Сравнительный анализ невербального мышления детей без речевых патологий и детей с общим недоразвитием речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проведем сравнительный анализ результатов тестирования обеих групп детей с целью выявить наличие отклонений невербального мышления детей без речевых патологий и детей с общим недоразвитием речи.

С этой целью нами рассчитывался средний балл по группе, набранный детьми в ходе одного исследования по формуле средней арифметической и проводился графический анализ уровня невербального мышления в разных группах.

Рассчитаем средний балл, набранный детьми при тестировании с помощью методики «Вырежи фигуры» (см. табл. 1 и 9). Результаты расчетов представлены в таблице 17.

 

Таблица 17. Средний балл обследования наглядно-действенного мышления детей по методике «Вырежи фигуры»

Имя ребенка Оценка, баллы Имя ребенка Оценка, баллы
Света А. 10 Алена С. 5
Юля А. 9 Алия М. 7
Валера Б. 9 Алла Ж. 8
Гриша Б. 9 Борис М. 5
Сергей В. 9 Вера Г. 9
Юра Г. 10 Гена Л. 9
Юра З. 10 Дима Р. 7
Миша М. 9 Егор Д. 9
Надя М. 9 Женя В. 9
Валя М. 9 Зоя С. 9
Юра Н. 10 Коля М. 7
Дима Н. 8 Лена П. 7
Вера О. 10 Миша Р. 5
Света П. 9 Нина О. 6
Миша П. 9 Павел Р. 7
Маша Р. 9 Саша А. 8
Гриша Р. 9 Таня В. 8
Юра Т. 8 Тимур В. 9
Маша Т. 9 Федя В. 3
Юля Ю. 10 Яша П. 8
Средний балл 9,2 Средний балл 7,25

 

Средний балл, набранный детьми экспериментальной группы, составляет 7,25 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (9,2 балла) на 1,95 балла. Такое незначительное отклонение указывает на то, что разница между развитием наглядно-действенного мышления детей без речевых патологий и детей с общим недоразвитием речи развития незначительна.

Рассчитаем средний балл, набранный в ходе второго исследования (см. табл. 3 и 11), направленного также на выявление уровня наглядно-действенного мышления испытуемых детей (табл. 18).

 

Таблица 18. Результаты обследования наглядно-действенного мышления детей контрольной и экспериментальной групп по методике «Воспроизведи рисунки»

Имя ребенка Оценка, баллы Имя ребенка Оценка, баллы
Света А. 10 Алена С. 5
Юля А. 9 Алия М. 8
Валера Б. 9 Алла Ж. 9
Гриша Б. 8 Борис М. 7
Сергей В. 9 Вера Г. 6
Юра Г. 10 Гена Л. 9
Юра З. 10 Дима Р. 7
Миша М. 8 Егор Д. 7
Надя М. 10 Женя В. 6
Валя М. 9 Зоя С. 6
Юра Н. 10 Коля М. 5
Дима Н. 6 Лена П. 7
Вера О. 9 Миша Р. 8
Света П. 9 Нина О. 5
Миша П. 9 Павел Р. 6
Маша Р. 6 Саша А. 6
Гриша Р. 9 Таня В. 5
Юра Т. 5 Тимур В. 5
Маша Т. 9 Федя В. 5
Юля Ю. 10 Яша П. 7
Средний балл 8,7 Средний балл 6,45

 

Средний балл, набранный детьми экспериментальной группы, составляет 6,45 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (8,7 балла) на 2,25 балла. Таким образом, разница между развитием наглядно-действенного мышления детей без речевых патологий и детей с общим недоразвитием речи существует, но ненамного.

Причины отклонения в развитии наглядно-действенного мышления детей без речевых патологий и детей с общим недоразвитием речи, выявленные в ходе исследования, заключаются в том, что у детей с третьим уровнем речевого развития наблюдается неустойчивость внимания, то есть в процессе выполнения задания они часто отвлекаются на посторонние предметы, в связи с чем увеличивается время, затраченное на выполнение задание. Дети экспериментальной группы обладают не достаточно развитой моторикой рук, что увеличивает неточность вырезания или заштриховывания фигур. Как видим, причины отклонений заключаются в общем сенсорном развитии детей с третьим уровнем речевого развития, которое имеет влияние на развитие всех психологических процессов.

Составим сводную таблицу выявленных в обеих группах уровней наглядно-действенного мышления детей по методикам «Вырежи фигуры» и «Воспроизведи рисунки» (см. табл. 2 и 10; 4 и 12) (табл. 19).

 

Таблица 19. Уровень развития наглядно-действенного мышления детей контрольной и экспериментальной групп по методикам «Вырежи фигуры» и «Воспроизведи рисунки»

Уровень развития наглядно-действенного мышления

Методика

«Вырежи фигуры»

Методика

«Воспроизведи рисунки»

Количество детей контрольной группы Количество детей экспериментальной группы Отклонение (+,–) Количество детей контрольной группы Количество детей экспериментальной группы Отклонение (+,–)
Очень высокий 6 0 -6 6 0 -6
Высокий 14 10 -4 11 4 -7
Средний 0 9 +9 3 16 +13
Низкий 0 1 +1 0 0 0
Очень низкий 0 0 - 0 0 -

 


Количество выявленных в контрольной группе детей с очень высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления при тестировании с помощью и методики «Вырежи фигуры» и методики «Воспроизведи рисунки» на 6 человек больше, чем в экспериментальной группе.

