Лекарева Виталия Васильевича
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра гражданского права

Курсовая работа

на тему:

«Правовое регулирование предпринимательства в Республике Беларусь (общая характеристика)»

 

Студента 4 курса 1 группы

(заочное отделение)

Лекарева Виталия Васильевича

Научный руководитель:

Ст. преподаватель Храпуцкий

Александр Фёдорович

 

Минск 2006

 



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие и законодательное регулирование предпринимательства

1.1 Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности

1.2 Законодательство о предпринимательстве

2. Субъекты предпринимательской деятельности

2.1 Общие положения о субъектах предпринимательской деятельности

2.2 Порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности

2.2.1 Способы и порядок создания коммерческих организаций

2.2.2 Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей

2.3 Права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательской деятельности

2.3.1 Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

3. Правовое регулирование прекращения предпринимательской деятельности

3.1 Прекращение деятельности юридических лиц

3.2 Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей

Заключение

Список литературы



ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь человека, его социальное развитие непосредственно связано с производством и потреблением всевозможной материальной и духовной продукции.

Но как известно, есть народная мудрость, которая гласит: «из ничего ничего не бывает». Из этого мудрого изречения можно сделать вывод о том, что все потребляемые людьми материальные и нематериальные блага производят люди в процессе хозяйственной деятельности. Из этого можно сделать вывод о том, что осуществление хозяйственной деятельности является необходимым условием развития общества и государства, средством обеспечения достойного существования человека.

Хозяйственная деятельность – понятие общее, которое включает в себя непосредственно предпринимательскую деятельность, осуществляемую с целью извлечения прибыли, и деятельность по производству продукции или выполнению работ, используемых для личного, семейного потребления, и не связанную с извлечением прибыли. Таким образом, предпринимательская деятельность является одним из видов хозяйственной деятельности.

Право занятия предпринимательской деятельности предоставляет, прежде всего, Конституция Республики Беларусь.[1] Нормы Конституции содержат сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется.

Вступив на путь предпринимательской деятельности, человек становится участником сложных и нередко противоречивых отношений с партнёрами по своей деятельности, конкурентами, наёмными работниками и государством.

Предпринимательство занимает немаловажную роль в политической и экономической системе государства.

Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора определённых путей становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в нашем государстве в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование предпринимательства. Белорусское законодательство далеко от состояния, отвечающего требованиям современного развития предпринимательства.

Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства. Оно осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.

Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, в частности правовому государству. Задача происходящих преобразований в экономической и политических системах, с точки зрения регулирования предпринимательства, должна состоять в том, чтобы государство являлось органом, который будет выражать, и защищать интересы хозяйствующего субъекта.

В своей курсовой работе я раскрою саму сущность предпринимательской деятельности, а также роль государства в контроле над осуществлением предпринимательской деятельности субъектами хозяйствования и его основные функции как ускорителя предпринимательского процесса.

 



Общие положения о субъектах предпринимательской деятельности

Для того, чтобы стать предпринимателем, свободно и на законных основаниях заниматься деятельностью, связанной с извлечением прибыли или личного дохода, необходимо приобрести статус предпринимателя. Следовательно, предприниматель – это понятие двоякое. С одной стороны, это лицо, которое осуществляет общеполезную деятельность, не запрещённую законом, от которой имеется выгода не только для самого предпринимателя, но и для государства, других членов общества; лицо, которое наделено в установленном порядке дополнительными, по сравнению с другими гражданами, юридическими правами и обязанностями, имеющее особый правовой и экономический интерес.

Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации в установленном законом порядке. Регистрация – это акт, признающий право данного лица заниматься предпринимательской деятельностью и разрешающий такую деятельность.

С другой стороны, регистрируя лицо в качестве предпринимателя, государство тем самым берёт его под свою защиту, принимает на себя обязанность по созданию нормальных условий для такой деятельности и её государственной поддержке.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица.

По общему правилу, под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в соответствии со ст. 11 Конституции Республики Беларусь пользуются на ее территории правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, прежде всего, должен обладать правоспособностью и дееспособностью.

Гражданская правоспособность – это способность иметь гражданские права и обязанности.

Гражданская правоспособность не является естественным свойством гражданина. Ею наделяет родившегося человека государство, принявшее закон. Она – общественно-юридическое явление и не что иное, как юридическая возможность.

