Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности
Тема: Дети блокадного Ленинграда
Работу выполнила ученица 10 класса:
Виноградова Маргарита
Учитель: Т.М. Кашурникова
Санкт – Петербург
2010
Содержание
Введение | С. 3 | |
Глава 1. | Начало блокады Ленинграда | С. 5 |
1.1. | Кольцо вокруг города замкнулось … | С. 5 |
1.2. | Оборона и снабжение города | С. 7 |
1.3. | Эвакуация | С. 10 |
Глава 2. | Детские дома во время блокады | С. 13 |
Глава 3. | Школы и ремесленные училища | С. 19 |
3.1. | 1941-1942 учебный год | С. 19 |
3.2. | 1942-1943 учебный год | С. 23 |
3.3 | 1943-1944 учебный год | С. 26 |
3.4. | Ремесленные училища | С. 28 |
Глава 4. | Блокада в детской памяти: из воспоминаний Н.Н. Березиной | С. 29 |
Заключение | С. 32 | |
Список источников | С. 34 | |
Приложение 1. Памятники юным ленинградцам-блокадникам | С. 36 | |
Приложение 2. Список школ, которые работали во время блокады | С. 37 | |
Приложение 3. Иллюстрации | С. 38 | |
Приложение 4. Список детских книг из личной библиотеки Н.Н. Березиной | ||
Введение
В 2010 году исполняется 65 лет со Дня Победы. Свой реферат я хотела посвятить участникам Великой Отечественной войны, ленинградцам, пережившим ужасы блокады и сказать им огромное спасибо за то, что они отстояли наш город! ениградцам ественной ды, XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
Великая Отечественная война – это героический подвиг, совершенный нашим народом, и независимо от возраста все участники тех событий приближали Великий День Победы.
Цель реферата – собрать и систематизировать информацию о жизни детей в блокадном Ленинграде.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить материал о военных действиях, предшествующих блокированию Ленинграда, а также о положении населения города в первые месяцы Великой Отечественной войны.
2. Систематизировать информацию о работе детских домов, школ и ремесленных училищ во время блокады Ленинграда.
3. Особое внимание уделить изучению мемуаров, дневников, воспоминаний детей, переживших блокаду.
В школьной, районной библиотеке им. М.Ю.Лермонтова и в Центральной публичной библиотеке им. В.В. Маяковского мне помогли подобрать справочную, научно-популярную литературу, статьи из периодических изданий по теме реферата.
Основным источником о работе детских домов во время блокады Ленинграда стала книга С. Котова «Детские дома блокадного Ленинграда». С большим интересом я прочла книгу учительницы блокадной школы Ползиковой – Рубец о деятельности ленинградской школы в 1941-1942 г.г. Очень подробная информация о жизни школьников и их участии в защите города содержится в статье кандидата исторических наук, ветерана Великой Отечественной Войны П.П.Данилова «И в блокадном Ленинграде дети учились».
Я посетила Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке, внимательно изучила наиболее ценные экспонаты коллекции: блокадные дневники и воспоминания рядовых участников битвы за Ленинград и блокадников, любительские фотографии, графические и живописные произведения художников блокадного Ленинграда.
Интересную информацию и иллюстративный материал я нашла на тематических сайтах, посвященных блокаде Ленинграда, таких как «Блокада Ленинграда», «Эхо блокады Ленинграда» и др.
Основная трудность в работе над темой была в большом количестве источников. Передо мной стояла проблема не поиска, а отбора источников. Поэтому живые свидетельства очевидца тех страшных лет представляют, на мой взгляд, большую ценность. Наталья Николаевна Березина, выпускница нашей школы 1957 года, пережившая все ужасы блокады маленьким ребенком, любезно согласилась дать интервью и представила нам вещи, письма, детские книжки, фотографии, документы того времени из семейного архива.
Эвакуация
Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя особенностями:
1. Нежеланием жителей уезжать из города;
2. Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области.(см.рис.2, приложение 3)
За этот период из города было вывезено 488703 человека, из них 219691 детей (вывезено 395091, но в последствии 175000 возвращено обратно) и 164320 рабочих и служащих, эвакуировавшихся вместе с предприятиями. Были также вывезены 86 крупных оборонных заводов.
