Становление и развитие внешнеэкономической деятельности предприятий: зарубежный опыт и российская практика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Внешнеэкономическая деятельность предприятий представляет собой сферу хозяйственной деятельности, связанную с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является именно внешнеэкономическая.

До падения административно-командной системы экономика государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения «железного занавеса» у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической деятельности.

В результате этого возникла объективная необходимость в изучении внешнеэкономической деятельности. Ведь для наиболее эффективного ее осуществления очень важно обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями в этой области, которых, к сожалению, не имеется у многих руководителей на российских предприятиях.

Внешнеэкономическая деятельность начала активно изучаться только в конце 80-х начале 90-х годов, когда плановая экономика изжила себя и разрушился «железный занавес». До этого времени она не представляла интереса для изучения, так как отечественные предприятия осуществляли свою деятельность только в масштабах нашей страны и не нуждались в выходе на внешние рынки. Сейчас ситуация коренным образом изменилась.

На сегодняшний день в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения.

Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Именно это и происходит во внешнеэкономических отношениях на современном этапе, а именно:

· расширение прав отраслевых министерств и ведомств предприятий, объединений, организаций по выходу на внешний рынок;

· расширение числа участников внешнеэкономической деятельности;

· формирование стабильной нормативной базы внешнеэкономической деятельности.

Российские предприятия и фирмы в настоящее время имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции и несут ответственность за организацию и управление своей внешнеэкономической деятельностью. Организуя ее, они обязаны четко определять, какие служебные подразделения выполняют те или иные функции по осуществлению внешнеэкономических операций и каким образом координируется их внешнеэкономическая работа. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках, составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления внешнеэкономической деятельностью, ее координация с другими видами работы фирмы, учет и контроль эффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области экономических отношений с иностранными партнерами.

Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для российских предприятий это такие задачи, как:

· свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;

· свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;

· свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;

· свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;

· включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

В связи с этим, тема данного исследования представляется весьма актуальной и нуждающейся в изучении.

Цель дипломной работы – выявить особенности и проблемы организации и управления внешнеэкономической деятельностью ООО «Портал», определить результативность внешнеэкономической деятельности предприятия и разработать меры по повышению эффективности в современных экономических условиях.

Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность ООО «Портал».

Предметом исследования является оценка эффективности осуществления внешнеэкономических операций работниками ООО «Портал».

В работе активно использовались методы маркетингового исследования, а также специфические приемы и методы экономического анализа.

На основе анализа производственно-хозяйственной деятельности компании был разработан комплекс мероприятий по совершенствованию организации импортных операций на ООО «Портал». Результатом их внедрения станет более эффективная работа, расширение сферы деятельности предприятия на внешних рынках. В свою очередь, это позволит улучшить конкурентоспособность продукции, а значит, будет способствовать увеличению эффективности внешнеэкономической деятельности ООО «Портал».

В процессе выполнения работы мною были использованы различный различные библиографические источники: нормативные акты, научная и учебная литература, сетевые источники, внутрифирменные документы ООО «Портал».

В первой главе была рассмотрена внешнеэкономическая деятельность российских и зарубежный предприятий. Изучены особенности включения национальных экономик в мировой рынок на примере развитых стран и Китайской Народной Республики. Так же озвучены тенденции и проблемы развития экономик российских предприятий и пути их решения.

Вторая глава была посвящена анализу внешнеэкономической деятельности на предприятии ООО «Портал». Изучена производственно-хозяйственная деятельность, организация ВЭД и проведена оценка финансового состояния предприятия.

И, наконец в третьей главе описываются основные направления совершенствования ВЭД на предприятии, а именно улучшение внешнеэкономической политики и обновление структуры управления внешнеэкономическими связями.