Содержание правоспособности гражданина определено статьей 17 ГК. В соответствии со статьей гражданин может иметь имущество на праве собственности; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Все граждане обладают равной правоспособностью, т.е. объем правоспособности всех граждан одинаков.

Но здесь необходимо сказать об ограничениях некоторых работников в праве заниматься предпринимательской деятельностью. Так, ст. 2 Закона «О предпринимательстве» от 28 мая 1991 года не допускает, чтобы должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, занимались предпринимательской деятельностью; закон от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь[20]» предусматривает, что служащие государственного аппарата не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников принимать участие в управлении субъектами хозяйствования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; также согласно ч.2 п.5 ст.8 Закона «О статусе военнослужащих[21]» 13 ноября 1992г военнослужащим запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, оказывать услуги с использованием служебного положения и получать за это вознаграждение.

Но физические лица обладают не только гражданской правоспособностью, но и гражданской дееспособностью.

Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объеме она возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению восемнадцатилетнего возраста (п.1 ст.20 ГК). Но законом предусмотрено исключение из правила.

Несовершеннолетний, которому уже исполнилось шестнадцать лет и который работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 26 ГК), а также гражданин, вступивший в брак, не достигнув совершеннолетия, обретают полную дееспособность с момента принятия решения об эмансипации или со времени регистрации брака – т.е. они могут заниматься предпринимательской деятельностью до достижения восемнадцатилетнего возраста. При этом родители, усыновители или попечитель не несут ответственности по обязательствам указанных лиц. Таким образом, предпринимательскую деятельность может осуществлять достигший восемнадцати лет, эмансипированный либо вступивший в брак гражданин, не ограниченный судом в дееспособности, а также гражданин в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет при наличии согласия родителей, усыновителей или попечителя.

Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Этот режим распространяется и на осуществление ими предпринимательской деятельности в нашей стране. Так, в соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 3 июня 1993 года «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства»[22] иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена законодательством либо для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.

Основными субъектами предпринимательской деятельности выступают юридические лица, являющиеся коммерческими организациями действующие в различных организационно – правовых формах. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с предметом и целями своей деятельности, указанными в их учредительных документах.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо – это организация, т.е. объединение лиц, которое имеет организационное единство, обособленное имущество, вправе и должен самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам своим имуществом, а также выступать в гражданском обороте и в любом суде от своего имени.

Юридические лица в зависимости от цели их деятельности делятся на коммерческие и некоммерческие организации (п. 1 ст. 46 ГК).

Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских хозяйств).

К некоммерческим относятся организации, не преследующие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных и других целей, направленных на достижение общественных благ, а также для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан либо граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных ГК и другими законодательными актами.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Как и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, так и юридические лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность юридического лица – это его способность иметь гражданские права и принимать обязанности. Она возникает у юридического лица в момент его создания (п.3 ст.45), а оно признается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.47 ГК). Пределы правоспособности юридического лица определены пунктом 1 статьи 45 ГК.

Гражданская дееспособность (способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности) юридического лица возникает одновременно с гражданской правоспособностью. Она осуществляется его органами, действующими в пределах прав, предоставленных им по закону или уставу (положению).

 



Заключение

Изучая проблему правового регулирования предпринимательства, я пришёл к выводу, что предпринимательство, в целом, не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для Республики Беларусь. Государство всегда активно вмешивалось в деятельность субъекта хозяйствования, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

Необходимость государственного воздействия определяется, на мой взгляд, такими требованиями охраны публичных интересов, как: обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование государственного бюджета; защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; обеспечение занятости населения; обеспечение безопасности и обороны страны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма; соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательской деятельности и иностранном инвестировании.

Конституция Республики Беларусь обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся в республике материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений.

Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется определением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

Таким образом, регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии.

Исследуя правовое регулирование предпринимательства, я могу выделить те аспекты, развитие которых позволит государству наиболее эффективно регулировать предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в нашем государстве:

1. нормативно – правовое обеспечение предпринимательства;

2. развитие прогрессивных финансовых технологий;

3. создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально – технических и информационных ресурсов, а также научно – технических разработок и технологий;

4. установление упрощённого порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчётности.

 



Список литературы

1. Алейников А.Н. Предпринимательская деятельность: Учебно-практ. пособие. М.: Новое знание, 2003. С.21-23; 64-66.