29 июня 1941 г. из Ленинграда начинается эвакуация. В Свердловск и Челябинск выехали рабочие кадры, специалисты и большая часть производственных мощностей подъемно-транспортного завода (им. С.М.Кирова) для налаживания на новом месте производства танковых моторов. (Знаменитый Челябинский Танкоград был основан именно на базе Кировского завода). 13.07.41 объявлена эвакуация Невского машиностроительного завода, "Русского дизеля", "Экономайзера", а затем Ижорского, Металлического заводов, "Светланы", "Электросилы" и многих других. На Урал, в Сибирь, республики Средней Азии уезжают целые НИИ, лаборатории, проектные и исследовательские организации.
До октября 1941 г. из Ленинграда вывезли более 80-ти предприятий
Тысячи ящиков с особо ценными экспонатами музеев (произведениями живописи, скульптурой, ювелирными украшениями, фарфором, предметами мебели) отправляются в восточные районы страны. В Исаакиевский собор свозят для укрытия в подземных помещениях ценности из пригородных музеев (гобелены, мебель, посуду и др.).
В галереях Исаакиевского собора было укрыто около 117 000 ценнейших экспонатов из пригородных дворцов-музеев (Петергофа, Пушкина, Павловска, Гатчины, Летнего дворца Петра I). Многие ценности Эрмитажа переместили в его подземные анфилады.
Эвакуируются многие творческие учреждения. В конце лета 1941-го в Пермь переведены Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский театр) и хореографическое училище. В Ташкент выехала Ленинградская консерватория, в Новосибирск - Пушкинский драматический театр (Александринский) и Ленинградская филармония. Малый оперный теперь размещается в Оренбурге, Большой драматический театр им. М. Горького (позднее - им. Г.А. Товстоногова) и Академическая капелла осваиваются на новом месте - в Кирове (Вятке).
Из 17-ти ленинградских театров вcю блокаду в городе оставались и действовали Театр комедии (позднее - им. Н.П. Акимова), Театр музыкальной комедии.
В отличие от спланированной и поэтапно проводимой эвакуации промышленности, материальных ценностей и личного состава научных и творческих объектов, эвакуация обычного населения проходила безалаберно и несогласованно. Из-за уверенности, что военные действия будут разворачиваться на территории противника, многие детские сады и интернаты в начале войны эвакуировали в южную часть Новгородской и некоторые районы Калининской (Тверской) областей, не предполагая, что эти места очень скоро окажутся за линией фронта. Когда в середине июля немцы заняли Псков и вторглись в Ленинградскую область с юга, часть эвакуированных успела вернуться в Ленинград вместе с отступающими частями наших войск, но несколько эшелонов с детьми немцы разбомбили. (С августа 1941 г. маленьких ленинградцев отправляли уже, в основном, в Кировскую, Горьковскую области и на Урал). Подобное происходило не только при отправке несовершеннолетних, но и взрослых людей. Поезда были переполнены, расписание менялось ежедневно. К тому же далеко не все стремились покинуть город, большая часть жителей (более 2 млн. чел.) осталась - кто не успел, а кто и не захотел, не веря, что Ленинград будет сдан.
28 августа 1941 через ст. Мга проскочили последние эшелоны с эвакуированными. До того, как сомкнулось кольцо блокады из города, выехало около 500 000 коренных ленинградцев. [20]
Учебный год
Несмотря на фронтовую обстановку, предполагалось, что с 1 сентября 1941 г. начнется очередной учебный год и 201 тыс. школьников, оставшихся в Ленинграде, вновь сядут за парты. Однако тяжелые бои, развернувшиеся в сентябре под Ленинградом, не позволили приступить к занятиям ни 1 сентября, ни 1 октября. Лишь 26 октября исполком Ленгорсовета вынес решение о начале учебного года, и 27 октября в 103 школах из 408, функционировавших до войны, около 60 тыс. учащихся с 1-го по 6-й классы приступили к занятиям. С 15 октября начались занятия в спецшколах, а с 3 ноября за парты сели более 30 тыс. учеников 7-10-х классов.
