Исторически представление о карьере связано с продвижением сотрудника вверх по служебной лестнице организации в рамках того рода деятельности, который был им избран в начале трудовой жизни. Однако усиление конкурентной борьбы, стремление больше снижать издержки производства, информационные технологии и особое внимание к потребителю привели к снижению таких классических явлений, как «правильная расстановка» и «иерархическая структура». Организации убрали традиционные «ступеньки карьерной лестницы» и сосредоточили свое внимание на оптимальном использовании собственных «человеческих ресурсов».[3]
Смысл понятия «карьера» меняется. Как правило, люди останавливали свой выбор на какой-либо профессии и пытались найти организацию, в которой смогли бы применить свой труд в полной мере. Организация им в ответ должна была предоставить возможность карьерного роста. Карьера рассматривалась как «лестница» или «путь». Первое предполагает рост, последующее выдвижение на руководящие посты; второе – возможность планирования карьеры как пути, который уже был пройден каким-то сотрудником ранее. Устройство организации подразумевало возможность продвижения сотрудника вверх по многоуровневой иерархической лестнице. Менеджеры и профессионалы иногда достигали высокого положения, которое, как правило, рассматривалось не в качестве позиций для дальнейшего продвижения, а как мера достижения определенного уровня комфорта. Этот тип карьерной структуры основывается на внутреннем рынке рабочей силы организации. Организации подбирали молодых сотрудников и осуществляли их профессиональную подготовку по мере прохождения ими различных уровней организационной структуры, причем каждый уровень соответствовал определенному возрасту сотрудника. Таким образом, некоторые сотрудники с низшей должности занимали более высокие ступени по достижении ими определенного возраста или какого-то стажа.
На сегодняшний день обстановка изменилась. Краткий обзор произошедших изменений представлен в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Старые и новые условия карьеры
ДО | ПОСЛЕ |
Полная долгосрочная занятость | Временные контракты, неполная занятость |
Гарантированная занятость | Необеспеченность занятостью |
Узкая направленность карьерного роста | Повторяющиеся изменения в карьере |
Одна профессия на всю жизнь | Несколько сфер деятельности |
Одна компания на всю жизнь | Несколько компаний или свой бизнес |
Регулярные продвижения | Поддержка постоянной способности обеспечить себе занятость |
Многоуровневая организационная иерархия | Нечетко выраженные границы уровней |
Предсказуемые трудовые перемещения | Непредсказуемость трудовых перемещений |
Внутренний рынок труда | Внешний рынок труда |
Карьерой сотрудника управляет компания | Сотрудник сам управляет своей карьерой |
Организация способствует развитию людей | Саморазвитие |
Карьера в одном государстве | Карьера интернациональная |
Сегодня преобладают организации с одно- и двухуровневыми структурами. Следовательно, отличие между первым и вторым уровнями резко возросло; теперь для продвижения сотруднику требуется не столько количественный, сколько качественный скачок в развитии. Продвижение в рамках организации совершается из одного отдела в другой.
Вместо предсказуемого прогресса современные работники сталкиваются с непредсказуемостью своего служебного положения. У них уже нет уверенности в том, что они будут работать в рамках той же специальности, к которой были подготовлены; не могут быть уверены в сохранении своего места в организации.
Сегодня можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
1. Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное скорее с расширением инструментария и областей деятельности).
2. Внутриорганизационная карьера связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
- вертикальной карьеры – должностной рост;
- горизонтальной карьеры – продвижение внутри организации (работа в разных подразделениях одного уровня иерархии);
- центростремительной карьеры – продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Таким образом, современные исследователи стремятся рассматривать карьерный рост в контексте перемен, затрагивающих и работника компании, и саму компанию, и окружающую среду, в которой действует компания.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 213.