При дрессировке собак необходимо иметь комплект специального снаряжения индивидуального и группового пользования. Индивидуальными средствами являются: обычный и строгий (металлический) ошейники, короткий (1—1,5 м ) и длинный (10—12 м) поводки, намордник, цепь. Кроме того:
Строгий ошейник (парфорс) применяется для дрессировки собак, недостаточно чувствительных к обычным по силе болевым раздражителям. Он представляет собой затяжной ошейник с шипами на внутренней стороне.
Апортировочные предметы используются для приучения собаки подноске предметов. Чаше всего они деревянные, в форме гантели, Длина такого апортировочного предмета 20—25 см, диаметр на концах 5—6 см, посередине 3—4 см.
Сумка для лакомства из прочной материи размером 15x15 см. Клапан сумки должен надежно застегиваться.
Хлыст служит для нанесения собакам в случае необходимости несильных ударов. Изготавливается из кожи или кожзаменителей. Штырь используется для привязывания собак. Изготавливается из металла.
Групповые средства — это дрессировочный костюм (куртка и брюки), дрессировочное пальто, специальные рукава, пальто гражданское, хлыст кожаный (можно заменить прутьями), пистолет стартовый, контейнеры с набором разнообразных предметов для выборки вещей, индукторы. Последние применяют для приучения собаки не брать корм с земли. Кроме того, во время приучения собаки к сильным звуковым и световым раздражителям используется стартовый пистолет или учебная винтовка, свет фар мотоцикла или автомобиля, взрывпакеты, осветительные ракеты и т.д.
Кроме того, в учебных подразделениях оборудуются площадки с разнообразными сооружениями, барьерами, лестницами и т.д. (3).
1.3 Основные требования, предъявляемые к занятиям
В процессе работы дрессировщик должен строго придерживаться следующих основных правил:
1. Начиная дрессировку, внимательно изучить особенности поведения собаки, приучить собаку к себе и лишь после этого приступать к работе.
2. Необходимо продумать плен дрессировки каждого занятия, изучить методику выработки намеченных условных рефлексов по учебнику, получить консультацию у опытных дрессировщиков. Рекомендуется вести краткий учет процесса дрессировки собаки.
3. Строго соблюдать основное правило выработки условного рефлекса: условный раздражитель (команду, жест) применять несколько раньше безусловного или, в крайнем случае, одновременно.
4. Команды не изменять, но придавать им соответствующую интонацию и внимательно следить за правильностью и четкостью подачи команд и жестов.
5. Не нервничать, не допускать грубости и излишней ласки. Быть требовательным и настойчивым, не забывая поощрять каждое правильное действие собаки.
6. Дрессировку проводить по принципу: от легкого к трудному, от простого к сложному.
7. Не утомлять собаку однообразием упражнений, разнообразить занятия, стремясь сохранить заинтересованность собаки в выполнении различных действий.
8. Внимательно следить за физическим состоянием собаки.
9. Необходимо умело пользоваться коротким и длинным поводками как средством, дисциплинирующим собаку, позволяющим четко управлять ее поведением. Поводки применяются, как правило, для подкрепления команды или жеста в виде рывка, сдерживания и легкого подтягивания. Нельзя наказывать собаку поводком.
10. Заниматься с собакой рекомендуется 2–3 раза в день, лучше перед кормлением, но не раньше, чем через 2–3 часа после кормления. Определяя количество занятий и продолжительность каждого из них, надо исходить из учета количество и видов выполняемых упражнений, их сложности, нервной и физической нагрузки на организм собаки и ее работоспособности (2).
2. Методика и способы подготовки собак по приемам общедисциплинарного циклу
Приемы дрессировки
Дрессировка собак всегда должна начинаться с общих приемов. Благодаря этим приемам у собак вырабатываются навыки, обеспечивающие управление их поведением, устанавливается необходимый контакт с дрессировщиком, закладывается основа для специальной подготовки.
Каждый прием дрессировки подразделяется на следующие стадии:
Первая стадия — воспитание первоначального действия на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). На этой стадии дрессировщик должен решить две задачи: побудить собаку выполнить нужное действие и выработать первоначальную условную связь на команду. На этой стадии собака «еще не умеет» четко различать команды и может проявлять ошибочные действия. Дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки и закреплять дачей лакомства только правильно выполненные. На этой стадии дрессировщик еще не может преодолевать влияние отвлекающих раздражителей. Поэтому занятия следует проводить в обстановке, отличающейся наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.
Вторая стадия — усложнение первоначально выработанного навыка. Например, в процессе подхода собаки к дрессировщику по команде «Ко мне» таким усложнением является закрепление определенного положения собаки у левой ноги дрессировщика и т. д. Следует добиваться, чтобы собака четко различала (дифференцировала) применяемые команды.
Третья стадия — закрепление отрабатываемого навыка в различных условиях окружающей среды.
дрессировка собака испытание занятие
Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.