 

 



Открытые города

Первоначально открытыми городами были 14 городов восточного морского побережья, которые уже имели довольно развитую деловую инфраструктуру и изначально были нацелены на то, чтобы служить в качестве «ворот» во внутренние районы Китая. Но в 1992 году этот статус распространился на все провинциальные центры и города в приграничных районах. Такие города имеют большое количество «суб-зон», предлагающих налоговые льготы, подобно СЭЗ.

Однако с такими городами нужно держать ухо востро, так как не все из них имеют разрешение Центрального Правительства на это, и к ним могут быть применены санкции как к местным автократиям. Лучше регулируемыми и проверенными иностранными инвесторами являются «Зоны Развития Экономики и Техники».

Зоны местного уровня

Эти зоны, в последнее время распространившиеся в Китае в большом количестве, являются еще одним рискованным проектом, поскольку многие «открытые города» и сельские районы спешат предоставить свои собственные налоговые льготы в целях заманивания иностранных инвесторов. Только около десяти из таких зон были одобрены Центром, остальные являются неофициальными и предлагают нелегальные льготы. Поэтому разумно предварительно убедиться, что политика той или иной зоны одобрена Центральным Правительством, так как в противном случае вы рискуете взысканием недостающей суммы налогов впоследствии. Так что лучше не полагаться на такие налоговые льготы в долгосрочном плане.

Частные инвестиционные зоны

Эти зоны часто можно узнать по названиям «инвестиционный парк», «инвестиционный город» и т.п. Они, как правило, являются совместными китайско-иностранными проектами, с предоставленными в аренду большими земельными участками. Такие зоны предлагают хороший уровень обслуживания и инфраструктуры, зависящий отчасти от опыта (и денег) иностранного инвестора таких зон.

Органом, регулирующим деятельность таких зон, является соответствующее местное правительство. Эти зоны обычно тесно примыкают к «Зонам Развития Экономики и Техники» в качестве «суб-зон», где за дополнительную плату предоставляется высокий уровень сервиса. Деятельность таких зон одобрена Центральным Правительством, и их количество увеличивается по всей стране с ростом их популярности.

Заключение

 

Внешнеэкономическая деятельность предприятия представляет собой сферу хозяйственной деятельности, связанную с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок.

На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России.

Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач

На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Основным направлением внешнеэкономической деятельности в большинстве стран является внешнеторговая деятельность – обмен произведенной продукции, работ, услуг между участниками внешнеэкономической деятельности путем проведения различного рода международных коммерческих (внешнеторговых) операций.

Завершением данных операций являются коммерческие внешнеторговые сделки.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность охватывает различные направления ее осуществления.

Каждый вид и направление внешнеэкономической деятельности субъектов, участвующих в ней, включает широкий комплекс хозяйственных, производственных, правовых, валютно-финансовых и других отношений.

В целом, внешнеэкономическая деятельность является одним из важнейших факторов развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. Хотя на примере КНР видно, как в ходе недавнего кризиса оказалось, что современная ситуация в мировом хозяйстве, по-видимому, более благоприятна для тех стран, которые, обладая крупными внутренними рынками, проводят выраженную протекционистскую политику (Китай, Индия). В то же время низкие темпы роста в Западной Европе и стагнация в Японии значительно сузили возможности ускорения роста и ликвидации последствий кризиса за счет преимущественной ориентации на эти внешние рынки. Все эти обстоятельства еще более повышают привлекательность сотрудничества с КНР.

Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день в мировой практике существует довольно много форм осуществления ВЭД. Однако, среди них доминирующее положение занимает внешняя торговля.

Выделяют два основных метода осуществления внешнеторговых операций (прямой и косвенный экспорт / импорт), и предприятия исходя из определенных параметров выбирают тот или иной метод.

Также существуют различные варианты организации внешнеэкономической службы на предприятии, а именно:

- отдел внешнеэкономических связей;

- внешнеторговые фирмы.

На предприятии выбор формы организации службы ВЭД определяют различные факторы:

- методы реализации продукции фирмы: самостоятельные импортные операции или через посредников;

- масштаб предприятия и объем его фактического и потенциального импорта и экспорта, что определяет количественные параметры службы управления ВЭД.

