Цель и задачи исследования
Цель настоящего исследования: выявление уровня сформированности и особенностей невербального мышления у дошкольников без речевых патологий и дошкольников с ОНР третьего уровня.
Гипотеза настоящего исследования: уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника с общим недоразвитием речи имеет отклонения от уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника с нормальным развитием речи
Гипотеза и цель исследования позволяют нам выделить следующие задачи исследования:
– проанализировать состояние изученности проблемы в научной и методической литературе;
– подобрать и адаптировать методики исследования невербального мышления для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития);
– провести эмпирическое исследование невербального мышления дошкольников без речевых патологий и с общим недоразвитием речи;
– опираясь на данные исследования, подобрать методики развития невербального мышления для дошкольников с общим недоразвитием речи.
Характеристика групп испытуемых
В исследовании приняли участие дошкольники без речевых патологий и дошкольники с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития) в возрасте от 5 лет до 6 лет 6 месяцев.
Выборка производилась на базе детского сада №46 «Солнышко», расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Томилинская, д. 243 – заведующая И.О. Сорокина, воспитатели – Л.В. Лопатина, М.И. Дежурина, логопед – И.А. Перова; и на базе детского сада №65 «Гнездышко» комбинированного вида с группами логопедической помощи, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Юркина, д. 1. – заведующая М.И. Трубина, воспитатели – С.П. Любимова, Е.В. Марьина, логопед – В.Я. Михалева. При выборке учитывался факт, чтобы дети не имели признаков аномального развития, связанных с какой-либо полученной мозговой травмой или болезнью.
Из дошкольников было сформировано две группы:
– контрольная, в которую вошли дети без речевых патологий из детского сада №46 «Солнышко» – 20 человек;
– экспериментальная, в которую вошли дети с третьим уровнем речевого развития из детского сада №65 «Гнездышко», также в количестве 20 человек.
Контрольная и экспериментальная группы были уравнены по половозрастному признаку.
Сбор данных в детском саду комбинированного типа №65 «Гнездышко», по сравнению с контрольной группой, несмотря на содействие администрации и коллективов учреждений, был сопряжен с трудностями. Для выполнения программы обследования детям требовалось большее количество встреч (3–4). Отношение воспитанников экспериментальной группы к исследованию варьировало от выраженной заинтересованности до резко негативного, причем иногда претерпевало изменения уже в ходе исследования на первом этапе.
Описание методик исследования
Диагностика невербального мышления включает исследование умения анализировать информацию в наглядном плане, умения оперировать с наглядным материалом в пространстве, способность к выделению смысла наглядного изображения.
Первые две методики, применимые нами в ходе исследования: «Вырежи фигуры» и «Воспроизведи рисунки», – были направлены на определение уровня развития наглядно-действенного мышления; следующие две методики, – «Что здесь лишнее» и «Времена года» – направлены на обследование уровня развития логически-образного мышления.
Данный выбор был определен рядом факторов:
– методики являются тестами для дошкольников с 5 лет до 6 лет 6 месяцев, что отвечает цели настоящего исследования;
– они предназначены для определения уровня развития невербального мышления, что соответствует цели нашей работы;
– шкалы оценки у всех четырех методик идентичны, что облегчит сравнение выявленных результатов.
Методика «Вырежи фигуры» [13].
Тестируем: психические процессы;
Возраст: дошкольный;
Тип теста: невербальный.
Цель методики: определение уровня развития наглядно-действенного мышления.
Процедура обследования: данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 5 до 6 лет 6 месяцев. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рисунке в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого необходимо предварительно разрезать его на шесть квадратов.
Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)
Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения ребенком задания:
– 10 баллов – все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов;
– 8–9 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм;
– 6–7 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2–3 мм;
– 4–5 баллов – все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3–4 мм;
– 2–3 балла – все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4–5 мм;
– 0–1 балл – ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.
Следующая методика, выбранная нами для обследования детей, – методика «Воспроизведи рисунки» [13].
Назначение: диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления.
Тестируем: Психические процессы.
Возраст: Дошкольный.
Тип теста: Невербальный.
Стимульный материал: набор картинок.
Процедура обследования: Методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления у детей в возрасте от 5 до 6 лет 6 месяцев. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рисунке, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рисунок в сопровождении следующей инструкции:
«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются Темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура».
На выполнение задания отводится 5 мин.
Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения ребенком задания:
– 10 баллов – ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов;
– 8–9 баллов – ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались незаштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов;
– 6–7 баллов – ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.;
– 4–5 баллов – ребенок за 5 мин смог заштриховать 4–5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.;
– 2–3 балла – ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2–3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков, не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.;
– 0–1 балл – ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.
Методика «Что здесь лишнее?» – третья методика, применимая нами в ходе исследования [5].
Цель методики: диагностика уровня развития образно-логического мышления.
Тестируем: Психические процессы.
Возраст: Дошкольный.
Тип теста: Невербальный
Стимульный материал: набор картинок.
Эта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет 6 месяцев. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения ребенком задания:
– 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишним;
– 8–9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.;
– 6–7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.;
– 4–5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.;
– 2–3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.;
– 0–1 балл – ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Последняя методика, применимая нами в ходе исследование – методика «Времена года» [2].
Тестируем: психические процессы.
Возраст: дошкольный.
Тип теста: невербальный.
Назначения теста: определение уровня образно-логического мышления.
Стимульный материал: набор картинок
Процедура обследования: методика позволяет диагностировать уровень развития образно-логического мышления детей в возрасте от 5 до 6 лет 6 месяцев. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения:
– 10 баллов – за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам);
– 8–9 баллов – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5–7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взяты;
– 6–7 баллов – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3–4 признака, подтверждающих его мнение;
– 4–5 баллов – ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1–2 признака в подтверждение своего мнения;
– 0–3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития мышления производятся по следующей шкале оценок, одинаковой для всех используемых методик:
– 10 баллов – очень высокий;
– 8–9 баллов – высокий;
– 6–7 баллов – средний;
– 4–5 баллов – низкий;
– 0–3 балла – очень низкий.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.