Теоретический обзор понятию темперамент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение. 3

 

1. Теоретический обзор понятию темперамент. 6

1.1. Понятие темперамент. 6

1.2. Темперамент и личность. 13

1.3. Основные свойства темперамента: тревожность, ригидность, экстраверсия 16

2. Исследование влияния темперамента на становление личности. 22

2.1. Организация метода исследования. 22

2.2. Условия проведения эмпирического исследования. 22

2.3. Описание результатов и их интерпретация. 23

2.4. Практические рекомендации. 27

 

Выводы.. 29

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 32

 

Введение

Темперамент является одним из психических свойств личности, но люди и с одинаковым темпераментом оказываются очень разными. Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность, и далеко не всегда можно отнести его к одному из указанных выше типов темперамента. Личность большинства людей обладает признаком не одного, а двух и более типов. Наряду с чертами холерика у человека могут быть, например, заметные признаки сангвиника; у меланхолика встречаются черты флегматика и т. п.

Чаще всего личность — это носитель психических свойств, принадлежащих разным типам темперамента. Она имеет смешанный тип темперамента. Но есть люди, отличающиеся довольно яркими проявлениями того или иного типа темперамента. Так, замечательный русский полководец А. В. Суворов был типичным холериком: современники вспоминают, что его взгляды, слова, движения отличались необыкновенной живостью. Он как будто не знал покоя и производил на наблюдателя впечатление человека, снедаемого жаждой делать разом сотню дел. Он не ходил, а бегал, не ездил, а скакал, не обходил стоящий на пути стул, а перепрыгивал через него.
К числу людей с холерическим темпераментом можно отнести и легендарного героя гражданской войны В. И. Чапаева.
Совсем иной темперамент был у М. И. Кутузова. Про него говорили, что он «поспешал, не спеша», т. е. делал все без излишней торопливости, работал не быстро, но очень продуктивно. Чувства, которые он не любил проявлять, отличались устойчивостью и глубиной. Про Кутузова можно сказать, что у него был темперамент флегматика.

Из писателей холериком был А. С. Пушкин, сангвиником — А. И. Герцен. Черты меланхолического темперамента были у В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя (особенно в последние годы его жизни), ярко выраженными флегматиками были И. А. Гончаров и И. А. Крылов.
Многие интересуются, какой тип нервной системы, а следовательно, и темперамент лучше. Ответ может быть один: у каждого темперамента есть свои положительные и отрицательные стороны. На первый взгляд кажется, что слабый тип во всем уступает сильным типам нервной системы. Но это не так. Исследования, проведенные Б. М. Тепловым и его сотрудниками, показали, что и у этого типа есть свои положительные качества, например острая восприимчивость к окружающему миру, большая впечатлительность, чуткость. Сильные типы более выносливы в трудных ситуациях, но менее чутко улавливают слабые сигналы, не всегда достаточно тонко реагируют на многие раздражители, поэтому не так хорошо ориентируются в окружающей действительности. Можно сказать, что в одних случаях жизнеспособнее оказываются сильные типы, в других — слабые, т. е. каждый темперамент имеет свои преимущества.

Хотя темперамент является врожденным качеством личности, это не значит, что он совсем не меняется под влиянием жизненных условий, деятельности, воспитания и самовоспитания. Среди выдающихся людей немало было таких, кто сумел подавить отрицательные свойства своего темперамента. Известно, например, что писатель А. П. Чехов в зрелом возрасте никогда не проявлял резкости в обращении с людьми, отличался мягкостью, деликатностью, внешним спокойствием. Однако природные задатки у него были иные (как у отца и других членов семьи, отличавшихся резкостью, вспыльчивостью).

Но писатель много работал над собой и сумел преодолеть отрицательные черты своего темперамента. Много работал над своим темпераментом И. П. Павлов. В молодости он был очень горячим, увлекающимся человеком, способным забыть все, кроме того, что его интересовало в данный момент. Впоследствии он научился сдерживать свои увлечения, приучил себя управлять своим бурным темпераментом.

Таким образом, исследуемая нами тема личность и характер является наиболее актуальной и интересной на сегодняшний день.

Цель исследования: явилось изучение личности и темперамента.

Задачи:

1. Обобщить и проанализировать психологическую литературу для определения базы для настоящего исследования;

2. Выявить взаимосвязь темперамента и личности;

Объект исследования – личность и темперамент.

Предмет исследования – влияние темперамента на становлении личности.

В исследовании приняло участие 30 человек: 15 человек подросткового возраста, спортивный стаж которых 2,5-3 года, не достигших успехов в спортивной деятельности и 15 человек юношеского возраста, спортивный стаж которых 4 -5 лет, достигших успехов в спортивной деятельности.

