Система и правовое положение органов управления физической культурой и спортом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность государственного руководства советским физкультурным движением вытекало из социальной роли, значения государства в обществе. Государство обеспечивало управление физической культурой и спортом в масштабе всего общества (в отличие от общественных спортивных объединений граждан, деятельность которых ограничивалась масштабом данных организаций).

Деятельность государства по развитию физической культуры и спорта осуществлялось при помощи системы органов. Задачи, стоящие перед советским физкультурным движением, определяли содержание работы этих органов. Последние организовывали разработку и осуществление таких мероприятий, которые непосредственно были связаны с широким вовлечением граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, организацией научно-исследовательской работы, развитием материально-технической базы физкультурного движения, подготовкой специалистов.

Органы государственного руководства физической культурой и спортом были наделены строго определенной компетенцией. Так, установление основных начал в области физической культуры и спорта подлежало ведению Союза ССР в лице высших органов государственной власти и органов государственного управления. Союзные и автономные республики в лице их высших органов государственной власти и управления руководили делом физической культуры и спорта на своих территориях, в правовых актах была определена компетенция местных Советов народных депутатов в вопросах развития физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт как самостоятельная, специфическая отрасль непосредственно влияла на построение системы государственного управления ею. С точки зрения объема полномочий различались три группы органов:

1) общей компетенции;

2) специальной компетенции;

3) ведомственные органы (министерства и ведомства).

Органы общей компетенции (Совет Министров СССР, советы министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты областных, краевых, городских и районных Советов народных депутатов) руководили всеми отраслевыми органами, в том числе органами управления физкультурным движением. Они определяли полномочия комитетов по физической культуре и спорту, решали наиболее важные вопросы межотраслевого характера (строительство спортивных сооружений, подготовка физкультурных кадров, производство спортивных изделий и т. п.).

Органы специальной компетенции (комитеты по физической культуре и спорту) — это особая, наиболее целесообразная форма государственных органов руководства, которая была вызвана к жизни большим объемом и сложностью решения задач в сфере физической культуры и спорта. С целью конкретизации руководства указанной сферой в общегосударственном масштабе правительство СССР передало часть своих функций Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (Спорткомитету СССР), созданному на основе Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 октября 1968 г. «Об улучшении руководства физической культурой и спортом в стране».

Правовой основой образования общесоюзного Комитета являлась Конституция СССР (ст. 131). Направлял деятельность Комитета Совет Министров СССР. Правовое положение Комитета было определено специальным Положением № 665 о Спорткомитете СССР, утвержденном постановлением Совета Министров СССР 15 августа 1969 г.

Особенность Спорткомитета СССР заключалась в координационно-регулирующем и контролирующем характере управленческой деятельности. При выполнении своих задач Комитет осуществлял межотраслевое руководство по вопросам физической культуры и спорта и не подчиненными ему органами управления (министерства, ведомства, общественные органы).

Деятельность Спорткомитета СССР по развитию массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в стране осуществлялось с широким участием физкультурных организаций профсоюзов, комсомола, Всесоюзного физкультурно-спортивного общества «Динамо», Всесоюзного добровольного спортивного общества «Трудовые резервы» и ДОСААФ СССР.

Межотраслевые полномочия Спорткомитета СССР позволяли ему решать ряд вопросов, относящихся исключительно к его компетенции. Так, Комитет в установленном порядке осуществлял единое методическое руководство работой по физическому воспитанию населения, утверждал правила проведения спортивных соревнований, нормативы физкультурного комплекса ГТО и Единой всесоюзной спортивной классификации. Наряду с этим Комитет присваивал всесоюзные спортивные звания, награждал медалями, значками и т.п. К тому же Комитет имел право разрабатывать нормативы обеспечения спортсменов спортивной формой и инвентарем, нормативы эксплуатации спортивного и туристского инвентаря, оборудования и т.д.

