Система бухгалтерского учета представляет собой важнейший элемент инфраструктуры рыночной экономики, связывающий воедино как частные, так и государственные организации. Она отражает состояние хозяйственных единиц и миллиарды заключаемых в обществе сделок. На ее основе устанавливаются баланс интересов вовлеченных в сделку сторон, цены, ставки процента, принимаются инвестиционные решения. Безусловно, следует отметить, что не менее важна и ее информационная составляющая: “система бухгалтерского учета является элементом инфраструктуры рыночной экономики прежде всего потому, что она представляет информацию, необходимую для принятия хозяйственных решений в частном секторе и политических - в государственном”. Так же система бухгалтерского учета обеспечивает информацией целый комплекс общественно-экономических связей, среди которых можно выделить и такие, как например кредитор - заемщик, продавец - покупатель, владелец капитала - компания или финансовый институт и т.д. Но система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации. Формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Изменение этой системы, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России и “именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности”.
Сегодня российский бухгалтерский учет находится в стадии реформирования, перехода на международные стандарты. Международные стандарты бухгалтерского учета определяют различия между учетной политикой и основными понятиями, концепциями бухгалтерского учета. Концепция бухгалтерского учета - это “основные базовые принципы, исходя из которых должна формироваться политика бухгалтерского учета и составляться финансовая отчетность”. Основные концепции бухгалтерского учета изложены в международном стандарте № 1, которые можно сопоставить с первым российским бухгалтерским стандартом “Учетная политика предприятия” (ПБУ 1/94).
Политика бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами - это “ конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности”.
Основной целью финансовых отчетов является представление информации о финансовом положении, деятельности и изменении в финансовом положении предприятия, которая полезна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. Финансовые отчеты также показывают результаты, полученные руководством из доверенных им ресурсов, так как многие пользователи могут пожелать оценить эффективность управления и ответственность руководства. Финансовая отчетность составляется и представляется для внешних пользователей многими компаниями во всем мире. Хотя эти финансовые отчеты могут показаться одинаковыми в разных странах, существуют различия, вызванные вероятно, разными социальными, экономическими и юридическими условиями. Кроме того, в разных странах при установлении национальных стандартов ориентируются на разных пользователей финансовой отчетности.
Эти различные условия привели к возникновению и использованию определений элементов финансовой отчетности, например, таких как активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Это также привело к использованию разных критериев для признания статей в финансовой отчетности в предпочтении, отдаваемом различным системам измерения. Не остались без внимания и сфера применения финансовой отчетности, и раскрытия, осуществляемые в ней.
Безусловно, независимо от того, как построен бухгалтерский учет, цель его заключается в том, чтобы предоставить достоверную информацию о деятельности организации, полезную для принятия управленческих решений. Однако, финансовая отчетность, составленная по российским стандартам существенно отличается от информации, подготовленной в соответствии с МСФО.
Разработкой и совершенствованием международных стандартов учета, занимается специальная организация - Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета, созданный еще 29 июня 1973 года в соответствии с соглашением бухгалтерских органов Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании и Северной Ирландии, а также США. Деятельность комитета направляется советом, состоящим из представителей 13 стран и 4 организаций.
Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета определяет свои задачи следующим образом:
- формулировать и публиковать в интересах общественности стандарты бухгалтерского учета, которые необходимо соблюдать при составлении финансовых отчетов, и способствовать их всемирному внедрению и соблюдению;
- проводить общую работу по улучшению и гармонизации правил, стандартов бухгалтерского учета и методик составления и подачи финансовых отчетов.
Процесс разработки и утверждения международных стандартов включает множество этапов и аналитических стадий, в том числе изучение национальных и региональных бухгалтерских требований и практики, а также других соответствующих материалов, детальный анализ всех вопросов, связанных с темой разрабатываемого стандарта, публикацию и обсуждение проекта международного стандарта учета организациями-представителями различных стран, внесение необходимых корректировок и изменений и последующее утверждение стандарта комитетом.
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности призван сузить национальные различия путем сближения правил, бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности. Дальнейшая гармонизация наилучшим образом может быть достигнута путем сосредоточения внимания на финансовой отчетности, составляемой в целях обеспечения информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений.
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности — МСФО (IAS) была принята постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы в соответствие с требованиями, как рыночной экономики, так и с международными стандартами финансовой отчетности. Основные задачи настоящей реформы состоят в следующем:
§ сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
§ обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
§ оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Для достижения цели Программы реформа будет проводиться по следующим основным направлениям: международное сотрудничество, совершенствование нормативного правового регулирования, кадровое обеспечение, формирование нормативной базы, методическое обеспечение. В соответствии с этими направлениями был составлен план мероприятий. Главная задача реформы состоит в создании достаточно приемлемых условий последовательного, успешного и рационального выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в экономической среде. Будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.
Рассмотрим положительные и отрицательные черты международных стандартов финансовой отчетности. Их объективными преимуществами перед национальными стандартами в отдельных странах являются:
- четкая экономическая логика;
- обобщение лучшей современной мировой практики в области учета;
- простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.
При этом международные стандарты позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Совокупность разных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета. Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести:
- обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие методов учета;
- отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.
К тому же внедрению стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учета.
Таким образом, трансформация финансовой отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в последнее время становится все более актуальной. Трансформированная в соответствии с МСФО финансовая отчетность является одним из важных шагов, открывающих российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала.
В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для ее развития.
Допустим, компания попадает в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий может рассчитывать на иностранное финансирование. Если же компания не имеет требуемой отчетности, она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверия и не может рассматриваться как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала. Всем известно, что капитал, особенно иностранный, требует “прозрачности” финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами. У инвестора должна быть возможность проследить, как используется предоставленный им капитал. Нам предстоит ответить на вопрос, почему же так важен переход российского бухгалтерского учета на международный уровень.
Международная практика показывает, что отчетность, трансформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. С самого начала стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методического подхода основным критерием служит полезность информации для принятия экономических решений.
Использование международных стандартов даст возможность рационализировать и оптимизировать информационные системы западных и российских компаний.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.