2. Анохин В.С. Предпринимательское право: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. С. 62-88.

3. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие /Под ред. проф. Лапусты М.Г. М.: Инфра-М, 2003. С.27-44.

4. Большой толковый словарь русского языка /Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. С. 630.

5. Вабищевич С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь. Мн.: Молодежное, 2003. С.32-42.

6. Вабищевич С.С., Маньковский И.А. Правовое регулирование коммерческой деятельности. Мн., год издания?

7. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. (С измен. и дополн. от 14 июля 2000г.; 3 мая 2001г.; 4 января 2002г.; 25 мая 2002г.; 24 июня 2002г.; 17 июля 2002г.; 4 января 2003г.; 26 июня 2003г; 8 января 2004г.; 18 августа 2004г.; 4 мая 2005г.) //Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. №7-9. Ст.101; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №69. 2/190; 2001. № 46. 2/750; 2002. №7. 2/828; №62. 2/853; №75. 2/862; №84. 2/877; №128. 2/897;2003. №8. 2/932; №74. 2/961; 2004. №4. 2/1016; №137. 2/1065; 2005. №73. 2/1106.

8. Гражданское право. Часть 1: Учебник /Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. М.: Издательство ТЕИС , 1996. 522с.

9. Гражданское право: Учебник. В 2-х ч. Часть 1 /Под общей ред. В.Ф. Чигира. Мн.: Амалфея, 2000.

10. Декрет Президента Республики Беларусь «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» от 27 января 2003г. №4 (С измен. и дополн. от 12 ноября 2003г., 25 мая 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2003. №14. 1/4342; №127. 1/5084; 2004. №86. 1/5539. –утратил силу.

11. Декрет Президента республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003г. №17 (С измен. и дополн. от 3 мая 2004 г., 8 ноября 2004). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №79. 1/4779; 2004. №71. 1/5490.

12. Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах социальной защиты граждан» от 25 июля 2002 г. №18 (С измен. и дополн. от 27 января 2003г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. №185. 1/3893; 2003. №13. 1/4341.

13. Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» 16 марта 1999г. №11 (С измен. и дополн. от 16 ноября 2000г.; 17 декабря 2002г.; 11 сентября 2003г.; 8 октября 2003г.; 12 ноября 2003г.; 9 марта 2005г.; 1 июля 2005г.; 22 ноября 2005г.; 10 апреля 2006г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №23. 1/191; 2000. №109. 1/1779; 2002. №142. 1/4230; 2003. №105. 1/4909; №113. 1/4994; №127. 1/5084; 2005. №40. 1/6300; №106. 1/6684; №188. 1/6930; 2006. №58. 1/7426.

14. Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» 16 марта 1999г. №11 (С измен. и дополн. от 16 ноября 2000г.; 17 декабря 2002г.; 11 сентября 2003г.; 8 октября 2003г.; 12 ноября 2003г.; 9 марта 2005г.; 1 июля 2005г.; 22 ноября 2005г.; 10 апреля 2006г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №23. 1/191; 2000. №109. 1/1779; 2002. №142. 1/4230; 2003. №105. 1/4909; №113. 1/4994; №127. 1/5084; 2005. №40. 1/6300; №106. 1/6684; №188. 1/6930; 2006. №58. 1/7426.

15. Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении реализации задолженного имущества» от 27 января 2003г. №5 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №13. 1/4343.

16. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие. Мн.: Высшая школа, 1997.

17. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000. С. 29.

18. Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. (С измен. и дополн. от 29 июня 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №70. 2/953; 2004. №120. 2/1053.

19. Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» от 3 июня 1993 года (В редакции Закона Республики Беларусь от 19 июля 2005г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. №121. 2/1138.

20. Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г. (С измен. и дополн. от 15 января 1992г.; 18 января 1994г.; 15 июля 1997г.; 31 декабря 1997г.; 10 января 2000г.; 14 июня 2003г.; 30 июля 2004г.) //Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. №19. Ст.269; 1992. №6. Ст.105; 1994. №6. Ст.72; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. №27. Ст.482; 1998. №2. Ст.7; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №7. 2/133; 2003. №70. 2/952; 2004. №122. 2/1056.

