Оглавление
Оглавление. 2
Введение. 3
Глава I. Объективные предпосылки и условия формирования рыночной системы хозяйствования. 4
1.1.Цели перехода к рыночной экономике. 4
1.2.Задачи формирования рыночной отношений. 6
Глава II. Основные фазы переходной экономики и типы системных трансформаций. 9
2.1. Этапы перехода к рыночным отношениям.. 9
2.2. Направления перехода к рыночной модели экономики. 11
Глава III. Особенности переходной экономики в России. 15
3.1. Концепция перехода России к рыночной экономике. 15
3.2. Программа экономических реформ в СССР.. 17
Заключение. 20
Библиографический список. 21
Введение
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства.
На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества. К середине 80-х годов кризис экономической системы приобретает открытый характер. Постепенно год за годом нарастали кризисные явления в экономике.
Возникла объективная необходимость перехода от плановой экономики к рыночной. Вне всякого сомнения, наиболее эффективной формой хозяйствования является рыночная экономика. Рыночная экономика создает стимулы к самореализации возможностей человека, повышению хозяйственной активности, способствует ускорению научно-технического прогресса и внедрению инноваций. Рыночная система устраняет диктат производителей, ликвидирует в экономике дефицит, обеспечивает положительную динамику всего народного хозяйства.
Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают оптимальную координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность национальной экономики. Вполне понятно, что переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, позволит решить наиболее острые проблемы страны, органично соединить внутреннюю экономику с мировым хозяйством, обеспечить рост производства и тем самым социальную ориентацию экономики, открывая доступ населению ко всем достижениям мировой цивилизации.
Глава I. Объективные предпосылки и условия формирования рыночной системы хозяйствования
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.
Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В России с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами.
[В СССР дисбаланс между материально-вещественными и стоимостными пропорциями в экономике возник еще в 60-е годы XX в. Во второй половине 60-х годов рост денежных доходов населения стал все заметнее обгонять увеличение товарооборота. Волны ажиотажного спроса захлестнули экономику.
Анализ этого периода свидетельствует о постоянном отставании предложения от спроса. В середине 70-х годов экономисты забили тревогу: платежеспособный спрос удовлетворялся лишь на 50%. Это был серьезный сигнал о неблагополучии, несбалансированности национальной экономики и по существу свидетельствовал о развале потребительского рынка.
Ситуацию на потребительском рынке ухудшало положение в аграрном секторе. Неэффективное использование средств в сельском хозяйстве (ежегодно вкладывалось до 30% общей суммы капвложений), огромные потери продукции из-за бесхозяйственности (30-40%), дотации из госбюджета (до 20%) для поддержки низких розничных цен на продовольствие привели к отставанию производства сельхозпродукции от спроса, к росту зависимости страны от импорта продовольствия.
В условиях всеобщего дефицита простые люди не могли приобрести необходимые им товары, а наживались, в основном, различные спекулянты. Дискомфорт ощущали практически все слои населения и особенно интеллигенция. Однако определенная часть населения практически ни в чем не нуждалась. К этой категории относились в первую очередь директора и работники торговли, общественного питания, заведующие продуктовыми и промышленными базами и другие категории. Они жили по принципу «Ты - мне, я - тебе». В этот период, теневая экономика приобрела огромные масштабы][1].
Таким образом, объективная необходимость перехода от плановой экономики к рыночной была обусловлена, прежде всего, неспособностью существовавшей хозяйственной системы обеспечить устойчивое развитие экономики и достойный уровень жизни населения страны.
Необходимо отметить, что переход от плановой системы к рыночной в разных странах имеет общие тенденции и закономерности. Вместе с тем переходный процесс, как правило, включает: либерализацию экономики, глубокие институциональные преобразования (прежде всего в отношениях собственности), структурные отраслевые изменения, меры по финансовой стабилизации.
Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.
Этап 1994-1997 гг. - период структурной перестройки экономики, дальнейшего перехода от государственной собственности к частной, от военной промышленности к гражданской, от тяжелой индустрии к производству товаров народного потребления и услуг, от закрытой экономики к открытой, свободно торгующей с другими странами.