Была выдвинута гипотеза: существует влияние темперамента на становление личности. 

Методы исследования:

Логико-теоретический анализ проблемы;

Экспериментальные методы:

- тестирование: Для изучения свойства темперамента мы использовали методику Собчика.

Методы математической статистики: х- среднее арифметическое, критерий Пирсона.

Структура работы: введение, двух глав, практических рекомендаций, выводы, заключение, список литературы из 25 источников, приложения.




Понятие темперамент

В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Последние весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения свойствами являются свойства темперамента[4].

К свойствам темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. Свойства темперамента есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности. От темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно:

    1) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);

    2) психический темп и ритм;

    3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

    4) направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам)[7].

Динамика психической деятельности зависит также от мотивов и психических состояний. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье – падение их.

Но свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний проявляются у него одним и тем же образом. Например, при наличии высокой тревожности как свойства темперамента студент волнуется перед сдачей экзамена, проявляет беспокойство перед проведением урока во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на соревнованиях и т.д. Темперамент проявляется у человека в очень различной обстановке: в том, как он общается с людьми, как радуется и огорчается, как работает и отдыхает. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Специфика темперамента заключается также в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую тип темперамента[7].

Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. В данном определении центральное место занимают свойства темперамента, их постоянство в течение жизни и при различных обстоятельствах, при этом несколько на задний план отступает динамика психической деятельности, определяемая данными свойствами. Определение не содержит указаний на происхождение темперамента (врожденные или приобретенные свойства психики).

Существуют несколько иные определения темперамента и его свойств.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение ([2], С.394). В данном определении основной акцент сделан на динамические особенности протекания психических процессов и поведения, оно содержит указание на эти особенности (сила, скорость и т.д.), однако не обозначает, какое значение имеют эти особенности для человека.. 

Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. В данном источнике в определении темперамента сделан акцент на темперамент как психическое свойство личности, а затем осуществлен переход к динамике протекания психических процессов как основной характеристике темперамента[11].

Темперамент – это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. В данном определение обращено внимание на генетически обусловленную природу темперамента, связь темперамента с особенностями приспособления к окружающей среде. Определение не содержит терминов “динамика психических процессов”, “психические свойства”, в нем говорится о характеристиках реагирования и его свойствах (интенсивность, скорость) без уточнения природы этого реагирования, Только по признакам определения “степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности” становится более понятным, что речь идет о психических процессах.

Темперамент есть не что иное как наиболее общая характеристика импульсно-динамической стороны поведения человека, выражающаяся преимущественно свойствами нервной деятельности [7].

В данном определении основной акцент смещен на поведение человека и его характеристики, обусловленные свойствами нервной деятельности.

 При рассмотрении Немовым Р.С. темперамента как психобиологической категории  со ссылкой на работы В.М.Русалова им высказывается точка зрения, что свойства темперамента не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Он считает, что генетически заданные свойства темперамента в процессе взаимодействия со средой трансформируются, приобретая новое качество.

В литературе разнообразны подходы к описанию свойств темперамента.

В курсе лекций Е.И.Рогова рассматриваются сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия и интроверсия, эмоциональная возбудимость как свойства темперамента, позволяющие выделить 4 основных типа темперамента.

Немов Р.С. со ссылкой на работы В.М.Русалова выделяет при психофизиологической оценке темперамента четыре компоненты: эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность. При анализе свойств темперамента он обращает внимание на то, что каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, т.к. в деятельности и общении они проявляются по-разному. Он описывает свойства темперамента следующим образом[3].

Свойства темперамента по источнику. К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что  свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведе­ния и чувствительность к несовпадению реального результата дейст­вия с его акцептором[5].

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оцен­ка темперамента изменяется и вместо двух параметров — актив­ности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональ­ность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мне­нию В. М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают[7].

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В числе соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т. е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы[9].

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой – в медленном темпе[10].

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбу­димых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые инди­виды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличают­ся тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впе­чатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктив­ность» их общения, т. е. способность сообщить и воспринять инфор­мацию за единицу времени, также больше, чем у людей противопо­ложного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом[15].

 

Темперамент и личность

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида[12].

Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выработаны всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмо­циональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил; часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях[14].

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью длительной концентрации внимания [16].

