Социальное неравенство является проблемой свойственной человеческому обществу на протяжении всей его истории. Оно появляется вместе с рождением человеческого сообщества, определяются его природой, различиями в способностях и возможностях самих людей, спецификой социальной среды их существования, и в различных формах и границах они имманентны всем фазам исторического развития общества, причем не исключая самую первую – первобытнообщинную. В этом смысле различные неравенства между людьми и группами людей существовали и будут существовать всегда, пока существует само человеческое сообщество.
Таким образом, главный вопрос в том, насколько объективно заданы и оправданы те неравенства, которые имеют место в разных типах общества.
Обращает на себя внимание и то, что сама проблема социального неравенство остается на периферии публичной политики. Складывается впечатление, что государство и общество стесняются обсуждать ее широко и публично. Как правило, проблематика неравенств становится предметом дискуссий в экспертной среде, в основном среди экономистов, социологов, политологов. А между тем, позиция общества по такому ключевому вопросу как социальные неравенства в пореформенной России должна быть обязательно выяснена и публично политически артикулирована. Только в этом случае данная позиция может стать реально воздействующей силой на формирование государственной политики, сглаживающей социальные неравенства.
Относительно города Тулы можно отметить, что социальное неравенство в Тульской области по сравнению с другими регионами РФ модно проследить по таким показателям как социально-экономическое положение домохозяйств, уровню заработной платы, показателям уровня жизни населения и другим индикаторам.
По сравнению с большинством областей Центра экономическое положение Тульской области более устойчиво, поэтому и по доходам населения она относится к "крепким середнякам", сохраняя этот статус и в 1999 г., когда доходы населения страны были самыми низким после дефолта, и в более благоприятном 2003 г. Однако в начальный период экономического роста (с 1999 по 2001 г.) области Центра, включая Тульскую, имели более низкие темпы роста реальных доходов населения не только по сравнению с ведущими экспортными регионами, но и с беднейшими субъектами РФ, получившими большие объемы федеральной помощи. В среднем по РФ реальные душевые доходы населения выросли на четверть, а в Тульской области — на 18%. В целом проводимая политика в Туле и Тульской области полностью отражает проводимую политику в России, об этом свидетельствует то, что с 1 января 2009 года действует региональный закон, устанавливающий различные меры социальной поддержки для всех многодетных семей. Для обеспечения доступным жильём молодым и многодетным семьям реализуются областные долгосрочные целевые программы. Среди них - программа «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы», в рамках которой молодой семье предоставляется социальная выплата в размере до 40% от расчётной стоимости жилья. Программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тульской области на 2009-2012 годы» предусматривает при получении ипотечного кредита предоставление социальной выплаты многодетным семьям в размере 40% от расчётной стоимости жилья.
Отдельные аспекты проблемы социального неравенства рассматривались в работах исследователей: И. Гаврилова, Л.М. Дробижева, А.Д. Еляков, Г.Ю.Семигин, Н.Е. Тихонова.[7]
Некоторые особенности социального неравенства в российских условиях разрабатывались исследователями: А.А. Баранов, В.Н. Бобков, Т.В. Дыльнова, И.М. Иванов, С.А. Инясевский О.И. , Шкаратан[8].
В данном исследовании будет обоснованным использование следующих теоретических подходов:
· Структурно-функциональный подход позволяет взглянуть на проблему исследования как на взаимодействие элементов, составляющих её сложную структуру и выполняющих ряд специфических функций, таких как социальная дифиринциация, как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организации, как стимул к продвижению.
· Системный подход будет использоваться для выявления влияния внешних условий на формирование и развитие социального неравенства как целостной системы. Обоснованность его применения состоит в том, что качество жизни и уровень доходов напрямую связаны с социально-экономической политикой, проводимой в регионе.
· Социокультурный подход позволит выявить и изучить в ходе исследования влияние структурных особенностей российского общества (менталитет, социальная мобильность, жизненные цели) на появление и развитие в нем социального неравенства.
· Неоинституциональный подход позволит нам изучить не группы и организации, а индивидов. Институты рассматриваются по аналогии с действующими в спорте правилами игры. Они задают систему положительных и отрицательных стимулов, направляя поведение людей, тем самым делая социальную среду более упорядоченной.
Формулировка проблемы. Несоответствие реально проводимой социальной политики в сфере экономики ожиданиям туляков в регионе, что приводит к увеличению разрыва между богатыми и бедными, и, как следствие, к увеличению уровня социального неравенства.
Теоретическим объектом исследования является социальное неравенство.
Эмпирическим объектом исследования является население города Тулы, люди в возрасте от 18 до 60 лет (272 респонндента, метод – массовый опрос)
Предмет исследования. Особенности и параметры социального неравенства в Тульском регионе, такие как социальная мобильность, жизненные ориентации, менталитет и др.
Цель исследования. Выявление факторов, влияющих на формирование и развитие социального неравенства в современном российском обществе, для формулирования рекомендаций направленных на минимизацию негативного эффекта от данного явления.
Задачи исследования.