21. Закон Республики Беларусь «О статусе военнослужащих» от 13 ноября 1992г. (С измен. и дополн. от 15 марта 1993г.; 15 февраля 1995г.; 22 марта 1995г.; 6 января 1998г.; 31 декабря 1999г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №28. Ст.497; 1993. №14. Ст.137; 1995. №17. Ст.182; №19. Ст.232; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №2. Ст.12; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №5. 2/126.

22. Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г. (С измен. и дополн. от 11 апреля 1995г., 6 января 1998г., 30 июля 2004г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №35. Ст.552; 1995. №95. Ст.233; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №2. Ст.11; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 122. 2/1056.

23. Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994г. «О бухгалтерском учете и отчетности» (В редакции Закона 25 июня 2001г.; 17 мая 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. №63. 2/785; 2004. №77. 2/1027.

24. Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991г. «Об акцизах» (С измен. и дополн. от 30 декабря 1997г.; 13 мая 1999г.; 13 июля 1999г.; 31 января 2000г.; 8 января 2002г.; 11 июля 2003г.; 1 января 2004г.; 31 декабря 2005г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №3. Ст.53; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №4. Ст.22; 1999. №21. Ст.340; №30. Ст.440; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №13. 2/142; 2002. №8. 2/835; 2003. №79. 2/967; 2004. №4. 2/1009; 2006. №6. 2/1177.

25. Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991г. «О подоходном налоге с физических лиц» (В редакции Закона от 9 декабря 2005г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. №6. 2/1175.

26. Закон Республики Беларусь от 22 декабря 1991г. «О налогах на доходы и прибыль» (С измен. и дополн. от 17 марта 1992г.; 22 декабря 1992г.; 10 декабря 1993г.; 24 февраля 1994г.; 29 декабря 1994г.; 19 апреля 1996г.; 13 ноября 1996г.; 8 июля 1997г.; 30 декабря 1997г.; 9 декабря 1998г.; 13 мая 1999г.; 2 декабря 1999г.; 31 января 2000г.; 29 декабря 2000г.; 30 июля 2001г.; 8 января 2002г.; 24 июля 2002г.; 28 декабря 2002г.; 4 января 2003г.; 1 января 2004г.; 18 ноября 2004г.; 31 декабря 2005г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №4. Ст.77; 1992. №12. Ст.206; 1993. №3. Ст.27; 1994. №3. Ст.24; №11. Ст.151; 1995. №6. Ст.57; 1996. №12. Ст.158; №35. Ст.630; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. №28. Ст.484; №36. Ст.768; 1999. №1. Ст.5; №21. Ст.340; №34-35. Ст.522; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №13. 2/142; 2001. №4. 2/228; №73. 2/794; 2002. №8. 2/835; №87. 2/883; 2003. №3. 2/915; №8. 2/932; 2004. №4. 2/1009; №189. 2/1087; 2006. №6. 2/1177.

27. Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991г. «О налоге на недвижимость» (С измен. и дополн. от 17 марта 1992г.; 22 декабря 1992г.; 10 декабря 1993г.; 28 апреля 1994г.; 29 декабря 1994г.; 3 марта 1995г.; 26 марта 1996г.; 20 июня 1996г.; 31 января 2000г.; 29 декабря 2000г.; 8 января 2002г.; 24 июля 2002г.; 28 декабря 2002г.; 1 января 2004г.; 14 июля 2004г.; 18 ноября 2004г.; 31 декабря 2005г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №3. Ст.59; №12. Ст.206; 1993. №3. Ст.27; 1994. №3. Ст.24; №17. Ст.279; 1995. №6. Ст.57; №17. Ст.189; 1996. №9. Ст.118; №23. Ст.414; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №13. 2/142; 2001. №4. 2/228; 2002. №8. 2/835; №87. 2/883; 2003. №3. 2/915; 2004. №4. 2/1009; №111. 2/1052; №189. 2/1087; 2006. №6. 2/1177.

28. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 декабря 1984г. //Собрание законов Белорусской ССР, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений Совета Министров Белорусской ССР. 1984. №35. Ст.505.

29. Комментарий к ГК Республики Беларусь в двух книгах. Книга 1, Книга 2. /Под ред. В.Ф.Чигира. Мн.: Амалфея, 2000.

30. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. (С измен. принята на республиканских референдумах от 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №1. 1/0; 2004. №188. 1/6032.

31. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право в 2-х томах Том 1. Общие положения: Курс лекций. М.: Издательство БЭК, 1994. С.35-39.

32. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин – т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. С. 719.

33. Паращенко В.Н. Хозяйственное право Республики Беларусь. В 2ч. Ч. 2. Особенная часть. Мн.: ПолиБиг, 1999.

34. Паращенко В.Н. Хозяйственное право Республики Беларусь. В 2ч. Ч. 1. Общие положения. Мн.: Веды, 1998.

35. Подгруша В. Юридический справочник современного гражданского права (ОТ "А" ДО "Я") Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 января 2005г. //Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. ‑ Минск, 2006.

36. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь «Об утверждении Правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь» 28 сентября 2000г. №24.12 (С измен и дополн. от 22 декабря 2000г.; 30 мая 2001г.; 27 декабря 2001г.; 28 августа 2002г.; 11 ноября 2002г.; 20 мая 2003г.; 2 июля 2003г.; 30 апреля 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №111. 8/4333; 2001. №12. 8/4696; №59. 8/6221; 2002. №15. 8/7703; №105. 8/8549; №130. 8/8770; 2003. №65. 8/9609; №82. 8/9799; 2004. №76. 8/10973.

37. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 апреля 1999г. №550 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №35. 5/689.

38. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах ведения единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 17марта 2003г. №359 (С измен. и дополн. от 29 сентября 2003г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №38. 5/12186; 2003. №112. 5/13116.

39. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года №516» от 3 октября 2001г. №1448 (С измен. и дополн. от 9 октября 2001г., 22 июля 2002г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 95. 5/9137. №97. 5/9160. 2002. № 85. 5/10838.

40. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О форме специального разрешения (лицензии) и о порядке её заполнения» от 10 октября 2003г. №1310 (С измен и дополн. от 19 декабря 2003г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №116. 5/13185; 2004. №2. 5/ 13597.

41. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17марта 2003г. №359 «О некоторых вопросах ведения единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (С измен. и дополн. от 29 сентября 2003г. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 38. 5/12186; № 112. 5/13116.

42. Постановлением Кабинет Министров «Об утверждении Положения о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставной фонд юридического лица» от 12 февраля 1996г. (С измен и дополн. от 30 сентября 1997г,; 24 февраля 1999г.) //Собрание указов Президента и постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь. 1996. №5. Ст.120; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. №28. Ст.920; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 20. 5/341.

43. Постановления Совета Министров «Вопросы Министерства финансов» от 31 октября 2001 г. №1585 (С измен. и дополн. от 6 декабря 2001г.; 18 декабря 2002г.; 25 февраля 2003.; 17 марта 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105. 5/9328; №117 5/9544; 2002 № 143. 5/11674; 2003. № 26. 5/12024; 2004. № 53. 5/13967.

44. Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия /М.Г. Пронина, В.А. Витушко, Л.М. Орлова и др.; Под общей ред. М.Г. Прониной. Мн.: Высш. школа, 2000.

45. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999г. (С измен. и дополн. от 8 мая 2002г.; 24 июня 2002г.; 4 января 2003г.; 14 июня 2003г.; 22 июля 2003г.; 3 августа 2004г.; 4 мая 2005г.; 19 июля 2005г.; 15 декабря 2005г.; 31 декабря 2005г.; 9 января 2006г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №76. 2/50; 2002. № 55. 2/847; №75. 2/861; 2003. №8. 2/922; №80. 2/969; №83. 2/974; 2004. №123. 2/1058; 2005. №73. 2/1110; №74. 2/1112; №120. 2/1134; №121. 2/1137; 2/1139; 2/1140; 2006. №1. 2/1168; №6. 2/1179; №9. 2/1194.

46. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» от 18 июня 2005г. №285 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. №103. 1/6561.

47. Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь» от 22 февраля 2000г. №82 (С измен. и дополн. от 4 апреля 2002г., 15 июля 2002г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №23. 1/1035; 2002. №43 1/3612; №82. 1/3854.

48. Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999г. №673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (С измен. и дополн. от 6 декабря 2001г.; 12 ноября 2003г.; 25 мая 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 89. 1/788. 2001. № 117. 1/ 3286; 2003. № 127. 1/ 5083; 2004. №86. 1/5546.

