(Из почты уполномоченных по правам человека)
1. В 1995 г. в возрасте 12 лет К. прибыл в Ставропольский край со своей матерью, оформившей гражданство Российской Федерации в консульском отделе Посольства РФ в Казахстане. В 1999 г., по достижении возраста 16 лет, К. был документирован паспортом гражданина Российской Федерации и поставлен на воинский учет. В 2005 г., после увольнения в запас с действительной военной службы, К. обратился в паспортно-визовую службу с заявлением о замене паспорта в связи с достижением 20-летнего возраста, но получил отказ по причине отсутствия гражданства Российской Федерации. Позднее у К. был изъят имевшийся у него паспорт гражданина Российской Федерации. Лишь спустя год после первого обращения К. к Уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае, после четвертого ходатайства Уполномоченного в УФМС России по Ставропольскому краю ошибка была исправлена и решен вопрос документирования К. паспортом гражданина Российской Федерации.
2. Уроженец Краснодарского края Т. был четыре раза документирован паспортом гражданина Российской Федерации в ПВУ ГУВД Краснодарского края, в том числе двумя загранпаспортами. Тем не менее ему было отказано в восстановлении утраченного российского паспорта, выданного Т. 17.02.2003 г. Павловским РОВД Краснодарского края, в связи с отсутствием документального подтверждения факта приобретения гражданства Российской Федерации. Т. был вынужден выполнить требование миграционной службы, и подал заявление о приеме в гражданство Российской Федерации. Однако, обоснованно полагая данное требование незаконным, Т. оспаривает отказ в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного в судебном порядке. На иждивении Т. находится престарелая мать, инвалид II группы. В отсутствие действительного документа, удостоверяющего личность, Т. лишен возможности содержать не только мать, но и себя самого из-за невозможности легального трудоустройства.
3. В 2006 г. по достижении 45-летнего возраста Е. Было отказано в обмене паспорта гражданина Российской Федерации, выданного в 2003 г. Отказ мотивирован отсутствием у Е. гражданства Российской Федерации. При этом годом ранее (в 2005 г.) Е. был документирован общегражданским заграничным паспортом. Теперь заявителю, постоянно проживающему в России с 1996 г., рекомендовано в установленном законом порядке оформлять вид на жительство и приобретать российское гражданство.
4. Уроженец Армении С. проживает в России с 1991 года. В 1994 г. в Волгоградской области С. получил вкладыш к паспорту гражданина СССР образца 1974 г. о принадлежности к гражданству Российской Федерации. В 1995 г. С. выехал в краткосрочную поездку в Армению, где был задержан и призван в армию. По данным Министерства обороны Армении и прокуратуры Аскеранского гарнизона в августе 1996 г. российский гражданин С. самовольно покинул часть и скрылся.
После возвращения в Россию С. в 2002 году в Саратовской области был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, позднее переехал в г. Нижний Новгород, женился, воспитывает двоих малолетних детей.
В 2004 г. по факту дезертирства С. из армянской армии, совершенного С. в 1996 г., против него в Армении было возбуждено уголовное дело. С. был объявлен в розыск. В марте 2007 г. С. был задержан в Московской области как объявленный в розыск, но затем отпущен по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации. После этого С. добровольно явился в прокуратуру Сормовского района г. Н.Новгород по месту своей регистрации для выяснения того, что считал недоразумением.
Прокуратура Сормовского района г. Н. Новгород направила запросы о правомерности получения С. паспорта гражданина Российской Федерации в УФМС России по Волгоградской и Саратовской областям. УФМС России по Саратовской области сообщило, что паспорт гражданина Российской Федерации выдан С. неправомерно, т.к. в его заявлении о выдаче паспорта не указано, на основании какой нормы Закона Российской Федерации от 28.11.1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» С. приобрел российское гражданство. УФМС России по Саратовской области предложило изъять у С. паспорт, как выданный в нарушение установленного порядка.
Прокуратура Новгородской области сочла названные сообщения УФМС России по Волгоградской и Саратовской областям достаточным доказательством отсутствия у С. гражданства Российской Федерации и, изъяв у него российский паспорт, в мае 2007 г. заключила под стражу, передав материалы на его экстрадицию на рассмотрение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
В июле с.г. Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области обратился в Генеральную прокуратуру с ходатайством о проверке обоснованности уголовного преследования С. в связи с явным истечением срока давности и изъятия у него паспорта гражданина Российской Федерации.