В настоящее время ситуацию в области внешнеэкономической деятельности российских предприятий можно охарактеризовать как сложную. Это связано со многими факторами, прежде всего, с экономическим кризисом в стране, падением уровня производства, низким уровнем конкурентоспособности производимой продукции, хронической нехваткой средств у предприятий.

Отечественным предприятиям присущ малый научно технический потенциал, устаревшая производственная база и формы управления производством. Все это, несомненно, является отголоском проводимой в прошлом экономической политики.

Но следует сказать, что наши предприятия обладают достаточным

потенциалом для выхода из сложившейся ситуации. В стране имеется огромная минерально-сырьевая база, множество научно-конструкторских разработок, достаточно квалифицированные трудовые ресурсы.

Данная работа выполнялась на примере ООО «Портал», которое является типичным в области внешнеэкономического сотрудничества предприятием, осуществляющим внешнеторговые операции в течение всего периода своего существования.

ООО «Портал» осуществляет внешнеэкономическую деятельность по следующим основным направлениям:

– импорт готовой продукции из страны ближнего и дальнего зарубежья;

– создание и организация зарубежных представительств;

– реклама и продвижение продукции собственного бренда на внешний рынок.

Развитие экономики предприятия не ограничивается только насыщением отечественного рынка, предприятие уже много лет осуществляет внешнеэкономические операции. Однако, анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности завода выявил проблемы как организационного, так и экономического характера. Основные из них:

1. Дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности. ВТО иногда приходится выполнять функции других отделов, что ведет к снижению эффективности работы ООО «Портал»;

2. Высокая стоимость на некоторые виды изделия, что не позволяет овладеть конкурентными преимуществами в полном объеме перед производителями аналогичной продукции дальнего зарубежья;

3. Слабая эффективность рекламной деятельности.

Для устранения вышеперечисленных недостатков представляется необходимой реализация следующих мероприятий:

1. Реорганизация структуры управления внешнеэкономической деятельностью с четким разграничением по отделам выполняемых ими функций в зависимости от целей и поставленных задач, а также от географической и товарной направленности;

2. Создание торговых представительств ООО «Портал» за рубежом, прежде всего, в Китае, что даст, в первую очередь, более полную информацию о конъюнктуре, складывающуюся на том или ином рынке в данный конкретный момент времени;

3. Углубление партнерских отношений с основными поставщиками и транспортными компаниями предприятия могло бы способствовать увеличению качества и снижению стоимости импортируемой продукции, за счёт получения дополнительных скидок и преференций;

4. Грамотная маркетинговая политика, с использованием электронной коммерции.

В целом внешнеэкономическая деятельность ООО «Портал» заслуживает положительной оценки в свете экономических и политических реалий в РФ. Однако не следует ограничиваться одной лишь стратегией удержания устоявшихся рынков сбыта предприятия. Высокой конкурентоспособности своей продукции можно достичь путем постоянного внедрения новых видов продукции. В основе успеха должна лежать качественная и приемлемая по цене продукция.

В настоящие время объективной необходимостью в условиях глобализации и жесткой конкуренции в сфере международной торговли является важным непрерывное усовершенствование системы организации управления, оптимизации издержек обращения, в том числе и внешнеэкономической деятельностью.

Выход на внешний рынок требует от предприятия значительных дополнительных усилий. При этом риск в работе увеличивается, и представление о производственных и коммерческих издержках также существенно изменяется. Предприятиям, которые участвуют во внешнеэкономических связях необходимы специалисты, которые отлично разбираются в вопросах внешнего рынка и только тогда предприятия смогут пережить всевозможные кризисы, получить прибыль и займут высокое положение на внешнем рынке.