49. Хозяйственное право: Ученик для вузов. Том 1 и 2 /Отв. ред. проф. В.С. Мартемьянов. М.: Издательство БЕК, 1994.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998г. (В редакции Закона Республики Беларусь от 6 августа 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №138-139. 2/1064.


[1] Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. (С измен. и дополн.) Принята на республиканском референдуме от 24 ноября 1996г. В редакции Решения республиканского референдума 17 октября 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №1. 1/0; 2004. №188. 1/6032.

[2] Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 года «О предпринимательстве» (С измен. и дополн. от 15 января 1992г.; 18 января 1994г.; 15 июля 1997г.; 31 декабря 1997г.; 10 января 2000г.; 14 июня 2003г.; 30 июля 2004г.) //Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. №19. Ст.269; 1992. №6. Ст.105; 1994. №6. Ст.72; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. №27. Ст.482; 1998. №2. Ст.7; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №7. 2/133; 2003. №70. 2/952; 2004. №122. 2/1056.

[3] Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. (С измен. и дополн. от 14 июля 2000г.; 3 мая 2001г.; 4 января 2002г.; 25 мая 2002г.; 24 июня 2002г.; 17 июля 2002г.; 4 января 2003г.; 26 июня 2003г; 8 января 2004г.; 18 августа 2004г.; 4 мая 2005г.) //Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. №7-9. Ст.101; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №69. 2/190; 2001. № 46. 2/750; 2002. №7. 2/828; №62. 2/853; №75. 2/862; №84. 2/877; №128. 2/897;2003. №8. 2/932; №74. 2/961; 2004. №4. 2/1016; №137. 2/1065; 2005. №73. 2/1106.

[4] Вабищевич С.С., Маньковский И.А. Правовое регулирование коммерческой деятельности. Мн., год издания?

[5] Большой толковый словарь русского языка /Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. С. 630

[6] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин – т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. С. 719

[7] Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994г. «О бухгалтерском учете и отчетности» (В редакции Закона 25 июня 2001г.; 17 мая 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. №63. 2/785; 2004. №77. 2/1027.

[8] Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000. С. 29.

[9] Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г. (С измен. и дополн. от 11 апреля 1995г., 6 января 1998г., 30 июля 2004г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №35. Ст.552; 1995. №95. Ст.233; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №2. Ст.11; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 122. 2/1056.

[10]: Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» 16 марта 1999г. №11 (С измен. и дополн. от 16 ноября 2000г.; 17 декабря 2002г.; 11 сентября 2003г.; 8 октября 2003г.; 12 ноября 2003г.; 9 марта 2005г.; 1 июля 2005г.; 22 ноября 2005г.; 10 апреля 2006г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №23. 1/191; 2000. №109. 1/1779; 2002. №142. 1/4230; 2003. №105. 1/4909; №113. 1/4994; №127. 1/5084; 2005. №40. 1/6300; №106. 1/6684; №188. 1/6930; 2006. №58. 1/7426.

[11] Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении реализации задолженного имущества» от 27 января 2003г. №5 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №13. 1/4343.

[12] Декрет Президента Республики Беларусь «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» от 27 января 2003 г. (С измен. и дополн. от 12 ноября 2003г., 25 мая 2004г.) //Национальный реестр правых актов Республики Беларусь. 2003. №14. 1/4342; №127. 1/5084; 2004. №86. 1/5539.

[13] Декрет Президента республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003г. №17 (С измен. и дополн. от 3 мая 2004г., 8 ноября 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №79. 1/4779; 2004. №71. 1/5490.

[14] Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 апреля 1999г. №550 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №35. 5/689.

[15] Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О форме специального разрешения (лицензии) и о порядке её заполнения» от 10 октября 2003г. №1310 (С измен и дополн. от 19 декабря 2003г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 116 5/13185. 2004. № 2 5/ 13597.

[16] Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991г. «Об акцизах» (С измен. и дополн. от 30 декабря 1997г.; 13 мая 1999г.; 13 июля 1999г.; 31 января 2000г.; 8 января 2002г.; 11 июля 2003г.; 1 января 2004г.; 31 декабря 2005г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №3. Ст.53; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №4. Ст.22; 1999. №21. Ст.340; №30. Ст.440; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №13. 2/142; 2002. №8. 2/835; 2003. №79. 2/967; 2004. №4. 2/1009; 2006. №6. 2/1177.