В ходатайстве Уполномоченного справедливо указывалось, что незаполнение одной из граф заявления о выдаче паспорта может иметь технический характер и являться следствием ошибки работника паспортно-визовой службы. Данный пробел в оформлении заявления, если и является основанием для признания паспорта выданным в нарушение установленного порядка (что само по себе сомнительно), то еще не означает отсутствие у С. гражданства Российской Федерации.
Ответ УФМС России по Волгоградской области на запрос прокурора Сормовского района г. Н. Новгород о том, что С. не обращался в органы внутренних дел и миграционной службы по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации, также не представляется достаточно убедительным, поскольку известно, что в 1994 г. централизованного учета выданных вкладышей о принадлежности к гражданству Российской Федерации не велось, а ссылок на соответствующие журналы регистрации выданных вкладышей в ответе не приведено.
В связи с нарушением прав С., Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратился к Директору ФМС России К.О. Ромодановскому с просьбой дать оценку сложившейся ситуации и действиям сотрудников миграционной службы.
5. К Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации обратился А. с просьбой об оказании содействия в подтверждении его принадлежности к гражданству Российской Федерации. Из-за отсутствия сведений о приобретении А. гражданства Российской Федерации в базе КД МИД России, у УФМС России по Ульяновской области возникли сложности с документированием заявителя паспортом гражданина Российской Федерации. По учетам Центра паспортно-визовых информационных ресурсов ФМС России А. также не значился как лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации.
С запросом о предоставлении сведений по вопросу приобретения А. российского гражданства Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратился в консульский отдел посольства России в Узбекистане. Письмом консульского отдела Посольства России в Узбекистане был подтвержден факт приобретения А. гражданства Российской Федерации в 1993 г. в соответствии с пунктом «г» статьи 18 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 г. «О гражданстве Российской Федерации».
6. Обратившийся за помощью к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области С. оформил российское гражданство в несовершеннолетнем возрасте вместе с матерью в консульском отделе Посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан, о чем свидетельствовала соответствующая справка консульского отдела посольства. После переезда семьи в Россию С. был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, за обменом которого обратился по достижении 20-летнего возраста. Однако проверка по базе данных КД МИД России не дала положительного результата, что потребовало направления дополнительных запросов через ФМС России. В ходе проведения дополнительной проверки выяснилось, что по ошибке сотрудников консульского отдела Посольства России в Узбекистане в базу данных была внесена другая фамилия. Принадлежность С. к гражданству Российской Федерации подтвердилась, и ему был выдан паспорт гражданина Российской Федерации, однако замена паспорта заняла несколько месяцев, в течение которых С. не мог зарегистрироваться по месту жительства и трудоустроиться.
7. Отсутствием сведений о приеме в гражданство Российской Федерации в базе данных КД МИД России был мотивирован отказ в документировании паспортом гражданина Российской Федерации несовершеннолетней дочери П., проживающей в Волгоградской области. Направленный через ФМС России в Консульский департамент МИД России запрос также не подтвердил наличие российского гражданства у П. и ее дочери. Однако поступившая в УФМС России по Волгоградской области по прошествии 3-х месяцев после ответа на запрос обновленная база данных КД МИД России о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации в загранучреждениях МИД России, сведения о приеме П. в гражданство Российской Федерации содержала.
8. В связи с отсутствием паспорта не состоялась свадьба А., обратившейся за помощью к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области. Переехавшая в 1994 г. из Узбекистана в Саратовскую область А. была трижды документирована паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным. Прожив в России 12 лет, А. закончила здесь школу, ВУЗ, работала, выезжала за рубеж. В 2006 г. А. переехала на постоянное место жительства к своему жениху в г. Санкт-Петербург. При оформлении регистрации по новому месту жительства выяснилось, что отсутствуют данные о приеме А. в российское гражданство. Отменив запланированную свадьбу, А. срочно вернулась в Саратовскую область. Начальник ПВС по прежнему месту жительства сообщила заявителю, что все выданные ей ранее паспорта выданы по ошибке. «Но какая может быть ошибка, если мне три паспорта выдавали там же?! Получается тройная ошибка!» - возмущается А. в своей жалобе Уполномоченному по правам человека в Саратовской области. «И как тогда мне выдали загранпаспорт, если меня должны были полностью проверять?» - недоумевает А. Кроме того, А. не выдали акт об изъятии паспорта, предусмотренный п. 67 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспорта гражданина Российской Федерации. В результате вмешательства Уполномоченного была подтверждена принадлежность А. к гражданству Российской Федерации.
