Финансово-экономические новости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"О деньгах думают все или почти все люди, — заявляет И. Фэнг. — Мы тратим большую часть жизни, чтобы добыть их. От этого иногда зависит выбор работы, места жительства, женитьба, количество детей и состав друзей. Нас очаровывают чужие деньги, способы их получения или вкладывания и расходования. Но когда речь заходит о собственных деньгах, то многие скорее расскажут о самых интимных подробностях своей жизни, чем о них" (с. 156). По определению Фэнга, экономика — это когда мы думаем не о банковском счете молодой соседки мисс Фуллер, а о вкладах всех одиноких молодых женщин в сопоставлении с вкладами одиноких молодых мужчин. Такие сравнения имеют общественное и политическое значение. Улучшается ли финансовое положение женщин? Каков средний еженедельный доход женщин в возрасте от двадцати до тридцати лет? Где откроют рабочие места для подростков-негров? Сколько стариков ищут работу в дополнение к пособиям по социальному страхованию? Все это возможные темы для сообщений репортеров, специализирующихся на бизнесе и экономике.

Общенациональные телекомпании уже давно используют специалистов по вопросам экономики, бизнеса и финансов. Местные телестанции тоже ощущают потребность в журналистах, которые могли бы просто и понятно рассказать, скажем, о падении ВНП. Редактор экономической информации Эй-би-си Дэн Гордтц так, к примеру, объясняет значение валового национального продукта: "Валовой национальный продукт — это стоимость всех товаров и услуг, выпущенных всеми нами за год". Заметьте, как ему удается передать суть экономической категории кратко и ясно с использованием слова "нами".

Репортерам-"экономистам" важно поддерживать контакты с работниками всех областей финансовой деятельности, в том числе с банкирами, членами местных торговых палат, руководителями компаний и отраслей промышленности, профсоюзными лидерами, правительственными экспертами. Большую помощь могут принести многочисленные книги, справочники, пособия, газетные и журнальные статьи, разъясняющие сложные вопросы экономики. Весьма полезны такие периодические издания, как "Уолл-стрит джорнел", "Бизнес уик", "Мани".

В отличие от новостей на темы науки и медицины многие экономические сообщения значительно выигрывают от наличия в них мнений простых людей с улицы, которые на себе испытывают последствия событий в хозяйственной жизни страны. Некоторые репортеры иллюстрируют сообщение каким-нибудь примером. Так, во время инфляции 70-х и спада 80-х годов зрители нередко видели сюжеты о семьях из четырех человек, которые могли пообедать вне дома только раз в месяц, да и то в кафе быстрого обслуживания. Однако необходимо помнить, что персонификация такого рода имеет негативный эффект. Если она не помогает лучше разобраться в ситуации, она вредна. Зрители могут узнать о том, что одна семья по фамилии Джонсон переживает тяжелое время, но так и останутся в неведении о росте инфляции, ее причинах и путях выхода из нее.

В США, где насчитываются миллионы владельцев акций, сообщения с фондовой биржи вызывают наибольший интерес зрителей, Если индекс Доу-Джонса падает, у некоторых зрителей начинаются спазмы в желудке, поскольку принадлежащие им 100 акций компаний АТТ и 17 акций Ай-би-эм обесценились на сумму, эквивалентную недельной зарплате. Если индекс растет, самочувствие улучшается. Подумать только: дополнительная недельная зарплата! Утренние газеты сообщают мрачные или приятные подробности, но вкладчикам не терпится узнать состояние той или иной сферы экономики, поэтому они ищут хоть какие-нибудь намеки в вечерних новостях.

Многие выпуски новостей ограничиваются минимумом информации — индекс Доу-Джонса упал или вырос. Иногда даются развернутые биржевые показатели — индексы Доу-Джонса по отраслям промышленности, индексы "Нью-Йорк таймс" и т. д. За исключением стрелок на диаграммах, сообщение состоит исключительно из цифр, но эти цифры волнуют воображение не меньше результатов бейсбольных матчей.

 

Наука и медицина

У тела есть одно необыкновенное свойство — оно заключается в том, что тело есть у каждого, говорят врачи. По этой причине врачу, выступающему перед телекамерой, не приходится беспокоиться о том, чтобы привлечь внимание зрителей. Их любознательность невозможно удовлетворить.

Однако это не означает, что освещать научные и медицинские вопросы легко. У репортера должно быть хотя бы общее знакомство с биологией, анатомией, химией и физикой. Потом появляется чувство уверенности в вопросах научных исследований и практических методов. Полезную информацию репортер может почерпнуть в специальных научных периодических изданиях.

