Особенности брачного выбора молодых людей в современных условиях.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание и критерии реализации брачного выбора на протяжении исторического развития были динамичными, постоянно видоизменялись и в каждый из периодов характеризовались определенной спецификой.

М. Джеймс отмечал, что корни брака были заложены еще в древности, когда люди от кочевого образа жизни перешли к оседлому, а от охоты и собирательства к одомашниванию животных[14]. В результате стали возникать сельские поселения, развивался институт владения собственностью, появились первые письменные законы о браке.

В Древнем Египте брачный выбор также был обусловлен экономическими и политическими соображениями. Нередко в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. Такие мотивы, как любовь и привязанность между мужчиной и женщиной, в те времена тоже могли быть приняты во внимание при заключении брака, хотя в чистом виде они в значительно меньшей степени являлись побудителями заключения брачного союза.

В эпоху раннего средневековья отношение к браку было достаточно неоднозначным, что в свою очередь значительно влияло на мотивацию брачного выбора[15]. С одной стороны, считалось, что брак – это дар Божий, благословение союза мужчины и женщины с целью деторождения. Таким образом, и основным мотивом брака было продолжение рода, а основной причиной его расторжения была неспособность к деторождению. С другой стороны, с усилением христианства брак всё более воспринимался как необходимое зло, средство урегулирования греховных по своей сути интимных отношений.

Этнографические источники свидетельствуют о том, что, по меньшей мере, до середины ХIХ века. в городских поселениях центра европейской части России действовал обычай вступления в брак с помощью сватовства и свадьбы. Браки, создаваемые по личной договоренности партнеров, без предварительного согласия родителей, встречались довольно редко. Так называемые «гражданские союзы» считались противозаконными и безнравственными.

У всех российских сословий предсвадебный этап начинался со сватовства. В качестве посредника могли выступать: отец жениха, его ближайшие родственники и сваха. Но во всех без исключения случаях требовалось разрешение отца – главы семьи. В обязанности свах входило не только совершение самой процедуры сватовства, но также поиск невесты и сбор подробной информации о ней (ее красота и нравственный облик, размер и виды приданого). Сватовство заканчивалось, как правило, помолвкой. Жених и невеста, таким образом, кроме родительского благословения получали социальную санкцию на брак.

Аналогичные брачные принципы существовали также, например, у бурят, у которых начальным актом при бракосочетании по сватовству был сговор – соглашение между заинтересованными родителями о вступлении в родственные отношения. Выполнение роли посредника поручалось одному из родственников или лицу, знакомому обеим сторонам. Нередко в этой роли выступали специальные свахи. После получения согласия родителей невесты назначался день официальной церемонии сватовства. Среди народов Якутии (чукчи, эвенки, нивхи, юкагиры) повсеместно был распространен обычай приобретения жены путем сватовства и уплаты калыма [16]. Размер его, к слову, определялся при сговоре. Одним из главных критериев пригодности вступления в брак являлось приобретение хозяйственных навыков: девушкам необходимо научиться шить, варить, ставить юрту, а юношам – охотиться, ловить рыбу, управлять стадом. Заметим, что наличие у невесты ребенка, прижитого до брака от другого мужчины, не только не было препятствием к женитьбе, но, напротив, повышало брачный статус женщины, поскольку имелось очевидное доказательство ее способности к деторождению. К тому же каждый новый член семьи независимо от его кровного родства был ценен как рабочая сила. Таким образом, представленная здесь форма брака опиралась на патриархальные принципы, экономический расчет и одобрение со стороны ближайшего социального окружения.

Во второй половине XIX века в России почти повсеместно трансформируется предбрачный ритуал. Наряду с обычными браками, заключаемыми по воле родителей, распространилась женитьба по взаимной склонности. Мнение родителей еще имело большое значение, но принудительно уже не женили. Молодые люди стали сами договариваться о женитьбе и уже потом уведомлять об этом родителей. И если последние давали согласие на брак, то предварительного сговора могло и не быть.

Возникновение молодежного предбрачного общения способствовало локализации мест знакомств и предопределяло характер развлечений. Так, в бедной мещанской среде знакомство завязывалось на вечеринках и молодежных сборищах, в зажиточных и относительно культурных слоях разночинцев было принято устраивать домашние вечера в честь именинниц и именинников. На этих праздниках собирался еще более узкий круг молодежи из семей, поддерживавших между собой деловые, дружеские или родственные отношения. Знакомство и общение молодых людей происходили в присутствии старших, с пристрастием следивших, чтобы все протекало, как "заведено приличиями".

