Обработка результатов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В исследовании принимало участие 40 учащихся различных классов. Для определения зависимости поведения в конфликтной ситуации от типа темперамента были проведены с испытуемыми две методики. Для определения типа темперамента использовался личностный опросник Г. Айзенка. Для определения способов решения конфликтных ситуаций использовался тест Томаса.

Для определения типа темперамента испытуемых использовался личностный опросник Г. Айзенка. Результаты опроса сведены в таблицу (Приложение Б). Затем используя ключ к опроснику исследовалось количество совпадений с ключевыми ответами отдельно по экстараверсии (Приложение В) и отдельно по нейротизму (Приложение Г).

Согласно полученным данным, используя «круг Айзенка» и набранное испытуемыми количество баллов по двум показателям определяем тип темперамента. Результаты представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.2 – Результаты определения типа темперамента согласно опроснику Айзека

 

 

№ испытуемого

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Экстраверт

10

14

11

15

10

18

11

16

15

17

9

7

15

10

9

7

17

11

16

10

Нейротизм

10

14

11

8

9

15

11

13

10

10

6

17

11

15

10

10

14

11

13

10

Тип темпер

ф

х

ф

с

ф

х

ф

х

с

с

ф

м

с

м

ф

ф

х

ф

х

ф

 

№ испытуемого

 

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Экстраверт

20

13

10

13

10

14

18

7

9

17

11

16

13

13

13

10

17

13

11

11

Нейротизм

9

7

17

7

17

11

16

10

11

14

11

13

10

8

13

10

17

11

14

10

Тип темпер

с

с

м

с

м

с

х

ф

ф

х

ф

х

с

ф

х

ф

х

с

м

ф

 

Согласно результатам опросника Айзенка в данной исследуемой группе имеется 15 флегматиков (37,5%), 10 холериков (25%), 10 сангвиников (25%) и 5 меланхоликов (12,5%). Результаты представлены на сравнительной диаграмме ( Рис. 2.1).

Рисунок 2.1 – Распределение испытуемых по типам темперамента

Затем для определения зависимости способов решения конфликтных ситуаций от типа темперамента испытуемых условно разделили на группы по типу темперамента. После данного разделения в каждой группе провели тест Томаса.

Результаты проведения теста Томаса у флегматиков представлены в таблице (Приложение Е). Обработанные данные по тесту Томаса представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Резельтаты проведения теста Томаса

№ испытуемого

Максимальное количество совпадений Соответствующий тип поведения

Флегматики

1

8

приспособление

2

7

компромисс

3

8

приспособление

4

10

сотрудничество

5

7

приспособление

6

10

приспособление

7

8

приспособление

8

9

компромисс

9

10

компромисс

10

10

приспособление

11

10

приспособление

12

11

приспособление

13

11

сотрудничество

14

7

компромисс

15

9

сотрудничество

Сангвиники

1

9

сотрудничество

2

7

сотрудничество

3

10

соперничество

4

7

компромисс

5

7

сотрудничество

6

8

сотрудничество

7

7

сотрудничество

8

7

соперничество

9

11

сотрудничество

10

7

соперничество

Холерики

1

7

соперничество

2

11

соперничество

3

8

соперничество

4

10

сотрудничество

5

9

соперничество

6

11

соперничество

7

9

сотрудничество

8

9

сотрудничество

9

8

компромисс

10

10

сотрудничество

Меланхолики

1

10

избегание

2

10

компромисс

3

9

избегание

4

11

избегание

5

11

компромисс

 

Исходя из полученных данных для флегматиков сипы поведения в конфликтных ситуациях распределились следующим образом: приспособление - 8 человек, сотрудничество - 3 человека, компромисс – 4 человека. Результат представлен на сравнительной диаграмме (рис. 2.1). Согласно данным можно сделать вывод о том, что у флегматиков в конфликтных ситуациях преобладает приспособленческий тип поведения.

Рисунок 2.1 – Преобладающий тип поведения в конфликтных ситуациях у флегматиков

У сангвиников результаты распределились следующим образом: сотрудничество – 6 человек, соперничество – 3 человека, компромисс – 1 человек. Данные представлены в виде сравнительной диаграммы (рис. 2.2). Из диаграммы видно, у сангвиников в конфликтных ситуациях преобладает модель сотрудничества.