На некоторых американских станциях репортерами работают врачи, юристы и экономисты. Выгода от этого велика. Врач разбирается в медицине и естествознании, поэтому подготовленные им сообщения на эти темы имеют солидный фундамент. Его не пугает медицинский журнал. Врач менее, чем непрофессионал, склонен преувеличивать или преуменьшать важность события. Редакторы информации и зрители больше доверяют врачу, чем журналисту. При этом врачам, как и юристам, метеорологам и другим специалистам, приходится внимательно следить за тем, чтобы не подниматься значительно выше среднего уровня аудитории.

Типичная ошибка, которую совершают репортеры с недостаточной подготовкой, заключается в преувеличении значения события или открытия, в сенсационности. Большинство научных открытий — это лишь отдельные шаги на долгом и трудном пути: в науке существует преемственность. Лаборатория может сообщить об открытии заменителя инсулина, но до получения готового препарата еще долгие годы. Репортер окажет услугу аудитории, если сумеет передать долгий мучительный процесс поисков ученых и специалистов.

Медицинские репортажи должны подаваться в контексте перспективы, осторожно. Мало толку от "медицинских анекдотов и казусов". Намного полезнее, если информация о болезни какой-нибудь знаменитости даст повод поговорить о симптомах и методах лечения этой болезни. Примерами могут служить сообщения об инсульте Патриции Никсон или удалении злокачественной опухоли у Бетти Форд.

От каждого репортера требуется точность изложения фактов, но специалист в области науки должен быть сверхосторожным. С особой тщательностью следует подходить к толкованию научных данных простым языком, избегать предположений, которые не вытекают из имеющихся данных, и подчеркивать ограниченность сведений.

Медицинский репортер руководствуется не только журналистской этикой, но и врачебной, которые в сочетании могут создать определенные проблемы. Перед ним возникают и правовые вопросы. Допустим, есть разрешение на съемку сюжета в больнице. Что делать, если в одной из сцен на заднем плане виден человек, который не хочет, чтобы стало известно о его пребывании в больнице? В этом случае приоритет у права человека на сохранение тайны, несмотря на то, что администрация больницы выдала разрешение на съемку.

Как и в экономике, в науке есть сложные понятия, которые нужно перевести на обычный язык. Например, научный репортер "Нью-Йорк таймc" дает такое сравнение, используя принятые в США меры объема: "Одна часть на миллион — это все равно что одна унция (1 унция — 30 мл) вермута в 7 812 галлонах (1 галлон — 3,8 л)".

Репортеру как можно чаще следует прибегать к помощи экспертов и активистов общественных организаций, таких как защитники окружающей среды, а также правительственных ведомств. В Нью-Йорке есть институт, который снабжает репортеров именами и телефонными номерами ученых, дающих консультации по своему профилю.

 

Образование

Чтобы рассказать о событиях в сфере образования, репортеру не приходится прибегать к специальным терминам, как в сюжетах о науке, или к абстрактным цифрам, как в сообщениях об экономике, но и здесь его подстерегает немало ловушек. Фэнг отмечает, что образование — понятие емкое, едва ли возможно очертить его границы. От сюжетов на эту тему у зрителей тоже может резко подскочить давление и прилить к лицу кровь.

"Новости из сферы образования, подобно новостям об экономике и из других областей, порой больше касаются политики, чем самого образования" (с. 160).

Вся страна в целом и каждая семья в отдельности заботится о своих детях. Поэтому в основной своей массе зрители активно реагируют на освещение таких тем, как обязательное обучение, цензура учебников, премии учителям, закрытие школ, выпуск школьных акций, уроки сексологии.

На подготовку материалов, посвященных проблеме образования, репортеру приходится тратить очень много времени — присутствовать на заседаниях школьных советов, поддерживать тесные контакты с учителями, профсоюзами, советами управляющих колледжей, экспертами по высшему образованию, родителями и, конечно, учащимися и студентами. Фэнг рекомендует репортерам читать раздел об образовании в воскресном номере "Нью-Йорк таймc", аналогичные рубрики в журналах "Тайм" и "Ньюсуик" и многочисленные профессиональные периодические издания.

