Как правильно понять исходный текст.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Когда-то Аристотель утверждал, что « речь слагается из трех слагаемых элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». Эти « три элемента - «автор, тема и читатель».

Текст

1. О чем? ( Ты увидишь тему.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? ( Ты найдешь основную проблему текста.)

4. Зачем автор написал текст? ( Ты определишь цель.)

5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? ( Вот здесь ты увидишь роль языковых средств. )

Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы, проблемы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию.)

 

Памятка № 2.

 Формулировка основной проблемы текста и ее комментарий.

  В предложенном тексте может быть заложено несколько проблем. Тебе надо определить одну , главную, и прокомментировать ее.

Помни, главная проблема ( вопрос ) – это проблема, вызывающая самые глубокие авторские размышления.

Комментарий проблемы – это толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах?

Обычно они:

· нравственные;

· экологические;

· социальные;

· психологические;

· философские;

· социально – психологические;

· социально – философские и т. п.

Если тебе захочется подчеркнуть актуальность проблемы, воспользуйся маленькой шпаргалкой.

Проблема, рассматриваемая автором , может быть:

· общественно значимой;                                         

· социальной;

· философской;

· политической;

· идеологической;

· нравственной;

· межнациональной;

· морально – этической;

· злободневной;

· животрепещущей;

· актуальной;

· жизненной;

· насущной;

· острой;

· важной;

· серьез ной;

· спорной;

· неотложной;

· основной;

· глубокой;

· назревшей;

· неразрешимой;

· наболевшей;

· мучительной;

· жгучей;

· тяжелой;

· первоочередной;

· принципиальной ной;

Проблема может заставить читателя:

· рассуждать вместе с автором;

· лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п.)

· серьезно относиться к …;

· переосмыслить свое отношение к…;

· по-иному посмотреть на,,,;

· критичнее относиться к …;

· обратиться к примерам из собственной жизни (литературы);

· поделиться мыслями о …;

· оценить истинный масштаб чего-либо;

· оценить собственную позицию;

· открыто выразить свое отношение к …;

· заняться самовоспитанием (охраной культурной среды, природы и др.);

· заняться ее глубоким изучением;

· с горечью понять, что…;

· иронично относиться к…;

· отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений (или ее отсутствие);

· глубоко задуматься;

· серьезно размышлять;

· испытать потребность в чём-либо

 Чего не должно быть в твоем комментарии:

1.пересказа исходного текста или любой его части (фрагмента);

2.цитирования большого фрагмента исходного текста;

3.комментария другой, не сформулированной экзаменуемым проблемы;

4.рассуждений по поводу всех проблем текста;

Комментариев о действиях героев текста, общих рассуждений о тексте.

Начиная комментировать проблему, ты можешь указать:

а) к какой категории относится избранная автором проблема;

б) насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем);

в) что делает ее злободневной;

г) традиционна ли эта проблема или нова;

д) если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу;

е)если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее ); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы;

г) как удалось автору привлечь читателя к данной проблеме;

З) как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; интернационалист; глубокий знаток человеческой души и т. п.).

Этот план весьма условен, ты можешь выбрать лишь часть вопросов (например, а), в), в), г), д), ж), а е), з) использовать при аргументации и изложении собственной позиции).

Памятка № 3.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.