Трудность и многоаспектность процесса экономических преобразований, по мнению разработчиков программы, требует тщательной координации каждого шага реформ с проведением политических преобразований в Советском Союзе, а также с возможной международной финансовой поддержкой. Успех макроэкономической стабилизации возможен лишь при условии формирования надежной защиты права частной собственности; опоры на развитую систему демократических институтов в политической сфере на всех уровнях государственного устройства, построенную на прочной базе нового законодательства, соответствующего новой Конституции СССР.
Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука "перехода к рыночным отношения".
Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях.
Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль. Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику][3].
Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной роли государства. Это означало отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т.д.
Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и др.
Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита государственного бюджета. Программа экономической реформы должна заменить командную экономику Советского Союза системой рыночных отношений, но масштаб и сложность экономических преобразований, безусловно, требовали экономического сотрудничества с Западом.
Основным принципом этого сотрудничества была западная экономическая поддержка, обусловленная принятием и реализацией программы экономических реформ, а также продолжением демократических преобразований в соответствии с уже принятыми в СССР решениями.
Помощь должна была предоставляться шаг за шагом в процессе обоюдного взаимодействия. Это значит, что Запад предоставлял широкомасштабную помощь только в том случае, если советское руководство следовало заранее согласованной программе реформ. Сама поддержка предоставлялась за счет международных финансовых организаций, так как ни одна отдельно взятая страна не смогла бы нести столь большой объем финансовой нагрузки по оказанию помощи.
Наиболее вероятными участниками такой программы были индустриально развитые демократические страны и некоторые страны МВФ, Мировой Банк и Европейский Банк реконструкции и развития. Решения по оказанию помощи принимались на основе согласований между советским правительством, правительствами стран Запада, оказывающих помощь, и международными финансовыми организациями.
Эта помощь должна была быть масштабной, учитывающей резкое падение производства на начальной стадии перехода к новой экономической системе, и достаточной, чтобы обеспечить экономическую и политическую жизнеспособность реформ.
Эти виды программ многоплановой поддержки уже отработаны для стран Восточной Европы, проводящих радикальные реформы, а также для многих стран в других регионах мира, которые сотрудничают с мировым сообществом при проведении политики фундаментальных изменений.
Программа поддержки Российских реформ опиралась на удачный опыт многих других стран, эти процедуры выдержали проверку временем и предоставляли международному сообществу исчерпывающие гарантии в том, что деньги на оказание поддержки реформ будут использованы эффективно.
Основные отличия между указанными направлениями заключаются в длительности проведения системных изменений и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами национальной экономики, регулирующих функций государства и др.
Использование того или иного варианта (эволюционного или «шокового») перехода к рынку зависит от ряда факторов, характеризующих политическую, социальную, экономическую, историческую и др. обстановку в стране.
Эволюционный тип
Эволюционный путь рыночных преобразований - это вариант экономической трансформации хозяйственной системы путем постепенного, последовательного перехода от одного экономического состояния к другому.
Основным принципом этого типа преобразований является не конечный пункт перехода, как в концепции «шоковой терапии», а сам процесс преобразования, последовательность структурных изменений с учетом капиталоемкости длительности преобразований. Определяющим положением данной стратегии является стабильность развития, недопущение спада объема производства, устойчивый выпуск продукции, непрерывное поступление ресурсов и инвестиций, необходимых для структурных изменений, а также создание условий для социальной адаптации населения в процессе экономических преобразований.
Для эволюционного варианта (градуализм) перехода к рынку характерны следующие основные черты. Государство постепенно на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, заменяет механизмы функционирования плановой системы рыночными отношениями. Примером являются Венгрия, где этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., Китай, где процесс начался с 1979 г. и продолжается по настоя-щее время.