Средствами ТВ нелегко рассказывать об образовании, подчеркивает Фэнг. В некоторых сюжетах встречается очень много цифр, данных о результатах тестирования, количестве учащихся, зарплате педагогов и т. п. Передать динамику и упростить информацию, советует автор, можно с помощью графики. Например, станция в Сент-Поле придумала диаграмму с элементами мультипликации, чтобы проиллюстрировать запутанный план местной десегрегации, согласно которому необычным способом были слиты вместе белая и негритянская школы в одном районе. Треть учащихся одной школы посещала другую в течение трети учебного года. На экране были изображены два прямоугольных школьных здания: одно заполненное преимущественно черными квадратиками с небольшой добавкой белых, другое — в основном белыми. Под каждым зданием был показан оранжевый школьный автобус. Часть черных квадратиков из первого здания медленно перетекала в автобус, ожидавший внизу, а часть белых квадратиков из другой школы перемещалась в другой автобус. Потом автобусы передвигались к противоположной стороне экрана, квадратики из них переходили в новые школьные здания, и всякому зрителю становился понятным весь смысл нового расового баланса.

Разумеется, не у каждой станции есть аппаратура, способная совершать такие электронные чудеса. Остроумные приспособления типа макетов с подвижными элементами могут передать идею так же хорошо.

 

Искусство и развлечения

Кино — главная форма культуры XX века. Телевизоры работают в среднем по семь часов в сутки. Театральные спектакли, концерты и художественные выставки привлекают массу людей. Постановка в маленьком театрике волнует людей не меньше, чем бродвейское шоу. Американцы жаждут развлечений и информации о них.

Между тем выпуски общеамериканских сетей не могут уделять искусству много времени, зато киноведы и театральные критики все чаще появляются в передачах местных станций и на кабельном ТВ.

"Развлечения — это единственная журналистская специализация, подчеркивает Фэнг, которая требует от репортера его личной оценки, но комментарий должен внушать доверие. Мало просто иметь мнение о фильме. У всех нас оно есть. Хороший рецензент должен знать историю, структуру и искусство кинематографа, драматургию, хореографию, музыку от классики до джаза и рока" (с. 162). Репортеру, специализирующемуся на искусстве и развлечениях, приходится по совместительству освещать выставки живописи и скульптуры в музеях и частных галереях, а также готовить сюжеты о местных художниках.

Быть в курсе последних новинок в области искусства и развлечений репортеру помогают периодические издания на эту тему, такие, как "Вэрайети", "Голливуд репортер", а также специализированные журналы и газеты, разделы в массовых изданиях, сообщения информационных агентств — сенсационные и серьезные.

Благодаря безвозмездным или платным сведениям от знакомых, агентств местных театральных трупп и эстрадных коллективов репортер должен быть постоянно в курсе того, что происходит на сцене и за кулисами и своевременно узнавать о предстоящем приезде знаменитостей. Если в город без шумихи прибывает знаменитый киноактер, вы должны быть единственным репортером, которому это известно, считает Фэнг.

Развлечения лучше освещать с позиций простого человека. Сильно помогает чувство юмора. Явная снисходительность к массовым зрелищам и выпячивание собственного мнения только вредит. Если репортер неравнодушен к зарубежным фильмам и осуждает голливудскую продукцию, ему следует помнить, что лишь часть аудитории разделяет его вкусы.

 

Полиция и суд

День криминального репортера обычно начинается с "полицейских обходов": он сделает пятнадцать-двадцать телефонных звонков в местные правоохранительные инстанции, например, к шерифу, начальнику городской полиции, диспетчеру полиции, автоинспекции штата, окружному прокурору, секретарю суда и всем тем, кто может дать нужную информацию. Не реже раза в неделю репортер наносит им личные визиты, чтобы поддерживать добрые отношения, так необходимые для работы.

Фэнг советует черпать информацию на криминальные темы только из ежедневных изданий, ни в коем случае не из еженедельников или ежемесячников.

Проблема четкой и понятной подачи материала, равно как и искушение перейти на использование профессиональных жаргонных выражений, стоит и перед репортером, ведущим для новостей уголовную хронику. Ему приходится бывать на пожарах и в больницах, куда отвозятся жертвы несчастных случаев и ужасных преступлений. Эти места хорошо знакомы телезрителям вечерних приключенческих серий, но это совсем не означает, что широкая аудитория понимает термины, используемые, скажем, врачами скорой помощи.

Освещая работу местной полиции, репортер не может обойти молчанием федеральные правоохранительные органы, прежде всего Федеральное бюро расследований. В поле его зрения — министерство финансов (оно выявляет фальшивомонетчиков); почтовое управление (махинации с почтовыми отправлениями и случаи пересылки бомб в бандеролях); управление борьбы с контрабандой наркотиков; служба внутренних доходов; служба иммиграции и натурализации и в зависимости от того, где расположена телестанция, — пограничники, части конной полиции для парков и лесов и береговая охрана.