Занятия проводились 3 раза в неделю по 3 урока в день. Все учебные классы располагались в северном крыле здания, поскольку оно было наименее опасным при артиллерийских обстрелах. В школе было печное отопление, но поскольку дров было мало и отапливалась лишь меньшая часть здания, в классах было холодно. Занимались в пальто, валенках. Заданий на дом не получали. Писать приходилось редко из-за того, что онемевшие от холода руки плохо слушались, а чернила замерзали. В случае воздушной тревоги занятия прекращались, и все переходили в бомбоубежище, расположенное в здании рядом со школой. Учащиеся с 1-го по 5-й классы занимались в квартирах, красных уголках, бомбоубежищах. В них было не только холодно, но сыро и душно. Керосиновые лампы плохо освещали помещение. Поэтому у малышей проводилось только по 2 урока в день по 20-25 минут.
Самыми тяжелыми для детей стали декабрь 1941 г. и январь 1942 г. Чтобы как-то поддержать силы школьников, в декабре после уроков давали по тарелке белкового дрожжевого супа, который они ели с большим удовольствием, а на десерт маленькую баночку фруктового желе. Это хотя и мизерное дополнительное питание стимулировало посещение занятий и в какой-то степени поддерживало силы детей. Успехи в учебе были малоутешительными. Посещаемость занятий падала и уже к середине декабря. Из-за неявки учителей и учеников срывались занятия в младших классах. В январе 1942 г. в городе их посещали только 36 тыс. учеников. По распоряжению Ленсовета в конце декабря 1941 г. - начале 1942 г. в школах начали прекращать занятия.
В самые трудные блокадные месяцы зимы 1941 – 1942 гг. появились бытовые отряды. Первый отряд был сформирован в феврале 1942 года в Приморском районе. Отряд состоял из 80 человек, в основном из девушек – работниц фабрики “Красное Знамя”. За два месяца бойцами отряда обслужено 1810 квартир. Оказана медицинская помощь 350 пострадавшим, установлен ежедневный уход за 780 ранеными. Всего по району бойцами отряда было обслужено 7678 человек разными видами помощи.
Бытовым отрядам помогали тимуровские команды. При помощи Приморского РК ВЛКСМ осенью 1942 года была организована тимуровская команда. Тимуровское движение являлось массовым явлением в блокадном Ленинграде. В созданных 1941 – 1942 гг. 753 тимуровских командах успешно работало 12800 пионеров.
С первых дней блокады в Ленинграде проходил массовый сбор теплых вещей для бойцов Красной Армии. Трудящимися Петроградского района было собрано 1965 метров мануфактуры и 18825 штук теплых вещей. [10, с.7]
С каждым днем войны предприятия осажденного города нуждались в большом количестве металла. Он был необходим для массового производства различной боевой техники.
В июле 1941 года школьниками было сдано на склады “Вторцветмета” 2307 тонн лома и отходов цветных металлов и десятки тысяч тонн черного металла. С июля по сентябрь этого же года ленинградцы сдали для нужд обороны 860 тысяч килограммов цветного металла.
Существовали добровольные боевые дружины пионеров и школьников. В октябре 1941 года горком комсомола принял решение «О создании пионерских организаций при домохозяйствах». В этом решении указывалось, что пионерские форпосты создаются во всех домохозяйствах и, в первую очередь, в крупных. Основным направлением работы фортопостов являлась общественно – полезная деятельность ребят: помощь в охране дома, наблюдение за правилами светомаскировки, поддержание чистоты и порядка в доме, помощь семьям красноармейцев, сбор металлолома.
Учителя и комсомольцы – старшеклассники организовывали работу добровольных дружин школьников. В зимний период 1941 – 1942 гг. в домохозяйствах действовало 56 боевых пионерских дружин, которые принимали самое активное участие в оказании разнообразной помощи фронту, госпиталям, детским домам, ослабевшему населению, военкоматам, райсоветам, РК ВЛКСМ.
Проявлением заботы о детях явилось проведение праздников новогодних елок в условиях голодной зимы блокированного Ленинграда.
После новогодних каникул из-за большой смертности от голода многие школы были закрыты. Городские запасы продовольствия к тому времени были исчерпаны, а его завоз осуществлялся в столь незначительных размерах, что лишь 13 января всем категориям населения было выдано по 100 г мяса, 200 г крупы и 200 г муки . 200-граммовая пайка черного хлеба оставалась единственным продуктом питания для большинства детей на целый день. 31 января было объявлено о продаже детям в счет норм истекшего месяца крупы - 150, мяса - 200 и сахара - 250 г. Паек иждивенцев составил: мяса - 100 и сахара - 150 г.