[17] Закон Республики Беларусь от 22 декабря 1991г. «О налогах на доходы и прибыль» (С измен. и дополн. от 17 марта 1992г.; 22 декабря 1992г.; 10 декабря 1993г.; 24 февраля 1994г.; 29 декабря 1994г.; 19 апреля 1996г.; 13 ноября 1996г.; 8 июля 1997г.; 30 декабря 1997г.; 9 декабря 1998г.; 13 мая 1999г.; 2 декабря 1999г.; 31 января 2000г.; 29 декабря 2000г.; 30 июля 2001г.; 8 января 2002г.; 24 июля 2002г.; 28 декабря 2002г.; 4 января 2003г.; 1 января 2004г.; 18 ноября 2004г.; 31 декабря 2005г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №4. Ст.77; 1992. №12. Ст.206; 1993. №3. Ст.27; 1994. №3. Ст.24; №11. Ст.151; 1995. №6. Ст.57; 1996. №12. Ст.158; №35. Ст.630; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. №28. Ст.484; №36. Ст.768; 1999. №1. Ст.5; №21. Ст.340; №34-35. Ст.522; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №13. 2/142; 2001. №4. 2/228; №73. 2/794; 2002. №8. 2/835; №87. 2/883; 2003. №3. 2/915; №8. 2/932; 2004. №4. 2/1009; №189. 2/1087; 2006. №6. 2/1177.

[18] Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991г. «О налоге на недвижимость» (С измен. и дополн. от 17 марта 1992г.; 22 декабря 1992г.; 10 декабря 1993г.; 28 апреля 1994г.; 29 декабря 1994г.; 3 марта 1995г.; 26 марта 1996г.; 20 июня 1996г.; 31 января 2000г.; 29 декабря 2000г.; 8 января 2002г.; 24 июля 2002г.; 28 декабря 2002г.; 1 января 2004г.; 14 июля 2004г.; 18 ноября 2004г.; 31 декабря 2005г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №3. Ст.59; №12. Ст.206; 1993. №3. Ст.27; 1994. №3. Ст.24; №17. Ст.279; 1995. №6. Ст.57; №17. Ст.189; 1996. №9. Ст.118; №23. Ст.414; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №13. 2/142; 2001. №4. 2/228; 2002. №8. 2/835; №87. 2/883; 2003. №3. 2/915; 2004. №4. 2/1009; №111. 2/1052; №189. 2/1087; 2006. №6. 2/1177.

[19] Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991г. «О подоходном налоге с физических лиц» (В редакции Закона от 9 декабря 2005г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. №6. 2/1175.

[20] Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. (С измен. и дополн. от 29 июня 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №70. 2/953; 2004. №120. 2/1053.

[21] Закон Республики Беларусь «О статусе военнослужащих» от 13 ноября 1992г. (С измен. и дополн. от 15 марта 1993г.; 15 февраля 1995г.; 22 марта 1995г.; 6 января 1998г.; 31 декабря 1999г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №28. Ст.497; 1993. №14. Ст.137; 1995. №17. Ст.182; №19. Ст.232; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №2. Ст.12; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №5. 2/126.

[22] Закон от 3 июня 1993 года «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» (В редакции Закона Республики Беларусь от 19 июля 2005г. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. №121. 2/1138.

[23] Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года № 516 от 3 октября 2001г. №1448 (С измен. и дополн. от 9 октября 2001г., 22 июля 2002г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 95. 5/9137. №97. 5/9160. 2002. № 85. 5/10838.

[24] Постановления Совета Министров «Вопросы Министерства финансов» от 31 октября 2001 г. №1585 (С измен. и дополн. от 6 декабря 2001г.; 18 декабря 2002г.; 25 февраля 2003.; 17 марта 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105. 5/9328; №117 5/9544; 2002 № 143. 5/11674; 2003. № 26. 5/12024; 2004. № 53. 5/13967.

[25] Постановлением Кабинет Министров «Об утверждении Положения о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставной фонд юридического лица» от 12 февраля 1996г. (С измен и дополн. от 30 сентября 1997г,; 24 февраля 1999г.) //Собрание указов Президента и постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь. 1996. №5. Ст.120; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. №28. Ст.920; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 20. 5/341.

[26] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17марта 2003г. №359 «О некоторых вопросах ведения единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (С измен. и дополн. от 29 сентября 2003г. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 38. 5/12186; № 112. 5/13116.

