Преимущества и недостатки битумных эмульсий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Битумные эмульсии – дисперсные системы, которые состоят из битума, воды и эмульгатора, придающего системе устойчивость. Битум в такой системе может выступать как в виде дисперсной фазы, так и дисперсионной среды. В первом случае он образует прямую эмульсию, во втором – обратную эмульсию.

    К одним из существенных недостатков битума как вяжущего материала, которые значительно усложняют проведение дорожных работ, можно отнести следующие:

- высокая вязкость, вследствие которой возникает необходимость поддержания высокой температуры битума во время проведения работ;

- невозможность равномерного распределения битума тонким слоем на полотно дорог и на поверхность каменных материалов;

- необходимость применения сухого минерального материала.

Принципиально существует три способа перевода битума в жидкое состояние:

- нагрев битума;

- разжижение растворителями;

- эмульгирование битума в воде.

    Промежуточное положение между разогретыми битумами и эмульсиями занимают разжиженные битумы, которые хотя и снимают большинство проблем, связанных с использованием нагретых до рабочих температур дорожных битумов, сами имеют ряд существенных недостатков:

- замедленное формирование пленки вяжущего на поверхности каменного материала;

- необходимость использования дорогостоящих растворителей, которые не несут никакой функциональной нагрузки в связующем материале и в основном испаряются в атмосферу, оказывая вредное влияние на экологическую обстановку;

- высокая пожароопасность растворителей;

- необходимость хранения разжиженного битума в герметично закрытых емкостях во избежание испарения растворителя.

    Третий способ перевода битума в рабочее состояние – эмульгирование – не требует нагрева вяжущего до высоких температур на различных стадиях производства и применения эмульсий.

Дорожные битумные эмульсии появились в 20-х годах прошлого столетия во Франции. С появлением такого вяжущего были сняты основные проблемы, возникающие при использовании традиционных органических вяжущих на различных стадиях ремонта и строительства дорожных покрытий.

Битумные эмульсии имеют ряд преимуществ по сравнению с горячими асфальтобетонами:

- сокращение расхода битума на 20-40% за счет его более равномерного распределения по поверхности заполнителя тонким слоем;

- возможность производить работы в сырую прохладную погоду за счет улучшения сцепления вяжущего с поверхностью каменных материалов, т.к. эмульсия содержит воду;

- экономия более 40% энергии при производстве «холодных» эмульсионно-минеральных смесей, т.к. нет нагрева каменных материалов;

- устранение необходимости в нагреве вяжущего до высокой температуры, т.к. эмульсии имеют вязкость значительно меньше битума, сопоставимую с вязкостью дисперсионной среды (т.е. воды);

- сокращение вредных выбросов в атмосферу при дорожных работах и улучшение техники безопасности.

Особо следует подчеркнуть, что к наиболее важным преимуществам эмульсий относятся их заметно меньшая по сравнению с битумами вязкость и более высокая адгезионная способность к поверхностям различной структуры и химического состава за счет действия сил электрического взаимодействия между эмульгатором и поверхностью минерального материала, например, катионных эмульсий к кварцевому песку. Снижение вязкости позволяет повысить точность дозировки вяжущего, что уменьшает вероятность «потения» слоев (выступления битума на поверхность из объема слоя) и приводит к сокращению расхода вяжущего. Улучшенная адгезия способствует созданию высокопрочных и долговечных дорожных конструкций. Наиболее эффективны битумные эмульсии при ремонте автомобильных дорог.

К недостаткам битумных эмульсий можно отнести их относительно низкую устойчивость к распаду, на которую влияет целый ряд факторов.

    Эмульсия, стабильная при хранении и транспортировке, при нанесении на минеральный заполнитель или на поверхность дорожного покрытия, должна необратимо разрушаться с требуемой скоростью. Скорость разрушения эмульсий регулируется типом и количеством эмульгатора. Однако на скорость разрушения влияют и другие факторы, такие как природа минерального заполнителя, температура и другие климатические условия. Когда эмульсия наносится на поверхность минерального заполнителя, электрические заряды поверхности минерала быстро поглощают определенное число ионов эмульгатора до уровня, при котором начинается разрушение эмульсии. Битум, высвобождаемый в процессе разрушения катионной эмульсии и имеющий на своей поверхности положительные заряды, хорошо прилипает к поверхности минерала с отрицательными зарядами.