На мой взгляд, наша страна должна уделять большое внимание внешнеэкономической деятельности предприятий, фирм. Необходимо поднимать экономику страны, повышать, таким образом, конкурентоспособность на мировом рынке, увеличивать различные зависящие от этого показатели, усовершенствовать законы.

 

 



Библиографический список

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения – М.: Юрист, 2007. – 366 с.

2. Арсеньев С.П. Китай: 20 лет политики реформ и открытости. – М., 2009 – 287 с.

3. Артов М. Внешнеэкономическая деятельности предприятия. – М.: Д-ИНФОРМ, 2009 – 128 с.

4. Архипов А.Ю., Черковец О.В., Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий. – М.: Феникс, 2008 – 96 с.

5. Астринский Д., Наоян В. Экономический анализ финансового положения предприятия / Экономист. – 2008 – 259 с.

6. Бляхина Л.С. Экономика фирмы. Учебное издание. Санкт-Петербург. – 2006. – 290 с.

7. Бровкова Е.Г. Внешнеэкономическая деятельность. – М:, 2002 – 254 с

8. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. – М.: изд. стандартов, 2010 –214 с.

9. Булатов А.С Мировая экономика – М.: Юрист, 2007. – 734 с.

10. Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика – М.: Инфра-М 2006 – 384 с.

11. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009 – 377 с.

12. Гордеев Г.Д. Развитие внешнеэкономической деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2007 – 158 с.

13. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. Издательство: Дело, 2008. – 32 с

14. Иванов А.К. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: учеб. пособие / – М., 2007 – 155 с.

15. Исаев А.В. Виды инвестиционных зон / Иностранные инвестиции, №6, 2010 – 249 с.

16. Исаев А.В. Тенденции развития китайской экономики / Мировая экономика, №13, 2010 – 234 с.

17. Кабаков В.С., Шатрова Е.В. Стратегия предпринимательства. – СПб.: СПбГИЭА, 2008 – 339 с.

18. Королева И.С., Дынкина А.А., Галкина А.А. Основные направления развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий. – М: Внешмаркет, 2009 – 214 с.

19. Корольков А.И. Итоги внешнеэкономической деятельности за 2010 год / Департамент внешнеэкономической деятельности, 2010

20. Крутик А.Б., Пименова А.А. Введение в предпринимательство. – СПб.: Политехника, 2009 – 203 с.

21. Кяров В. Обзор мировой экономики / Мировая экономика, №08, 2010 – 65 с.

22. Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. – М., 2007. – 392 с.

23. Ломакин В.К. Мировая экономика. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 728 с.

24. Мартынов В.А., Дынкин А.А. Мир на рубеже тысячелетий: Прогноз развития мировой экономики до 2015 г. / – М.: «НОВЫЙ ВЕК», 2005. – 100 с.

25. Маслов О.Ю. Доля Китая на мировом рынке увеличивается / Экономист, №12, 2010 – 134 с.

26. Михайлов А.М. Реализация экономических и институциональных интересов в процессе глобализации мировой экономики. – С.: Издательство Самарского Государственного Экономического Университета, 2008. – 231 с.

27. Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства // Проблемы прогнозирования. – 2007. – №5. – с. 88 – 99

28. Подольник А.П. Стратегия и тактика управления фирмой. Санкт-Петербург. – 2010. – 409 с.

29. Попов С. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Москва. – 2009. – 397 с.

30. Попова Т.Н. внешнеэкономическая деятельность. – Владивосток, 2008

31. Потапов М., Салицкий А. КНР. Опыт стран – членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках / Мировая экономика и международные отношения, №8, 2009 – 128 с.

32. Прокушев Е.В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. Инфра – М.: Москва 2009. – 397 с.

33. Проф. Поляков В.В. и проф. Щенин. Р.К. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник/ М.: КноРус, 2007. – 656 с.

34. Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. Издательство: Приор, 2008. – 246 с.

35. Рудый К.В. Финансы внешнеэкономической деятельности. – М: Высшая школа, 2008. – 9 с.

36. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: Учебник для вузов /, 5-е изд. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 429 с.

37. Семищев А.С. Микроэкономика – М., Санкт Петербург: Питер 2008 – 448 с.

38. Сергеев И.В Экономика предприятия – М.: Финансы и статистика, 2009 – 335 с.

39. Симоний Н.А. Энциклопедия стран мира/ – М.: Экономика, 2008. -1319 с.

40. Соколенко С.И. Глобальные рынки XXI столетия: Перспективы Украины. – Киев: Логос, 2008 – 189 с.

41. Современные проблемы мировой экономики: механизм движения: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Мещерова. – Самара: ОАО «СВМБ», 2007 – 523 с.

42. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2008 – 253 с.

43. Стровский Л.Е. Внешний рынок и предприятие. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 310 с.

44. Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. Москва-2009 – 334 с.

45. Томилов В.В., Крупанин А.А., Хакунов Т.Д. Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства. – М., 2008 – 155 с.

46. Трошкина Т.Н. Современный механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации / Консультант, №12, 2009 – 55–59 с.

47. Хамицаева А. Состояние и перспективы промышленности Китая / Промышленность, №5, 2010 – 146 с.

48. Хоскинг А. Курс предпринимательства. – М.: Международные отношения, 2006 – 82 с.

49. Чечевицина Л.Н., «Микроэкономика», издательство «Феникс», 2007 101 с.

50. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятий. – М.: Экономика, 2008 – 210 с.

51. Ярцев С.В. Развитие малого бизнеса в России, состояние проблемы, перспективы. Сборник международной конференции «Малый бизнес в России». – СПб, 2009 – 356 с.

 


[1] Ломакин В.К. Мировая экономика. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. стр. 409

[2] Ломакин В.К. Мировая экономика. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. стр. 415

[3] Ломакин В.К. Мировая экономика. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. стр. 423

[4] Потапов М., Салицкий А. КНР. Опыт стран - членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках // Мировая экономика и международные отношения, № 8, 2009 стр. 271

[5] Хамицаева А. Состояние и перспективы промышленности Китая // Промышленность, № 5, 2010 стр. 58

[6] Арсеньев С.П. Китай: 20 лет политики реформ и открытости. - М., 2009 стр. 149

[7] Кяров В. Обзор мировой экономики // Мировая экономика, № 08, 2010 стр. 203

[8] Исаев А.В. Виды инвестиционных зон // Иностранные инвестиции, № 6, 2010 стр. 118

[9] Маслов О.Ю. Доля Китая на мировом рынке увеличивается // Экономист, № 12, 2010 стр. 43

[10] Исаев А.В. Тенденции развития китайской экономики // Мировая экономика, № 13, 2010 стр. 245

[11] Гордеев Г.Д. Развитие внешнеэкономической деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2007 стр. 187

[12] Артов М. Внешнеэкономическая деятельности предприятия. - М.: Д-ИНФОРМ, 2009 стр. 202

[13] Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2008, стр. 67

[14] Трошкина Т.Н. Современный механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации // Консультант, № 12, 2009 стр. 179

[15] Архипов А.Ю., Черковец О.В., Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий. - М.: Феникс, 2008 стр. 123

[16] Попова Т.Н. внешнеэкономическая еятельность. - Владивосток, 2008 стр. 218

[17] Королева И.С., Дынкина А.А., Галкина А.А. Основные направления развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий. - М: Внешмаркет, 2009 стр. 116

[18] Корольков А.И. Итоги внешнеэкономической деятельности за 2010 год // Департамент внешнеэкономической деятельности, 2010 стр. 58

[19] Томилов В.В., Крупанин А.А., Хакунов Т.Д. Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства. - М., 2008 стр. 196

[20] Крутик А.Б., Пименова А.А. Введение в предпринимательство. - СПб.: Политехника, 2005 стр. 251

[21] Кабаков В.С., Шатрова Е.В. Стратегия предпринимательства. - СПб.: СПбГИЭА, 2006 стр. 98


Введение

 

Внешнеэкономическая деятельность предприятий представляет собой сферу хозяйственной деятельности, связанную с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является именно внешнеэкономическая.

