В.А.Сухомлинского»
Выполнила: студентка 1 курса
Специальность 050708 «Педагогика и
методика начального образования» ОЗО
Лазаренко Е.В.
Научный руководитель: к. пед. к.,
Доцент Шатохина И.В.
Зимовники
2009
Содержание:
Введение....................................................................................................... 3
Глава I. Анализ жизни, деятельности и педагогического
наследия .А.Сухомлинского…………………………………… 7
1.1 Жизненный и профессиональный путь В.А.Сухомлинского .. 9
1.2.Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.......................... 12
1.3. Трилогия В.А. Сухомлинского: «Сердце отдаю детям»,
«Рождение гражданина», «Письма к сыну»…………………. 14
Глава II. Вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории и практики
современного российского образования ……………………. 20
2.1. Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского – основа
становления педагогики сотрудничества ……………………. 22
2.2. Роль гуманистических идей В.А.Сухомлинского в развитии
теории и практики личностно - ориентированного образования.. 28
Заключение................................................................................................. 32
Список используемой литературы.......................................................... 35
Введение
Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы». Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.
Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.[10].
Современность, как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход в тот дворец, имя которому – знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества...» должен стать обязательным для любого представителя молодого поколения нашей страны [10].
Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы, они предложили свой подход для преобразования отечественной школы.[1].
В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Из этой цели возникают следующие задачи:
1) выявление сущности личности
2) изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности
3) познать законы формирования личности.
Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека " внутрь себя ", к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?
Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей. Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.
Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового. Мы коснёмся некоторых аспектов детской и педагогической психологии, получивших глубокую и самобытную разработку в педагогическом творчестве В.А. Сухомлинского. Сказанного вполне достаточно, чтобы в полной мере осознать и оценить широту охвата, глубину проникновения педагога в наиболее актуальную для наших дней проблематику детской и педагогической психологии.[2]
Определим методологический аппарат нашего исследования на тему «Педагогическое наследие и творчество Сухомлинского».
Объектом нашего исследования является: педагогическая деятельность и воззрения В.А.Сухомлинского.
Предметом: вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования.
Цель исследования: определить основные психолого-педагогические идеи В.А.Сухомлинского, определившие развитие педагогической теории и практики в наши дни.
Задачи:
- осуществить анализ педагогической литературы, посвященной жизни и творчеству В.А.Сухомлинского;
- определить психолого-педагогические идеи педагога, составившие специфику его профессиональной деятельности;
- установить направления в развитии современной педагогической науки и практики, методологические основания которых связаны с воззрениями педагога-классика;
- оформить результаты исследования в виде данной курсовой работы.
Методы исследования: «Метод теоретического анализа литературы».
В основу работы положена гипотеза: Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского внесли значительный вклад в развитие «Педагогики сотрудничества» и «Личностно-ориентированного образования».
Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять, ни одной части, не нарушив единства этого сплава.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.