Трудной была первая блокадная зима. Но даже в самое тяжелое время учителя и ученики 39 школ (в них обучалось около 2 тыс. детей) решили не прекращать занятия и со 2 января возобновили их (см. приложение 2).
Учиться в таких условиях было настоящим подвигом. К тому же учителям и ученикам приходилось самим заготавливать дрова, следить за чистотой, решать все другие хозяйственные вопросы. В июне 1942 г. в классах, где занятия не прекращались, были проведены весенние испытания. Требования были высокими, но большинство школьников получили отличные и хорошие оценки и были переведены в следующий класс. Из 542 выпускников 10-х классов 70 получили аттестаты с отличием, или, как тогда говорили, с "золотой каемочкой". 3 июля для выпускников средних школ во Дворце пионеров был устроен общегородской праздник. Каждый из них получил подарок и книгу с надписью: "Окончившему полный курс школы №... в Ленинграде в 1941/42 году в годы Отечественной войны и блокады".
Увеличение поставок продовольствия дало возможность с 11 февраля не только обеспечить его регулярную реализацию всем категориям населения, но и существенно повысить нормы. Для детей они составляли (г в месяц): крупа и макароны - 1 200, сахар - 500, мясо - 400, жиры - 400. Иждивенцы получали на 200 г меньше крупы и на 100 - сахара. [10, с.9]
Улучшение продовольственного снабжения города позволило Ленгорисполкому принять 21 апреля 1942 г. решение о возобновлении работы школ. В основу учебного процесса было положено повторение материала предыдущего года, военно-физическое и общественно-политическое воспитание. В различных местах были расклеены объявления, что учащиеся, желающие продолжить обучение, должны до 25 мая зарегистрироваться в школах своего микрорайона. Ослабленных детей, которые не могли заниматься, зачисляли в школы с временным освобождением от занятий.
В итоге с 4 мая за парты 148 школ Ленинграда и Кронштадта сели около 64 тыс. учащихся. Они были поставлены на котловое довольствие, нормы по которому были значительно выше, чем по детским карточкам. Из расчета на день учащиеся с 1-го по 4-й класс получали по 300, а с 5-го по 10-й - по 400 г хлеба, крупы и макарон - 100 г, мяса - 50, жиров - 30, сахара - 30 г. Кроме того, школьники получали по 10 г чая и по 50 г кофе в месяц . Дополнительно по своим карточкам учащиеся выкупали по 200 г масла и по 300 г сахара в месяц. Перед началом занятий дети завтракали, а после уроков обедали. Педагогические и родительские комитеты установили строгий контроль за работой столовых, поскольку были выявлены случаи обворовывания учащихся. Так, в результате одной из проверок было установлено, что в столовой при школе № 239 Октябрьского района учащиеся недополучали половину причитавшегося им масла, треть крупы и часть хлеба.
Поскольку дети физически были ослабленными, в младших классах проводилось по 3, а в старших - не более 5 уроков в день. На каникулы - а они начались с 30 июня - все ученики 5-10-х классов выехали в совхозы и подсобные хозяйства предприятий и учреждений. Так, учащиеся 239-й школы трудились в Пери - подсобном хозяйстве завода "Судомех". Жили в сарае. После завтрака работали на прополке овощей, а с конца августа - на их уборке. В общей сложности школьники города обработали 30% посевной площади совхозов и подсобных хозяйств, ими было прополото 1 836 га посадок огородных культур и окучено 80 га картофеля. За лето дети окрепли, избавились от дистрофии и цинги, так как в рацион их питания входили редис, морковь, свекла. Особенно они любили турнепс, называя его блокадным бананом.