· определение отношения Туляков к социальному неравенству;
· выявление причин социального неравенства в Туле;
· определение уровня социальной мобильности;
· определение равенства жизненных шансов представителей различных социальных групп;
· выявление неравенства повседневных условий жизни различных социальных групп и их жизненных шансов в сфере труда и потребления;
· установление представлений россиян о бедности и богатстве и мере оптимально допустимого неравенства;
· раскрытие особенностей реализуемой сегодня в стране социальной политики в контексте проблематики неравенства;
· формулирование рекомендаций по сглаживанию социльного неравентва на основе проведенного исследования.
Интерпретация понятий в системе объекта:
Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти.
Государство – это политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения.
Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Неравенство – ситуация диспропорционального распределения ресурсов, приводящая к нарушению равновесия в системе.
Таблица. Структурная операционализация в системе объекта.
показатель | переменная | индикатор |
Отношение к социальному неравенству | Как часто россияне испытывали чувство несправедливости всего происходящего вокруг | Всегда Часто Иногда Практически никогда |
Необходимо ли минимизировать социальное неравенство в России | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет | |
Удовлетворенность своим социальным статусом | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет | |
Причины социального неравенства | Экономические причины | Высокий уровень инфляции Низкий уровень дохода Несправедливое распределение доходов Затрудняюсь ответить Другое |
Политические причины | Проводимая социальная политика Неэффективная работа правительства в социальной сфере Коррупция, взяточничество, воровство чиновников Несовершенство законов Другое Затрудняюсь ответить | |
Личностные причины | Непрактичность людей, неумение экономить Внешние обстоятельства, судьба, разные причины Отсутствие образования, высокой квалификации Алкоголизм, наркомания Лень, нежелание работать, инертность Другое Затрудняюсь ответить | |
Сферы социального неравенства | Как бы вы оценили свое материальное положение по сравнению с большинством окружающих | Значительно лучше Несколько лучше Примерно такое же Несколько хуже Значительно хуже |
Как часто вы обращаетесь к медицинской помощи | Всегда Часто Иногда Редко Никогда | |
Доступе к медицинской помощи и рекреационным услугам | Одинакова для всех Богатые могут себе позволить лучшее Деньги не играют роли Затрудняюсь ответить | |
Доступность высшего образования | Одинакова для всех Богатые могут себе позволить лучшее Деньги не играют роли Затрудняюсь ответить | |
Возможность улучшения своего положения в обществе | Возможно Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Невозможно Затрудняюсь ответить | |
Способы улучшения положения в обществе | Экономические способы | Уменьшение инфляции, и роста цен Увеличение зарплат, пенсий, пособий Перераспределение доходов Затрудняюсь ответить Другое |
Политические | Проводимая политика политика Увеличение эффективности работы правительства Борьба с коррупцией, взяточничеством, воровством чиновников Совершенствование законов Другое Затрудняюсь ответить |
Интерпретация понятий в системе предмета:
Особенность – качество предмета или явления, отражающее его характерные черты.
Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).
Жизненный шанс – возможность индивида улучшить свое положение в обществе, используя собственные качества или условия внешней среды.
Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода.
Богатство - изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество.
Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.
Таблица. Структурная операционализация в системе предмета:
Социальная мобильность | Улучшилось ли ваше материальное положение в обществе за 2009 год | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затрудняюсь ответить |
Продвигались ли Вы вверх по карьерной лестнице за 2009 год | Да Нет | |
Меняли ли вы место работы за 2009 год при сохранении должности | Да Нет | |
Социальный достаток | Отношение к бедности в российском обществе | - отрицательное - нейтральное - положительное |
Отношение к богатству в российском обществе | - отрицательное - нейтральное - положительное | |
Максимально допустимый уровень различия в доходах между богатыми и бедными | - меньше 2 раз - 2-3 раза - 4-6 раз - 7-10 раз - больше 10 раз -другое | |
Социальная политика | Что лично вы получили от реформы в сфере образования | Образование стало доступней Снизиласть стоимость обучения в ВУЗе Повысилось качество образования Стало легче трудоустроиться сразу после окончания ВУЗа Ничего не приобрел Затрудняюсь ответить |
Что лично вы получили от реформы в сфере здравоохранения | Улучшилось обслуживание Здравоохранение стало доступнее Увеличился спектр предоставляемых бесплатных услуг Расширился спектр предоставляемых бесплатных лекарств Стало легче получить бесплатные лекарства Ничего не получил Затрудняюсь ответить | |
Что лично вы получили от реформы в сфере экономики | Увеличился уровень дохода Снизились цены на товары Увеличился ассортимент предоставляемых товаров широкого потребления Ничего не получил Затрудняюсь ответить | |
Что лично вы получили от реформы в сфере политики | Возрос уровень защищенности Уменьшился уровень коррупции Политика стала прозрачнее Выехать зарубеж стало проще и доступнее Ничего не получил Затрудняюсь ответить | |
Степень соответствия социальной политики ожиданиям россиян | Соответствует Скорее соответствует Скорее не соответствует Полностью не соответствует | |
Степень эффективности проводимой в России социальной политики | Эффективна Скорее эффективна Скорее неэффективна Полностью неэффективна | |
Как изменится ли в ближайшие 5-10 лет доля бедных при проводимых социальных реформах | Увеличится Уменьшится Не изменится Затрудняюсь ответить |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 223.