Причины развития патологических форм страха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Грэй разделил все причины страха на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно-выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии. Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени, как определённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности.

Причины страха можно разделить на 4 класса: внешние события или процессы, влечения и потребности, эмоции, когнитивные процессы субъекта. Причины, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные).

Порог возникновения страха, так же как и пороги возникновения других фундаментальных эмоций, находится под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. Врожденные пусковые механизмы или естественные причины страха включают одиночество, незнакомость, высоту, неожиданное приближение, неожиданное изменение стимула и боль. Широко распространенная боязнь животных, незнакомых объектов и незнакомых людей рассматриваются многими исследователями как производные от естественных причин.

Многие из приобретенных или социокультурных факторов, которые вызывают страх или оказывают на него влияние, несут на себе отпечаток связи с врожденными или естественными причинами или их непосредственными производными. Страхи, вызываемые социокультурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматического обусловливания или же путем подражания взрослому, который выступает в качестве модели страха.

Причины страха также включают некоторые потребностные состояния, например, боль, и другие эмоции. Страх в результате научения может вызвать любая эмоция. Страх может вызываться когнитивными процессами, когнитивные конструкции представляют собой один из источников беспредметного страха.

Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса. При страхе человек чувствует неуверенность, незащищенность и нависшую угрозу. Взаимодействие страха с другими эмоциями может также оказывать большое влияние на личность и поведение. Взаимодействие между страхом и страданием может усилить проблемы, возникающие при формировании личности, и затормозить её развитие. Сильная связь между страхом и страданием может снизить способность человека сочувствовать страданию других людей. Взаимодействие страха и презрения может привести к неверию в себя и даже боязни себя. Сильная связь между страхом и стыдом может привести к параноидальной шизофрении.

Пути преодоления страхов у дошкольников

Игровая коррекция страхов

Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, в которой моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит реагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения и расширения круга общения, приобретают новые знания и умения. Дети сами в спонтанной игре изживают свои страхи, когда играют в сражения, прятки, лазают по деревьям, сараям, чердакам, изображают «казаков разбойников». В большом городе они часто лишены этого. Подвижную игру заменяют интеллектуальные занятия, к тому же если ребенок единственный, то он, как правило, чрезмерно опекается и не может через ограничения и запреты выразить себя в игре эмоционально, так как это ему бы хотелось. Мало или совсем не играют с детьми родители, с которыми так же не играли в детстве.

Такие черты характера, как необщительность, внутренняя напряженность и конфликтность, властность и авторитаризм, так же лишает живого общения. Родителей нервных детей можно посоветовать, как можно больше играть с детьми.

Условно комплекс подвижных игр по преодолению страхов можно назвать «5+5». В первую пятерки вошли игры, проводимые как на улице, так и в помещении детского сада.

1. Игры с мячом: футбол, регби. Внезапное неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающиеся словами «на», «держи», «лови», «бросай» и т. д. А так же подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.

2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.

3. Борьба – соревнование, сражение на саблях, метание мяча друг в друга (при этом нужно увернуться от него, защищаться рукой или картонным щитом).

4. Лазание на перегонки по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой воспитателя); перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком и т. д.

5. Прохождение по детским стульям, находящихся на некотором расстоянии друг от друга, с тем чтобы вернутся обратно, и спрыгнуть с последнего стула, получить приз.

Все эти несложные игры развивают быстроту реакций, умение ориентироваться в незнакомой обстановке, уменьшают эмоциональное торможение и скованность, если они имеют место. Воспитатель помигает незаметно слабым, которая, как и остальные участники игры, заслуживают одобрения и похвалы.

Следующие пять игр развивают достигнутые детьми результаты и позволяют еще в большей степени уменьшить страхи и неуверенность в себе.

1. «Пятнашки». Служит своеобразной разминкой к последующим играм, не смотря на кажущуюся простоту, содержит рад правил. Игра длится не больше пяти минут до появления первой усталости. Воспитатель находится среди детей, принимая в игре непосредственное участие.

2. Эмоциональное и двигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей и повышает интерес к следующей игре – «Жмурки». Эта игра требует выдержки, терпения и способствует развитию этих качеств у нервно ослабленных детей. К тому же эта игра значительно снижает интенсивность страхов темноты, одиночества, неожиданного внезапного воздействия.