 Рисунок 2.2 – Преобладающий тип поведения в конфликтных ситуациях у сангвиников

Анализируя данные полученные в группе холериков, имеем следующие типы поведения: соперничество - 5 человек, сотрудничество – 4 человека, компромисс – 1 человек. Данные представлены на сравнительной диаграмме (рис. 2.3). У 50% исследуемых холериков в конфликтных ситуациях наблюдается модель поведения соперничество.

Рисунок 2.3 – Преобладающий тип поведения в конфликтных ситуациях у холериков

Анализируя данные, полученные в группе меланхоликов имеем следующие результаты: избегание – 3 человека, компромисс – 2 человека. Результат отражает сравнительная диаграмма (рис. 2.4).

Рисунок 2.3 – Преобладающий тип поведения в конфликтных ситуациях у холериков

 

Исходя из полученных данных видно, что у меланхоликов преобладает модель поведения – избегание.

Проведённое исследование показало, что у большинства испытуемых с определённым типом темперамента наблюдается преобладание определённой модели поведения в конфликтной ситуации. Можно сделать вывод о том, что между типом темперамента и моделью поведения в конфликтной ситуации существует зависимость.


 


Рекомендации по выбору стратегии поведения в конфликтных ситуациях разных типов темперамента

Холерик. Это легко увлекающийся человек, с бурными эмоциональными проявлениями. Энергично берется за любое дело, но быстро остывает. Быстро двигается, быстро действует. Не может долго заниматься однообразной работой. Часто способен отвлекаться, переключаться с одного дела на другое.

Холерик не может слушать спокойно и внимательно собеседника. Способен прервать разговор, вмешиваться в разговор других людей. Говорит громко и быстро.

Такой человек способен в порыве гнева накричать на собеседника, оскорбить его, но быстро успокаивается и как ни в чем не бывало может начать снова разговаривать с человеком, с которым недавно отчаянно ругался. Холерик в любом деле хочет получить быстрый результат. Также ему обязательно нужен успех. Если этого не происходит, холерик может отключиться и выполнять работу кое-как.

Такой человек быстро обучается новому делу. Он энергичен, упорно стремится к цели, может легко и быстро справляться с заданием, смысл которого ему понятен и интересен конечный результат.

У холерика часто меняется настроение, он может быть невыдержанным и вспылить по пустяковому поводу. Если ему кто-то пытается в резкой форме указывать на ошибки, он начинает злиться, скандалить. Если такой человек чувствует, что скандалом можно добиться удовлетворения своих потребностей, он будет стремиться к ним и специально устраивать ссоры.

Флегматик. По характеру спокойный и уравновешенный. В конфликтных ситуациях невозмутим и молчалив. Его душевное состояние нелегко понять и невозможно почувствовать. Он крайне редко сам бывает инициатором конфликта. Производит впечатление «толстокожего». Часто не умеет общаться, медлителен в обществе и дома. При ограничении времени на работу не достигает успеха. Совершенно естественно, что если такого человека ругать за медлительное поведение и наказывать за это, он начнет чувствовать себя ущербным и верить, что неспособен к деятельности. Так развивается неуверенность в своих силах и усугубляется настрой на неуспех.

При принуждении такие люди начинают верить, что они хуже всех справляются с заданием. Вся деятельность превращается в безрадостную обязанность, причиняющую постоянные страдания.

Флегматики старательны, добросовестны. Их трудно включить в работу: такой человек долго обдумывает дело, прикидывает, медленно приступает к нему. Но если он берется за дело, то обязательно доводит его до конца и действует со рвением, прилежанием. Но его нельзя обвинять в медлительности, нельзя подгонять в работе.

Такого человека труднее убедить в изменениях, производимых в работе, также он сложнее понимает новшества в его деле. Поэтому взаимодействие с ним требует терпения и выдержки.

Флегматик надежен в любом деле. За работу, которую ему поручили, можно быть спокойным. Но он быстро теряет веру в себя, поэтому часто становится неудачником, не подготовленным к творческой деятельности.

Флегматики всегда консерваторы. Они стремятся сохранить сложившийся стиль и условия жизни. Часто боятся перемен. Флегматик не способен к бурному проявлению чувств. Его отпугивают резкие перепады настроения, хотя он способен к преданной и сильной любви. Флегматик любит, находиться в одиночестве: никто не мешает ему думать, не торопит, не отвлекает. Он освобождается от отрицательных эмоций, которые вызывают люди, не считающиеся с особенностями его темперамента. Положительные качества, которыми обладают флегматики: трудолюбие, аккуратность, добросовестность, терпение, воля, выдержка, усидчивость.