Запуск экономических преобразований строго увязывается с установлением макроэкономического равновесия на потребительском рынке, причем это достигается, не только с помощью гибкой системы цен, но и, прежде всего, за счет формирования частного предпринимательства в сфере производства потребительских товаров и оказания услуг. В Китае ограничения на формирование частного сектора были отменены в середине 80-х гг., а это, в свою очередь, позволило в определенной мере насытить рынок потребительских товаров
Ускоренное формирование рыночной инфраструктуры, системы малого и среднего предпринимательства, сосредоточенного в сфере производства и оказания услуг населению. В России реформирование началось с разрушения социалистических хозяйственных элементов и их замены противоположными - капиталистическими. Слом базисных основ социалистического строя объективно требовал эволюционных реформ, а не революционного переворота, сопровождаемого глубоким кризисом и распадом хозяйственной сферы, и как следствие резким ухудшением уровня жизни населения.
Шоковая терапия
«Шоковая терапия» - это тип рыночных преобразований, который основывается на неоклассической концепции. Основой данной теории является мотив, что рыночная экономика является саморегулирующейся: системой. С данной позиции основной задачей реформ является сведение к минимуму экономической роли государства. Государственные функции должны быть сосредоточены, в основном, на поддержание yстойчивости финансово-кредитной системы, а для этого необходимо нейтрализовать инфляционные процессы, которые препятствуют развитию экономики и достижению макроэкономического равновесия.
Шоковая терапия предполагает радикальное преобразование всей экономической системы путем дерегулирования государственного управления экономикой и одновременного перевода хозяйствующих субъектов на рыночные условия функционирования с экстренным формированием рыночных институтов, либерализацией цен и полной приватизацией государственной собственности.
Цель данной концепции - создать такие условия хозяйствование при которых деятельность экономических агентов, преследующих частные интересы, обеспечивает наиболее высокие результаты. При этом игнорируется основной вопрос о том, каким образом реформы могут быть встроены в существующую экономическую модель. Программа трансформации направлена, с одной стороны, на финансовую стабилизацию и перераспределение прав собственности путем приватизации, т.е. принятие мер по созданию макроэкономической среды функционирования экономики и правовых условий рационального поведения хозяйствующих субъектов; с другой стороны - на радикальное расширение прав и предоставление экономических свобод в области предпринимательской деятельности путем либерализации хозяйственных взаимоотношений.
Концепция экономического реформирования «шокового» типа была разработана в 1970-е гг. специалистами МВФ для проведения рыночных реформ в развивающихся странах. Рыночные реформы увязывались с задачей выплаты ими огромных внешних долгов западным странам. Это достигалось за счет того, что шоковые реформы опирались на монетаристскую стабилизацию, позволяющей западным кредиторам жестко контролировать экономическую политику стран должников. В результате в 1980-е гг. западные кредиторы только в виде процентов получили от стран «третьего мира» более $700 млрд. При этом экономическое положение большинства стран этой группы ухудшилось.
Вариант радикального перехода к рынку «шоковая терапия»
Ускоренная либерализация цен на основную массу товаров и услуг; пере ход от государственного материально-технического обеспечения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Это позволяет в определенной степени устранить дефицит товаров на рынке и запустить рыночные механизмы
2. Ликвидация централизованной системы управления экономикой с одновременным формированием экономических механизмов регулирования народным хозяйством
Приватизация государственной собственности и переход преимущественно к частной форме собственности. Формирование широкой сети частных малых и среди них предприятий, в том числе, и функционирующих, на инновационной основе
Общая концепция перехода России к рыночной экономике - это концепция стратегического взаимодействия с Западом. Путь, по которому Россия реально могла пойти к новым переменам, во многом зависит от характера и степени участия Запада в этих процессах.
Концепция стратегического взаимодействия не нова. Она была сердцевиной плана Маршалла. В 1947 г. Государственный секретарь США Дж. Маршалл впервые выступил в Гарварде с обращением, в котором он бросил вызов европейским государствам. В нем говорилось, что если эти страны смогут совместно разработать план того "как поставить на ноги экономику Европы", то США окажут им поддержку и предоставят свой финансовые ресурсы для такого плана действия в той мере, в какой они сочтут это для себя практически целесообразным.