[27] Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 апреля 1999г. №550 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №35. 5/689.

[28]Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь» от 22 февраля 2000 года № 82 (С измен. и дополн. от 4 апреля 2002г., 15 июля 2002г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №23. 1/1035; 2002. №43 1/3612; №82. 1/3854.

[29] Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь «Об утверждении Правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь» 28 сентября 2000г. №24.12 (С измен и дополн. от 22 декабря 2000г.; 30 мая 2001г.; 27 декабря 2001г.; 28 августа 2002г.; 11 ноября 2002г.; 20 мая 2003г.; 2 июля 2003г.; 30 апреля 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №111. 8/4333; 2001. №12. 8/4696; №59. 8/6221; 2002. №15. 8/7703; №105. 8/8549; №130. 8/8770; 2003. №65. 8/9609; №82. 8/9799; 2004. №76. 8/10973.

[30] Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах социальной защиты граждан» от 25 июля 2002 г. №18 (С измен. и дополн. от 27 января 2003г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. №185. 1/3893; 2003. №13. 1/4341.

[31] Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999г. №673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (С измен и дополн от 6 декабря 2001г.; 12 ноября 2003г.; 25 мая 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 89. 1/788. 2001. № 117. 1/ 3286; 2003. № 127. 1/ 5083; 2004. №86. 1/5546.

[32] Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998г. (В редакции Закона Республики Беларусь от 6 августа 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №138-139. 2/1064.


Кафедра гражданского права

Курсовая работа

на тему:

«Правовое регулирование предпринимательства в Республике Беларусь (общая характеристика)»

 

Студента 4 курса 1 группы

(заочное отделение)

Лекарева Виталия Васильевича

Научный руководитель:

Ст. преподаватель Храпуцкий

Александр Фёдорович

 

Минск 2006

 



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие и законодательное регулирование предпринимательства

1.1 Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности

1.2 Законодательство о предпринимательстве

2. Субъекты предпринимательской деятельности

2.1 Общие положения о субъектах предпринимательской деятельности

2.2 Порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности

2.2.1 Способы и порядок создания коммерческих организаций

2.2.2 Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей

2.3 Права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательской деятельности

2.3.1 Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

3. Правовое регулирование прекращения предпринимательской деятельности

3.1 Прекращение деятельности юридических лиц

3.2 Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей

Заключение

Список литературы



ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь человека, его социальное развитие непосредственно связано с производством и потреблением всевозможной материальной и духовной продукции.

Но как известно, есть народная мудрость, которая гласит: «из ничего ничего не бывает». Из этого мудрого изречения можно сделать вывод о том, что все потребляемые людьми материальные и нематериальные блага производят люди в процессе хозяйственной деятельности. Из этого можно сделать вывод о том, что осуществление хозяйственной деятельности является необходимым условием развития общества и государства, средством обеспечения достойного существования человека.

Хозяйственная деятельность – понятие общее, которое включает в себя непосредственно предпринимательскую деятельность, осуществляемую с целью извлечения прибыли, и деятельность по производству продукции или выполнению работ, используемых для личного, семейного потребления, и не связанную с извлечением прибыли. Таким образом, предпринимательская деятельность является одним из видов хозяйственной деятельности.

Право занятия предпринимательской деятельности предоставляет, прежде всего, Конституция Республики Беларусь.[1] Нормы Конституции содержат сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется.

Вступив на путь предпринимательской деятельности, человек становится участником сложных и нередко противоречивых отношений с партнёрами по своей деятельности, конкурентами, наёмными работниками и государством.

Предпринимательство занимает немаловажную роль в политической и экономической системе государства.

Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора определённых путей становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в нашем государстве в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование предпринимательства. Белорусское законодательство далеко от состояния, отвечающего требованиям современного развития предпринимательства.

Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства. Оно осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.

Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, в частности правовому государству. Задача происходящих преобразований в экономической и политических системах, с точки зрения регулирования предпринимательства, должна состоять в том, чтобы государство являлось органом, который будет выражать, и защищать интересы хозяйствующего субъекта.

В своей курсовой работе я раскрою саму сущность предпринимательской деятельности, а также роль государства в контроле над осуществлением предпринимательской деятельности субъектами хозяйствования и его основные функции как ускорителя предпринимательского процесса.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 232.