Приложение 2
Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232
«Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина
Российской Федерации на территории Российской Федерации»
В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, постановляю:
1. Ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации:
утвердить до 1 июня 1997 г. образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации;
определить объемы и источники поэтапного финансирования изготовления с 1997 года бланков паспорта гражданина Российской Федерации, приобретения технических средств и других материалов, необходимых для оформления паспортов гражданина Российской Федерации, а также условия их изготовления и выдачи.
3. Паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорта гражданина Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
13 марта 1997 года
N 232
Приложение 3
Постановление Правительства Российской Федерации
от 8 июля 1997 г. N 828
Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ
(с изменениями от 25.09.1999, 05.01.2001 N 7, 22.01.2002 N 32, 02.07.2003 N 392, 23.01.2004 N 35, 20.12.2006 N 779)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст. 1301) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о паспорте гражданина Российской Федерации;
образец бланка паспорта гражданина Российской Федерации <*>;
описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации.
2. Министерству внутренних дел Российской Федерации:
приступить с 1 октября 1997 г. к выдаче паспортов гражданина Российской Федерации. Произвести выдачу паспортов в первоочередном порядке гражданам, достигшим 14 - 16-летнего возраста, военнослужащим, а также другим гражданам в случаях, определяемых Министерством внутренних дел Российской Федерации;
осуществить до 1 июля 2004 г. поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.01.2002 N 32, от 23.01.2004 N 35)
3. Установить, что расходы, связанные с изготовлением в 1997 году бланков паспорта гражданина Российской Федерации, осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на его текущее содержание.
4. Министерству финансов Российской Федерации:
обеспечить начиная с 1997 года изготовление на соответствующих подведомственных предприятиях бланков паспорта гражданина Российской Федерации по заявкам Министерства внутренних дел Российской Федерации;
предусматривать начиная с 1998 года в федеральном бюджете средства, необходимые для изготовления бланков паспорта гражданина Российской Федерации, а также приобретения по заявкам Министерства внутренних дел Российской Федерации техники и других материалов для оформления паспортов.
5. Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации в 3-месячный срок предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием настоящего Постановления.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
оказывать органам внутренних дел содействие в организации и проведении работы, связанной с выдачей паспортов гражданина Российской Федерации, и принять меры по материально-техническому обеспечению подразделений паспортно-визовой службы, размещению работников этой службы, а также созданию им необходимых условий для обслуживания населения;
определить категории граждан, нуждающихся в материальной поддержке в связи с необходимостью изготовления фотографий и внесения платы за выдаваемый паспорт, а также меры по оказанию им такой поддержки.
(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.01.2002 N 32)
7. Паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.
(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 июля 1997 г. N 828
Положение
О паспорте гражданина Российской Федерации
(с изменениями от 25.09.1999, 05.01.2001, 22.01.2002, 02.07.2003, 20.12.2006)
I. Общие положения
1. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт).
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
2. Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.
К бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина. Форма вкладыша устанавливается органами исполнительной власти указанных республик и Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.01.2001 N 7)
3. Образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
4. В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.
До 31 декабря 2004 г. по желанию гражданина Российской Федерации, следующего железнодорожным транспортом с территории Российской Федерации в Калининградскую область Российской Федерации транзитом через территорию Литовской Республики и обратно, в его паспорт вклеиваются фотографии детей - граждан Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.07.2003 N 392)
5. В паспорте производятся отметки:
о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета;
об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами.
По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:
о его группе крови и резус-факторе - соответствующими учреждениями здравоохранения;
об идентификационном номере налогоплательщика - соответствующими налоговыми органами.
Отметка о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа Федеральной миграционной службы.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
6. Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением.
Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.
7. Срок действия паспорта гражданина:
от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;
от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;
от 45 лет - бессрочно.