Количество выявленных в контрольной группе детей с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления при тестировании с помощью методики «Вырежи фигуры» больше на 4 человека, а при тестирования с помощью методики «Воспроизведи рисунки» – на 7 человек, чем в экспериментальной. Это связано с тем, что второе задание требует большей сосредоточенности и внимания, так как в ходе его выполнения требуется не только заштриховать рисунок, но и сравнить его с оригиналом для выявления незаштрихованных участков.

Количество выявленных в контрольной группе детей со средним уровнем развития наглядно-действенного мышления в первом задании на 9 человек меньше, чем в экспериментальной группе, в то время как во втором – на 13.

Количество выявленных в контрольной группе детей с низким уровнем развития наглядно-действенного мышления при тестировании с помощью методики «Вырежи фигуры» меньше на 1 человек, чем в экспериментальной группе, при тестировании с помощью методики «Воспроизведи рисунки» таких детей не выявлено.

Детей с очень низким уровнем развития не выявлено.

Изобразим результаты обследования графически (рис. 1).

 


Рис. 1 – Уровень развития наглядно-действенного мышления детей контрольной и экспериментальной групп по методикам «Вырежи фигуры» и «Воспроизведи рисунки»

 

На рисунке 1 видно, что преобладание очень высокого и высокого уровня развития наглядно-действенного мышления наблюдается у детей контрольной группы. В то время как у детей экспериментальной группы наблюдается значительное преобладание среднего уровня развития наглядно-действенного мышления и незначительное – низкого.

Таким образом, результаты тестирования, направленного на выявления уровня наглядно-действенного мышления, в экспериментальной группе несколько ниже показателей детей контрольной группы, то есть наблюдается влияние развития речи на развитие невербального мышления у детей. Такого же мнения придерживаются А.Ф. Леонова, Т.В. Власовец, Е.Н. Кутепова, А, И. Данилкович [13].

Рассмотрим результаты тестирования уровня развития наглядно-образного мышления детей обеих групп, как по методике «Что здесь лишнее?», так и по методике «Времена года».

Рассчитаем средний балл, набранный в обеих группах при тестировании по методике «Что здесь лишнее?» (см. табл. 5 и 13). Результаты расчетов представлены в таблице 20.

 


Таблица 20. Средний балл обследования наглядно-образного мышления детей по методике «Что здесь лишнее?»

Имя ребенка Оценка, баллы Имя ребенка Оценка, баллы
Света А. 10 Алена С. 9
Юля А. 9 Алия М. 6
Валера Б. 9 Алла Ж. 5
Гриша Б. 8 Борис М. 4
Сергей В. 8 Вера Г. 4
Юра Г. 10 Гена Л. 6
Юра З. 10 Дима Р. 6
Миша М. 8 Егор Д. 5
Надя М. 10 Женя В. 5
Валя М. 9 Зоя С. 3
Юра Н. 10 Коля М. 6
Дима Н. 7 Лена П. 8
Вера О. 10 Миша Р. 6
Света П. 9 Нина О. 4
Миша П. 9 Павел Р. 4
Маша Р. 8 Саша А. 5
Гриша Р. 9 Таня В. 7
Юра Т. 7 Тимур В. 4
Маша Т. 9 Федя В. 3
Юля Ю. 10 Яша П. 5
Средний балл 8,95 Средний балл 5,25

 

Средний балл, набранный детьми экспериментальной группы, составляет 5,25 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (8,95 балла) на 3,7 балла. Таким образом, небольшое отклонение между уровнем развития наглядно-образного мышления детей без речевых патологий и детей с общим недоразвитием речи существует.

Данный вывод подтверждает мнение Н.В. Серебряковой [5].

Рассчитаем средний балл, набранный в ходе второго исследования (см. табл. 7 и 15), направленного также на выявление уровня наглядно-образного мышления испытуемых детей (табл. 21).


Таблица 21. Результаты обследования наглядно-образного мышления детей контрольной и экспериментальной групп по методике «Времена года»

Имя ребенка Оценка, баллы Имя ребенка Оценка, баллы
Света А. 10 Алена С. 8
Юля А. 9 Алия М. 8
Валера Б. 8 Алла Ж. 7
Гриша Б. 9 Борис М. 7
Сергей В. 9 Вера Г. 7
Юра Г. 10 Гена Л. 5
Юра З. 10 Дима Р. 8
Миша М. 10 Егор Д. 9
Надя М. 10 Женя В. 6
Валя М. 9 Зоя С. 8
Юра Н. 10 Коля М. 6
Дима Н. 8 Лена П. 8
Вера О. 10 Миша Р. 8
Света П. 9 Нина О. 8
Миша П. 10 Павел Р. 9
Маша Р. 10 Саша А. 9
Гриша Р. 9 Таня В. 8
Юра Т. 9 Тимур В. 8
Маша Т. 10 Федя В. 4
Юля Ю. 10 Яша П. 8
Средний балл 9,45 Средний балл 7,45

 

Средний балл, набранный детьми экспериментальной группы составляет 7,45 балла, что ниже среднего балла контрольной группы (9,45 балла) на 2 балла. Таким образом, разница между развитием наглядно-образного мышления детей без речевых патологий и детей с ОНР существует.

