Особенности отдельных эмоций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть — все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально — любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас приходит в этот мир, уже умея чувствовать, хотя до поры до времени не умеет говорить, не может ходить. От способности ощущать, чувствовать и выражать свои чувства с предельной ясностью и настойчивостью напрямую зависит наша жизнеспособность.

В чем же особенности таких эмоциональных состояний, как интерес, радость, печаль, страх, смущение?

Эмоция интереса относится к разряду положительных, но бывают такие моменты в жизни, когда нам открывается сразу несколько возможностей для приложения интереса. Именно в таких случаях возникает необходимость в регуляции этой эмоции, в более четком ее фокусировании. Человек в праве выбрать ту или иную возможность, но выбор будет удачным только в том случае, если он определит для себя, насколько его интерес к той или иной сфере деятельности соответствует его ценностям, способностям и возможностям.

Исследования, посвященные изучению роли эмоции интереса а развитии психических нарушений, немногочисленны, однако описания некоторых видов психических расстройств дают основания предполагать, что эмоция интереса играет значительную роль в аффективной симптоматике этих расстройств.

В клинических описаниях пациентов с маниями часто говорится о высоком уровне эмоции интереса – возбуждения, о ее доминировании над остальными эмоциями. Возможно, расхожее представление о мании как о состоянии повышенной радости, эйфории ошибочно. Мания характеризуется повышенным уровнем возбуждения, ускоренным протеканием психических процессов. В маниакальном состоянии человек может быть чрезвычайно креативным, может продуцировать одну идею за другой, но эта креативность вызвана бесконтрольностью, неуправляемостью психических процессов, их ускоренным протеканием. Поэтому маниакальный больной может и не испытывать истинной радости и эйфории.

Эмоция интереса сыграла очень важную роль в эволюции человека, выполняя разнообразные адаптивные функции на протяжении всей истории его существования. Формирование и развитие социальных отношений в значительной мере связано с тем интересом, который испытывает человек к представителям своего вида – из всех явлений нашего мира человека больше всего интересует человек. Интерес способствует также достижению сексуального наслаждения и служит стабилизирующим фактором сексуальных и семейных отношений. Он необходим для развития навыков и умений, а значит, играет важную роль в интеллектуальном развитии человека.

Интерес к неизвестному составляет основу исследовательской, познавательной и конструктивной деятельности, он служит необходимым условием развития личности и имеет важное значение для процессов внимания, памяти и приобретения навыков и умения.

Хотя эмоция интереса является врожденной, социализация играет ведущую роль в ее развитии, а значит, и в формировании человеческой личности. Неблагоприятные социально-экономические условия препятствуют развитию и социализации интереса, тогда как благоприятные условия, терпимость и поддержка родителей способствуют развитию этой важнейшей эмоции.

Эмоции радости и счастья. «Я так рад!» Что скрывается за этой фразой? Истинно радостное переживание не вызывается непосредственно, с помощью волевого усилия, оно не может быть целью человеческой деятельности. Однако каждый из нас может выяснить для себя, что именно доставляет ему радость. Чтобы испытать радость, человек должен сначала преодолеть те препятствия, которые делают невозможным радостное переживание, должен поставить перед собой некую цель и устремиться к ней. Достижение этой цели или даже сам процесс ее достижения может принести человеку радость.

Первое подобие улыбки появляется на лице новорожденного младенца уже в первые часы жизни, но настоящая улыбка появляется спустя несколько недель и уже считается эмоцией – эмоцией радости. Улыбка запрограммирована генетически, она не изменяется с возрастом, - меняется лишь эффективность стимулов, вызывающих ее. Смех формируется позже улыбки и проходит в своем развитии несколько стадий. Смех, как и улыбка, может способствовать формированию межличностных эмоциональных связей, облегчая тем самым социализацию ребенка. Улыбка и смех как выражения радости легко распознаются, однако улыбка взрослого человека может служить также способом приветствия.

Экспериментальные исследования эмоции радости у взрослых углубили наше понимание предпосылок и последствий данной эмоции, а так же ее переживания. Одно из глубинных исследований счастья обнаружило значимую связь между личностными характеристиками, порогами радости и типами радостных переживаний. А если возникают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства.

Находясь в Седлецкой тюрьме- Ф. Э. Дзержинский писал своей сестре: «...Я чувствую себя счастливым в страдании и хочу этим счастьем поделиться с тобой... Я думаю о тебе и вместе с тобой люблю твоих детей и мучаюсь за них...».

Несмотря на то, что радость не является целью человеческой деятельности, мы можем определить те препятствия, которые встают на ее пути, - такие как чрезмерный контроль и догматизм в отношении вопросов воспитания, секса и морально-этического развития. Обучение контролю над отрицательными эмоциями и отказ от чрезмерных ограничений и запретов порождают в человеке особую открытость, готовность к эмоциональному опыту, которые в свою очередь создают благоприятную почву для самореализации и радости.

Печаль – это отдельная эмоция, которая сопутствует горю, но человек переживающий горе может испытывать, помимо печали, утрату, гнев, стыд, чувство вины. Одновременности переживания сразу стольких эмоций нередко сопровождается тяжелой депрессией. Но печаль и депрессию нельзя сравнивать и отождествлять. Депрессия предполагает сложную комбинацию эмоций, представлений, воспоминаний и мыслей. Так же как печаль, депрессия часто бывает связана с утратой. Важное различие между ними заключается в том, что в депрессии человек чувствует, что не способен справится с утратой, и за частую это действительно так. Кроме того, депрессия может быть вызвана не только физической утратой (смертью любимого человека), ее причиной может стать утрата самоуважения, потеря работы, товарища, утрата дружеских или любовных отношений.

Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, а так же образы, представления и воспоминания. Переживание печали обычно описывается как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции. Хотя эмоция печали может оказывать пагубное воздействие на человека, она характеризуется меньшим уровнем напряжения, чем другие негативные эмоции. Образное выражение «тихая печаль» частенько встречается в литературных произведениях.

Когнитивная психология предлагает три способа регуляции эмоции печали (не считая лекарственных и наркотических):

1. регуляция посредством другой, противоположной эмоции;

2. когнитивная регуляция (использование процессов внимания и мышления для подавления этой эмоции или установления контроля над ней);

3. моторная регуляция (предполагает совместную работу чувств, мыслей и действия).

Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим его людям о неблагополучии, и наконец, печаль побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

Эмоция смущения. Легкая или умеренная застенчивость не воспринимается индивидом или окружающими его людьми как социальная или психологическая проблема. Действительно, смущение ребенка обычно вызывает у взрослого умиление и расценивается им как свидетельство скромности. Даже у взрослых людей некоторая степень застенчивости может восприниматься как привлекательная черта. Конечно, данное утверждение в большей мере относится к женщинам, однако застенчивость нельзя рассматривать как исключительно гендерную характеристику. И все же в некоторых культурах, например, в японской, застенчивость особенно ценится в женщинах. В клинических описаниях тревоги зачастую рядом с описаниями страха, печали и вины можно встретить упоминания о смущении. Эмоция смущения также представлена в некоторых формах депрессии.

Интенсивное и частое переживание смущения обременительно для человека, оно негативно воздействует на психическое здоровье и может привести к его нарушениям. Очевидно, что крайняя степень застенчивости предельно затрудняет адаптацию индивида. Пилконис и Зимбардо провели обширное исследование застенчивых людей и сформулировали три отрицательных последствия крайней застенчивости. Во-первых, застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения, одного из самых существенных источников удовлетворения. Во-вторых, отсутствие социальной поддержки, дружеского одобрения и совета приводит к тому, что застенчивый человек оказывается более уязвимым в стрессовых ситуациях. В-третьих, застенчивые люди не имеют опыта искреннего и откровенного общения, и это приводит к тому, что они склонны думать о себе как об ущербных индивидах.

Еще одна проблема застенчивого человека заключается в том, что его смущение не всегда верно воспринимается сторонними наблюдателями. Иногда застенчивость расценивается окружающими как замкнутость, отчужденность, высокомерие, «зазнайство».

Эмоция страха. Несмотря на то, что страх, особенно в его крайних проявлениях, переживается нами довольно редко, большинство людей боится этой эмоции. Переживание страха ощущается людьми как угроза личной безопасности. Страх побуждает людей предпринимать усилия, направленные на неизбежные угрозы, на устранение опасности. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

Кросс-культурные исследования выявили, что развернутое мимическое выражение страха едино для всех представителей человеческого рода. Однако мы достаточно редко наблюдаем его в повседневной жизни, так как большинство людей научается сдерживать, подавлять выражение страха.

Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию.

Процесс социализации страха у ребенка в значительной мере обусловлен родителями. Разные родители применяют различные техники социализации страха. Разумный подход должен включать в себя воспитание некоторой доли толерантности к страху, обучение приемам противостояния страху, а также развитие навыков избегания опасных стимулов или снижения их интенсивности. Позитивный пример родителей – это самый эффективный способ обучения ребенка конструктивным взаимоотношениям с эмоцией страха.

Результаты ряда исследований убеждают нас в необходимости различения страха и тревоги. На уровне субъективного переживания, состояние тревоги правильнее всего определить как комбинацию нескольких дискретных эмоций. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх, но и другие эмоции, например печаль, стыд и вина, могут быть задействованы в тревожном переживании. Такая комбинация эмоций свойственна матерям по отношению к детям, она сопутствует матери всю её жизнь, несмотря на то что их дети вырастают. Неблагополучие ребенка (болезнь, неприятности, неудачный брак, плохая работа и т.п.) могут привести к глубокой депрессии, несмотря на то, что мать и в личной и общественной жизни успешна.

Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения. По мнению Томкинса, реакция испуга и возбуждения в силу сходства их нейрофизиологических механизмов с механизмами, лежащим в основе эмоции страха, часто является активаторами последнего, базовая взаимосвязь между эмоциями интереса, удивления и страха обусловлена сходством их нейрофизиологических механизмов. Томкинс считает, что «внезапная и полная освобождения от длительного и интенсивного страха активирует радость, тогда как частичное освобождение от страха вызывает возбуждение» (Tomkins, 1962, p. 290). Обратную связь между страхом и возбуждением мы наблюдаем, когда эмоции интереса-возбуждения перерастает в страх. Специфические взаимосвязи между возбуждением и страхом или удивлением и страхом могут быть результатом научения. Переживая страх и выражая его в поведении, человек получает обратную связь от собственной эмоциональной экспрессии, и это может усиливать его страх. В этом смысле само по себе переживание страха пугает человека.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 221.