Темперамент и характер. Немов замечает, что в классификации темпераментов неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо. В 1923г. швейцарский психолог и философ Карл Юнг выявил два главных типа поведения. Первый тип – экстравертированный. Люди этого типа склонны к авантюрам, открыты для окружающих и общительны. Второй тип – интровертированный. Для этих людей свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий. По мнению Юнга, преобладание экстраверсии наблюдается у холериков и сангвиников, а доминирование интроверсии – у меланхоликов и флегматиков.

Рогов указывает на то, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры[11].

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

 

Выводы по первой главе.

1. Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.

2. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека

3. Темперамент есть не что иное как наиболее общая характеристика импульсно-динамической стороны поведения человека, выражающаяся преимущественно свойствами нервной деятельности



Выводы

В результате теоретического анализа научной литературы можно     сделать следующие выводы.

1. Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.

2. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека

3. Темперамент есть не что иное как наиболее общая характеристика импульсно-динамической стороны поведения человека, выражающаяся преимущественно свойствами нервной деятельности

В результате эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

1. Если у спортсмена высокий балл по экстраверсии и ему свойственны такие качества как социальная активность, общительность, а так же обращенность сознания и внимания на то, что происходит в не его, вокруг него, то ему легче добиться успешных результатов спортивной деятельности. Если у спортсмена высокий балл по интроверсии и ему свойственна социальная пассивность, то он с трудом будет добиваться каких либо успехов в спортивной деятельности.   

2. Обнаружены различия между показателями: агрессивность и тревожность. Если у спортсмена высокий балл по агрессивности и ему свойственно агрессивное поведение, которое является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении к жизненной ситуации, вызывающих стресс, фрустрацию и т.п. состояния, а так же известно, что психологическое агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязания, то спортсмен легче добивается успеха в спортивной деятельности. Если у спортсмена высокий балл по тревожности он не уверен в себе ему труднее добивается своей цели.

3. Нами обнаружены различия между показателями: лабильность и ригидность. Если у спортсмена высокий балл по лабильности и ему свойственны такие качества как динамичность, неустойчивость, адаптивность, то ему легче добиться успешных результатов спортивной деятельности. Если у спортсмена высокий балл по ригидности ему свойственны рассудительность, осторожность, он трудно адаптируется, из этого следует, что ему труднее добиваться целей в спортивной деятельности.

 

 

                             

 

Заключение

Таким образом, на основании проанализированной литературы, и проведя исследование посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.

Знакомство с литературой по рассмотренной теме позволяет взглянуть по новому на себя как личность, понять, как особенности темперамента повлияли на характер, на личность и попытаться разрешить некоторые проблемы общения, изменить отношение к себе..

   В данной курсовой работе нами было проведено исследование связи между темпераментом и личностью.       

    Гипотеза подтвердилась.

Существует взаимосвязь между темпераментом и становлением личности.

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблема метологии теории и исследования реальной личности): Акад.пед. и соц.наук; Москва психолога – соц.институт 2006.

2. Аверин Вячеслав Афранасьевич. Психология личности: Учебное пособие. Изд-во Михайлова В.А. 2006.

3.  Акимова М.К., Берулова Г.А.Психологическая диагностика. Международная пед.акад. 2005.

4. Бахрах М.Психология семейных отношений 2002.

5. Большой психологический словарь. Под ред Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование. Психологическое исследование. – М.: Просвещение, 2008.

7. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология ощущений и восприятия. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Черо, 1999.-629. – (хрестоматия по психологии).

8. Дубровина И.В. Психология: Учеб.для студентов 2002.

9. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. – 1991.

10. Кон. И.С. «Психология».

11.   Крылов А. А. Психология. Учебник. / - М.: ПБОЮЛ М.Захаров 2001.

12. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С. 186-193.

13. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 2007. – С.207-210.

14. Мухина В.С. «Таинство личности» М.,2007.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш.пед.учеб. заведений: Изд. М: ВЛАДОС, 2007.

16. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003. – С.306-316.

17.Психология семьи: хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородский. Самара 2002.

18.Психология. Учебник./ Под. Редакцией А.А. Крылова 2001.

19.  Психология: Учебник для вузов/ Л.Д. Столяренко. – СПб. Лидер, 2004.

20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Учеб.пособ. – Самара 2006.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер,2001.

22. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998.

23. Столин В.В. Самосознание личности. – М.,2004.