Меланхолик. Впечатлительный, ранимый, глубоко переживающий обиды человек. Он часто замкнут, застенчив, стеснителен, необщителен. Когда меланхолик расстроен, он может совершить непредсказуемый поступок. В стрессовых ситуациях у такого человека парализуется воля, он становится скованным, порой невменяемым. Плохо контролирует свое поведение в этом состоянии.

Часто у таких людей развивается подозрительность, боязнь общения, стремление к одиночеству.

При обиде происходит сильное волнение. Нередко у меланхолика занижена самооценка. Не любит изменений в своей жизни, так как боится, что люди вызывающе будут вести себя с ним, нанесут ему обиды.

Люди такого темперамента чувствуют себя комфортнее, увереннее, если окружающие не насмехаются над ними, не высказывают недоброго отношения. В такой обстановке они бывают активны, энергичны. Достигают значительных результатов в деятельности. Их надо оберегать от психических травм.

Боязнь обид и упреков вызывает у меланхолика потребность добросовестно и эффективно работать. Сам никогда не будет искать повода для ссоры, не станет провоцировать конфликт, так как нуждается в обстановке, лишенной психотравмирующих факторов.

Сангвиник. Энергичный человек. Подвижный и в то же время уравновешенный, спокойный, он часто улыбается, действует открыто и доброжелательно. Сангвиник — оптимист, он страстно любит жизнь во всех ее проявлениях. Всегда чем-либо занят, не сидит без дела. Занимается часто любимым делом, то есть имеет хобби, которому уделяет все свободное время.

Такой человек часто является душой компании, он коммуникабелен, легко сходится с людьми. Всегда может увлеченно рассказывать о своих интересах, полагая, что это будет интересовать окружающих. К неудачам относится легко, часто не конфликтует, но может высказать претензии, если почувствует, что его ущемляют в деле, которое его интересует. Иногда слушает только себя, не обращая внимания на упреки супруга. Считает, что это пустяки.

Типы темперамента нельзя разделять на положительные и отрицательные. Тем более, что людей с чистыми темпераментами не бывает, и в процессе взросления людей их темпераменты подвергаются изменениям. Но знание темперамента позволяет понять поведение вашего партнера в семье, помогает правильно выбрать средство общения. Определив тип темперамента, также можно сделать прогноз относительно особенностей взаимоотношений, скорректировать поведение людей.

Например, если оба подростки флегматики, жизнь обязательно будет стабильной. Такие пары редко разлучаются, разводятся. В таких семьях редко случаются конфликты. Но они часто могут находиться в состоянии холодной войны, поэтому необходимо избегать затяжных недомолвок.

Если же только один подросток флегматик, а другой холерик или сангвиник, то конфликт может возникнуть из-за того, что флегматик не способен бурно проявлять чувства и его могут отпугнуть бурные отношения с другим типом темперамента. Взаимные такие упреки несправедливы и приводят только к усугублению конфликта. Нужно скорректировать поведение обоих подростков, найти компромисс.

Если общаются подростки холерики, то можно ожидать повышенной конфликтности в отношениях. Если же только один из подростков холерик, а другой — флегматик, то вспыльчивость и нетерпение одного могут натолкнуться на выдержку и ровное настроение другого. Холерик успокаивается, и ссора не возникает. Хотя в зависимости от обстановки может сорваться, накричать. При взаимопонимании подростков этого не происходит. Если подростки - меланхолики, то ситуация может осложниться тем, что они будут глубоко переживать события, которые происходят вокруг них. Если же меланхолик сталкивается на с холериком или сангвиником, то их резкое или невнимательное слово может привести к охлаждению отношений между подростками. Необходимо быть осторожными в своих высказываниях.

Сангвиники относятся к жизни довольно легко. Это может привести к конфликтам на почве вспыльчивости, а также может возникнуть обида из-за кажущегося легкого отношения к чужим проблемам.

Конечно, эти сочетания лишь приблизительные, так как на темперамент накладывает отпечаток воспитание.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из актуальных проблем среди родителей и учителей является повышенная конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст - это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.

Конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

Подростковый возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.

Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происхо­дят значительные изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразова­ние младшего подросткового возраста. Возникает страстное жела­ние если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Главная особенность подросткового возраста - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

4. В подростковом и юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников – учащиеся других школ, училищ, студенты, рабочие, военнослужащие), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

Что касается второй тенденции – индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Можно думать, что две эти существующие направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности – потребность в самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания.


 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.