Таким образом, к концу ХIХ - началу ХХ века, во многих регионах России наметилась новая система предбрачного ухаживания: знакомство в большинстве случаев устанавливалось в социально однородной среде, цель виданий – матримониальная, мотивы заключения брака нередко были по своему характеру внеэкономическими[17].

В современном мире не существует жестких границ выбора брачного партнера, за исключением некоторых религий и стран, в которых традиции создания семьи слабо эволюционировали, по сравнению с другими. Например, расовая, национальная принадлежность не играет такой большой роли, как раньше. Даже те браки, которые в недавнем прошлом считались «экзотическими», сегодня вполне распространенное явление.

В основе осуществления брачного выбора лежат два механизма, которые не следует смешивать. Первый – это мотивы брачного выбора, которые, как правило, носят концептуальный, обобщенный характер, действуют на бессознательном уровне. Второй - мотивировки, то есть более или менее рациональные конкретные объяснения, которыми руководствуются молодые люди, осуществляя выбор брачного партнера. Эти мотивировки, в свою очередь, складываются в некие стратегии брачного выбора.

Мотивы брачного выбора являются генеральными движущими силами и лежат в основе формирования системы брачных предпочтений каждого конкретного человека. В следующем параграфе мы постараемся выявить конкретные критерии и параметры брачного партнера, которые являются наиболее предпочтительными с точки зрения молодежи в современный период, раскрыть основные стратегии современного брачного выбора.     

Одним из значимых факторов, характеризующих состояние и специфику брачного выбора в настоящее время, является оптимальный возраст вступления в брак. В результате анкетирования обнаружилось, что наибольшее количество выборов получил возрастной промежуток от 23 до 25 лет, ему отдали свои предпочтения 42,8 % юношей и 50 % девушек. Респондентов, считающих для себя оптимальным возрастом для вступления в брак 19-22 года, оказалось на 14,3 %. 21,4 % респондентов в качестве оптимального возраста создания семейно-брачных отношений выбрали период от 26 до 30 лет. Доля девушек, желающих вступить в брак в период от 26 до 30 лет, значительно выше, чем у мужчин – 28,6 % и 14,3 % соответственно[18]. Таким образом, респонденты не ориентированы ни на ранние, ни на поздние браки, что позволяет рассматривать их будущие брачные союзы как молодые семьи в соответствии с критериями, закрепленными в нормативных актах.  

Что касается того, какой вид знакомства с потенциальным супругом в настоящее время является наиболее предпочтительным, то большинство респондентов, а именно 85 %, считают, что необходимо самостоятельно знакомиться с представителями противоположного пола, около 15 % опрошенных отметили возможность знакомства через друзей. Данные результаты свидетельствуют о том, что осуществление брачного выбора в современный период должно быть проявлением активности и инициативы самого человека, при этом способы возможного знакомства через родителей, виртуальные знакомства, а также знакомства с помощью специальных учреждений не выбраны ни одним респондентом.

Как отмечает Т. А. Гурко, длительность ухаживания до брака следует рассматривать в качестве одного из важных показателей готовности к брачно-семейным отношениям, а также фактора, обеспечивающего стабильность семьи [19].

Согласно проведенному исследованию, 64,3 % юношей и 35,7 % девушек считают, что срок ухаживания (до вступления в близкие отношения) должен составлять от шести месяцев до одного года. Наибольшее число девушек (42,8 %) считают, что их устроила бы большая продолжительность процесса ухаживания – от одного года до двух лет; 21,5 % девушек называют срок от двух до трех лет.

Таким образом, основополагающую тенденцию в сфере брачных предпочтений характеризует то, что современный брачный выбор по сравнению с тем, который существовал прежде, вплоть до второй половины XX века, отличается увеличением степени индивидуальной свободы и индивидуальных предпочтений в процессе выбора брачного партнера и при заключении брака. Как отмечает Н.Н. Посысоев, «снятие экономических, социальных и национальных барьеров расширяет круг потенциальных знакомств и в итоге увеличивает возможности выбора брачного партнера»[20]. При этом возрастающая индивидуализация личности обусловливает противоположную тенденцию – рост взаимных претензий мужчин и женщин друг к другу, что приводит к более тщательному и длительному процессу выбора супругов и к меньшей удовлетворенности результатом этого выбора. 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 287.