По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
8. Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
9. Нарушение требований настоящего Положения влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Выдача, замена паспортов и пользование ими
10. Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
11. Для получения паспорта гражданин представляет:
заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации;
свидетельство о рождении;
две личные фотографии размером 35 x 45 мм.
В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта.
При необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
12. Замена паспорта производится при наличии следующих оснований:
достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения;
изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения;
изменение пола;
непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;
обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.
Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
13. Для замены паспорта гражданин представляет:
заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации;
паспорт, подлежащий замене;
две личные фотографии размером 35 x 45 мм;
документы, подтверждающие указанные в пункте 12 настоящего Положения основания для замены паспорта.
14. Граждане для получения или замены паспорта представляют необходимые документы и личные фотографии соответствующим должностным лицам жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения, государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также акционерных обществ и коммерческих организаций, имеющих жилищный фонд.
Указанные должностные лица обязаны представить в 3-дневный срок переданные гражданами документы и личные фотографии в территориальные органы Федеральной миграционной службы для оформления паспорта.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
Граждане вправе также представлять необходимые для получения или замены паспорта документы непосредственно в территориальные органы Федеральной миграционной службы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
В приеме документов и личных фотографий может быть отказано только в случае, если представлены не все необходимые документы или если размер и количество личных фотографий не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 13 настоящего Положения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
15. Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 7 или 12 настоящего Положения.
16. В случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта по месту жительства паспорт выдается ему в 10-дневный срок со дня принятия документов территориальными органами Федеральной миграционной службы.
В случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта не по месту жительства, а также в связи с его утратой (похищением) паспорт выдается в 2-месячный срок со дня принятия документов территориальными органами Федеральной миграционной службы.
(п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
17. Гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в территориальный орган Федеральной миграционной службы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается территориальным органом Федеральной миграционной службы временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
18. Лица, у которых прекратилось гражданство Российской Федерации, обязаны сдать паспорта в территориальные органы Федеральной миграционной службы по месту жительства или месту пребывания, а лица, проживающие за пределами Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или в консульское учреждение Российской Федерации в государстве пребывания, которые пересылают их в территориальные органы Федеральной миграционной службы по последнему месту жительства или месту пребывания этих лиц на территории Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
19. Паспорт умершего гражданина сдается в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, по месту регистрации смерти, которые направляют его в территориальный орган Федеральной миграционной службы по последнему месту жительства или месту пребывания умершего гражданина на территории Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
Паспорт гражданина, умершего за пределами Российской Федерации, сдается в дипломатическое представительство или в консульское учреждение Российской Федерации для последующего направления его в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы на территории Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
20. Найденный паспорт подлежит сдаче в территориальные органы Федеральной миграционной службы или в органы внутренних дел. Органы внутренних дел направляют паспорт в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы.
(п. 20 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)
21. Паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину.
22. Запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Приложение 4
Решение Верховного Суда РФ от 06.06.2006 N ГКПИ06-337 Суд оставил без удовлетворения иск о признании недействующим в части постановления Правительства РФ и Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ, поскольку оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы компетентными органами государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан
Верховный Суд Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2006 г. N ГКПИ06-337
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими: пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" от 8 июля 1997 г. N 828; абзаца 2 пункта 67 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605,
установил:
гражданка К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими: пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" от 8 июля 1997 г. N 828; абзаца 2 пункта 67 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605.
Как указывает заявительница, оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат действующему законодательству и нарушают права граждан.
В суде К. поддержала заявленные требования в части признания недействующим пункта 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 и просила суд прекратить производство по делу о признании недействующим абзаца 2 пункта 67 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605, поскольку ее паспорт признан действительным.
В связи с тем, что положения абзаца 2 пункта 67 Инструкции воспроизводят положения пункта 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, введенного Постановлением Правительства РФ от 02.07.2003 N 392, суд не нашел оснований для прекращения производства по делу в связи с заявленным ходатайством.
Представители заинтересованных лиц: Правительства РФ и МВД России Мешкова Н.О., Минюста России Ахвердиева Л.Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан.
Выслушав объяснения заявительницы К., ее представителей Корковидова А.К., Боброва Е.А., представителей заинтересованных лиц: Правительства РФ и МВД России Мешковой Н.О., Минюста России Ахвердиевой Л.Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Правительство Российской Федерации 8 июля 1997 г. издало Постановление N 828, которым утвердило Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец и описание паспорта гражданина Российской Федерации (ред. от 23.01.2004).
