(гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких
Исторических типах философии они возникли?
а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет
Ничего, чего первоначально не было бы в чувствах
Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.
б) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов
Чувств доверять нельзя
Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)
Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, – «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).
То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
- в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?);
- зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.);
- следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
- сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, – мыслит;
- мыслить может реально существующий человек;
- следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
- поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно я существую».
в) В познании решающую роль играют бессознательные,
Неподконтрольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция,
Инстинкты, слепая вера, озарение и т.д.)
Иррационализм обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т.п.
Какой метод познания соответствует отраженной в отрывке
Концепции: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению
Природу или историю человечества или нашу собственную
Духовую деятельность, то перед нами сперва возникает картина
Бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто
Не остается неподвижным и неизменным, а все движется,
Возникает, изменяется и исчезает»?
Диалектика – это учение о развитии и всеобщих взаимосвязях.
Список литературы
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. – 623 с.
2. Интернет ресурсы.
3. Методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения. / Сост.: В.А. Козловская. – Красноярск: СИБУП, 2010. – 43 с.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 484.