Социальная работа с детьми-сиротами в приемных семьях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во всех странах мира первостепенной сферой практической деятельности профессиональных специалистов является работа с детьми и семьей. Проблемы семьи и детства, которые приходится решать социальными работниками, многообразны.

Работа с детьми – одна из наиболее сложных, конфликтных, противоречивых сфер деятельности социального работника. Это постоянная балансировка между законом (кто имеет право решать судьбу ребенка?) и профессиональной этикой (ценность прав личности). В большинстве стран мира права ребенка защищены законом, действуют и международные акты и декларации о правах детей, но не везде и не всегда юридические и физические лица и даже государственные учреждения их соблюдают. Поэтому, начиная с 70-х годов в международной практике социальной работы прочно обосновалось такое направление деятельности, как защита прав ребенка. Возникновению этого направления социальной работы предшествовали такие подтвержденные факты, как беспризорность детей при живых родителях, жестокое обращение с детьми, находящихся в стационарных детских учреждениях и приемных семьях, неоправданное сокращение образовательных и воспитательных программ для детей – сирот.

Благополучие ребенка зависит, прежде всего, от благополучия семьи. Социальные службы предлагают приемной семье целый набор услуг профессиональных социальных работников: семейное консультирование, терапия диспансернополиклиническое обслуживание детей, профилактическое обслуживание, услуги по ведению домашнего хозяйства, консультирование по вопросам питания и рационального ведения хозяйства, финансовая помощь приемным семьям.

Основными направлениями являются: социальная работа, социальная помощь, социальная поддержка, социальное курирование и социальный патронаж.

Социальная помощь приемной семье – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей –

обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Исходя из этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

Диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

Охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

 Организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

Социально-психолого-педагогическую(психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

Прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

Координационную (установление и поддержание связей, объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная

многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений

государственного и муниципального секторов, учреждений социального

обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями [36].

В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.

В заметной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения РФ», Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996г.

В настоящее время в РФ сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семей и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом: государственные социальные службы; смешанные службы; коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.[16]

Преобладающая модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказывать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ; он является обязательным для региональных

органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям: социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь; социально-правовые услуги; социально-реабилитационные услуги; психологические услуги; педагогические услуги; социально-медицинские услуги;

Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем и задач, которые решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и семей, детьми, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися асоциальным поведением.[3]

Основная задача работников службы – помочь приемной семье посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы.

Итак, социальная работа как общественный институт является необходимой неотъемлемой частью общественного устройства современного общества, на каком бы уровне социально – экономического развития оно ни находилось.

Подводя итог, хочется отметить, что социальная работа с приемной семьей направлена на решение повседневных проблем, укрепление и развитие позитивных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

 

Заключение

Изучение исследований, посвященных проблемам детей-сирот в нашем обществе позволило прийти к следующим заключениям.

Прослеживается неоспоримая закономерность в истории России: чем более развито общество, тем более оно заботится о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать. Институт сиротства известен со времен древних славян, когда детство не было ценностью, а сурового наказания за детоубийство не предусматривалось. Он возник как способ сохранения жизни детям. В разные исторические времена опеку и попечительство над детьми осуществляли общество, государство и церковь.

Несмотря на разнообразие имеющихся форм социального устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Большая доля детей-сирот воспитывается в детских домах, приютах, интернатах. Такие условия, далеки от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после наступления совершеннолетия. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается необходимостью новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.

К сожалению, в большинстве случаев право ребенка жить и воспитываться в семье не рассматривается в пространстве кровной семьи. Основное внимание уделяется не осмыслению способов сохранения семьи, не подходом к разрешению проблемы профилактике сиротства и реабилитации неблагополучных семей, не созданию необходимой для этого инфраструктуры, а формам и методам изъятия ребенка из неблагополучной семьи и устройства его под опеку или в детский дом. Поэтому главной задачей органов опеки остается работа по изоляции ребенка от родителей, социальная работа с родителями ведущие асоциальный образ жизни и не занимающихся его воспитанием, и устройство его в государственное учреждение или замещающую семью. При этом меньше всего принимается во внимание интерес самого ребенка. Теряя право иметь свою семью, ребенок автоматически лишается возможности реализовать и другие свои права в объеме, необходимом для наилучшего развития. Необходимо изменить коренным образом государственную социальную политику в интересах детей на принципиально новых основаниях.

Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.

В настоящее время, главным документом, регулирующим социализацию детей-сирот, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Жизнеустройство детей-сирот в приемных семьях - это перспективный  путь решения проблемы сиротства, реализующий право каждого ребенка иметь семью. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что и представляет собой содержание их социализации.

В то же время семьи с приемными детьми нуждаются в социальном патронаже, под которым понимается оказание им адресной помощи, сопровождения и поддержки специалистами социальной работы.

