Какие типы односоставных предложений встретились среди предложений 5 – 10 ?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А) назывное

Б) определённо – личное

В) безличное

Г) неопределённо - личное

 

 

Итог урока.

 

После всей проделанной работы мне остаётся вернуть вас к вопросу о том, какой тип простых предложений стоило бы сохранить, если бы представилась такая возможность?

 

Домашнее задание.

 

Используя репродукцию картины В. А. Серова « Девочка с персиками», составить и записать сложные предложения, в которых одна из частей будет односоставным предложением. Построить схемы этих предложений. Указать тип односоставного предложения.

 

Выпускник, покидающий школу, должен прекрасно владеть русским языком, а это значит, владеть разными видами высказывания, самостоятельно создавать текст. Именно это проверяет третья часть (часть С) ЕГЭ. Поэтому опытный учитель на уроке русского языка большое внимание уделяет анализу текстов различных стилей и типов речи, целенаправленно развивает монологическую речь учащихся, формирует умение рассуждать на предложенную тему с формулированием тезисов, аргументов и выводов. Поэтому последовательно отрабатывает навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой.

На сегодняшний день в этом направлении накоплен определённый опыт, опубликованный в многочисленных методических пособиях. Задача учителя – правильно выбрать и творчески использовать предлагаемые материалы.

Наиболее интересной является методика подготовки  к ЕГЭ Г. Т. Егораевой, проанализировавшей ошибки, допущенные выпускниками 2007-2008 годов. Методическое пособие предназначено для старшеклассников, учителей и методистов.

Смирнова Л. Н. предложила коллегам урок – практикум в 10 классе по обучению учащихся формулированию основной проблемы текста и ее комментированию с использованием рекомендаций Г. Т. Егораевой.

Рабочий стол учащегося:

· Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.

· Словарь терминов, используемых в критериях оценивания ответа на задание С.

· Образец сочинения с экспертной оценкой.

· Набор памяток и клише.

· Раздаточный материал: тексты и задания к ним.

Работа с текстом Б. Васильева по предложенным заданиям:

· Найдите верно сформулированную основную проблему прочитанного текста и комментарий к ней. Аргументируйте свое мнение. /Поработайте с памяткой. Отметьте наблюдение: прямой ответ на вопрос – признак того, что вы правильно определили основную проблему/.

· Определите, какие проблемы не заявлены в тексте, какие не являются основными?

· Прочтите текст. Обратившись к таблице, выберите одну из сформулированных проблем и попытайтесь написать подробный комментарий к ней.

· Задание парам: поменяйтесь сочинениями ( фрагменты ) и поработайте экспертами.

 

Вот пример того, что получилось.

 

 

В тексте В. Ганичева поднимается важная нравственная проблема – проблема личности и общества. Проблема, тяжелая и мучительная, к сожалению, не нова, и сегодня она звучит злободневно и актуально.  Общество не всегда способно оценить личность по достоинству при жизни человека, не всегда способно на благодарность и признательность. Уходят из жизни безвестные левши, знаменитые некогда певцы и актеры, писатели и спортсмены. Действуя на благо отечества, эти люди неординарно мыслили, порой были дерзки, разрушали устоявшиеся стереотипы, вызывали элементарную зависть у самолюбивой посредственности, занявшей высокие посты, поэтому опала и забвение – удел многих…   /Авторская позиция./   К-1 Четко сформулирована проблема.     К-2 Сформулированная учащимся проблема прокомментирована, фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. В комментарии указывается тип проблемы, подчеркивается ее актуальность.       К-3

 

Конечно, у учителя нет возможности провести серию отдельных уроков, обучающих выполнению задания С, поэтому следует включать в урок фрагменты работы с текстами, планировать индивидуальную работу с учеником.

Виды заданий:

 

 1.Найдите формулировку проблемы без грамматических ошибок, используя памятку:

 

В тексте

· исследуется

· поднимается

· рассматривается

· затрагивается

· анализируется

проблема (чего?) (род. падеж)

· подвига

· нравственного выбора

· интеллигентности и т. д.

 

а) Автор рассматривает проблему того, что хамство неистребимо.

б) В тексте излагается проблема о хамстве.

в) Автор анализирует проблему о живучести хамства.

     г) Проблема, о которой затронул автор, очень актуальна.

     д) В тексте поднимается проблема неискоренимости хамства.

      е) Проблема о том, что хамство неискоренимо, волнует С. Довлатова.

ж) Проблема того, что слово «хамство» является непереводимым, поднимает в своей статье автор.

 

 

2.Сформулируйте основную проблему исходного текста, используя памятку №2 /смотри приложение/.

 

 

3.Прокомментируйте проблему

/Комментировать – это рассуждать по поводу прочитанного. Комментарий позволяет увидеть, что интересно автору, определить авторскую позицию, глубже посмотреть на поставленную проблему, определить, с чем ты готов согласиться, выявить спорные утверждения./

 

4.На основании проблем, поднятых автором, сформулируйте его позицию.

 

5.Заполните данную таблицу.

 

План работы с исходным текстом   Рабочие материалы
1.Тема О чем данный тест?  
2.Проблемы Какие вопросы рассматривает автор?  
3.Основная проблема текста Какой вопрос наиболее волнует автора?  
4.Идея текста (авторская позиция) Что хотел автор сказать читателю? Над чем заставил задуматься? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы?  
5.Языковые средства Как автору удалось помочь вам увидеть его позицию, определить идею текста?  

 

 

6.Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях, запишите исправленные варианты.

 

Увиденное автором доказывает о нашем безразличном отношении к миру, в котором мы живем.  
Академик с женой был порядочный и смел.  
Но ведь у нас в последние годы у нас достигнуты значительные достижения по охране природы.  
Мне пришли в голову грустные мысли, читая текст В. Астафьева.  
На лужайках, площадях, скверах и лесах валяется брошенный нами мусор.  
Весь текст пронизан красной нитью основной мыслью автора.  

 

7.Неверное построение предложений с деепричастным оборотом – одна из основных ошибок на ЕГЭ. Перестройте предложения , запишите правильные варианты.

 

Преклоняясь перед патриотизмом американцев, досада переполняет мою душу: почему же мы не бережем свои памятники?  
Создавая музейные комплексы, действия американцев достойны глубочайшего уважения.  
Оберегая памятники своей истории, неудержимость американцев поражает.  
Путешествуя по Америке, мое удивление не знало предела.  
Задумавшись над проблемой текста, возникло мое желание написать гневные слова о нашем отношении к историческим памятникам.  

 

8.Задание: подбери аргументы к следующим тезисам:

1) Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. (И.В. Гете)

2) Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превратится в колонию. (Ф. Жолио-Кюри)

3) Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. (Л. Толстой )

4) Если хочешь победить весь мир, победи самого себя.

    (Ф. Достоевский )

 

Учащимся можно предложить памятки и клише, которые помогут им закрепить навык создания собственного текста на основе прочитанного.

 

Памятка № 1.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.