3. Игра «Прятки» проводятся не только в группе, но музыкальном и спортивном залах. Везде, где можно спрятаться.

4. В игре «Кто первый?» дети выстраиваются в одну линию, а ведущий сообщает что, как только он скажет определенное слово, все должны прыгать, как зайчики, преодолевая расстояние от двух стульев, с тем чтобы проскочить между ними и вернувшись, взять первый приз (конфетку, картинку, значок и т. д.). Пусковым словом может быть одно из названных животных или цвета, или мебели в группе. Но прежде чем назвать его, следует сказать другие слова, что создает элементы ожидания, неизвестности, путаницы и вместе с тем неожиданности внезапности.

5. Последняя из рассматриваемой серии игр называется «Быстрые ответы». Игровая площадка разделяется на квадраты в один шаг, впереди на стуле сидит воспитатель и держит в руках приз. В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые можно отвечать сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо, как часто это делают и сами дети.

Продолжительность последних игр не превышает 20 – 30 минут, чтобы не вызвать потерю интереса и пресыщение игрой.

Следующим этапом игровой коррекции страхов будет ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок.

Следует отметить что в первую очередь психолог должен установить контакт с испытуемым, для большего раскрытия ребенка перед собеседником. После установления контакта переходят к беседе, целью которой является выявление страхов у детей.

Таким образом, иглотерапия является самой эффективной методикой коррекции детских страхов, так как ее можно применять на разных возрастных этапах и детьми разного интеллектуального развития. Именно это отличает иглотерапию от рисования и лепки страхов.

Рисование страхов

Рисование – это творческий акт, позволяющий детям ощущать радость свершений, свою способность действовать, быть самими собой, выражать свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, это не только отражение в сознании детей окружающей их социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношение к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека и выразить свое отношение к нему, поскольку это происходит каждый раз в процессе рисования.

Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет больше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствия жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

Посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий их полного устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психики, готовые вспыхнуть в любой момент. Но это не значит, что нужно, во что бы то ни стало выбивать их, что называется палкой из ковра. Нередко этим увлекаются родители, которые своим более чем решительным поведением вызывают страх у детей. Тогда вместо помощи устранения страхов они достигают противоположного эффекта, не признавая своих ошибок и обвиняя детей в нежелании пойти на встречу.

Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: «В детском саду», «На улице, во дворе», «Дома», «Семья», «Что мне снится страшное» (или «Чего я боюсь днем»), «Что было со мной плохого» (хорошего), «Кем я хочу стать».

При рисовании целесообразнее всего пользоваться вначале цветными карандашами. За месяц до этого можно попросить детей принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в группе. Цель этого мероприятия заключается в активизации интереса к рисованию дома. Его отсутствие обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нем каких-то затруднений.

Темы для рисования на первых двух занятиях выбираются самими детьми. Это могут быть домики, машинки, деревья. Затем мошки, собака, птичка, человек и т.д. Дети сами выбирают, с кем они будут сидеть, за столиками и уже это выявляет их симпатии и антипатии.

В последующие после подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисунку. Если кто-то из детей отказывается рисовать, не следует фиксировать на этом внимание, как и подчеркнуть успех других.

В рисунке на тему «В детском саду» представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимоотношений с ними. То же относится к рисунку «На улице, во дворе», указывающим на затруднения в приобретении устойчивых дружеских контактов и чрезмерную опеку в семье.

К наиболее информативным относится рисунок на тему «Семья». В отличие от предыдущего дается инструкция нарисовать всех, с кем живет ребенок. При анализе следует учитывать не только возможности объективного отражения семейной ситуации, но и установку на нее изменение в благоприятную для ребенка сторону.

Тема «Что мне снится страшное» или «Чего я боюсь днем» дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, воспитанием не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязанным и сам рисунок, тем более, если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации в рисунке страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного неопределенного, и вместе это способствует потери эффектно – травматического звучания страха в психики ребенка. Существенно и то, что занятие происходит в жизнерадостной обстановки общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого воспитателя.

Тема «Что было со мной самое плохое или хорошее» представляет собой возможность выбора событий, происходивших с детьми большинство из них предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, почти в каждой группе находятся несколько детей, рисующих неприятные события, что может послужить основой для последующей, психотерапевтическая ориентированность детей в своих силах.