И хотя этот факт затерялся на страницах исторических исследований, среди стран, приглашенных участвовать в программе американской помощи в то время, был Советский Союз и страны Восточной Европы. Однако Сталин отклонил это предложение и Советский Союз стал самостоятельно восстанавливать послевоенную экономику. Идея Маршалла в США была встречена со скептицизмом. Одни говорили, что после пяти лет войны ограниченные ресурсы страны в первую очередь должны быть направлены на решение внутренних проблем.
Другие находили странной мысль о том, что доллары, необходимые Америке, могут пойти в страны, среди которых ее недавние враги, чьи солдаты еще недавно убивали американских солдат. И может быть, самым невероятным для специалистов было предположение, что страны Европы смогут стать мирным сообществом наций.
Тем не менее, Маршалл продолжал верить, что интересы Америки требуют по-настоящему скоординированной работы с европейскими странами в деле строительства их будущего. Он был убежден, что тесное сотрудничество европейских государств, обусловленное щедрой помощью Америки, может сделать реальным мир и процветание, о котором прежние поколения едва ли могли даже мечтать. В 80-90-х гг. правительству Советского Союза была предложена программа мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под названием "Согласие на шанс". Эта программа была разработана американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др.
Экономических прав, начиная с утверждения прав собственности; во-вторых - приватизация большей части государственных предприятий; в-третьих - демонополизация в целях создания новых предприятий и свободной конкуренции предприятий; бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и т. п.;
Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.
Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы экономики. Цели, провозглашаемые программой, предполагалось достичь к концу 1997г. К этому времени экономика должна достигнуть финансовой стабильности, а структура форм собственности будет приближена к структуре, существующей в странах Западной Европы. К этому моменту намечается осуществить интеграцию страны в систему мировой торговли; поток товаров, капитала и услуг между Советским Союзом, другими странами с рыночной экономикой станет регулироваться Сообразно общепринятым международным правилам. В итоге уровень жизни советских граждан будет приближаться к уровню жизни жителей промышленно развитых стран, укрепив уверенность в правильности выбранного курса. У каждой нации есть свои исторические и культурные особенности, определяющие специфику организации экономики.
Процесс предполагаемых реформ в Советском Союзе был разделен на два этапа:
- 1991-1993 гг. - период создания юридических и экономических институтов рыночной экономики, а также превращения значительной части государственной собственности в частную;
- 1994-1997 гг. - период структурной перестройки экономики, дальнейшего перехода от государственной собственности к частной, от военной промышленности к гражданской, от тяжелой индустрии к производству товаров народного потребления и услуг, от закрытой экономики к открытой, свободно торгующей с другими странами.
Трудность и многоаспектность процесса экономических преобразований, по мнению разработчиков программы, требует тщательной координации каждого шага реформ с проведением политических преобразований в Советском Союзе, а также с возможной международной финансовой поддержкой. Успех макроэкономической стабилизации возможен лишь при условии формирования надежной защиты права частной собственности; опоры на развитую систему демократических институтов в политической сфере на всех уровнях государственного устройства, построенную на прочной базе нового законодательства, соответствующего новой Конституции СССР. Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука "перехода к рыночным отношения". Итак:
- либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения.
- частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве, [гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров.
- приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях.
- становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль.
- ограничение прямого государственного вмешательства в экономику. Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной роли государствa. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т. д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и др.
- макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита государственного бюджета.
Программа экономической реформы должна заменить командную экономику Советского Союза системой рыночных отношений, но масштаб и сложность экономических преобразований, безусловно, требовали экономического сотрудничества с Западом. Основным принципом этого сотрудничества была западная экономическая поддержка, обусловленная принятием и реализацией программы экономических реформ, а также продолжением демократических преобразований в соответствии с уже принятыми в СССР решениями. Помощь должна была предоставляться шаг за шагом в процессе обоюдного взаимодействия. Это значит, что Запад предоставлял широкомасштабную помощь только в том случае, если советское руководство следовало заранее согласованной программе реформ.
Сама поддержка предоставлялась за счет международных финансовых организаций, так как ни одна отдельно взятая страна не смогла бы нести столь большой объем финансовой нагрузки по оказанию помощи. Наиболее вероятными участниками такой программы были индустриально развитые демократические страны и некоторые страны МВФ.