Учебный год
Летом 1942 г. во всех районах города была проведена серьезная работа по учету детей школьного возраста. За лето многие из них были эвакуированы. Существенно изменилось расселение жителей города - из прифронтовой зоны и домов, разобранных на дрова, большая часть ленинградцев переехала в центр или во Ржевку. На 1 сентября было учтено почти 15 тыс. ребят, подлежащих обучению в начальной школе. В связи с резким уменьшением количества учащихся многие школы из разряда средних были преобразованы в неполные средние или начальные. В общей сложности действовало 14 средних, 65 - неполных средних и 15 начальных школ. С помощью воинских частей и шефских организаций в школах был произведен косметический ремонт, приведены в порядок крыши, двери, восстановлены системы водоснабжения и канализации. Паровое отопление было заменено печным. Для обогрева помещений было поставлено более 10 тыс. куб. м дров. Активное участие в этой работе принимали учителя и учащиеся. Только в Октябрьском районе в воскреснике, состоявшемся 8 ноября, участвовало 1200 ребят.
Занятия в младших классах начались 15 сентября. В результате дальнейшей работы по выявлению детей школьного возраста удалось привлечь к обучению еще 6 тыс. ребят в возрасте до 14 лет, уже работавших на производстве. Они получили возможность продолжить образование в вечерних школах. По состоянию на 31 декабря количество учащихся в начальных классах было доведено почти до 21 тыс. С 15 октября после возвращения с сельскохозяйственных работ к занятиям приступили 6 тыс. учащихся 5-10-х классов. [11,с. 9-15]
Для всех школьников было введено 3-разовое питание. Домашние задания выполнялись в школе. Учебной и художественной литературой школы были обеспечены. Сложнее было с тетрадями. Поэтому для черновиков использовали некачественную бумагу, а чаще газеты или листы из старых журналов и книг. В связи с сокращением сроков обучения учебный план 5-10-х классов был сокращен на 85 часов в год, но было увеличено количество занятий по физкультуре и военному делу. По ряду предметов были внесены частичные изменения в программу. Так, учащихся стали знакомить с литературой об Отечественной войне. При изучении гуманитарных наук большое место уделялось воспитанию патриотизма. В преподавание математики, физики и химии были введены элементы военных знаний. [2, с.8-15]
Во вторую блокадную зиму школы работали без перебоев. Однако трудностей было достаточно, поскольку многие дети еще не оправились от последствий первой блокадной зимы. Болезни, лечение в стационарах, уход за больными членами семьи, работа на огородах отрицательно сказывались на посещаемости занятий и успеваемости. Выжив, значительная часть детей на какое-то время утратила интерес ко всему происходившему. Они были замкнуты, неразговорчивы и малоподвижны. Однако, преодолевая слабость, они постепенно включались в активную школьную жизнь. В немалой степени этому способствовало то, что в декабре 1942 г. для ослабленных детей в возрасте от 3 до 13 лет были открыты столовые усиленного детского питания (УДП). При этом дети из семей военнослужащих и инвалидов имели право на получение бесплатного питания или частичную его оплату. С 1 января 1943 г. к столовым УДП стали прикреплять на 3-разовое питание всех ослабленных школьников вне зависимости от возраста. Нормы основного и усиленного детского питания постоянно увеличивались.
В ноябре 1942 года руководством Радиовещания был обсужден вопрос о содержании молодежных радиопередач. Тогда же была создана редакционная коллегия молодежного радиовещания из активистов города.
По радио чаще стали звучать сообщения о школьной жизни. Часто микрофон был предоставлен самим ребятам.
Школьники могли посещать театры и кинотеатры. В Ленинграде в 1941 году работали театры: Театр Музыкальной Комедии, Государственный симфонический оркестр, Хор и оркестр народных инструментов Радиокомитета, ансамбли Ленгосэстрады. К январю 1942 года в городе работают пять театров: им. Ленсовета, им. Ленинского Комсомола, Музкомедии, Кукольный театр под руководством Деммени и 2-й Кукольный театр. В феврале 1942 года после эвакуации коллективов театров в городе остается один Театр Музыкальной Комедии, который работает в помещении Драматического театра им. А.С. Пушкина, т.к. помещение театра Музкомедии было повреждено бомбой.
В дни зимних каникул были проведены новогодние праздники. Еще 20 ноября 1942 года Ленгорсовет принял решение, по которому райисполкомы, отделы народного образования должны были принять меры к организации новогодних праздников в школах и театрах города. Городской отдел народного образования 10 декабря 1942 года издал приказ о проведении в Ленинграде детского праздника новогодней елки. Праздники организовывались в школах, детских домах и садах. Для учащихся 8 – 10-х классов, для отличников учебы и актива пионерских дружин школ города (на 1500 чел.) – во Дворце пионеров. Всем детям школьного и дошкольного возраста подарки выдавались бесплатно. Трудно переоценить значение организации и проведения новогодних елок в блокадном городе.