Для осуществления такой многоаспектной работы по решению проблем сиротства необходимо усиление гражданской ответственности за судьбы детей-сирот, подготовка грамотных специалистов для соответствующих служб, создание эффективного института профессиональной замещающей семьи. Необходимо также создание эффективной системы помощи семье, которая должна осуществляться по двум стратегическим направлениям. Во первых, необходима деятельность по предотвращению социального сиротства. Для чего требуется организация планомерной, комплексной социальной работы как с неблагополучными семьями на ранней стадии кризиса семьи, так и работы, направленной на укрепление института семьи, восстановление ее социального престижа, что будет содействовать  обеспечению в ней условий для соблюдения прав ребенка. Во-вторых – необходима активная комплексная работа с самими сиротами, оказание им помощи в социализации и в компенсации последствий сиротства, создание новых служб ориентированных на решение проблемы сиротства, таких как: службы по интеграции в общество выпускников детских домов и интернатов, служб, обеспечивающих условия для интеграции детей с особенностями развития в общество.

Решение этих проблем требует участия всех уровней государственной администрации, общественных организаций, а также различных профессионалов и граждан России.

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены.

Список использованной литературы

 

 

1. Беличева, С. А. Служба социальной защиты семьи и детства. // Педагогика 2005. - №№ 7-8. С. 23-27.

2. Библия – М., Российское библейское общество, Мф. 5:7, С. 6.

3. Брускова, Е. С. Семья без родителей. - М.: Центр развития социально-педагогических инициатив и SOS - Интернационал, 2006. – С. 111.

4. Брутман, В. И. Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей- сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. - М., 2006. .

5. Василькова, Ю.В. Василькова Т.А. Детство. Защита детей в современных условиях//Социальная педагогика: Курс лекций: Уч. пос. для студ. пед. вузов и колледжей..- М.: Изд. центр “Академия”,1999.-С. 294-306.

6. Великанова, Л. С. Сирота с Казанского. О проблемах беспризорных детей //Смена. -2000.-№11. - С.17-27.

7. Галагузова ,М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика.Учеб. пособие для ВУЗов - М.: ВЛАДОС, 2001. -  С.30.

8. Гордеева, М. “Дети, женщины, семья должны быть под защитой государства”//Социальная работа.-2002. - №1.- С.8 - 12.

9. Гусарова, Г. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей//Российское образование: Официальные вести.-2001.-№1-2.-С.94-96.

10. Дармоделин, С.В. Безнадзорность детей в России//Педагогика.-2001.-№5.-С.3-7.

11. Дементьева, И. Шульга Т. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке (Рекомендации к Федеральной целевой программе “Дети-сироты”)//Социальная педагогика.-2003.-№3.-С.69-72.

12. Дзугаева, А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей//Народное образование.-2001.-№7.-С.174-179.

13. Зарецкий, В. К. Пути решения проблемы сиротства в России / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.Н. Ослов, А.Б. Холмогорова. - М., 2002

14. Иванова, Н. П. Социальное сиротство в России//Защити меня!.-1999.-№0.-С.2-3.

15. Иванова, Н. П. Пути повышения успешности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей//Дети “группы риска”.Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита.-М.,1999.-С.71-75.

16. Лозовская, Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России. – Волгоград, Перемена, 2001, С.13

17. Митяев, Л. Детская деревня SOS – новая форма детского дома семейного типа // Социальная Педагогика. – 2003. -№3. – с. 88-93.

18. Мустафина, Ф. Патронатная семья - территория любви?//Народное образование.-2000.-№6.-С.254-257.

19. Назарова, И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // Социс. – 2001. - №4.- С.70-77.

20. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога. – М.; ТЦ. Сфера. – 2002. – 480с.

21. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ОК 57000 слов/Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз.,1987. – С. 797.

22. Ослон, В. Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России//Вопросы психологии.-2001.-№3.-С.79-90.

23. Право жить в семье. Опека, усыновление и другие формы семейного устройства детей-сирот / Сост.: В. Догляд, М. Тарновская, - М.: Социздат, 2001 – С. 202 .

24. Работа специалистов с неблагополучной семьёй // Олиференко Л. Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей "группы риска". Учебное пособие для студентов высших учеб. Заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева - М.:Издательский центр "Академия", 2002 -С.89, 92.

25. М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие. -  Режим доступа: http://socpedagogika.narod.ru, Тема 1

26. Рудов, А. Красницкая, Г "Школа приемных родителей" // Семья и школа. 2003. № 4. - С. 10-11.

27. Сековец, Л. С. Социализация детей в условиях семьи, воспитывающей детей-сирот//Проблемы школьного воспитания.-2002.-№3.-С.17-24.

28. Семейный кодекс РФ, Раздел IV, глава 11, статья 54, Раздел VI, глава 21, статьи со 151 по 155

29. Семья, Г. Воспитание ребенка в замещающей семье / Социальная педагогика. 2003. №3. – С. 114-115.

30. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.)

31. Социальна работа \ Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – С. 576.

32. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. / Под общей редакцией Г.М. Иващенко. – М.: Просвещение, 2002. – С. 140.

33. Шарин, В. Социальная помощь в средние века//Социальное обеспечение, 2005, №9, С.18

34. Чепурных, Е.Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях //Народное образование.-2001.-№7.-С.23-27.

35. Федеральный закон № 159 (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

36. Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие / Е.И.Холостова – М.: 2006. – С. 212

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 217.