РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТЫ, КОНТРОЛЯ И РЕВИЗИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

Экономико-правовой факультет

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ ПРОВЕРКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» (№13)

Выполнила

студентка 4 курса

Лаптева Елена Владимировна

Руководитель

ст. преподаватель

Шевченко Илона Вадимовна

 

Одесса - 2010



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТЫ, КОНТРОЛЯ И РЕВИЗИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Содержание, классификация, оценка основных средств

1.2 Нормативное регулирование учета основных средств

1.3 Теоретические основы контроля и ревизии основных средств

1.4 Порядок проведения ревизии основных средств на предприятии

РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ АТП «15118»

2.1 Учет поступления основных средств на предприятие АТП «15118»

2.2 Учет амортизации (износа) основных средств

2.3 Учет выбытия основных средств

РАЗДЕЛ 3. РЕВИЗИЯ И КОНТРОЛЬ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

3.1 Ревизия поступления основных средств на АТП «15118»

3.2 Ревизия оценки основных средств. Ревизия арендных операций с основными средствами

3.3 Ревизия перемещения и списания основных средств

3.4 Ревизия амортизации основных средств

Заключение

Список использованной литературы



ВВЕДЕНИЕ

Действующее предприятие – это живой экономический организм, в котором бухгалтерский учет является способом отображения процессов, которые происходят в нем. Но бухгалтерский учет это не просто совокупность регистров и отчетных форм, это, прежде всего, стиль мышления – менталитет бухгалтеров и деловых людей, на профессиональные представления которых, безусловно, влияют национальные особенности.

В понятия и термины, которые применяются в Национальных бухгалтерских стандартах, заложен глубокий экономический смысл, адекватное понимание которого имеет решающее значение для правильного ведения учета и составления отчетности.

Поскольку основные средства являются одной из самых важных сфер предпринимательской деятельности, и этот раздел учета существует на каждом современном предприятии любой формы собственности и любого вида деятельности – этим обосновывается актуальность выбранной темы.

Вопросами учета и контрольно-ревизионной проверки основных средств занимались такие ученые, как Белуха Н.Т., Виговська Н.Г., Шутикова Ж.Ф., Петрова Е.В., Савицкий Б.П., Тамара Лихопой, Шинкаренко В.Г., Н.М.Малюга, Я.В.Лебедзевич, Л.Л.Горецька, Т.В.Давидюк многие другие.

Целью данной работы является исследование вопросов по бухгалтерскому учету и контрольно-ревизионной проверке основных средств.

В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

1. Изучение содержания, классификации и оценки основных средств, а также теоретических основ и порядка проведения контрольно-ревизионной проверки основных средств на предприятии.

2. Рассмотрение нормативного регулирования учета основных средств.

3. Исследования учета поступления, выбытия и амортизации основных средств.

4. Изучение ревизии поступления, перемещения и списания основных средств.

5. Рассмотрение вопросов, связанных с ревизией оценки основных средств и ревизией арендных операций с основными средствами.

6. Изучение ревизии амортизации основных средств.

Объектом исследования является бухгалтерский учет и контрольно-ревизионная проверка основных средств.

Предметом исследования является порядок организации учета и проведения контрольно-ревизионной проверки основных средств на автотранспортном предприятии «15118».

Во время проведения работы я использовала метод информационного поиска и статистический метод.



РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА, КОНТРОЛЯ И РЕВИЗИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Налог на прибыль

В соответствии с пп.5.2.5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97г. №283/97-ВР суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов и обязательных платежей включается в состав валовых расходов.


Таблица 2.1


Подход налоговый

Для ОФ групп 2, 3 и 4 амортизацию начисляют, начиная с квартала, следующего за кварталом их оприходования, независимо от состояния расчетов за такие ОФ. Позиция, если честно, довольно привлекательная. Основные аргументы налоговиков:

— правило первого события (п.11.2 Закона о прибыли) применимо только к валовым расходам и не имеет отношения к дате увеличения балансовой стоимости ОФ;

— пп.8.3.5 гласит, что "учет балансовой стоимости основных фондов, которые подпадают под определение групп 2,3 и 4, ведется независимо от времени ввода в эксплуатацию таких основных фондов".