«Кем я хочу стать» – заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в нее оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своих силах.

Продолжительность специально отведенных занятий не превышает 30 минут. На одном занятии рисуется, как правило, несколько страхов, но может быть нарисован только один страх. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновения, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. При среднем количестве страхов необходимо проводить соответственно 4 – 6 занятий. Рисовать лучше красками или фломастерами (цветными).

Некоторые дети долго не могут начать рисовать, постоянно спрашивая «А как?» – в чем отражается их неуверенность и тревожно – мнительный настрой. Можно тогда незаметно для других детей подсказать, как нарисовать страх, но в самых общих чертах. Как правило, трудным является только начало, что преодолевается. При рисовании исключается тема смерти, так как они как абстрактные категории очень трудны.

Через несколько дней проводится обсуждение рисунков конечно, проще его провести со всеми детьми, но вследствие развития в группе эффекта подражания большинство детей будут при всех безоговорочно соглашаться с отсутствием страхов, что не всегда соответствует действительности. Поэтому обсуждение проводится с каждым из них в отдельности.

Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изображал себя не боящимся.

Устойчивый характер страхов указывает на лежащий в их основе высокий уровень беспокойства (тревожности), навязчивый оттенок, сниженный жизненный тонус, отсутствие и настороженность. Хуже эффект преодоления страхов у детей из неполных семей, детей, чьи родители конфликтны между собой, больны неврозами или отягощены тревожной мнительностью и хроническими соматическими заболеваниями.

Так же следует отметить, что если семья не полная по разным причинам, тогда эффект от рисования страхов менее выражен из-за отсутствия отца, исторически защищавшего семью от внешней опасности. Но и в полной семье эффект рисования страхов может быть подорван конфликтами между родителями, особенно если они не склонны признавать сам факт их существования. Наличие постоянных и непредсказуемых угроз семейному благополучию или, другими словами, отсутствие чувства безопасности и уверенности в прочности семейных отношений повышает количество страхов у детей. К тому же страхи оживают вновь, поскольку не меняется отрицательная эмоциональная атмосфера в семье. По этому, какие бы усилия ни прилагали конфликтные между собой родители к устранению страхов у детей через рисование, результат всегда один и то же: в 4 – 5 раз хуже, чем в других семьях. Еще не достаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например укус собаки, избиение и т.д. был недавно, тогда более целесообразнее использовать игры.

Таким образом, можно заметить что рисование, как и лепку детских страхов, используют преимущественно в старшем и подготовительном к школе возрасте. Что помогает более точно выявить наличие страхов у детей с разным уровнем интеллектуального развития.

Лепка детских страхов

Лепка – вид пластики – создание скульптурных произведений из пластичных материалов.

Лепить – делать сооружения, сооружать из пластического материала. (Словарь русского языка, Ожегов С.И.)

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Лепка так же имеет большое значение в исследовании и коррекции страхов у детей не только дошкольного возраста. Лепку как метод коррекции детских страхов используется преимущественно в старшем дошкольном возрасте.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

В лепке как и в рисовании можно использовать те же темы. Например, на первых занятиях можно детям предложить выбрать тему самому, то есть предлагается ребенку действовать по своему желанию, даже если он ничего не слепит – это все равно, будет считаться результатом его деятельности.

На последующих занятиях воспитатель предлагает тему сам «хороший человек», «родители», как усложнение «слепи всю семью». Как коррекционный метод используется «слепи и сломай», целью которого является преодоление страха с помощью «физического уничтожения» сделанного. Ребенку предлагается тема «слепи то, что тебя пугает, или чего ты боишься», по окончанию лепки ребенку задается ряд вопросов по сделанной фигуре, далее предлагается двумя руками фигуру скомкать в один большой кусок.

Жизнь без эмоций не возможна. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта. Наиболее полной можно считать классификацию страхов А.Захарова (приложение 1).

Известно, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физико-психической сфере и тем самым – причиной многих заболеваний: нервных нарушений в физическом и душевном развитии, боли в животе, головные боли. Страх сказывается и на личностном развитии ребёнка, наблюдается слабая контактируемость с окружающими, повышенная неуправляемость и агрессивность, нарушение сна, эмоциональное заторможение, агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства. Мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность, любопытство.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 213.