2.2. Описание проблемной ситуации …………………………………….9

2.3. Выработка гипотезы ………………………………………………...12

2.4. Анализ проблемы……………………………………………………13

Заключение ……………………………………………………………….20

Список литературы ………………………………………………………22

 

 

Введение

Данная работа состоит из двух глав, в первой рассматривается процесс  анкетирования, во второй – исследуется качество жизни жителей г. Пскова.

Любое научное исследование начинается со сбора информации. Затем эта информация тщательно обрабатывается и анализируется, в настоящее время, когда без сбора и анализа информации не обходится не одно предприятие данная тема является актуальной.

Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе, в этом заключается актуальность темы.

Цель:

-изучить процесс анкетирования;

- исследовать проблему качества жизни.

Задачи:

· Рассмотреть теоретические аспекты анкетирования;

· Привести пример анкета и сделать ее анализ;

· Определить основные задачи исследования качества жизни;

· Описать проблемную ситуацию;

·  Выработать гипотезу;

· Произвести анализ проблемы.

 

Анкетирование

Любое научное исследование начинается со сбора информации. Затем эта информация тщательно обрабатывается и анализируется. Анкетирование так же является научным исследованием.

Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: "Что вы думаете делать после окончания института?") и закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого; при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе) и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

Анкетирование может проводиться тремя способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

1.2. Анкета (пример)

1. Как часто вы пользуетесь услугами туристических агентств?

один раз в год           один раз в 2 года     один раз в 5 лет

2. В каких частях мира вы предпочли бы побывать?

Европейская часть   Азиатская часть       Африка

Южная Америка  Северная Америка   Свой вариант ответа.

3. Каким составом вы предпочитаете путешествовать?

Один   С семьей            С друзьями

4. Если наше агентство предложит вам побывать в группе стран. Какую группу вы выберите?

Италия, Испания, Франция

Египет, Марокко, Алжир

Арабские эмираты, Турция, Кипр.

5. Если вам предложат отправиться в путешествие на остров. Куда бы вы отправились?

Гавайские острова  Филиппины    Багамские о-ва

6. Какая страна из ниже перечисленных наиболее интересна для вас?

Италия Испания    Франция  Египет Венеция   Греция

7. Представьте, что вам предложили Евро-турне! Какие страны по вашему усмотрению должны быть включены в евро-тур?

Польша, Германия, Чехия, Бельгия, Голландия

Италия, Испания, Франция, Португалия, Австрия

Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Шотландия

Свой вариант

8. Как вы относитесь к Новогодним каникулам в Санкт-Петербурге?

Положительно      Отрицательно         Не знаю

9. Какой вид путешествия вам больше нравится?

Воздушный      Сухопутный     Морской

10. Какой вид активного отдыха вы предпочитаете?

Серфинг   Дайвинг      Горные лыжи   Не увлекаюсь экстримом

11. Как вы относитесь к шоп-турам в Манчжурию?

Часто там бываю  Не интересуюсь   Не слышали о таком

 

12. В какое время года, вы обычно путешествуете?

Весна Лето   Осень   Зима

13.Какими видами деятельности вы занимаетесь во время отпуска?

Обычный отдых

Хожу по музеям и посещаю экскурсии

Увлекаюсь покупкой каких-либо вещей, сувениров.

14. Какие часы работы нашего агентства устраивают вас?

9 – 20     10 – 19         не имеет значения

15. Как вы оцениваете работу нашего персонала?

Отлично Хорошо     Удовлетворительно

Благодарим Вас за сотрудничество!

Анализ анкетирования

Таблица 1 – Сводный анализ данных, полученных при анкетировании

 

 

№ вопроса Варианты ответов Соотношение ответов, % Число ответов по кол-ву людей Кол-во респондентов  
1 один раз в год 50 15 30  
  один раз в 2 года 35 10    
  один раз в 5 лет 15 5    
2 Европейская часть 30 9 30  
  Азиатская часть 20 6    
  Африка 16 5    
  Южная Америка 18 5    
  Северная Америка 12 4    
  Свой вариант ответа. 4 1    
3 Один 10 3 30  
  С семьей 60 18    
  С друзьями 30 9    
4 Италия, Испания, Франция 44 14 30  
  Египет, Марокко, Алжир 38 11    
  Арабские эмираты, Турция, Кипр. 18 5    
5 Гавайские острова 68 20 30  
  Филиппины 20 6    
  Багамские о-ва 12 4    
6 Италия 16 5 30  
  Испания 14 4    
  Египет 38 11    
  Греция 32 10    
7 Польша, Германия, Чехия, Бельгия 28 8 30  
  Италия, Испания, Франция, Португалия 42 13    
  Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания 30 9    
8 Положительно 64 19 30  
  Отрицательно 33 10    
  Не знаю 3 1    
9 Воздушный 30 9 30  
  Сухопутный 30 9    
  Морской 40 12    
10 Серфинг 30 9 30  
  Дайвинг 33 10    
  Горные лыжи 37 11    
11 Часто там бываю 57 17 30  
  Не интересуюсь 33 10    
  Не слышали о таком 10 3    
12 Весна 5 2 30  
  Лето 68 20    
  Осень 3 1    
  Зима 24 7    
13 Обычный отдых 30 9 30  
  Хожу по музеям и посещаю экскурсии 40 12    
  Увлекаюсь покупкой каких-либо вещей, сувениров 30 9    
14 9 – 20 10 3 30  
  10 – 19 15 5    
  не имеет значения 75 22    
15 Отлично 90 27 30  
  Хорошо 10 3    
  Удовлетворительно. - -    
           

В анкетировании принимали участие 30 человек.

Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы: 68% респондентов предпочитают отдыхать летом, 24% - зимой 5% - весной и 3% - осенью. Также, большинство большинство (30%) – предпочитают отдых в Европе, 20% - в Азии, 18% - в Южной Америке, 16% - в Африке и 12% - в Северной Америке. Среди опрошенных, 40% - предпочитают морской вид путешествия, по 30% - соответственно воздушный и сухопутный.

Согласно проведенному опросу, большинство (60%) отдают предпотение отдыху с семьей, отдыху с друзьями – 30% опрошенных и лишь 10% - любят путешествовать в одиночку. Среди опрошенных все любят активный отдых: горные лыжи – 37%, дайвинг – 33 и серфингу отдают предпочтение 30% респондентов. Для большинства (75%) – время работы не имеет значения, для них удобно любое время работы.

Также примерно поровну разделились голоса по видам деятельности, которыми занимаются люди во время отпуска: посещением экскурсий и прогулкой по музеям – увлекаются 40%, по 30% опрошенных – отдают предпочтение обычному отдыху и покупке вещей, сувениров.

В общем, многие любят ежегодный отдых. Вкусы в выборе места отдыха – различны: Кто-то хочет побывать в Европе, кто-то в Африке, а некоторые отправились бы в путешествие на остров!

Исследование качества жизни жителей г. Пскова

Дата: 2019-12-22, просмотров: 210.