Причины отклонения в развитии наглядно-образного мышления детей без речевых патологий и детей с общим недоразвитием речи, выявленные в ходе исследования, заключаются в том, что, как утверждают Л, И. Белякова, О.Н. Усанова, Ю, Ф. Гаркуша, З.З. Фигередо [2], у детей с общим недоразвитием речи в активном словаре недостаточно слов для описания тех образов, которые они видят на картинке, что отчетливо проявляется на уровне связного рассказа об изображенных предметах; в связном речевом высказывании наблюдается отсутствие четкости, последовательности изложения.

Действительно, в настоящем исследовании дети не всегда могли указать существенные признаки, причинно-следственные отношения, между предметами, изображенными на картинках. Именно эти особенности развития детей экспериментальной группы (детей с общим недоразвитием речи третьего уровня) повлияли на результаты исследования, что доказывает существенную связь между развитием речи и развитием наглядно-образного мышления.

Составим сводную таблицу выявленных в обеих группах уровней наглядно-образного мышления детей по методикам «Что здесь лишнее?» и «Времена года» (см. табл. 6 и 14; 8 и 16) (табл. 22).

 

Таблица 22. Уровень развития наглядно-образного мышления детей контрольной и экспериментальной групп по методикам «Что здесь лишнее?» и «Времена года»

Уровень развития наглядно-действенного мышления

Методика «Что здесь лишнего?»

Методика

«Времена года»

Количество детей контрольной группы Количество детей экспериментальной группы Отклонение (+,–) Количество детей контрольной группы Количество детей экспериментальной группы Отклонение (+,–)
Очень высокий 7 0 -7 11 0 -11
Высокий 11 2 -9 9 13 +4
Средний 2 16 +14 0 5 +5
Низкий 0 2 +2 0 2 +2
Очень низкий 0 0 - 0 0 -

 

Количество выявленных в контрольной группе детей с очень высоким уровнем развития наглядно-образного мышления при тестировании с помощью методики «Что здесь лишнее?» на 7 человек больше, чем в экспериментальной группе, во втором исследовании, при применении методики «Времена года», таких детей больше на 11 человек.

Количество выявленных в контрольной группе детей с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления при тестировании с помощью методики «Что здесь лишнее?» больше на 9 человек. В то время как при тестирования с помощью методики «Времена года» меньше на 4 человека.

Количество выявленных в контрольной группе детей со средним уровнем развития наглядно-образного мышления при тестировании с помощью методики «Что здесь лишнее?» на 14 человек меньше, чем в экспериментальной группе, в то время как во втором случае – на 5 человек. То есть те дети, которые в первом задании смогли набрать количество баллов, соответствующее очень высокому уровню развития наглядно-образного мышления при усложнении задания, выполнили его несколько хуже, в результате чего произошло их распределение по более низким уровням.

Количество выявленных в контрольной группе детей с низким уровнем развития наглядно-образного мышления при тестировании с помощью методики «Что здесь лишнее?» меньше на 2 человек, при тестировании с помощью методики «Времена года» наблюдается такая же ситуация.

Детей с очень низким уровнем развития не выявлено в обеих группах.

Изобразим результаты обследования графически (рис. 2).

 

 


Рис. 2 – Уровень развития наглядно-образного мышления детей контрольной и экспериментальной групп по методикам «Что здесь лишнее?» и «Времена года»

 

На рисунке 2 видно, что в основном дети обладают высоким уровнем развития наглядно-образного мышления.

Преобладание очень высокого и высокого уровня развития наглядно-образного мышления наблюдается у детей контрольной группы. В то время как у детей экспериментальной группы наблюдается значительное преобладание среднего уровня развития наглядно-образного мышления и незначительное – низкого.

Таким образом, результаты тестирования наглядно-образного мышления в экспериментальной группе ниже результатов детей контрольной группы, то есть наблюдается влияние развития речи на развитие наглядно-образного мышления у детей.

Таким образом, выдвинутая в настоящем исследовании гипотеза нашла свое подтверждение. Действительно, уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольников с третьим уровнем речевого развития ниже уровня развития данных видов мышления детей без речевых патологий. Но при этом сравнительный анализ результатов позволил выявить тип невербального мышления, имеющий более высокие показатели у дошкольников без речевой патологии и более низкие у детей с третьим уровнем речевого развития – наглядно-образное мышление, а также тип невербального мышления, имеющий практически одинаковую степень сформированности в обеих группах – наглядно-действенное мышление.








Дата: 2019-12-22, просмотров: 254.