Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо решать следующие задачи:
1. На основе изучения взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.
2. Прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реальных условий хозяйственной деятельности, наличия собственных и заемных ресурсов и разработанных моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
3. Разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.
Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется система показателей, характеризующих изменения:
· структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования;
· эффективности и интенсивности использования капитала;
· платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
· запаса финансовой устойчивости предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции сложно привести к сопоставимому виду. Относительные показатели финансового состояния анализируемого предприятия можно сравнить:
· с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
· с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
· с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы – с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки – для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики – для своевременного получения платежей; налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:
· множество субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
· разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
· наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
· ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
· ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
· максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа:
· горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
· вертикальный (структурный) анализ – определение структуры финансовых показателей;
· трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
· анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
· сравнительный анализ, который делится на:
внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений;
межхозяйственный – сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;
факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель[5].
Дата: 2019-12-22, просмотров: 282.