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 135, 16.07.1997 и Собрании законодательства Российской Федерации N 28, 14.07.1997.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605 утверждена Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации.
Данная Инструкция зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 1997 г., регистрационный номер 1400, и опубликована в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 22, 1997.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (п. 7 введен Постановлением Правительства РФ от 02.07.2003 N 329) предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
В абзаце 2 пункта 67 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 15 сентября 1997 г., предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом (статья 10 настоящего Закона).
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Утвердив Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пункте 7 Постановления от 8 июля 1997 г. N 828 определило основания изъятия у гражданина паспорта, каковыми являются выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформление паспорта на утраченном (похищенном) бланке.
Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 19 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" наделено полномочиями по осуществлению мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, а Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 ему поручено утвердить положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 19.15 устанавливает административную ответственность за проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту).
Предусмотренные пунктом 7 Постановления Правительства РФ основания, а именно: выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформленного на утраченном (похищенном) бланке охватываются понятием недействительного удостоверения личности гражданина (паспорта).
Поскольку федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, не принято и эти вопросы отнесены к полномочиям Правительства Российской Федерации, то определение им в пункте 7 оспариваемого Постановления оснований недействительности выданного паспорта не может рассматриваться как нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
Предусмотренные в пункте 7 Постановления полномочия органа внутренних дел Российской Федерации по изъятию паспорта, выданного в нарушение установленного порядка или оформленного на утраченном (похищенном) бланке, вытекают из требований статей 27.2, 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предметом регулирования Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" являются отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации (статья 1).
Оспариваемые положения нормативных правовых актов предметом своего регулирования имеют иные отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке.
Изъятие паспорта, выданного в нарушение установленного порядка или оформленного на утраченном (похищенном) бланке органом внутренних дел, выявившим такой факт, не может расцениваться как лишение гражданина гражданства Российской Федерации.
По объяснениям представителя Правительства РФ и МВД России Мешковой Н.О., в этих случаях гражданину выдается акт об изъятии паспорта. В акте указываются: дата, место, должность и фамилия лица, составившего акт, фамилия, имя и отчество лица, которому оформлен паспорт, серия и номер изымаемого паспорта и причина его изъятия. Акт подписывается лицом, его составившим, и утверждается начальником органа внутренних дел, а в случае его отсутствия - уполномоченным на то лицом, после чего гражданин вправе обратиться с заявлением о замене паспорта в органы внутренних дел по месту жительства.
Из объяснений представителя К. в суде Корковидова А.К. следует, что предусмотренное пунктом 7 Постановления положение об изъятии паспорта, оформленного на утраченном (похищенном) бланке, заявительницей не оспаривается.
Порядок выдачи паспортов определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований также ссылки на пункты 53 - 55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Настоящее Положение утверждено Указом Президента Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и устанавливает порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам.
Так, пункт 53 настоящего Положения предусматривает установление в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов для приобретения российского гражданства, а пункт 55 Положения устанавливает, что в случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.
Ни Федеральный закон, ни Указ Президента РФ не устанавливают процедуру изъятия основного документа (паспорта) в судебном порядке.
Поскольку в абзаце 2 пункта 67 Инструкции воспроизведены положения пункта 7 Постановления Правительства РФ, то не имеется правовых оснований для признания недействующим данного пункта Инструкции.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы компетентными органами государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, заявление К. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление К. о признании недействующими: пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" от 8 июля 1997 г. N 828; абзаца 2 пункта 67 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 605, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Приложение 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17.08.2006 N КАС06-300
Суд оставил без удовлетворения иск о признании недействующими в части постановления Правительства РФ и Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ, поскольку оспариваемые положения распространяются лишь на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивают вопросы гражданства, т.к. изъятие такого паспорта не влечет лишение гражданства РФ, приобретенного лицом на законном основании
Верховный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 августа 2006 г. N КАС06-300
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 августа 2006 года гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", абзаца 2 пункта 67 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 года N 605,
по кассационной жалобе К. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2006 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения К. и ее представителя Корковидова А.К., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей Правительства Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации Мешковой Н.О. и Тузлуковой Н.С., считавших доводы жалобы необоснованными, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения,
Кассационная коллегия
установила:
согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 (в ред. от 02.07.2003 N 392) паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
Данная норма дословно воспроизведена в абзаце 2 пункта 67 названной выше Инструкции (в ред. от 05.07.2003 N 521).