До падения административно-командной системы экономика государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения «железного занавеса» у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической деятельности.

В результате этого возникла объективная необходимость в изучении внешнеэкономической деятельности. Ведь для наиболее эффективного ее осуществления очень важно обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями в этой области, которых, к сожалению, не имеется у многих руководителей на российских предприятиях.

Внешнеэкономическая деятельность начала активно изучаться только в конце 80-х начале 90-х годов, когда плановая экономика изжила себя и разрушился «железный занавес». До этого времени она не представляла интереса для изучения, так как отечественные предприятия осуществляли свою деятельность только в масштабах нашей страны и не нуждались в выходе на внешние рынки. Сейчас ситуация коренным образом изменилась.

На сегодняшний день в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения.

Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Именно это и происходит во внешнеэкономических отношениях на современном этапе, а именно:

· расширение прав отраслевых министерств и ведомств предприятий, объединений, организаций по выходу на внешний рынок;

· расширение числа участников внешнеэкономической деятельности;

· формирование стабильной нормативной базы внешнеэкономической деятельности.

Российские предприятия и фирмы в настоящее время имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции и несут ответственность за организацию и управление своей внешнеэкономической деятельностью. Организуя ее, они обязаны четко определять, какие служебные подразделения выполняют те или иные функции по осуществлению внешнеэкономических операций и каким образом координируется их внешнеэкономическая работа. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках, составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления внешнеэкономической деятельностью, ее координация с другими видами работы фирмы, учет и контроль эффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области экономических отношений с иностранными партнерами.

Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для российских предприятий это такие задачи, как:

· свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;

· свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;

· свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;

· свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;

· включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

В связи с этим, тема данного исследования представляется весьма актуальной и нуждающейся в изучении.

Цель дипломной работы – выявить особенности и проблемы организации и управления внешнеэкономической деятельностью ООО «Портал», определить результативность внешнеэкономической деятельности предприятия и разработать меры по повышению эффективности в современных экономических условиях.

Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность ООО «Портал».

Предметом исследования является оценка эффективности осуществления внешнеэкономических операций работниками ООО «Портал».

В работе активно использовались методы маркетингового исследования, а также специфические приемы и методы экономического анализа.

На основе анализа производственно-хозяйственной деятельности компании был разработан комплекс мероприятий по совершенствованию организации импортных операций на ООО «Портал». Результатом их внедрения станет более эффективная работа, расширение сферы деятельности предприятия на внешних рынках. В свою очередь, это позволит улучшить конкурентоспособность продукции, а значит, будет способствовать увеличению эффективности внешнеэкономической деятельности ООО «Портал».

В процессе выполнения работы мною были использованы различный различные библиографические источники: нормативные акты, научная и учебная литература, сетевые источники, внутрифирменные документы ООО «Портал».

В первой главе была рассмотрена внешнеэкономическая деятельность российских и зарубежный предприятий. Изучены особенности включения национальных экономик в мировой рынок на примере развитых стран и Китайской Народной Республики. Так же озвучены тенденции и проблемы развития экономик российских предприятий и пути их решения.

Вторая глава была посвящена анализу внешнеэкономической деятельности на предприятии ООО «Портал». Изучена производственно-хозяйственная деятельность, организация ВЭД и проведена оценка финансового состояния предприятия.

И, наконец в третьей главе описываются основные направления совершенствования ВЭД на предприятии, а именно улучшение внешнеэкономической политики и обновление структуры управления внешнеэкономическими связями.

 

 



Становление и развитие внешнеэкономической деятельности предприятий: зарубежный опыт и российская практика

внешнеэкономический мировой рынок предприятие

Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.