Спорткомитету СССР было предоставлено право получать от министерств, ведомств и общественных организаций установленную статистическую отчетность по вопросам физической культуры и спорта, осуществлять контроль за состоянием физического воспитания и спортивной работы в системе этих министерств и ведомств, а также в спортивных организациях независимо от их ведомственной подчиненности. Иначе говоря, в решении вопросов развития физической культуры и спорта Комитет был наделен специальной компетенцией. По указанным вопросам его функции носили надведомственный характер.

Одновременно Спорткомитет СССР осуществлял в пределах своей системы функции управления отраслевого характера. Отношения, складывающиеся в этой системе, были основаны на организационном подчинении. Если по отношению к высшим органам государственной власти и государственного управления Комитет являлся исполнительным органом, то по отношению к подчиненным органам управления, спортивным организациям, учебным заведениям и предприятиям выступал распорядительным органом.

Спорткомитет СССР руководил физкультурным движением, как правило, через республиканские комитеты, а последние, в свою очередь, через одноименные комитеты при исполкомах местных Советов народных депутатов. Все указанные органы вместе с подчиненными им организациями, учреждениями, предприятиями и учебными заведениями составляли единую систему Спорткомитета СССР. Республиканские и местные комитеты в пределах предоставленных им прав организовывали развитие физической культуры и спорта на соответствующих территориях.

Вместе с тем руководство развитием физической культуры и спорта в стране обеспечивали целый ряд министерств и ведомств (Министерство просвещения СССР, Министерство высшего и среднего специального образования СССР, Госкомитет по профтехобразованию и др.). Управленческая деятельность указанных органов в вопросах развития физической культуры и спорта осуществлялась, как правило, внутри своей системы. Организация работы по физическому воспитанию и развитию спорта в подведомственных учебных заведениях и предприятиях (учреждениях) являлась составной частью отраслевой управленческой деятельности данной группы органов.

В основу построения системы аппарата управления советским физкультурным движением было положено федеративное устройство государства, обеспечивающее единство управления физической культурой и спортом во взаимоотношениях Союза ССР и национально-государственных образований.

Разветвленная система государственного руководства физкультурным движением позволяла наиболее полно охватить его звенья, обеспечить условия для вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом всех контингентов населения и успешно решать многообразные задачи, возникающие в процессе управления рассматриваемой сферой.

Юридически-властные полномочия комитетов по физической культуре и спорту находили свое конкретное проявление:

а) в издании от имени государства юридических (обязательных) актов по вопросам физической культуры и спорта и обеспечении их исполнения путем применения мер убеждения, а в необходимых случаях — мер государственного принуждения;

б) в осуществлении наблюдения, надзора и контроля за соблюдением принятых актов. При этом повседневная исполнительно-распорядительная деятельность комитетов осуществлялась в строгом соответствии с законом и на его основе, т.е. носило подзаконный характер.

Кроме упорядочения и закрепления существующих отношений, а также содействия развитию новых общественных отношений в сфере физической культуры и спорта право имело охранительную функцию. Ее суть выражалась в запретах проведения «вредных» для здоровья соревнований и занятий некоторыми видами физических упражнений.

Так, Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР Постановлением от 24 января 1973 г. осудил имевшую место в отдельных городах страны практику организации и пропаганды занятий и соревнований по физическим упражнениям, не способствующим всестороннему и гармоническому развитию молодежи, по своему содержанию не соответствующим идейной направленности советской системы физического воспитания. Поэтому физкультурным организациям было запрещено, например, создавать женские команды по футболу, секции карточной игры в бридж, группы занимающихся по системе «хатха-йога», секции культуризма и др.

Охранительная функция права включала в себя также устранение и предотвращение тех или иных отклонений в поведении участников спортивных соревнований, восстановление нарушенных спортивных отношений.

Итак, деятельность Советского государства по развитию физической культуры и спорта осуществлялась многочисленными его органами, в том числе специально созданными для этой цели комитетами. Это обеспечивало организационное единство управленческой системы, в связи с чем само управление физической культурой и спортом выделялось в самостоятельную отрасль государственного управления.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 247.