Проблемы совместных предприятий в Республике Беларусь и пути их решения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

совместный предприятие международное сотрудничество

Практика функционирования совместных предприятий показывает, что в процессе их деятельности возникает ряд проблем, вызванных различными причинами. Основными из них могут быть существенные различия партнеров по уровню развития производственного потенциала и определяемые ими возможности в принятии решений. Так одни из партнеров может отставать от другого в области ноу-хау, маркетинга, профессиональной подготовки кадров. Вследствие этого партнеры не всегда соответствуют друг другу по целеустановкам в отношении использования доходов и инвестиций, реализации готовой продукции.

Законы отдельных стран жестко регулируют использование иностранных инвестиций, что определяет доминирование местного партнера в управлении. Различия идеологического и национального характера воздействуют на экономический менталитет, опыт принятия решений, целеустановки, стиль руководства, управленческое поведение и другое.

Во многих странах допуск иностранных инвесторов для создания СП регулируется особым законодательством, затрудняющим реализацию ими своих стратегий и увеличивающих затраты капитала. Это касается и ограничения делового пространства в части сбыта продукции, перевода валюты и доходов за рубеж, управления предприятием и персоналом, финансовых и особенно инвестиционных решений и так далее.

 Учитывая эти проблемы, в каждом конкретном случае решению о создании СП должно предшествовать тщательное маркетинговое исследование зарубежного рынка.

В настоящее время в Республике Беларусь наиболее значимыми проблемами выступают отсутствие в необходимых объемах инвестиций в реальный сектор и несоответствие структуры вложений потребностям экономики страны (опережающие темпы роста капиталовложений в жилищное строительство по сравнению с вложениями в производственные объекты). Вместе с тем, как свидетельствует зарубежный опыт, без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики экономический рост практически невозможен (не менее 1/3 ВВП должно идти через сбережения и инвестиции). [6, с. 60]

Следует отметить, что незначительные объемы и их низкая эффективность сказываются на углублении технологического отставания в различных отраслях промышленности, прежде всего наукоемких. Вместе с тем результативное инвестирование может и должно рассматриваться как необходимое условие занятия Беларусью достойного места в мировом разделении труда. Выход на мировые рынки возможен только с высококачественной, наукоемкой продукцией.

Наблюдается также значительная неравномерность отраслевой инвестиционной активности. Это проявляется в относительно более высокой доле капиталовложений в отраслях перерабатывающей промышленности и явно недостаточном инвестировании развития высокотехнологичных наукоемких отраслей.

Государство также не располагает на сегодняшний день достаточными финансовыми ресурсами для инвестирования даже на приоритетных направлениях реформирования экономики, что в целом сдерживает процесс структурных преобразований, не способствует повышению конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя, не позволяет эффективно и быстро решать острые социальные и экологические проблемы.

В этой связи необходима выработка научно обоснованной инвестиционной политики, результатом которой должно стать как существенное увеличение объемов, так и повышение эффективности инвестирования. Принимая во внимание ограниченность внутренних инвестиционных ресурсов Республики Беларусь, представляется целесообразным привлечение и эффективное использование прямых иностранных капиталовложений.

В настоящее время в Беларуси созданы определенные предпосылки для развития и эффективного функционирования совместных предприятий. К числу наиболее значимых можно отнести: уровень экономического развития, ориентацию экономики страны на осуществление рыночных преобразований; конкурентоспособность отечественной рабочей силы; выгодное транспортно-географическое положение страны.

Для обеспечения устойчивого роста СП необходимо создание предпосылок, способствующих улучшению экономических результатов их деятельности при максимальном воздействии интенсивных факторов на динамику производства с учетом состояния макросреды, обуславливающей влияние данных предприятий на развитие национальной экономики. Поэтому целесообразно смоделировать систему рационального взаимодействия СП с основными компонентами политико-правового и организационно-экономического пространства, в которое они помещены. Для реализации данной цели должны быть обоснованы мероприятия, направленные на достижение эффективного функционирования СП в РБ, включающие совершенствование государственной политики стимулирования развития международного совместного предпринимательства и обеспечивающее формирование механизма результативной деятельности СП. Данный механизм должен основываться на определении целесообразности и возможности создания и развития СП в экономике с учетом национальных интересов и степени вовлеченности государства в международное инвестиционное сотрудничество; предполагать многоуровневую оценку макроэкономического воздействия СП и их микроэкономической эффективности; выступать действенным стимулом активизации международного совместного предпринимательства.

Для этого необходимо:

- стимулировать поток инвестиций в экспортоориентированные и импортозамещающие производства;

- развивать систему государственного страхования иностранных инвестиций в приоритетные отрасли;

- разработать механизм налогового стимулирования хозяйственной деятельности конкурентоспособных СП, основанного на заключении с ними особых налоговых договоров. При этом налоговые льготы целесообразно предоставлять дифференцированно: либо на всю налогооблагаемую базу, либо только на ее прирост в зависимости от эффективности инвестиционно перспективных предприятий;

- создать целесообразную систему экономической поддержки развития СП в различных регионах республики, реализация которой возможна преимущественно через дальнейшее развитие свободных экономических зон; [9, с. 8]

- сформировать свободный валютный рынок (что предполагает гарантированный доступ к конвертации национальной и иностранной валюты и обеспечения единого и стабильного обменного курса рубля с учетом спроса и предложения), создавая основы для совершенствования механизма валютной самоокупаемости СП;

- развивать отечественный фондовый рынок и активизировать привлечение портфельных инвестиций за счет обеспечения взаимного доступа к котировкам на биржах РБ и иностранных государств ценных бумаг друг друга. Это положительно отразится на привлечении иностранного капитала на отечественный фондовый рынок;

- оказывать государственную поддержку инвесторам, осуществляющих финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов. При этом критериями отбора первоочередных инвестиционных проектов с учетом международной практики являются: валютоокупаемость, степень реализуемости, экологичность, срок окупаемости затрат (преимущественно до 2-ух лет), возможность подъема производства и отраслей, важных для жизнеобеспечения Республики в целом, увеличения экспорта, развития научно-технического потенциала передовых производств, импортозамещения, создания эффективно функционирующих хозяйствующих субъектов, стабилизации финансово-экономического положения предприятия и отрасли в целом. [6, с. 68]

Таким образом для достижения краткосрочных целей изменения инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом в лучшую сторону и создания большего числа совместных предприятий необходимо реализовать в ближайший период следующие первоочередные задачи:

- усовершенствовать кредитование, чтобы иметь достаточно денежных средств на проекты;

- подобрать полную информацию о состоянии рынков других стран и мирового рынка, иметь долгосрочную стратегию и четкий бизнес-план;

- совершенствовать и стабилизировать законодательную базу, разработать нормативные правовые акты, которые могли бы работать без внесения регулярных изменений и дополнений;

- упростить процедуру регистрации предприятия, сократить перечень

документов, необходимых для регистрации;

- перейти от сплошного осуществления проверок СП к избирательным проверкам, унифицировать данную процедуру, улучшить координацию контролирующих органов.

- ввести в действие изменения в налоговое законодательство только с нового финансового года или предусмотрение определенного адаптационного периода для организаций, согласовывать нормативные акты разных учреждений (например, Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам). [4, с. 144-145]



Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.