В соответствии с постановлением Ленгорсовета и бюро Ленинградского горкома ВКП(б) от 29 апреля 1943 г. 8 685 учащихся с 4-х по 10-е классы на период летних каникул были мобилизованы на прополку, поливку овощей и уборку урожая в совхозах и подсобных хозяйствах Ленинграда и области. В целях лучшей организации труда и отдыха в совхозах и подсобных хозяйствах были созданы лагеря по типу пионерских. Отряд включал несколько звеньев-бригад, которые комплектовались отдельно из мальчиков и девочек. Ответственность за работу лагерей несли директора школ или назначаемые ими лица. Рабочий день и нормы выработки для учащихся 9-10-х классов были установлены наравне с рабочими совхозов и подсобных хозяйств. Для учащихся 4-8-х классов был введен менее напряженный режим рабочего дня. Как и все, начиная рабочий день в 8 часов 40 минут, учащиеся 4-6-х классов заканчивали работу в 11 часов 40 минут, 7-8-х классов - в 13 часов 40 минут. Далее следовал обед и послеобеденный отдых. После чая, в 17 часов, дети снова приступали к работам, которые продолжались до 20 часов. После ужина проводилась военно-физкультурная подготовка, кружковая работа, отрядные и звеньевые мероприятия. В 22 часа 30 минут ребята шли спать.
Оплата труда производилась сдельно по существовавшим в хозяйстве тарифам за норму выработки, установленную для школьников. Для учащихся 4-х классов она была на 50% ниже, чем для рабочих хозяйства, 5-6-х классов - на 40%, 7-8-х классов - на 20%. При этом для учителей и школьников, работавших в совхозах и подсобных хозяйствах, применялись все меры поощрения, установленные для работников совхозов. Стоимость питания школьники оплачивали из своего заработка (в зависимости от возраста от 4 до 6 руб. за суточный рацион.
Учебный год
В конце сентября учащиеся возвратились с сельскохозяйственных работ, и с 1 октября начался новый учебный год. В соответствии с постановлением Ленгорсовета и Ленинградского горкома ВКП(б) от 3 октября 1943 г. для физически слабых учащихся неполных средних и средних школ, сдавших в школы свои продовольственные карточки, были установлены следующие дневные нормы усиленного питания: 500 г хлеба и 200 г овощей и картофеля. Кроме того, в месяц они получали: крупы и макарон - 2 300 г, мяса - 1 600, жиров - 700, сахара - 800, муки пшеничной - 750, муки картофельной - 300, сухофруктов - 600, чая - 12, кофе - 300, галет из белковых дрожжей - 200, варенья, кефира, суфле - 6 000, молока соево-миндального - 2 000, желе и киселя из соевого молока - 2 000, повидла овощного - 1 000, сметаны казеиновой - 750, молока солодового - 2 000 г. Поскольку большинство ленинградцев имели огороды, дети получали питание и дома. Все эти факторы положительно сказывались на их здоровье и успеваемости, 27 тыс. учеников успешно закончили учебный год. В основном это были учащиеся с 1-го по 7-й классы. Старшеклассников было мало. Во всем городе имелось только 54 класса последних трех лет обучения, где занимались 733 учащихся. [12,с. 8-15]
В школах и жилых домах действовали водопровод и канализация, было восстановлено электрическое освещение. Не стало проблем с дровами. И хотя город все еще находился в осаде, для детей это был нормальный год с полной учебной программой. После снятия в январе 1944 г. блокады началась реэвакуация населения. Вместе с взрослыми возвращались и дети. Открывались не только новые классы, но и ранее закрытые школы. Было восстановлено всеобщее обязательное обучение, возобновлена работа Дворца пионеров и районных домов пионеров и школьников. Открывались детские библиотеки. С лета 1944 г началось массовое возвращение ленинградцев в родной город. Если осенью 1944 г. к занятиям приступило 90 тыс. школьников, то к началу 1945 г. их было уже более 120 тыс. Для вновь прибывших открывались дежурные классы, вводились вторые смены. Начальные и неполные средние школы преобразовывались в средние, поскольку особенно быстро шел приток учащихся старших классов. К лету 1945 г. в Ленинграде действовали 7 начальных, 102 семилетних и 82 средних школы.
