Личные права и свободы в области национальности, языка, свободы мысли и свободы совести
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Комплекс прав, связанных с национальной принадлежностью, отражает специфику многонациональной России. Согласно ст.26 настоящей Конституции “каждый вправе определять свою национальную принадлежность”. Дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что “никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности”. Раньше имело место обязательное указание своей национальности в определенных документах, что являлось основанием дискриминации. Сейчас практически не допускается постановка вопроса о национальной принадлежности.

Смысл данной нормы в том, что:

• национальность человека утратила юридическое значение (она не долж­на указываться в обязательном порядке в паспорте и иных документах);

• запрещается принуждать человека к определению своей национальной принадлежности;

• каждый вправе самостоятельно определять свою национальность. Поскольку Россия - многонациональная страна, а развитые государства строятся не по национальному, а по гражданскому принципу, первые два положения (утрата национальностью юридического значения и запрет при­нуждать к определению национальной принадлежности) вполне оправданы. Что касается третьего (права свободно определять свою национальную при­надлежность), то данное положение имеет существенный недостаток. Сфор­мулировав данную норму подобным образом, законодатель создал возмож­ность произвольного выбора национальности независимо от действительных национальных корней. В этой связи получили распространение случаи зло­употребления данным правом - выбора гражданами России национально­стей, "удобных" для эмиграции (немец, еврей, украинец, китаец и др.), но не имеющих никакого отношения к действительному национальному про­исхождению данных лиц.

Конституция РФ провозгласила государственным языком в России рус­ский язык. Это значит, что русский язык является языком, на котором:

• ведется работа федеральных органов государственной власти;

• издаются официальные печатные издания;

• проводится работа радио и телевидения; I/ ведется делопроизводство;

• осуществляется внешнеполитическая деятельность Российской Феде­рации и др.

В то же время государство защищает другие языки, используемые и распространенные в Российской Федерации. Республики в составе РФ на­делены нравом иметь свои государственные языки наряду с русским. В случае невладения русским языком гражданину (для общения с государственны­ми органами и должностными лицами) должен быть предоставлен переводчик. Также каждый гражданин РФ имеет право пользоваться своим род­ным языком (русским или иным), обучиться ему, осуществлять творче­ство на данном языке.

Свобода совести и вероисповедания заключаются в свободе принятия или непринятия религиозных верований, исповедовать индивидуально, а также совместно с другими лицами любую религию или не исповедовать никакой (ст. 28 Конституции РФ). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Российской Конституции воспроизведено установление, содержащееся в ст.19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать и свободно распространять информацию. Им дополнена статья, закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений (ст.29 Конституции РФ). Конституция, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Поскольку, в условиях тоталитарного режима, не допускалось инакомыслие, такие права и свободы были ущемлены[6].

Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и к политическим правам.

 Свобода мысли - основа духовной жизни человека, возможность осуще­ствлять работу собственного сознания и подсознания без внешнего конт­роля со стороны общества, государства, иных лиц. Данное право гарантируется:

• демократическим режимом в стране, исключающим целенаправлен­ное воздействие на сознание и подсознание человека (имеется в виду недопущение монополии на информацию, мощного идеологического прессинга на человека с момента рождения и до самой смерти).

• строгим регламентированием использования новейших технических средств, способных проникать в мыслительные процессы (например, детекторов лжи).

Свобода слова - возможность выражать (или не выражать) свою мысль вовне, высказывать свое отношение к событиям окружающей действи­тельности, отстаивать свою точку зрения, иметь. Собственное мнение, по­лучать и распространять информацию.

В настоящее время ограничение свободы слова применяется для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; для охраны прав и репутации других лиц.

 Уголовный кодекс предусматривает ответствен­ность за данные деяния, а также за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, раз­вязыванию агрессивной войны.

В Российской Федерации предусмотрена уголовная и гражданско-право­вая ответственность за клевету, оскорбление и распространение не соответ­ствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и доб­рое имя гражданина.

Со свободой мысли и слова тесно связана свобода информации.

Граждане Российской Федерации имеют право свободно искать, про­изводить, распространять и передавать информацию. По общему правилу информация в РФ: открыта, общедоступна и достоверна. Граждане имеют право получать и распространять информацию через: СМИ; печатные издания; выставки; собрания; митинги и иными способами.

Вся информация в РФ открыта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Их перечень содержится в Законе РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года № 5485-1. Это информация в области:

• обороны и безопасности;

• экономики и внешней политики;

• разведывательной и контрразведывательной деятельности;

• оперативно-розыскной деятельности;

• других сферах, указанных в законе.

За нарушение секретности данных сведений возможна уголовная от­ветственность.

Важнейшей гарантией свободы информации является запрещение цен­зуры. Цензура в России запрещена на конституционном уровне (ст. 29).

Свобода совести подразумевает возможность:

• исповедовать ту или иную религию;

• нейтрально относиться к религии;

• отрицать теологические основы возникновения мира и человека (то есть быть атеистом).

Свобода вероисповедания:

• возможность исповедовать любую религию;

• равенство религий;

• недискриминация граждан в зависимости от исповедуемой ими рели­гии.

Основы конституционного строя РФ закрепляют светский характер го­сударства в России. Смысл данной нормы в том, что в России (в отличие от теологических государств, например Ирана) религия отделена от государ­ства. Вследствие этого: образование в РФ носит светский характер; религиозные организации не участвуют в выборах органов государствен­ной власти.

 

                                             Заключение

 

Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него. Граждане справедливо сетуют на проявления бюрократизма, бездушное чиновничье администрирование, всевластие местных руководителей, действующих нередко произвольно, вопреки закону. По сути дела в стране нет ещё системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола. Необходимо отметить, что потребность в государственно-правовой охране конституционных прав и свобод граждан закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, многоукладности экономики, приватизации государственной и общественной собственности, значительного увеличения числа граждан, располагающих различными формами и видами собственности и нуждающихся в ее правовой охране и защите. Возрастание конфликтности и социальных противоречий в общественной жизни, признание ценности и неприкосновенности личности, охраны достоинства граждан и их коммуникаций, с одной стороны, и упразднение ряда ранее существовавших институтов социального контроля, способствовавших реализации прав, - с другой, - все это факторы, определяющие необходимость усиления значения юридических форм охраны и защиты прав и свобод.

Однако "списывать" слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства - заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

Правовая форма охраны конституционных прав и свобод граждан становится реально действующей альтернативой тоталитарным, патерналистским методам этой охраны и защиты, господствовавшим в недавнем прошлом.

 

 

                      Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

2. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С.221

3. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) Электронная версия для справочной правовой системы "Гарант" по состоянию на 1 мая 2003 г.

4. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.

5. Явич Л. С. Общая теория права. Л., 1971. С.201

6. Якушев А.В. Конституционное право России. М., Издательство ПРИОР, 2001, 144с.


[1] Якушев А.В. Конституционное право России. М., Издательство ПРИОР, 2001, 144с.

[2] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.

[3] Якушев А.В. Конституционное право России. М., Издательство ПРИОР, 2001, 144с.

[4] Якушев А.В. Конституционное право России. М., Издательство ПРИОР, 2001, 144с.

[5] Лопаткина Н. Реализация принципа неприкосновенности жилища в уголовном судопроизводстве // "Российская юстиция", ноябрь 2002, N 11.

[6] Авакьян С.А., Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт //Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1999, N 1


Дата: 2019-12-22, просмотров: 241.