Решения по оказанию помощи принимались на основе согласований между советским правительством, правительствами стран Запада, оказывающих помощь, и международными финансовыми организациями. Эта помощь должна была быть масштабной, учитывающей резкое падение производства на начальной стадии перехода к новой экономической системе, и достаточной, чтобы обеспечить экономическую и политическую жизнеспособность реформ.
Эти виды программ многоплановой поддержки уже отработаны для стран Восточной Европы, проводящих радикальные реформы, а также для многих стран в других регионах мира, которые сотрудничают с мировым сообществом при проведении политики фундаментальных изменений. Программа поддержки Российских реформ опиралась на удачный опыт многих других стран, эти процедуры выдержали проверку временем и предоставляли международному сообществу исчерпывающие гарантии в том, что деньги на оказание поддержки реформ будут использованы эффективно.
Заключение
Нежизнеспособность командной экономической системы, ее невосприимчивость к достижениям научно-технической революции и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования в нашей стране. Именно исходя из этого Россия выбрала переход к рыночной экономике.
Этот переход состоял в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами.
Необходимо учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей. А это не просто. Именно по этой причине наше правительство потерпело ряд поражений, которые коснулись каждого в отдельности и в страны в целом.
При анализе исходных условий и итогов перехода от экономике планирования к рынку нельзя не отметить очевидного прогресса. Государственное регулирование не может не поддаваться общей тенденции волчьего капитализма. Однако, экономическое и историческое развитие идут рука об руку. И сейчас, когда в обществе постепенно формируется сознательный образ здоровой экономики, осознание исторической необходимости цивилизованного рынка, есть основания полагать, что закономерным будет развитие государственного регулирования в сторону увеличения его эффективности и целесообразности. Что наглядно видно уже начиная с 2001 года.
Конечно, нельзя с уверенностью сказать, что все экономические проблемы позади. Но можно зато отметить, что за прошедшие годы начиная с 1990 года в нашей стране уже полностью преобладает рыночная экономическая система, а не командная.
Библиографический список
1. Воронцова О. Страны переходной экономики: фискальные реформы на пути к рынку// Современная Европа. - 2009. - №4. с. 60-73.
2. Григорьев Л. К новому этапу трансформации. / Л. Григорьев // Вопросы экономики 2005. №4. с.11-17.
3. Зрилова Е. О формировании частной собственности в условиях переходной экономики// Общество и экономика. 2009. № 11. с. 44-63.
4. Кац И. Взаимодействие государства и рынка в переходной экономике// Проблемы теории и практики управления. - 2009. №7. с. 22-26.
5. Нестеренко А. Переходный период закончился. Что дальше? // Вопросы экономики 2003. №6. с.23-26.
6. Попов А.И. Рыночные процессы в микро- и макроэкономике: Учебное пособие. часть 3-я.-СПб., 1999
7. Попов А.И., Иванов С.А., Миэринь Л.А. Хозяйственная система России: инновационное развитие и экономическая безопасность. СПб: СПбГУЭФ, 2009. 338 с.
8. Райская Н. Исследование экономического цикла в плановой и переходной экономике// Экономист. 2008. № 8. с. 47-57.
9. Расков Н.В. Переходная экономика России: экономика кривых зеркал. СПб:СПБГУ, 2006. 280 с.
10. Рустамов. Э. Принципы эволюционной модернизации переходных экономик// Вопросы экономики. 2009. № 7. с. 85-96.
11. Тикин В.С. О предмете теории переходной экономики// Проблемы современной экономики. 2009. № 2. с. 96-99.
12. Ханин. Г. Три периода постсоветской экономики России: разрушение, восстановление, созидание// Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 10. с.83-90.
[1] Попов А.И., Иванов С.А., Миэринь Л.А. Хозяйственная система России: инновационное развитие и экономическая безопасность. СПб: СПбГУЭФ, 2009. 338 с.
[2] Попов А.И., Иванов С.А., Миэринь Л.А. Хозяйственная система России: инновационное развитие и экономическая безопасность. СПб: СПбГУЭФ, 2009. 338 с.