    На скорость разрушения и адгезию битумных эмульсий оказывает большое влияние минеральный состав заполнителя. Заполнители можно характеризовать как имеющие щелочной и кислотный характер поверхности. Примером заполнителя со щелочным характером поверхности может служить известняк, примером заполнителей с кислым характером поверхности – гранит и кварцит. Эмульсии по-разному ведут себя на заполнителях различной природы (табл. 1)

Таблица 1 - Поведение битумных эмульсий на заполнителях различной природы

Эмульсия

Заполнитель

Результаты

скорость разрушения адгезия
анионная кислотный медленная слабая
анионная щелочной средняя  высокая
катионная кислотный  быстрая  очень высокая
катионная щелочной  быстрая  высокая

 

На стабильность эмульсий оказывает влияние температура. При повышении температуры ускоряется испарение воды из эмульсии, что приводит к уменьшению объема дисперсионной среды (воды), повышается концентрация битума и битумные капли начинают соединяться друг с другом. В ходе этого процесса некоторая часть водной фазы может оказаться внутри битума, в результате чего образуется обратная эмульсия. Помимо температуры, на скорость распада эмульсий влияют такие погодные факторы, как относительная влажность и скорость ветра. При понижении влажности воздуха будет также происходить ускоренное испарение воды из эмульсии, что может привести к превращению ее в обратную. Разрушение эмульсий может быть ускорено воздействием механических сил, например, вибрацией катков или сильными порывами ветра.

 

Виды битумных эмульсий

Битумные дорожные эмульсии

Битумные дорожные эмульсии (ГОСТ 18659) относятся к эмульсиям прямого типа, в которых битум распределен в виде капель. Содержание битума определяется целевым назначением эмульсии и обычно составляет 30…70% по массе. Цвет битумных эмульсий – коричневый, от светлого (при невысоком содержании битума) до темного в зависимости от степени дисперсности входящего в них битума. Важным показателем является устойчивость эмульсий при хранении. Катионные эмульсии необходимо хранить и применять при температуре не ниже 5оС. Замораживание эмульсии недопустимо, поскольку при последующем оттаивании она разрушается необратимо. Максимальная температура, при которой можно хранить и применять битумную эмульсию, не должна превышать 85оС.

Эмульсии достаточно устойчивы в объеме, но обладают высокой чувствительностью при соприкосновении с поверхностью различных материалов. При нанесении на поверхность или при смешении с каменными материалами эмульсия распадается на составные части – битум и воду. Битумные эмульсии по скорости распада подразделяются на:

- быстрораспадающиеся (в течение нескольких минут);

- среднераспадающиеся (в течение нескольких часов);

- медленнораспадающиеся (в течение нескольких суток).

    Необходимая скорость распада эмульсий определяется технологией применения. Быстрораспадающиеся эмульсии используют для поверхностной обработки, грунтовки и устройства щебеночного покрытия методом пропитки. Среднераспадающиеся эмульсии применяют для приготовления черного щебня, устройства поверхностной обработки, проведения ямочного ремонта и укладки слоев дорожной одежды по методу пропитки. Медленнораспадающиеся эмульсии используются для устройства слоев дорожной одежды из минеральных наполнителей (щебня, гравия, песка), обработанных способом смешения на дороге, а также для плотных щебеночных, гравийных и песчано-гравийных смесей, приготовленных в установке, и для укрепления грунтов.

    Прямые битумные эмульсии в зависимости от типа эмульгатора делятся на 4 вида:

- анионные (ЭБА 1,2,3);

- катионные (ЭБК 1,2,3).

Катионоактивные битумные эмульсии. Наиболее применяемыми в последнее время стали эмульсии катионного типа, с электроположительным зарядом капель битума (рис. 2).

В качестве катионных эмульгаторов используются аминные соединения типа моноамина RNH2 или диамина R-NH-R1-NH2. Аминные соединения нерастворимы в воде, и в растворимую форму их переводят взаимодействием с соляной кислотой, в результате чего образуются водорастворимые хлористые соединения типа хлорамина R-NH3Cl. Показатель рН катионных эмульсий составляет от 1 до 6 за счет избытка соляной кислоты.

Катионоактивные битумные эмульсии (ЭБК) подразделяются на три класса: быстрораспадающаяся эмульсия ЭБК-1, среднераспадающаяся эмульсия ЭБК-2 и медленнораспадающася эмульсия ЭБК-3. Эмульсии ЭБК представляют собой суспензии, состоящие из битума, воды, эмульгаторов, соляной кислоты и хлористого кальция, применяемого в качестве стабилизатора – вещества, влияющего на стабильность эмульгатора.

Рисунок 2 - Катионоактивная битумная эмульсия

 

Анионоактивные битумные эмульсии. Анионоактивные битумные эмульсии (ЭБА) с электроотрицательным зарядом капель битума (рис.3.) используются реже, так как они менее стабильны и хуже осаждаются на поверхности каменного материала, особенно с кислотным характером.

В качестве анионных эмульгаторов используются: асидол-мылонафт, кубовые остатки нефтепереработки, контакт Петрова, госсиполовая смола (хлопковый гудрон), жировой гудрон, таловое масло и др. В состав анионных эмульгаторов входят жирные кислоты общей формулой RCOOH. Эмульгаторы являются нерастворимыми веществами, и в раствор их переводят при химическом взаимодействии с гидроксидом натрия, в результате чего образуются водорастворимые натриевые соли данных кислот. Показатель рН таких эмульсий составляет от 9 до 13, и, как правило, они содержат избыточное количество гидроксида натрия.

 

Рисунок 4 - Анионоактивная битумная эмульсия

        

Дата: 2019-12-09, просмотров: 628.