24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (серия «Учебники, учебные пособия»,) – Ростов Н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

 

 

Содержание

Введение. 3

 

1. Теоретический обзор понятию темперамент. 6

1.1. Понятие темперамент. 6

1.2. Темперамент и личность. 13

1.3. Основные свойства темперамента: тревожность, ригидность, экстраверсия 16

2. Исследование влияния темперамента на становление личности. 22

2.1. Организация метода исследования. 22

2.2. Условия проведения эмпирического исследования. 22

2.3. Описание результатов и их интерпретация. 23

2.4. Практические рекомендации. 27

 

Выводы.. 29

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 32

 

Введение

Темперамент является одним из психических свойств личности, но люди и с одинаковым темпераментом оказываются очень разными. Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность, и далеко не всегда можно отнести его к одному из указанных выше типов темперамента. Личность большинства людей обладает признаком не одного, а двух и более типов. Наряду с чертами холерика у человека могут быть, например, заметные признаки сангвиника; у меланхолика встречаются черты флегматика и т. п.

Чаще всего личность — это носитель психических свойств, принадлежащих разным типам темперамента. Она имеет смешанный тип темперамента. Но есть люди, отличающиеся довольно яркими проявлениями того или иного типа темперамента. Так, замечательный русский полководец А. В. Суворов был типичным холериком: современники вспоминают, что его взгляды, слова, движения отличались необыкновенной живостью. Он как будто не знал покоя и производил на наблюдателя впечатление человека, снедаемого жаждой делать разом сотню дел. Он не ходил, а бегал, не ездил, а скакал, не обходил стоящий на пути стул, а перепрыгивал через него.
К числу людей с холерическим темпераментом можно отнести и легендарного героя гражданской войны В. И. Чапаева.
Совсем иной темперамент был у М. И. Кутузова. Про него говорили, что он «поспешал, не спеша», т. е. делал все без излишней торопливости, работал не быстро, но очень продуктивно. Чувства, которые он не любил проявлять, отличались устойчивостью и глубиной. Про Кутузова можно сказать, что у него был темперамент флегматика.

Из писателей холериком был А. С. Пушкин, сангвиником — А. И. Герцен. Черты меланхолического темперамента были у В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя (особенно в последние годы его жизни), ярко выраженными флегматиками были И. А. Гончаров и И. А. Крылов.
Многие интересуются, какой тип нервной системы, а следовательно, и темперамент лучше. Ответ может быть один: у каждого темперамента есть свои положительные и отрицательные стороны. На первый взгляд кажется, что слабый тип во всем уступает сильным типам нервной системы. Но это не так. Исследования, проведенные Б. М. Тепловым и его сотрудниками, показали, что и у этого типа есть свои положительные качества, например острая восприимчивость к окружающему миру, большая впечатлительность, чуткость. Сильные типы более выносливы в трудных ситуациях, но менее чутко улавливают слабые сигналы, не всегда достаточно тонко реагируют на многие раздражители, поэтому не так хорошо ориентируются в окружающей действительности. Можно сказать, что в одних случаях жизнеспособнее оказываются сильные типы, в других — слабые, т. е. каждый темперамент имеет свои преимущества.

Хотя темперамент является врожденным качеством личности, это не значит, что он совсем не меняется под влиянием жизненных условий, деятельности, воспитания и самовоспитания. Среди выдающихся людей немало было таких, кто сумел подавить отрицательные свойства своего темперамента. Известно, например, что писатель А. П. Чехов в зрелом возрасте никогда не проявлял резкости в обращении с людьми, отличался мягкостью, деликатностью, внешним спокойствием. Однако природные задатки у него были иные (как у отца и других членов семьи, отличавшихся резкостью, вспыльчивостью).

Но писатель много работал над собой и сумел преодолеть отрицательные черты своего темперамента. Много работал над своим темпераментом И. П. Павлов. В молодости он был очень горячим, увлекающимся человеком, способным забыть все, кроме того, что его интересовало в данный момент. Впоследствии он научился сдерживать свои увлечения, приучил себя управлять своим бурным темпераментом.

Таким образом, исследуемая нами тема личность и характер является наиболее актуальной и интересной на сегодняшний день.

Цель исследования: явилось изучение личности и темперамента.

Задачи:

1. Обобщить и проанализировать психологическую литературу для определения базы для настоящего исследования;

2. Выявить взаимосвязь темперамента и личности;

Объект исследования – личность и темперамент.

Предмет исследования – влияние темперамента на становлении личности.

В исследовании приняло участие 30 человек: 15 человек подросткового возраста, спортивный стаж которых 2,5-3 года, не достигших успехов в спортивной деятельности и 15 человек юношеского возраста, спортивный стаж которых 4 -5 лет, достигших успехов в спортивной деятельности.

Была выдвинута гипотеза: существует влияние темперамента на становление личности. 

Методы исследования:

Логико-теоретический анализ проблемы;

Экспериментальные методы:

- тестирование: Для изучения свойства темперамента мы использовали методику Собчика.

