В школе
Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только школу, столы и учителя; другие рисовали только своих одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах; третьи же рисовали только себя в центре внимания.
В рисунках на тему «В школе» самое важное то, как ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы - это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем - это дети с невротическими реакциями.
Это также отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. То же самое относится к рисункам на тему «На улице, во дворе». Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опёку в семье.
В центре внимания- | Мало друзей среди | Нет друзей среди |
сам ученик 25% | Сверстников 50% | сверстников25% |
Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок. В рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур, и особенно место ребёнка.
Если ребёнок рисует себя между родителями - это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них - это говорит о выраженной привязанности к одному родителю.
Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.
Ребёнок между родителями 40% | Ребёнок ближе к маме или папе 60% |
Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.
Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.
Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт учитель, ребёнок которому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого учителя.
Не нарисовали страх | Нарисовали страх |
35% | 65% |
Ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним.
Хорошие, радостные эпизоды | Неприятные события |
85% | 15% |
Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентированной беседы с ними.
Преобладание в рисунках серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.
Следующий этап рисования - направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребёнок.
Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.
Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
Рекомендации родителям и педагогам
В связи с важностью детско-родительских взаимоотношений рекомендации даются сначала для родителей, а потом для педагогов:
1. Родителям детей со страхами рекомендуется изменить свое отношение к ребенку: исключить некоторые формы наказания, дать ребенку больше свободы, исключить гиперопеку. Стараться быть примером для ребенка и не переносить свои страхи на него, никогда не осуждать ребенка за его страхи и стараться воздействовать не на внешнюю их сторону, а добираться до первопричины.
2. Для предупреждения проявления страхов родителям рекомендуется создавать положительную эмоциональную атмосферу в семье, устраивать совместные поездки в театр, на аттракционы, в парк, за город с целью поднятия эмоционального тонуса детей.
3. Для поддержания благоприятного психического состояния каждого ребенка педагогам надо знать и помнить, что у некоторых детей, имеются серьезные личностные проблемы, которые включают наличие страхов, тревожности, стрессов. Это мешает нормальному протеканию деятельности, общению и может привести к серьезным адаптационным трудностям.
4. Для того чтобы избежать прогрессирования старых страхов и появления новых следует предложить педагогам и воспитателям детских садов руководствоваться выбранными диагностическими методиками, такими как «29 вопросов», «Рисование человека» с целью распознавания детской зависимости от страхов и связанными с ними трудностями адаптации.
5. Дети подверженные страхам нуждаются в особом индивидуальном подходе педагога, прежде всего, который обеспечивается формированием гармоничной среды обитания: ровный спокойный голос, проявления большого доверия к ребенку, исключение гиперопеки.
6. В качестве методов коррекции воздействия предлагается пользоваться методами типа «Рисование страха», «Лепка страха» и игротерапия с использованием игр разной подвижности с целью снижения детской напряженности и зависимости от страхов, активизации и включения детей в коллективную деятельность с другими детьми и др.
В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.
Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.
Исследования, которые были проведены, показали, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.
Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.
Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приёмов, упражнений.
В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком классе, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся, используя отдельные методы и приёмы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребёнка со стороны окружающих.
Заключение
Проблема страха, хотя и уходит корнями в далекое прошлое, все еще остается актуальной и всегда будет ей оставаться, ведь пока существует человек, вместе с ним, в нем самом будет существовать и страх. Конечно, по мере развития общества и цивилизации он будет приобретать новые формы, а люди будут изобретать новые способы борьбы с ним. И если общество и дальше будет развиваться как авторитарно- механистическое, то страх всегда будет жить в душе человека.
Неизбежен ли страх, можно ли от него избавится навсегда?
Необходим ли он для существования человека как, например, боль, сможет ли человек существовать без страха? Скорее всего, нет. Любой человек, совершенно лишенный чувства страха, лишен и всяческой ответственности и обязанности и не способен сосуществовать с другими человеческими индивидами. Поэтому страх не только неизбежен, но и необходим. Как известно, страх положительное качество, когда он мобилизует нас на какое-то действие или останавливает нас. Другое дело, что страх может иметь и отрицательные качества и направлять действия людей в деструктивное русло. Например, одним из самых действенных приемов вытеснения страха является агрессивность. Если человек находит в себе силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, то мучительное чувство страха исчезает. Так возникают войны, происходят убийства и т. д. Также, страх, господствующий в обществе, приводит к психологической замкнутости людей, деформации человеческих отношений, деморализации общества. Решение этой проблемы может проявиться и в таких формах, как садизм, мазохизм, нарциссизм и последняя, злокачественная форма - деструктивность, то есть желание уничтожить всех людей. Человечество должно обуздать излишние страхи, нам необходимо посмотреть своим страхам в глаза и научится жить с этим неизбежным спутником любой высокоорганизованной жизни. Для этого необходимо изучать страх, ибо кто предупрежден, тот вооружен.
Человек начинает бояться, как только появляется на свет, страх усиливается в несколько раз, когда человек учится мыслить, понимает противоречивость своего бытия, которое состоит в том, что природа наделила человека сознанием, оставив его при этом частью себя. Всю жизнь страхи только усиливаются; когда человек думает, что наконец-то поборол свой страх, тут же возникает новый, и он начинает искать другие средства и мероприятия против него, и, кажется, что в этом только и состоит смысл жизни.
С развитием техногенной цивилизации, которая разрушала биологическую основу деятельной личности на протяжении нескольких тысячелетий, нагрузка страха на человека постоянно увеличивается, человек вопреки логике не освобождается от биологических древних страхов, а наоборот, усиливает их и постоянно создает новые.
Человеческая цивилизация идет путем страха, а это неизбежно тупиковый путь. Чем дальше развивается цивилизация и сильнее становится интеллектуальная мощь человечества, тем глубже оказывается бездна, в которую скатывается род людской. Такая цивилизация превращает людей в массы, массовым становится и страх, он усредняется, становится единым для всего человечества.
Итак, мы видим, что страх глубоко коренится в биологической структуре человека. Но, тем не менее, эта структура не является врожденной; она сформировалась в процессе исторического развития и в принципе поддается изменению. Человек может любить других людей, но для этого он сам должен быть независимой и творческой личностью.
Список литературы
1. Айке Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998.
2. Андрусенко В. Н. Социальный страх. Свердловск, 1991 г.
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1994.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
5. Изард К. Эмоции человека: М.:, 2002.
6. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.
7. Левитов Н. Д. О психических состояниях 1964.
8. Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство – терапия» - М., «Школа-Пресс», 1996 г.
9. Мэй Р. Проблема тревоги. - М., 2001.
10. Никифоров А. С. Эмоции в нашей жизни. – М., 1974.
11. Ольшанский Д. Страх. // Диалог 1991 -№5
12. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.
М.: Прогресс, 1979.
13. Риман Ф. Основные формы страха. М., 1998 г.
14. Фадин А. Страх –2. // Юность 1989 -№10
15. Фрейд З. Страх и жизнь влечений // Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. С. 349-369.
16. Фриц Риман ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА//Психология мотивации и эмоций. - М., 2002.
17. Шубкин В. Н. Страхи в России. // Социологический журнал 1997 -№3
18. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989 г
19. Якобсон П. М. Психология чувств. – М., 1956.
20. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь. – М., 1966.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 252.