Одна из проблем, стоящих перед бухгалтерами, такова, что целый ряд различных групп пользователей может быть заинтересован в финансовых отчетах предприятия, и скорее всего невозможно точно удовлетворить все их потребности. В большинстве стран требуется, чтобы финансовые отчеты отвечали потребностям членов или акционеров компании. Эта группа наиболее вероятно заинтересована в непосредственных результатах деятельности организации и имеет наиболее широкие требования. Обычно считается, что если их потребности будут удовлетворены, то в значительной степени будут удовлетворены и потребности других пользователей. Однако, в соответствии с российским законодательством “пользователями бухгалтерской информации являются руководители, учредители и собственники имущества организации, а также внешние инвесторы, кредиторы и иные заинтересованные стороны”. Из этого видно, что ни налоговые органы, ни различного рода внебюджетные фонды не отнесены к первому уровню потребителей бухгалтерской информации, но на протяжении уже достаточно длительного времени бухгалтерский учет на предприятиях и в организациях различных форм собственности строился именно на принципах приоритетности интересов налоговых органов и многих других контролирующих органов перед интересами собственников. Поэтому, кроме учредителей, инвесторов и кредиторов, пользователями учетной информации также являются:
- служащие, заинтересованные в гарантиях занятости, возможности роста карьеры, стабильности и прибыльности своих нанимателей. Они также заинтересованы в информации, которая позволяет им оценить способность компании обеспечить заработную плату, пенсии и т.д.;
- поставщики и прочие торговые кредиторы, весьма заинтересованные в информации о кредитоспособности предприятия, т.к. именно она дает возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность перед ними. Торговые кредиторы, вероятно, будут интересоваться компаниями на протяжении более короткого периода времени, чем заимодавцы, если только они не зависят от продолжения работы компании, как основного покупателя;
- постоянные клиенты, заинтересованные в постоянном стимулировании деятельности, особенно если отношения строятся на долгосрочной основе;
- правительственные и государственные учреждения, которые заинтересованы в распределении ресурсов и, таким образом, в деятельности компаний. им также требуется информация для того, чтобы регулировать деятельность компаний, определять налоговую политику, размер национального дохода. Они интересуются налоговыми поступлениями, а что касается более крупных предприятий - информацией для экономического прогнозирования;
- общественность компании оказывает разнообразное воздействие на членов общества. Например, компании могут вносить значительный вклад в местную экономику самым разным образом, в том числе через количество предоставляемых рабочих мест и опеку местных поставщиков. Финансовая отчетность может помочь общественности, предоставляя информацию о тенденциях и последних изменениях в благосостоянии компании и о диапазоне ее деятельности. Пользователи могут интересоваться различными аспектами финансовых отчетов в зависимости от их связи с предприятиями. Например, краткосрочные кредиторы, вероятно, более заинтересованы в ликвидности и платежеспособности предприятия, чем в его прибыльности. Различные потребности создают ограничения в использовании финансовых отчетов;
- покупателей интересует информация о стабильности компании, особенно, когда они имеют с ней долгосрочные отношения.
Хотя все информационные потребности не могут быть удовлетворены финансовой отчетностью, существуют потребности общие для всех пользователей. Поскольку инвесторы являются поставщиками капитала для компании, предоставление информации, удовлетворяющей их потребности, также будут удовлетворять большинство потребностей других пользователей финансовой отчетности.
Поскольку существуют некоторые различия в составе бухгалтерской отчетности, в системе контроля и управления, то следует обратить внимание и на организационную структуру управления предприятием на международном уровне. При этом, например, система управления мультинациональной корпорацией может классифицироваться по различным признакам, например, по виду продукции, по региональному признаку и т.д.
В составе бухгалтерской отчетности российских организаций и западных компаний можно выделить следующие формы (Таблица № 1):
Таблица № 1.
Состав бухгалтерской отчетности российских организаций | Состав бухгалтерской отчетности западных компаний |
Бухгалтерский баланс | Баланс |
Отчет о прибылях и убытках | Отчет о прибылях и убытках |
Отчет о движении капитала | Отчет о накопленной нераспределенной прибыли |
Отчет о движении денежных средств | Отчет о движении денежных средств |
Приложение к бухгалтерскому балансу | Отчет об изменении финансового состояния или отчет об использовании и источниках средств |
Аудиторское заключение (в случае, если отчетность организации подлежит обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами) | Отчет об изменениях в собственном капитале |
Пояснительная записка | Пояснительная записка |
Комментируя вышеприведенную таблицу, необходимо отметить, что в отличие от жестко регламентированной нормативными актами российской отчетности международные стандарты и национальные стандарты западных стран определяют лишь общую форму и порядок расположения статей, общие требования к раскрытию информации. Например, в соответствии с международными стандартами могут быть приняты различные формы балансового отчета, что отличается от российских принципов, предусматривающих четкое ограничение количества и видов показателей, включаемых в баланс организации, а также его форму. Однако МСФО предусмотрено несколько основных составляющих, подлежащих включению в состав балансового отчета: основные средства, оборотные средства, краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, капитал и резервы. На первый взгляд, разделы практически ничем не отличаются от российской классификации показателей, включаемых в отчет, но при детальном анализе можно выявить существенные различия. Также, согласно требованиям международных стандартов Отчет о прибылях и убытках показывает такую прибыль, которая была фактически зарегистрирована и реализована в текущем отчетном периоде.
Российские организации, заинтересованные привлечь иностранный капитал и выходящие на мировой экономический рынок, встают перед проблемой трансформации российской бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами.
Области, в которых пользователям требуется информация для принятия решений, включают следующие проблемы:
- принятие решений об оставлении, увеличении или продаже своих инвестиций;
- утверждение прежнего или смена руководства;
- предоставление ссуды предприятию;
- перспективы развития торговли с предприятием.
При переходе страны к рыночным отношениям специалисты сталкиваются с тем, что необходима единая система исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и т.д. Проблема, безусловно, носит глобальный характер и приводит к тому, что становится необходимым унифицировать бухгалтерский учет.
В настоящее время наибольшую известность получили два подхода к ее решению: гармонизация и стандартизация.
Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т. е. находились в относительной “гармонии” друг с другом.
Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, — КМСФО (International Accounting Stardards Committee, IASC), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности — МСФО (International Accounting Stardards, IAS). Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Что касается внедрения единых стандартов, то этого следует добиваться не законодательным путем, а путем добровольного соглашения профессиональных организаций стран.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 268.