Методы математической статистики: х- среднее арифметическое, критерий Пирсона.

Структура работы: введение, двух глав, практических рекомендаций, выводы, заключение, список литературы из 25 источников, приложения.




Теоретический обзор понятию темперамент

   

Понятие темперамент

В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Последние весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения свойствами являются свойства темперамента[4].

К свойствам темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. Свойства темперамента есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности. От темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно:

    1) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);

    2) психический темп и ритм;

    3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

    4) направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам)[7].

Динамика психической деятельности зависит также от мотивов и психических состояний. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье – падение их.

Но свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний проявляются у него одним и тем же образом. Например, при наличии высокой тревожности как свойства темперамента студент волнуется перед сдачей экзамена, проявляет беспокойство перед проведением урока во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на соревнованиях и т.д. Темперамент проявляется у человека в очень различной обстановке: в том, как он общается с людьми, как радуется и огорчается, как работает и отдыхает. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Специфика темперамента заключается также в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую тип темперамента[7].

Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. В данном определении центральное место занимают свойства темперамента, их постоянство в течение жизни и при различных обстоятельствах, при этом несколько на задний план отступает динамика психической деятельности, определяемая данными свойствами. Определение не содержит указаний на происхождение темперамента (врожденные или приобретенные свойства психики).

Существуют несколько иные определения темперамента и его свойств.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение ([2], С.394). В данном определении основной акцент сделан на динамические особенности протекания психических процессов и поведения, оно содержит указание на эти особенности (сила, скорость и т.д.), однако не обозначает, какое значение имеют эти особенности для человека.. 

Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. В данном источнике в определении темперамента сделан акцент на темперамент как психическое свойство личности, а затем осуществлен переход к динамике протекания психических процессов как основной характеристике темперамента[11].

Темперамент – это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. В данном определение обращено внимание на генетически обусловленную природу темперамента, связь темперамента с особенностями приспособления к окружающей среде. Определение не содержит терминов “динамика психических процессов”, “психические свойства”, в нем говорится о характеристиках реагирования и его свойствах (интенсивность, скорость) без уточнения природы этого реагирования, Только по признакам определения “степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности” становится более понятным, что речь идет о психических процессах.

Темперамент есть не что иное как наиболее общая характеристика импульсно-динамической стороны поведения человека, выражающаяся преимущественно свойствами нервной деятельности [7].

В данном определении основной акцент смещен на поведение человека и его характеристики, обусловленные свойствами нервной деятельности.

 При рассмотрении Немовым Р.С. темперамента как психобиологической категории  со ссылкой на работы В.М.Русалова им высказывается точка зрения, что свойства темперамента не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Он считает, что генетически заданные свойства темперамента в процессе взаимодействия со средой трансформируются, приобретая новое качество.

В литературе разнообразны подходы к описанию свойств темперамента.

В курсе лекций Е.И.Рогова рассматриваются сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия и интроверсия, эмоциональная возбудимость как свойства темперамента, позволяющие выделить 4 основных типа темперамента.

Немов Р.С. со ссылкой на работы В.М.Русалова выделяет при психофизиологической оценке темперамента четыре компоненты: эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность. При анализе свойств темперамента он обращает внимание на то, что каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, т.к. в деятельности и общении они проявляются по-разному. Он описывает свойства темперамента следующим образом[3].

Свойства темперамента по источнику. К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что  свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведе­ния и чувствительность к несовпадению реального результата дейст­вия с его акцептором[5].

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оцен­ка темперамента изменяется и вместо двух параметров — актив­ности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональ­ность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мне­нию В. М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают[7].

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В числе соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т. е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы[9].

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой – в медленном темпе[10].

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбу­димых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые инди­виды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличают­ся тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впе­чатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктив­ность» их общения, т. е. способность сообщить и воспринять инфор­мацию за единицу времени, также больше, чем у людей противопо­ложного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом[15].

 

Темперамент и личность

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида[12].

Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выработаны всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмо­циональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил; часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях[14].

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью длительной концентрации внимания [16].

Темперамент и характер. Немов замечает, что в классификации темпераментов неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо. В 1923г. швейцарский психолог и философ Карл Юнг выявил два главных типа поведения. Первый тип – экстравертированный. Люди этого типа склонны к авантюрам, открыты для окружающих и общительны. Второй тип – интровертированный. Для этих людей свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий. По мнению Юнга, преобладание экстраверсии наблюдается у холериков и сангвиников, а доминирование интроверсии – у меланхоликов и флегматиков.

Рогов указывает на то, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры[11].

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.