Балансовую стоимость ОФ увеличивают на дату первого события: оплаты или получения (оприходования) автомобиля. Предложенный вариант допускает амортизацию авансов. Нам он несимпатичен, хотя имеет свои плюсы. Во-первых, уже упомянутая формула (см. пп.8.3.2 Закона о прибыли) предписывает увеличивать балансовую стоимость ОФ на "сумму расходов, понесенных на приобретение основных фондов в течение квартала, предшествовавшего расчетному. Во-вторых, то, что авансы, в принципе, можно амортизировать, доказывают пп.7.10.11 и пп.8.1.2 Закона о прибыли.

Подход классический.  

Балансовую стоимость ОФ группы 2 увеличивают не в момент понесения расходов (начисления/оплаты) на покупку объекта ОС, а при вводе его в эксплуатацию. Причем независимо от того, оплачен он или нет. Только после ввода в эксплуатацию объект начинает участвовать в хозяйственной деятельности, а значит, входит в категорию ОФ.

Бухгалтерский учет покупки ОС за деньги

Бухучет операций с основными средствами регулирует П(С)БУ 7 "Основные средства" [15].

Приобретенные ОС зачисляют на баланс по первоначальной стоимости. В нее в соответствии с п.8 П(С)БУ 7 входят следующие расходы:

· сумма, уплаченная продавцу (без косвенных налогов, которые компенсируются покупателю);

· регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, которые осуществляются в связи с приобретением права собственности.

· сумма ввозной пошлины;

· суммы косвенных налогов, связанных с приобретением ОС, которые не компенсируются предприятию (имеется в виду акцизный сбор и НДС);

· расходы на страхование рисков доставки;

· расходы на транспортировку;

· прочие расходы, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

В бухгалтерском учете амортизируют стоимость каждого отдельного объекта. Начисляют амортизацию ежемесячно начиная с месяца, следующего затем, в котором объект ОС стал пригодным для полезного использования. На сумму начисленной амортизации предприятие увеличивает расходы отчетного периода и износ основных средств (п.30 П(С)БУ 7). Метод амортизации (в П(С)БУ 7 их шесть) предприятие избирает самостоятельно.

А теперь пример.

Предприятие — плательщик НДС купило для руководителя по предоплате легковой автомобиль ВАЗ-21099 за 30 тыс. грн. (в т.ч. НДС - 5 тыс. грн.). Доставку произвела специализированная автотранспортная фирма, что обошлось в 360 грн. (в т.ч. НДС — 60 грн.). Стоимость страхования рисков доставки 100 грн. За регистрацию автомобиля в ГАИ уплатили 420 грн. Пенсионный сбор составил 900 грн., транспортный налог 50 грн. Бухгалтерский и налоговый учет приведем в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2

Бухгалтерский и налоговый учет

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Налоговый

    Дт Кт ВД ВР
1 Оплачена стоимость автомобиля 377 311 30000
2 Отражен налоговый кредит по НДС 641 644 5000
3 Оплачены услуги по доставке 377 311 360
4 Отражен налоговый кредит по НДС 641 644 60
5 Перечислен страховой платеж 655 311 100
6 Получен автомобиль (25000 + 300) 152 377 25300
7 Отражены расчеты по НДС (5000 + 60) 644 377 5060
8 Отнесен к первоначальной стоимости платеж за страхование рисков доставки 152 655 100
9 Начислен 3-процентный сбор в Пенсионный фонд и в бухучете включен в первоначальную стоимость автомобиля 152 642 900 900
10 Уплачен сбор в Пенсионный фонд 642 311 900
11 Оплачена регистрация автомобиля в ГАИ 377 311 420
12 Включена стоимость регистрации в первоначальную стоимость авто 152 377 420
13 Начислен транспортный налог 92 641 50 50
14 Перечислен транспортный налог 641 311 50
15 Введен автомобиль в эксплуатацию (25300+ 100 + 900 + 420)* 105 152 26720
16 Списаны административные расходы 791 92 50  