К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных правовых норм, считая их противоречащими статьям 22, 23 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и пунктам 53 - 55 Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" и нарушающими права граждан.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2006 года было отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на ошибочное толкование судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации", согласно его статье 1, содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Статьей 10 этого Закона установлено, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Из анализа приведенных правовых норм в единстве с другими нормами того же Закона следует, что паспорт удостоверяет гражданство Российской Федерации, которое возникает не собственно из этого документа, а по основаниям и в порядке, установленным данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие.
Президент Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями, впредь до принятия соответствующего федерального закона, издал Указ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", восполняющий пробел в правовом регулировании по данному вопросу и действующий до принятия законодательного акта. Правительству Российской Федерации было поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, осуществляя делегированные ему полномочия, Постановлением от 8 июля 1997 года N 828 утвердило Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец и описание паспорта гражданина Российской Федерации.
Из содержания названных нормативных правовых актов следует, что паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, только в том случае, если он выдан уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке, с соблюдением порядка, предусмотренного упомянутым Положением и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами. Паспорт, не соответствующий этим требованиям, не может считаться документом и удостоверять гражданство Российской Федерации.
Оспариваемые нормативные положения распространяются лишь на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивают вопросы гражданства, регулируемые статьями 22, 23 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", пунктами 53 - 55 Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации". Изъятие такого паспорта само по себе не влечет лишение гражданства Российской Федерации, приобретенного лицом на законном основании.
Следовательно, нормы об изъятии ненадлежащего паспорта, не являющегося документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, не затрагивают права и свободы гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
Паспорт, оформленный с нарушением установленного порядка, а равно изготовленный с использованием утраченного (похищенного) подлинного бланка паспорта, является предметом административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если в действиях совершившего его лица отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного статьей 292 либо статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Полномочия органов внутренних дел (милиции) на изъятие таких паспортов, как относящихся к предметам административного правонарушения, непосредственно вытекают из пункта 4 части 1 статьи 27.1, статьи 27.10, пункта 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки в кассационной жалобе на часть 1 статьи 19.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающую административную ответственность за незаконное изъятие должностным лицом удостоверения личности гражданина (паспорта), а также на пункты 12, 13, 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, в которых предусмотрены основания для замены паспорта гражданина и перечислены представляемые для этого документы, а также запрет на изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, неправомерны.
Эти правовые нормы относятся к тем паспортам, которые выданы уполномоченными органами с соблюдением установленного порядка, в силу чего являются документами, удостоверяющими гражданство Российской Федерации, однако нуждаются в замене вследствие оснований, перечисленных в пункте 12 Положения, среди которых не названа выдача паспорта в нарушение установленного порядка или его оформление на утраченном (похищенном) бланке паспорта. Такой паспорт, как сказано выше, не признается с момента его выдачи документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, поэтому действие указанных норм на отношения, связанные с его использованием и изъятием, не распространяются.
С учетом изложенного суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принял решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Ссылки в решении суда на статьи 27.2, 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующие такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как доставление и административное задержание, правового значения не имеют и не влияют на правильность выводов суда.
Оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
Члены коллегии
В.П.МЕРКУЛОВ
В.И.НЕЧАЕВ
Приложение 6
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П
По делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» В связи с жалобой А.Б.Смирнова
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Т.Г. Морщаковой, судей М.В. Баглая, Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
с участием А.Б. Смирнова, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации, представителя Совета Федерации Федерального Собрания И.Н. Шумского, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации" в редакции от 6 февраля 1995 года.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба А.Б. Смирнова на нарушение его конституционных прав статьей 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", регулирующей вопросы приобретения гражданства в порядке регистрации, пункт "г" которой был применен при разрешении исковых требований заявителя. По его мнению, данная норма, согласно которой граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, приобретают гражданство Российской Федерации в порядке регистрации, не соответствует статьям 6 (часть 3), 17 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Заслушав сообщение судьи - докладчика О.И. Тиунова; объяснения А.Б. Смирнова как стороны, обратившейся с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации; заключение эксперта - доктора юридических наук, профессора Р.Ф. Васильева; выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова, представителя Совета Федерации И.Н. Шумского, заместителя начальника отдела Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации Ф.Н. Кузнецова; исследовав имеющиеся материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. А.Б. Смирнов родился 9 декабря 1950 года на территории РСФСР - в деревне Клинники Пушкинского района Московской области и до 1979 года проживал в городе Химки Московской области. В 1979 году в связи с регистрацией брака он выехал в Литву на постоянное жительство. В 1992 году А.Б. Смирнов расторг брак и 8 декабря того же года вновь прописался в городе Химки Московской области.