[3] Ханин. Г. Три периода постсоветской экономики России: разрушение, восстановление, созидание// Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 10. с.83.
Оглавление
Оглавление. 2
Введение. 3
Глава I. Объективные предпосылки и условия формирования рыночной системы хозяйствования. 4
1.1.Цели перехода к рыночной экономике. 4
1.2.Задачи формирования рыночной отношений. 6
Глава II. Основные фазы переходной экономики и типы системных трансформаций. 9
2.1. Этапы перехода к рыночным отношениям.. 9
2.2. Направления перехода к рыночной модели экономики. 11
Глава III. Особенности переходной экономики в России. 15
3.1. Концепция перехода России к рыночной экономике. 15
3.2. Программа экономических реформ в СССР.. 17
Заключение. 20
Библиографический список. 21
Введение
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства.
На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества. К середине 80-х годов кризис экономической системы приобретает открытый характер. Постепенно год за годом нарастали кризисные явления в экономике.
Возникла объективная необходимость перехода от плановой экономики к рыночной. Вне всякого сомнения, наиболее эффективной формой хозяйствования является рыночная экономика. Рыночная экономика создает стимулы к самореализации возможностей человека, повышению хозяйственной активности, способствует ускорению научно-технического прогресса и внедрению инноваций. Рыночная система устраняет диктат производителей, ликвидирует в экономике дефицит, обеспечивает положительную динамику всего народного хозяйства.
Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают оптимальную координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность национальной экономики. Вполне понятно, что переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, позволит решить наиболее острые проблемы страны, органично соединить внутреннюю экономику с мировым хозяйством, обеспечить рост производства и тем самым социальную ориентацию экономики, открывая доступ населению ко всем достижениям мировой цивилизации.
Глава I. Объективные предпосылки и условия формирования рыночной системы хозяйствования
Цели перехода к рыночной экономике
Административно-командная экономическая система ранее в СССР. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.
Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В России с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами.
[В СССР дисбаланс между материально-вещественными и стоимостными пропорциями в экономике возник еще в 60-е годы XX в. Во второй половине 60-х годов рост денежных доходов населения стал все заметнее обгонять увеличение товарооборота. Волны ажиотажного спроса захлестнули экономику.
Анализ этого периода свидетельствует о постоянном отставании предложения от спроса. В середине 70-х годов экономисты забили тревогу: платежеспособный спрос удовлетворялся лишь на 50%. Это был серьезный сигнал о неблагополучии, несбалансированности национальной экономики и по существу свидетельствовал о развале потребительского рынка.
Ситуацию на потребительском рынке ухудшало положение в аграрном секторе. Неэффективное использование средств в сельском хозяйстве (ежегодно вкладывалось до 30% общей суммы капвложений), огромные потери продукции из-за бесхозяйственности (30-40%), дотации из госбюджета (до 20%) для поддержки низких розничных цен на продовольствие привели к отставанию производства сельхозпродукции от спроса, к росту зависимости страны от импорта продовольствия.
В условиях всеобщего дефицита простые люди не могли приобрести необходимые им товары, а наживались, в основном, различные спекулянты. Дискомфорт ощущали практически все слои населения и особенно интеллигенция. Однако определенная часть населения практически ни в чем не нуждалась. К этой категории относились в первую очередь директора и работники торговли, общественного питания, заведующие продуктовыми и промышленными базами и другие категории. Они жили по принципу «Ты - мне, я - тебе». В этот период, теневая экономика приобрела огромные масштабы][1].
Таким образом, объективная необходимость перехода от плановой экономики к рыночной была обусловлена, прежде всего, неспособностью существовавшей хозяйственной системы обеспечить устойчивое развитие экономики и достойный уровень жизни населения страны.
Необходимо отметить, что переход от плановой системы к рыночной в разных странах имеет общие тенденции и закономерности. Вместе с тем переходный процесс, как правило, включает: либерализацию экономики, глубокие институциональные преобразования (прежде всего в отношениях собственности), структурные отраслевые изменения, меры по финансовой стабилизации.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 276.