 

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма грн

Налоговый учет

Дт Кт ВД ВР 1 Отражена стоимость корпоративных прав, принадлежащих предприятию А 46 40 50000 — — 2 Получен автомобиль 152 46 50000 — — 3 Оплачена регистрация автомобиля в ГАИ 377 311 480 — — 4 Включена стоимость регистрации в первоначальную стоимость авто 152 377 480   — 5 Начислен транспортный налог 92 641 200 — 200 6 Перечислен транспортный налог 641 311 200 — — 7 Введен автомобиль в эксплуатацию (50000 + 480) 105 152 50480 — — 8 Списаны расходы 791 92 200 — —

БЕСПЛАТНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ОС

Случается, что предприятию ОС достались бесплатно. Но все мы знаем, что бесплатный сыр — только в мышеловке. С дармовыми ОФ у бухгалтера хлопот еще больше. Да и предприятию такие подарки не особо выгодны. А почему? Сейчас в этом разберемся.

Для начала выясним, что считать бесплатно полученным объектом ОС? В п. 1.23 Закона о прибыли сказано, что бесплатно предоставленные товары — это "товары, которые предоставляются налогоплательщиком согласно договорам дарения, другим договорам, не предусматривающим денежной или другой компенсации стоимости таких материальных ценностей и нематериальных активов или их возврата, либо без заключения таких соглашений".

Это касается и ОФ. Ведь, как мы уже неоднократно говорили, товары в контексте Закона о прибыли [1] включают в себя все материальные активы, в т.ч. ОФ.

Руководствуясь пп .4.1.6 Закона о прибыли, стоимость бесплатно доставшегося объекта ОС предприятие включает в валовой доход. По общепринятому мнению, его увеличивают на стоимость ОФ, обозначенную в первичных (передаточных) документах. НДС, указанный поставщиком (дарителем) в накладной на передачу ОС, не попадает в налоговый кредит согласно пп.7.4.4 Закона о НДС: приобретая товары, стоимость которых не подлежит амортизации, налогового кредита не увеличивают. Большинство налогоплательщиков входной НДС, указанный в передаточных документах, тоже включают в валовой доход. Они руководствуются тем, что по Закону о прибыли валовой доход увеличивают на стоимость бесплатных товаров. А последняя содержит и НДС (если, конечно, даритель — плательщик этого налога).

Если же стоимость ОС документально не закреплена, рекомендуем оценить его самостоятельно, отразив все в документе произвольной формы (например, в акте). Также можно прибегнуть к услугам профессиональных оценщиков. И хотя в Законе о прибыли нет указаний увеличивать валовой доход исходя из обычной цены подарка, осторожные налогоплательщики максимально приближают оценку ОС к рыночной (обычной) цене.

В бухучете первоначальная стоимость ОС будет равна его справедливой стоимости на дату получения, увеличенной на расходы, перечисленные в п.8 П(С)БУ 7 Ясно, что бесплатный объект ОС не увеличивает бухгалтерского дохода. Его признают постепенно в сумме начисленной бухгалтерской амортизации. Так предлагает поступать Инструкция № 291. [12]

Перейдем к примеру.

Предприятие бесплатно получило основные фонды—автомобиль «Daewoo Lanos ТА486" стоимостью 30 тыс. грн., в т.ч. НДС 5 тыс. грн. (справедливая стоимость и обычная стоимость — одинаковы). Услуги по доставке обошлись в 120 грн., в т.ч. НДС— 20 грн. За регистрацию автомобиля в ГАИ уплачено 400 грн. Пенсионный сбор — 900 грн., транспортный налог — 80 грн. Бухгалтерский и налоговый учет приведем в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4

Налог на прибыль.

Подпункт 7.1.1 Закона о прибыли предписывает определять доходы и расходы от бартерных операций исходя из договорных цен, но не ниже обычных.