Ремесленные училища
А.Н. Косыгин в январе - июле 1942 г. занимался организацией снабжения осажденного города и эвакуацией его населения. В связи с массовой смертностью учащихся ремесленных училищ он лично проверил положение с питанием в одном из них. Сохранилось письмо А.Н. Косыгина А.А. Жданову о результатах проверки ремесленного училища №33 от 16 февраля 1942 г. [27]. Учащиеся жаловались на то, что в столовой вместо супа выдавалась жидкая бурда, котлеты весили 35 г вместо положенных 50, сахар воровали, а жиры в течение 4-х дней вообще не отпускались. Контроль администрации училища за столовой отсутствовал, что открывало возможность неограниченного воровства продуктов. В результате ученики оказались на голодном пайке, их состояние ухудшалось. (см.рис.4, приложение 3)
А.Н. Косыгин потребовал установить обязательный контроль за питанием ремесленников со стороны администрации училища, а закладку продуктов в котел производить при обязательном присутствии администрации училища и представителя учащихся. Материалы проверки училища № 33 были направлены А.Н. Косыгиным городскому прокурору. По решению суда директор столовой училища был приговорен к одному году исправительных работ, повар - к двум годам лишения свободы.
В первую голодную зиму в Ленинграде функционировал не один десяток ремесленных и фабрично-заводских училищ. Радикальные меры, принятые по улучшению питания и наведению порядка в училище № 33, положительно отразились на питании, бытовом обслуживании учащихся и в других учебных заведениях. [6]
Заключение
В 1945 году за героизм и мужество, проявленные жителями Ленинграда во время блокады, городу был присуждёно звание Города-героя.
На 1985 год медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1470000 человек. Среди награждённых ею 15 тысяч детей и подростков.
За годы блокады погибло по разным данным от 400 тыс до 1 млн человек (на Нюрнбергском процессе фигурировала цифра 632 тыс). Причем только 3% из них от бомбёжек, артобстрелов и т.д., а остальные 97% от голода.
Хуже всего приходилось детям. Неисчислимые горести выпали на долю детей блокадного Ленинграда. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Тани Савичевой я посвятила одну из глав реферата прошлого учебного года.
Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток.
К началу блокады в городе оставалось около 400 тыс. детей, затем их количество увеличилось за счет эвакуированных из захваченных районов области. Несмотря на свой возраст они участвовали в обороне города: рыли окопы, тушили зажигательные снаряды, работали на военных заводах, собирали металлолом. Ребята ухаживали за раненными бойцами в госпиталях, выступали в составе агитбригад перед войнами Ленинградского и Волховского фронтов, выращивали овощи на блокадных огородах. Тимуровские отряды помогали самым слабым, шили одежду, разносили кипяток по квартирам, собирали детей в вымерших квартирах. За эти заслуги детей награждали, о них писали в газетах.
Во время блокады в Ленинграде день ото дня увеличивалось число детей, оставшихся без родителей. Имевшиеся в городе детские дома не могли вместить всех детей-сирот, и начиная с января 1942 г. один за другим открываются новые детские дома. За пять месяцев 1942 г. в Ленинграде было открыто 85 детских домов, приютивших 30 тыс. детей. Партийные и комсомольские организации широко развернули работу по выявлению безнадзорных детей и определению их в детские дома. Сироты-подростки определялись в ремесленные училища, спецшколы и другие учебные заведения.
В блокадном городе в самую страшную зиму 1941/42 г. работало 39 школ. Удивительно, но многие продолжали учиться в холодном, голодном, окруженном врагами городе. Это было настоящим подвигом.
Тем, кто родился после войны, сложно понять то, что пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
От всего сердца я благодарю Наталью Николаевну Березину за её воспоминания, представленные документы, письма, детские книжки, игрушки, которые вместе с ней пережили блокаду.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
Список источников
1) Андреев А. Дети города – героя: сборник/ А.Андреев.- Л.: Ленинздат,1974.- 286с.