Ему чаще, чем другим, приходится иметь дело с конфиденциальной информацией. Многие юристы опасаются, что новости могут повредить нормальному ходу следствия или судебного разбирательства. Опытный репортер знает, какие сведения использовать, а о чем следует умолчать. Твердое правило таково: никогда не злоупотреблять доверием. Никакая новость не стоит этого. Если сообщение настолько важно, что его обязательно нужно выпустить в эфир, всегда можно договориться о компромиссных условиях обнародования информации. Подтверждение этому Фэнг предлагает поискать в книге "Вся президентская рать".

 

Жизнь города

Есть журналисты, отвечающие за освещение всего разнообразия тем в пределах города или определенного географического района. Эта вертикальная специализация требует от репортера большого труда. Он должен внимательно следить за всеми учреждениями местной власти, общинами меньшинств, больницами, аэропортами и службами быта. Он должен разбираться во всем — от кабельного ТВ до правил найма на работу иммигрантов, от местных политических движений до истории города.

"Все тонкости журналистских приемов заключаются лишь в протирании подошвы ботинок и покрышек колес. Если для подготовки сообщений о таких областях, как медицина, требуется высшее образование и постоянное чтение книг и периодики, то для репортеров по городским проблемам самое важное — старомодные личные контакты и крепкие ноги", — подчеркивается в книге (с. 164).

Так как у репортера только пара глаз и ушей и он не может быть везде в одно и то же время, дополнительные глаза и уши знакомых ему людей в различных конторах, разбросанных по всему городу, своевременно наводят его на события, достойные освещения в программах новостей. Журналистам, только начинающим осваивать городскую тематику, следует заводить знакомства везде, где можно, и раздавать свои визитные карточки каждому встречному. Круг его контактов не должен ограничиваться членами городского совета и другими "официальными" источниками. Ценную информацию поставляют секретарши, телефонистки, обслуживающий персонал.

За событиями в городе репортеру помогают следить центральные и местные газеты. В городских газетах обычно оперативно освещается местная жизнь, но интересные и важные сообщения можно почерпнуть также из специальных изданий (посвященных, например, бизнесу, развлечениям и т. д.) и прессы национальных меньшинств.

В больших городах США издаются газеты и журналы для негров, американцев испанского происхождения и других этнических групп, в которых затрагиваются проблемы, обычно ускользающие от внимания других средств массовой информации.

 

Политические события

Телевизионные станции, как правило, выделяют журналистов для освещения сессий законодательных органов штатов. Иногда при этих органах аккредитован постоянный репортер: здесь часто идут слушания в комиссиях и комитетах, "скрипит" бюрократическая машина и т. д.

Репортеры и политики существуют за счет друг друга. Начинающий репортер, испытывающий благодарность политику за его желание сделать заявление для новостей, очень скоро узнает, что политик так же заинтересован в этом контакте, как и журналист. Политик, выставивший свою кандидатуру на выборах, нанимает одного или, если позволяет бюджет, нескольких консультантов по связям со средствами массовой информации. Для его победы важна не столько сама встреча с рабочими завода у проходной, сколько сюжет в программе новостей о том, как он пожимает руки рабочим. Организаторы избирательных кампаний стараются привлечь внимание телестанций. Если кандидат не ограничен в средствах, он может даже возить с собой собственную съемочную группу, которая потом передает смонтированную видеозапись станциям.

Желание политиков попасть в теленовости вполне понятно. "Теленовости стали посредником между оратором и аудиторией. Без телевидения оратор охватывает 500 или 5000 человек. С помощью телевидения — 50000 в городе среднего размера и 500000 в крупном. Если его речь транслируют общенациональные компании, доброе искреннее лицо политика и суровые или льстивые слова проникают в 50 миллионов домов. И даже те, кто присутствовал на встрече с кандидатом, увидев в зале телекамеры, горят желанием посмотреть новости, чтобы узнать, что телевидение считает самым важным. Конечно, все то, что они еще раз услышат в новостях, останется в памяти намного дольше, чем то, что они услышали лично. Операторы и репортеры на таких съемках уже привыкли к вопросам: "По какому каналу пойдет передача?" (с. 165).

Некоторые исследователи тем не менее сомневаются в ценности теленовостей для избирательных кампаний. Пэттерсон и Р. Маклюр в книге "Невидящий глаз" утверждают, что избиратели мало что узнают из теленовостей. После двух тысяч интервью с избирателями, которые регулярно смотрели новости, ученые пришли к выводу, что ТВ игнорирует самые важные моменты избирательной кампании и дает необъективную характеристику кандидатам. Намного больше о платформе кандидатов можно почерпнуть из политических рекламных роликов.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 204.