Рассматривая обе группы спортсменов мы получили следующие результаты, которые представили в виде таблицы:
Таблица 1
Результаты тестирования спортсменов по методике Собчика
Экстраверсия | Интроверсия | Тревожность | Агрессив. | Лабильн. | Регидность | Сензитив. | Спонт.-ть | |
Спорт. достигшие успехов в спорте (1группа) | 7,1 | 3,2 | 2,2 | 6,4 | 7,8 | 2,5 | 1,9 | 8 |
Спорт. не достигшие в спорте (2 группа) | 3,1 | 6,6 | 7,9 | 2,4 | 4,1 | 7,9 | 7,6 | 3,2 |
1. Рассмотрим результаты первой и второй группы по экстраверсии. Средние число суммарного балла по экстраверсии равна 7,1 у первой группы и 3,1 у второй группы, что означает: у первой группы данное число выше среднего, значит спортсменам свойствен: обращенность сознания и внимания преимущественно на то, что происходит вокруг него. Такие люди чаще социально активны и общительны. У второй группы данное число меньше среднего, что говорит о том, что у них свойство экстравертированности развито меньше.
2. Рассмотрим результаты первой и второй группы по интроверсии. Средние число суммарного балла по интроверсии равна 3,2 у первой группы и 6,6 у второй группы, что означает: у первой группы данное число меньше среднего, поэтому данное свойство у спортсменов первой группы развито меньше. У второй группы данной число больше среднего, это значит что спортсменам второй группы свойственно социальная пассивность.
3. Рассмотрим результаты первой и второй группы по показателю тревожности. Средние число суммарного балла по тревожности равна 2,2 у первой группы, 7,9 у второй группы. У первой группы данное число меньше среднего, что означает, спортсмены первой группы менее тревожны, чем спортсмены второй группы, так как у них данное число выше среднего.
4. Рассмотрим результаты первой и второй группы по агрессивность. Средние число суммарного балла по агрессивности равна 6,4 у первой группы, 2,4 у второй группы. У первой группы данное число больше среднего, что означает, спортсмены первой группы более агрессивны, чем спортсмены второй группы, так как у них данное число ниже среднего.
5. Результаты первой и второй группы по лабильности. У первой группы данное число выше среднего, так как равно 7,8, а у второй группы ниже среднего, так как равно 4,1. Это значит, что спортсменам первой группы характерна динамичность, неустойчивость, адаптивность, спортсменам второй группы такие свойства менее характерны.
6. Результаты первой и второй группы по ригидности. У первой группы данное число ниже среднего, так как равно 2,5, а у второй группы выше среднего, так как равно 7,9. Это значит, что спортсменам второй группы свойственны, рассудительность и осторожность им трудно адаптироваться, спортсменам первой группы такие качества менее характерны.
7. Результаты первой и второй группы по сензитивности. У первой группы данное число ниже среднего, так как равно 1,9, а у второй группы выше среднего, так как равно 7,6. Это значит, что спортсменам второй группы свойственны, чувственность, впечатлительность и не решительность, спортсменам первой группы такие свойства менее характерны
8. Результаты первой и второй группы по спонтанности. У первой группы данное число выше среднего, так как равно 8, а у второй группы ниже среднего, так как равно 3,2. Это значит, что спортсменам первой группы характерны следующие особенности: способность к самовыражению, раскрепощенность, стремление к свободе, спортсменам второй группы такие свойства менее характерны.
Рис.1.1. Сравнительный анализ показателей спортсменов двух групп
Нами обнаружены различия между агрессивностью и тревожностью у спортсменов обеих групп. Если у спортсмена высокий балл по агрессивности и ему свойственно агрессивное поведение, которое является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении к жизненной ситуации, вызывающих стресс, фрустрацию и т.п. состояния, а так же известно, что психологическое агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязания, то спортсмен легче добивается успеха в спортивной деятельности. Если у спортсмена высокий балл по тревожности он не уверен в себе и труднее добивается своей цели.