2) Белова Л.Н. Блокада//Санкт – Петербург. Петроград. Ленинград. /Ред. А.Я.Дектярев, Г.Н. Булгаков. - М.: Большая Российская Энциклопедия,1992.- С. 321-327.
3) Блокада Ленинграда. [Электронный ресурс]. – Текстовый документ. Режим доступа: http://wikipedia.ru
4) Гранин Д. Блокадная книга/ Д. Гранин, А. Адамович. – СПб.: Ленинград, 1989.
5) Данилов П.П. Промышленность Ленинграда в годы блокады/П.П.Данилов// Отечественная история.-2003.-19 фев.(№3). – 13
6) Ильинский И.М. Блокада Ленинграда: проблески детской памяти на фоне великой трагедии. [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ilinskiy.ru/biography/bloklen.php
7) Колпакова Д. Был город – фронт, была блокада/ Д. Колпакова, В.Суслов. – Л.: Детская литература,1984. - 188 с.
8) Котов С. Детские дома блокадного Ленинграда/С. Котов. - СПб.: Политехника, 2002.- с.17-35
9) Левшов В.Е. Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, русских документах/ В. Е. Левшов. – СПб.: Лик, 2006.
10) Лихачев Д. С. Воспоминания/Д.С. Лихачев. – СПб.: Logos, 1999.
11) Операция “Север”. [Электронный ресурс]. – Тестовый документ. Режим доступа: http://wikipedia.ru
12) Ползикова – Рубец К. Они учились в Ленинграде/ К.Ползикова – Рубец.- Л.:Просвещение,1954. - 166 с.
13) Селиванов В.Н. Стояли как солдаты: Блокада. Дети. Ленинград. / В.Н.Селиванов. –Л.:Эго,2002. - 217 с.
14) Солсбери Г. 900 дней/ Г.Солсбери. – М.: Прогресс, 1994. - 563 с.
15) Эхо блокады Ленинграда. [Электронный ресурс]. – Режим документа: http://memorial.ru
16) Юра Рябинкин и Анна Франк. [Электронный ресурс]. - Текстовый документ. - Режим доступа: http://jurarjabinkin.narod.ru
Приложение 1.
Смоленское кладбище
Памятник детям, погибшим 9 мая 1942 года. Васильевский остров, Камская ул., 24.
Стела. Рельеф. Гранит. 1966 год. Архитекторы Л. Н. Линдрот, Н. Г. Эйсмонт. Скульптор В. И. Гордой. Художник О. И. Кузнецов. На памятнике высечена надпись: «Здесь лежат дети. 9 мая 1942 года их жизнь оборвал фашистский снаряд. Люди, берегите мир!»
Цветок жизни
Цвето́к жи́зни — мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Расположен во Всеволожском районе Ленинградской области. Открыт 28 октября 1968 года. Архитектор — Мельников Павел Иванович (1929—неизв.). Создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. В состав мемориала входят памятник «Цветок жизни» (высота 15 м, 1968), аллея Дружбы (1970) и траурный курган «Дневник Тани Савичевой» (1975).
На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов».
Памятник “Юным героям обороны Ленинграда”
В Таврическом саду, в 1962 году был открыт памятник "Юным героям обороны Ленинграда", который был сооружен по инициативе школьников города на общественные средства. Скульпторы И. Н. Костюхин и В. С. Новиков, архитекторы А. И. Алымов и Ф. А. Гепнер.
Приложение 2.
Приложение 3.
Рис.1. Ленинград в блокадном кольце
Рис.2. Эвакуация детей из Ленинграда
Рис.3. Воспитанники детского дома блокадного Ленинграда
Рис.4. Учащиеся ремесленного училища № 21
Школа в бомбоубежище.
Рис.5 Наталья Николаевна после войны
Рис.6. Справка, выданная Березиной Е.А.
Рис.7. Фото мужа Натальи Николаевны - Даринского Алексея Борисовича
Рис.8. Письмо Алексея Борисовича его маме из эвакуации
Рис.9. Письмо Алексея Борисовича его маме из эвакуации
Рис.10. Игрушки, пережившие с Натальей Николаевной всю блокаду
Приложение 4.
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности
Дата: 2019-12-22, просмотров: 324.