Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном законодательством.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны:
1. Предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным.
2. Обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи.
3. Доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия.
В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники уголовно-исполнительной системы при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства. В случае ранения или смерти осужденных, заключенных, иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники учреждения, исполняющих наказания сообщают об этом прокурору.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства в следующих случаях:
1. Для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и других граждан.
2. Для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу.
3. Для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств.
4. При конвоировании и охране осужденных и заключенных когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побге либо причинить вред окружающим или себе.
5. Для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавних из-под стражи из учреждения, исполняющего наказание.
В качестве специальных средств могут применяться:
- резиновые палки;
- наручники. При отсутствии наручников сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания;
- светозвуковые средства отвлекающего воздействия;
- средства разрушения преград;
- водометы и бронемашины – только по указанию заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора с последующим уведомление прокурора в течение 24 часов с момента их применения;
- служебные собаки;
- газовое оружие.
Виды специальных средств и газового оружия, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам.
Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.
Порядок ношения оружия на территории учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и предприятий учреждений, исполняющих наказания, устанавливается территориальными органами уголовно-исполнительной системы.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять огнестрельное оружие:
1. Для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.
2. Для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием.
3. Для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств.
4. Для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства.
5. Для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, также для задержания вооруженного лица, оказывающегося выполнить законное требование сотрудника уголовно-исполнительной системы о сдаче оружия.
Кроме того, огнестрельное оружие может использоваться:
1. Для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденным или заключенным.
2. Для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные настоящей статье основания для его применения.
Без предупреждения огнестрельное оружие применяется:
1. При отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств.
2. При побеге заключенных и осужденных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства по время движения.
3. При попытке осужденного или заключенного, а также иного лица приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным или холодным оружием, либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником уголовно-исполнительной системы расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.
При применении огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового побега, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы в течение 24 часов с момента его применения обязаны доложить непосредственному начальнику. Администрация учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о каждом случае применения огнестрельного оружия незамедлительно уведомляет прокурора[14].
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрен порядок надзора за осужденными и действия сотрудников уголовно-исполнительной системы при возникновении следующих чрезвычайных обстоятельств:
- при неповиновении осужденных;
- при захвате осужденными заложников;
- при совершении убийства или умышленном причинении тяжкого вреда здоровью;
- при побеге осужденного;
- при обнаружении у осужденных наркотических веществ;
- при пожаре или стихийном бедствии;
- при отравлении осужденных.
В отдельной главе рассмотрены некоторые функциональные обязанности отдельных категорий работников колонии при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Кроме того определены случаи, когда возможно применение физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы, и запреты на указанные действия.
Приложение 1
Акт
О применении наручников
«___»_______ 200 __ г. в ________ час. ______ мин.
применены наручники к осужденному (осужденным) ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(Ф.И.О)
по распоряжению
______________________________________________________________________
(должность, звание, фамилия, инициалы)
Наручники применены в связи с ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(причины применения)
В применении наручников участвовали ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(звания, фамилии, инициалы)
Наручники сняты в _______ час. ______ мин.
Оперативный дежурный ______________________________________________
Помощник оперативного дежурного ___________________________________
____________________________________________________________________
(иные лица) (должность, звание, фамилия, инициалы, подпись)
Список литературы
1 | Конституция Российской Федерации |
2 | Гуненко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Уч. для вузов.- М.: Зерцало, 2002. |
3 | Дударь Г. «Внимание, караул!» //Юрист.- 2001.- №7. |
4 | Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002) |
6 | Инструкция по планированию действий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах (14 января 2002 г. N 8дсп) |
6 | Перемещение заключенных //Социс.- 2002.- № 1. |
7 | Письмо Министерства юстиции РФ «О порядке применения приказа Минюста России от 6.06.2002 № 152 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2002 № 132» |
8 | Постановление Минюста РФ «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных лиц и лиц, заключенных под стражу» |
9 | Правохранительные органы /Под ред. И.К. Степнова.- М.: Финансы и статистика, 2003. |
10 | Приказ Минюста РФ "Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях" |
11 | Таблица сигналов МВД РФ |
12 | Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ» и закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» |
[1] Гуненко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Уч. для вузов.- М.: Зерцало, 2002.
[2] Конституция Российской Федерации
[3] Правохранительные органы /Под ред. И.К. Степнова.- М.: Финансы и статистика, 2003.
[4] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях
[5] Таблица сигналов МВД РФ
[6] Инструкция по планированию действий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах (14 января 2002 г. N 8дсп)
[7] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)
[8] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)
[9] Дударь Г. «Внимание, караул!» //Юрист.- 2001.- №7.
[10] Перемещение заключенных //Социс.- 2002.- № 1.
[11] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)
[12] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)
[13] Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (с изм. и доп. на 24.12. 2002)
[14] Постановление Минюста РФ «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных лиц и лиц, заключенных под стражу»
Дата: 2019-12-22, просмотров: 250.