Обнаружены различия между показателями лабильностью и ригидностью у спортсменов, не достигших успехов в спортивной деятельности. Если у спортсмена высокий балл по лабильности и ему свойственны такие качества как динамичность, неустойчивость, адаптивность, то ему легче добиться успешных результатов спортивной деятельности. Если у спортсмена высокий балл по ригидности ему свойственны рассудительность, осторожность, он трудно адаптируется, из этого следует, что ему труднее добиваться целей в спортивной деятельности.
Вывод по второй главе. 1. Если у спортсмена высокий балл по экстраверсии и ему свойственны такие качества как социальная активность, общительность, а так же обращенность сознания и внимания на то, что происходит в не его, вокруг него, то ему легче добиться успешных результатов спортивной деятельности. Если у спортсмена высокий балл по интроверсии и ему свойственна социальная пассивность, то он с трудом будет добиваться каких либо успехов в спортивной деятельности.
2. Обнаружены различия между показателями: агрессивность и тревожность. Если у спортсмена высокий балл по агрессивности и ему свойственно агрессивное поведение, которое является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении к жизненной ситуации, вызывающих стресс, фрустрацию и т.п. состояния, а так же известно, что психологическое агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязания, то спортсмен легче добивается успеха в спортивной деятельности. Если у спортсмена высокий балл по тревожности он не уверен в себе ему труднее добивается своей цели.
3. Нами обнаружены различия между показателями: лабильность и ригидность. Если у спортсмена высокий балл по лабильности и ему свойственны такие качества как динамичность, неустойчивость, адаптивность, то ему легче добиться успешных результатов спортивной деятельности. Если у спортсмена высокий балл по ригидности ему свойственны рассудительность, осторожность, он трудно адаптируется, из этого следует, что ему труднее добиваться целей в спортивной деятельности.
2.4. Практические рекомендации
Для того, что бы спортсмены были более успешны в спортивной деятельности можно использовать следующие:
1. Тренинг прогрессирующей мышечной релаксации, ему свойственны некоторые особенности, делающие его особенно эффективным в достижении расслабления. Во – первых легко самостоятельно обучиться расслабляющей процедуре, чего не скажешь о многих других формах релаксации. Но самой главной особенностью упражнения не прогрессирующую мышечную релаксацию является то, что эти упражнения физиологически вызывают расслабления мышц. В тренинге прогрессирующей мышечной релаксации вы будете последовательно вызывать напряжение и расслабление различных групп мышц. Когда вы напрягаете мышцу (например, плотно сжимаете кулаки) и удерживаете ее в напряжении, мышца утомляется. Когда вы ослабляете, мышца расслабляется, но поскольку вы вызывали ее утомление, продержав в напряжении около 30 секунд, при снижении напряжения мышца делается еще более расслабленной, чем была до напряжения. Если прикрепить к коже датчики, то измерить активность нижележащей мышцы и достоверно оценить снижение уровня напряжения в ней после напряжения и расслабления. Именно это мы имеем в виду, когда говорит, что прогрессирующая мышечная релаксация физиологически индуцирует расслабление.
2. Упражнения с глубоким дыхание. Упражнения, ориентированные на глубокое дыхание, - важная составляющая всех видов расслабляющих процедур. Они представляют собой один из простейших и наиболее эффективных методов, способствующих релаксации. Упражняясь в этой технике и применяя ее в ситуациях стресса, вы научитесь запускать ее механизмы автоматически. Глубокое естественное дыхание способно принести пользу практически всем. Оно особенно облегчает жизнь любовь, склонным в стрессовых к панике, быстрой утомляемости, гипервентиляции, головным болям, мышечному напряжению, тревоге и апатии. Эти расстройства часто являются результатом недостаточного насыщения организма кислородом накопления в нем шлаков, хотя в отдельных случаях возможно сочетания целого ряда факторов. Независимо от причины или конкретной природы расстройства глубокое дыхание является исключительно оправданной стратегией для быстрого снижения стресса различных уровней. Глубокое дыхание является техникой, вы можете воспользоваться в любое время и в любом месте, для того чтобы снять эмоциональное и физическое возбуждение, связанное со стрессом. Когда упражнения с глубоким дыханием будут усвоены, вам, возможно, захочется использовать их в сочетании с техниками, которые помогут вам изменить характер самого стрессора.