Мы склоняемся к тому, что у налогоплательщика есть все основания отказаться от обычных цен при бартере ОФ. Главный аргумент в нашу пользу—то, что при продаже ОФ доход либо вообще не возникает (как для групп 2, 3 и 4), либо его все же фиксируют, но не в чистом виде, а в размере превышения выручки от реализации над балансовой стоимостью объекта ОФ. Еще аргумент — Закон о прибыли не предусматривает механизма применения обычных цен при бартере (продаже) ОФ. Стало быть, тем, кто "за" обычные цены, придется выдумывать его самостоятельно. И поскольку, вероятнее всего, налоговики будут тоже "за" обычные цены[1], для вашего удобства мы приведем один из вариантов налогового учета с обычными ценами.

Бухучет бартера.

Бухгалтерский учет, в отличие от налогового, разграничивает обмен подобными и неподобными активами.

П(С)БУ 7 понимает под первыми объекты с одинаковыми функциональным назначением и справедливой стоимостью. Согласно п.9 П(С)БУ 15 "Доход" при обмене подобными активами доход не признают. Первоначальная стоимость актива при обмене на подобный объект будет равна меньшей из двух стоимостей: остаточной стоимости переданного объекта основных средств или его справедливой стоимости. Если остаточная стоимость переданного вами объекта больше справедливой, на разницу увеличивают расходы отчетного периода(п.12П(С)БУ7).

При обмене на неподобные активы, что встречается чаще всего, доход признают в размере справедливой стоимости полученного основного средства, уменьшенной (увеличенной) на сумму переданных (полученных) денежных средств, если обмен происходил с частичной оплатой (п.23 П(С)БУ 15).

Когда справедливую стоимость полученного объекта ОС точно определить невозможно (это бывает достаточно редко), п.24 П(С)БУ 15 предписывает признавать доход на уровне справедливой стоимости активов, работ, услуг (кроме денег и их эквивалентов), переданных вами по бартеру.

Первоначальная стоимость ОС, полученных в обмен на неподобный объект, равна справедливой стоимости переданных активов, увеличенной (уменьшенной) на сумму денежных средств, уплаченных (полученных) вследствие обмена с частичной оплатой (п.13 П(С)БУ 7).

Предприятие — плательщик НДС А приобретает по договору мены у предприятия — плательщика НДС Б грузовой автомобиль КамАЗ-53213. Его стоимость — 90 тыс.грн. (в т.ч. НДС - 15 тыс. грн.), она же равна обычной (справедливой) цене. По договору 30 тыс.грн. оплачивается деньгами, а 60 тыс.грн. — готовой продукцией

Бухгалтерский и налоговый учет мы представим в таблице 2.5.


Таблица 2.5


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, изменения, которые произошли за последние года в экономике Украины, требуют коренной перестройки управленческих функций государства, а контроль хозяйственной деятельности необходимо сосредоточить на выполнении таких заданий:

 - обеспечение выполнения государственных заявок, плановых заданий и платежей в государственный и местный бюджеты;

 - поиск внутрихозяйственных резервов, увеличение производства и повышение конкурентоспособности продукции, снижение затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов;

 - снижение непроизводственных затрат и убытков, предупреждение и выявление недостач, краж и случаев не целевого использования средств;

 - контроль над достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.

Контроль позволяет своевременно выявить и устранить те условия ифакторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность предприятия (фирмы) или отдельных его (ее) производственных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и подразделения предприятия, а также направления его деятельности способствуют достижению намеченных целей и повышению результативности деятельности предприятия.

Только при наличии комплексной оценки работы предприятия (ревизии не только основных фондов и нематериальных активов, но и кассовых операций, расчетов, материальных ценностей, финансовых результатов, фондов и отчетности) можно делать выводы об эффективности деятельности данной организации.

Данному предприятию можно дать следующие рекомендации:

1. Автоматизация формирования документов первичного учета на машинных носителях.

2. Разработка типовых проектных решений для технологического обеспечения автоматизированного решения с помощью ПЭВМ и сети АРМБ.