Паспортный отдел ГУВД Администрации Московской области отказал А.Б. Смирнову в выдаче вкладыша к паспорту гражданина СССР, свидетельствующего о принадлежности к гражданству Российской Федерации. Басманный районный народный суд города Москвы, куда А.Б. Смирнов обратился с жалобой на действия ГУВД Администрации Московской области, отказал ему в удовлетворении исковых требований. Московским городским судом и Верховным Судом Российской Федерации кассационная и надзорные жалобы А.Б. Смирнова оставлены без удовлетворения. В судебных решениях и ответах на надзорные жалобы со ссылкой на часть первую статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" указывается, что А.Б. Смирнов не может быть признан гражданином Российской Федерации, поскольку на день вступления названного Закона в силу (6 февраля 1992 года) он проживал за пределами Российской Федерации, но имеет право на приобретение российского гражданства путем регистрации как состоявший в гражданстве Российской Федерации по рождению (часть вторая статьи 13 Закона).
2. А.Б. Смирнов оспаривает конституционность пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", непосредственно примененного в его деле. Однако эта норма была применена фактически не в целом, а только в части, касающейся приобретения российского гражданства лицами, которые:
- родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации,
- являлись гражданами бывшего СССР,
- не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации,
- выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР,
- не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР,
- и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.
Согласно части третьей статьи 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение только по предмету, указанному в обращении, т.е. в данном случае - в отношении части диспозиции оспариваемой заявителем нормы пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", затрагивающей конституционные права лиц, положение которых определяется совокупностью названных выше юридических фактов.
3. При рассмотрении вопроса о гражданстве А.Б. Смирнова суды и другие правоприменительные органы руководствовались положениями части первой статьи 13 и пунктом "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", придавая этим нормам смысл, исключающий признание его гражданином Российской Федерации по рождению. Поскольку на день вступления в силу названного Закона А.Б. Смирнов не проживал на территории Российской Федерации (пункт "г" статьи 18), он был отнесен к лицам, которые должны приобретать гражданство в порядке регистрации. То есть факт отсутствия А.Б. Смирнова на территории Российской Федерации в связи с проживанием на день вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в одной из республик бывшего СССР рассматривался правоприменительной практикой, исходя из буквального смысла пункта "г" статьи 18 Закона, как свидетельствующий об утрате им российского гражданства.
Таким образом, данная норма позволяла признавать лиц, которые состояли в гражданстве Российской Федерации по рождению, но в то же время относились к категории лиц, указанной в пункте 2 мотивировочной части настоящего Постановления, утратившими гражданство Российской Федерации и потому исключала приобретение ими гражданства в результате признания, предусмотренного статьей 13 Закона.
Между тем, согласно части второй статьи 13 Закона лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения вытекает, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.
Следовательно, употребленное в части второй статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.
Таким образом, факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" может рассматриваться как одно из условий для приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации только в отношении лиц, которые не считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению. Иное понимание не соответствует статье 27 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Придание обжалуемой норме Закона в процессе правоприменительной практики смысла, фактически подтверждающего прекращение гражданства Российской Федерации по рождению без свободного волеизъявления гражданина, противоречит статье 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с частью второй статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая устанавливает, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство".
Формулируя данный запрет, Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты исходят из того, что в сфере любых правоотношений, в том числе связанных с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) при реализации права на гражданство. Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, нарушая статью 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со статьями 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов.
4. Из статьи 13 и пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" следует, что их действие распространяется на граждан бывшего СССР, родившихся на территории России, проживавших за ее пределами и возвратившихся для постоянного проживания на российскую территорию:
а) до прекращения существования СССР;
б) после прекращения существования СССР, но до вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации";
в) после 6 февраля 1992 года, т.е. после вступления названного Закона в силу.
