Организация растет за счет новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации заносят в нее новый вирус другой культуры. Какая из культур выживет, во многом зависит от ее силы, влияющей на интенсивность определенных образов поведения.
Сила культуры организации характеризуется тремя моментами:
– толщиной культуры;
– степенью разделяемости культуры членами организации;
– ясностью приоритетов культуры.
В некоторых культурах разделяемые верования и ценности расположены в четко порядке. Их относительная важность и связь между ними не вызывают сомнений у членов организации. В других культурах относительные приоритеты и связи между разделяемыми ценностями не так ясны.
В первом случае культура сильнее влияет на поведение людей, так как у них существует уверенность в том, что конкурентная ценность должна преобладать в случае конфликта интересов.
Таким образом сильная культура имеет глубокое влияние на поведение в организации.
Существуют методы поддержания организационной культуры. Основными группами методов являются следующие:
– Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что от них ожидается.
– Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. Менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в какой они себе ее и не представляли.
– Моделирование ролей, обучение и тренировка. Элементы организационной культуры усваиваются работниками через то, как они должны исполнять свои роли.
– Определение критериев определений и статусов.
Смотрите в приложение рисунок 2 Методы поддержания организационной культуры.
Если у работников будут недопонимание, нервность, то может возникнуть конфликт или стресс, или то и другое.
Стресс и конфликты
Симптомы стресса.
В организации существуют ситуации, которые провоцируют состояние психологического напряжения, отрицательного воздействуя на людей вызывая у них стресс. Формула стресса такова: деятельность - перенапряжение – отрицательных эмоции.
Стресс может оказывать разрушительное воздействие на работника, а следовательно, на организацию, создает проблемы, Поэтому менеджер должен помнить механизмы и этого социально психологического явления для обеспечения эффективности управления.
Типичные симптомы стресса:
• Нервность и напряжение;
• Хроническое переживание;
• Не способность к отдыху;
• Чрезмерное употребление алкоголя или курения;
• Проблемы со сном;
• Чувство не способности справиться, с чем-либо; проблемы со здоровьем.
Причины стресса могут быть разные. Стресс может быть вызван как организационными факторами, так и событиями личной жизни.
Причинами стресса руководителя часто является:
• Хроническая нехватка квалификации рабочих;
• Затраты времени на личную обработку информации;
• Работа в слепую с большим риском;
• Замыкание всей информации на себе и др.
Человек на стресс реагирует по-разному. Имеются возможные реакции человека на стресс например:
1. Реакция стресса.
Неблагоприятные факторы ( стрессоры ) вызывают реакцию стресса, т.е.стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая МАЛ-АДАПТАЦИЯ (плохая адаптация ). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.
Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний.
2. Пассивность.
Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.
Две другие реакции активные и подчинены воле человека.
3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)
4. Активная релаксация ( расслабление ), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.
Оценка личности руководителя и психологических критериев эффективности у правления.
Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографии, характеристики, способности, черты личности.
Во-первых - это биографические характеристики, они включают в себя возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителя.
Очень важными характеристиками, как для занятия менеджерской деятельностью, так и для успешного регулирования в ней являются социальный статус и образование.
Следующий блок личных качеств – это способности. Они делятся на общие и различных сферах жизни организации, в том числе при принятии ответственных решений, является самостоятельность. Как бы хороши ни были консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам. И чем самостоятельнее ведёт себя руководитель в управленческом процессе, тем более проявляется его независимость, что не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег, если в нём содержится рациональное зерно.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.