3. Внедрение системы 1С версии 8.0 для получения возможности сдавать финансовую и налоговую отчетность в электронном виде, для чего понадобится получение электронной подписи для директора и главного бухгалтера предприятия.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97.

2. Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97.

3. Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 16.01.03 г. №469.

4. Закон Украины "О дорожном движении" от 30.06.93 г. № 3353-ХП.

5. Закон Украины "Об автомобильном транспорте" от 05.04.01 г. №2344-111.

6. Закон Украины "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов" от 11.12.91 г. № 1963-ХН.

7. Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. №1058-IV.

8. Закон Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.03 г № 889.

9. Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. №2269-XII.

10.  Гражданський кодекс Украины.

11.  Декрет КМУ "О государственной пошлине" от 21.01.93 г. № 7-93.

12.  Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. №291.

13.  Инструкция по бухгалтерскому учету балансовой стоимости основных средств, утвержденная приказом МФУ от 24.07.97 № 159

14.  Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций. Инструкция по применению – Х.: Курсор. 2007.

15.  Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом МФУ от 27.04.2000 г. № 92

16.  Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 "Доход", утвержденное приказом МФУ от 29.11.99 г. № 290.

17.  Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденное приказом МФУ от 20.10.99 г. № 246.

18.  Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98г. №102.

19.  Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.01г. №1306.

20.  Порядок ведения учета прироста (убыли) балансовой стоимости покупных товаров (кроме активов, которые подлежат амортизации, ценных бумаг и деривативов), материалов, сырья (топлива), комплектующих изделий и полуфабрикатов на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции (в том числе малоценных предметов на складах), утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 11.06.98 г. № 124.

21.  Белуха Н.Т. Учет в автотранспортных хозяйствах. Гостехиздат УССР, 1963.

22.  Белуха Н.Т. Бухгалтерский учет на автомобильном транспорте. Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1989.

23.  Белуха Н.Т. Бухгалтерский учет и экономический анализ на автотранспортном предприятии. – М.: 1970.

24.  Виговська Н.Г. Удосконалення обліку амортизації: стан, проблеми, перспективи. Під редакцією Ф.Ф.Бутинця. – Житомир, 1998.

25.  «Все о бухгалтерском учете» от 14 мая 2002 №43 (710), спецвыпуск 82.

26.  «Все о бухгалтерском учете» от 12 мая 2004 №43 (954), спецвыпуск 121.

27.  Н.М.Малюга, Я.В.Лебедзевич, Л.Л.Горецька, Т.В.Давидюк, «Облік в галузях економічної діяльності: автотранспорт і будівництво». – Житомир, 2000.

28.  Петрова Е.В. Учет и отчетность на автомобильном транспорте: Ученик для техникумов / Е.В.Петорова, Н.Е.Чембер, Н.И.Александрова. – М: Транспорт, 1989.

29.  Савицкий Б.П. Практическое пособие по бухгалтерскому учету на автомобильном транспорте. – М: Транспорт, 1977.

30.  Тамара Лихопой «Справ очник начинающего бухгалтера», - Харьков, 2007.

31.  Шинкаренко В.Г. Накладне расходы автотранспортних предприятий. – М: Транспорт, 1983.

32.  Шутикова Ж.Ф. Бухгалтерський учет на автотранспортном предприятии. – М: Финансы и статистика, 2000 г.

 

 


[1] Их основные аргументы: пп.7.1.1 Закона о прибыли не конкретизирует вида активов, которые использовались для обмена, а также того, что под доходом имеется в виду именно валовой доход.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

Экономико-правовой факультет

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ ПРОВЕРКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» (№13)

Выполнила

студентка 4 курса

Лаптева Елена Владимировна

Руководитель

ст. преподаватель

Шевченко Илона Вадимовна

 

Одесса - 2010



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТЫ, КОНТРОЛЯ И РЕВИЗИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Содержание, классификация, оценка основных средств

1.2 Нормативное регулирование учета основных средств

1.3 Теоретические основы контроля и ревизии основных средств

1.4 Порядок проведения ревизии основных средств на предприятии

Дата: 2019-12-22, просмотров: 302.