Закон устанавливает единый порядок приобретения российского гражданства как для первой, так и для второй категории лиц, а именно путем признания (статья 13). Требования же, предъявляемые Законом к третьей категории лиц, являются существенно иными: такие лица должны пройти процедуру регистрации (пункт "г" статьи 18). В то же время признание и регистрация как процедуры приобретения гражданства существенно различаются по условиям и правовым последствиям.
Согласно статье 13 Закона и пункту 1 раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. N 386 (в редакции от 27 декабря 1993 года), признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании статьи 13 Закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза.
Приобретение гражданства по другой процедуре - в порядке регистрации требует подачи соответствующего заявления с приложением ряда документов, по которому должно быть принято решение полномочным государственным органом. Только с момента принятия такого решения согласно статье 42 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" лицо считается приобретшим российское гражданство и, следовательно, обладает также и такими конституционными правами, условием реализации которых является принадлежность к гражданству, включая право на защиту и покровительство со стороны Российской Федерации за ее пределами (статья 61 Конституции Российской Федерации).
Введение указанных различий в правовом статусе для лиц, которые считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению (часть вторая статьи 13 Закона), является необоснованным.
Государство гарантирует всем равенство в правах и свободах, в том числе независимо от места жительства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации). Следовательно, установление для лиц, состоявших в российском гражданстве по рождению, каких-либо различий в праве на гражданство в зависимости от места жительства не соответствует Конституции Российской Федерации. Все состоявшие в гражданстве Российской Федерации по рождению, независимо от времени их возвращения в Российскую Федерацию, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство.
Различия, введенные Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" для лиц, считающихся согласно части второй его статьи 13 состоявшими в российском гражданстве по рождению, производны исключительно от места постоянного проживания указанных лиц на установленный законодателем момент вступления Закона в силу. Это явно не соответствует приведенным положениям Конституции Российской Федерации и по существу носит дискриминационный характер.
5. Регистрация, предусмотренная пунктом "г" статьи 18 Закона как особый временный порядок приобретения гражданства, сама по себе не противоречит Конституции Российской Федерации, не нарушает конституционного положения, согласно которому российское гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения (статья 6, часть 1). Однако такая регистрация неприменима в отношении имеющих гражданство по рождению. Вместе с тем определенные формы уведомления гражданином государства необходимы для подтверждения того, что гражданин бывшего СССР прибыл на территорию Российской Федерации именно для постоянного проживания, что он не изъявил желания прекратить принадлежность к российскому гражданству по рождению, а также что он не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР (пункт 5 раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации). Последнее существенно применительно к решению вопроса о двойном гражданстве, поскольку согласно частям первой и второй статьи 3 Закона оно может иметь место, только если предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации.
Необходимые формы уведомительной регистрации граждан Российской Федерации, проживавших за ее пределами и вернувшихся для постоянного проживания в Российскую Федерацию, должны быть согласованы с правом на гражданство, а также с равноправием граждан, что возможно, если такая уведомительная регистрация имеет исключительно учетный характер и не является обстоятельством, от наличия или отсутствия которого зависит приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации. Процедура уведомительной регистрации при оформлении гражданства не противоречит Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 72, 74, 75 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 6 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 55 (часть 2) пункт "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые:
- родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;
- являлись гражданами бывшего СССР;
- не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;
- выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;
- не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР)
- и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.
Пункт "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" противоречит в указанной части Конституции Российской Федерации, поскольку неопределенность содержания данной нормы и ее понимание в правоприменительной практике не исключают распространение процедуры приобретения российского гражданства в порядке регистрации на лиц, состоявших в силу части 2 статьи 13 данного Закона в гражданстве Российской Федерации по рождению.
2. Акты или их отдельные положения, в которых отражено неконституционное понимание правоприменителем пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", утрачивают силу и не подлежат применению.
3. Согласно части второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" дело А.Б. Смирнова, разрешенное на основании положений статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", подлежит пересмотру в установленном порядке в соответствии с пунктами 1 и 2 резолютивной части настоящего Постановления.
4. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
5. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", иных официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
Дата: 2019-12-22, просмотров: 225.