Упражнения группы «Психодрамма».
3. Психодрамма используется для вскрытия внутренних проблем участников. Конечная цель – увеличение спонтанности, активности их ролевого репертуара. Психодрамма состоит из трех частей: разминка, психодраматическая пьеса, обмен мнениями».
Выводы
В результате теоретического анализа научной литературы можно сделать следующие выводы.
1. Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.
2. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека
3. Темперамент есть не что иное как наиболее общая характеристика импульсно-динамической стороны поведения человека, выражающаяся преимущественно свойствами нервной деятельности
В результате эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
1. Если у спортсмена высокий балл по экстраверсии и ему свойственны такие качества как социальная активность, общительность, а так же обращенность сознания и внимания на то, что происходит в не его, вокруг него, то ему легче добиться успешных результатов спортивной деятельности. Если у спортсмена высокий балл по интроверсии и ему свойственна социальная пассивность, то он с трудом будет добиваться каких либо успехов в спортивной деятельности.
2. Обнаружены различия между показателями: агрессивность и тревожность. Если у спортсмена высокий балл по агрессивности и ему свойственно агрессивное поведение, которое является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении к жизненной ситуации, вызывающих стресс, фрустрацию и т.п. состояния, а так же известно, что психологическое агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязания, то спортсмен легче добивается успеха в спортивной деятельности. Если у спортсмена высокий балл по тревожности он не уверен в себе ему труднее добивается своей цели.
3. Нами обнаружены различия между показателями: лабильность и ригидность. Если у спортсмена высокий балл по лабильности и ему свойственны такие качества как динамичность, неустойчивость, адаптивность, то ему легче добиться успешных результатов спортивной деятельности. Если у спортсмена высокий балл по ригидности ему свойственны рассудительность, осторожность, он трудно адаптируется, из этого следует, что ему труднее добиваться целей в спортивной деятельности.
Заключение
Таким образом, на основании проанализированной литературы, и проведя исследование посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.
Знакомство с литературой по рассмотренной теме позволяет взглянуть по новому на себя как личность, понять, как особенности темперамента повлияли на характер, на личность и попытаться разрешить некоторые проблемы общения, изменить отношение к себе..
В данной курсовой работе нами было проведено исследование связи между темпераментом и личностью.
Гипотеза подтвердилась.
Существует взаимосвязь между темпераментом и становлением личности.
Список использованной литературы
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблема метологии теории и исследования реальной личности): Акад.пед. и соц.наук; Москва психолога – соц.институт 2006.
2. Аверин Вячеслав Афранасьевич. Психология личности: Учебное пособие. Изд-во Михайлова В.А. 2006.
3. Акимова М.К., Берулова Г.А.Психологическая диагностика. Международная пед.акад. 2005.
4. Бахрах М.Психология семейных отношений 2002.
5. Большой психологический словарь. Под ред Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование. Психологическое исследование. – М.: Просвещение, 2008.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология ощущений и восприятия. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Черо, 1999.-629. – (хрестоматия по психологии).
8. Дубровина И.В. Психология: Учеб.для студентов 2002.
9. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. – 1991.
10. Кон. И.С. «Психология».
11. Крылов А. А. Психология. Учебник. / - М.: ПБОЮЛ М.Захаров 2001.
12. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С. 186-193.
13. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 2007. – С.207-210.
14. Мухина В.С. «Таинство личности» М.,2007.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш.пед.учеб. заведений: Изд. М: ВЛАДОС, 2007.
16. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003. – С.306-316.
17.Психология семьи: хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородский. Самара 2002.
18.Психология. Учебник./ Под. Редакцией А.А. Крылова 2001.
19. Психология: Учебник для вузов/ Л.Д. Столяренко. – СПб. Лидер, 2004.
20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Учеб.пособ. – Самара 2006.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер,2001.
22. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998.
23. Столин В.В. Самосознание личности. – М.,2004.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (серия «Учебники, учебные пособия»,) – Ростов Н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.