КОРОЛЬ АРТУР И РЫЦАРИ КРУГЛОГО СТОЛА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В памяти человечества существуют три Арту­ра — Артур исторический, Артур легенд и Артур рыцарских романов, причём один образ плавно перетекает в другой. Образ Артура истори­ческого связан с событиями, происходившими в римской или, точнее, постримской Британии.

К началу контактов с римлянами в I в. до н. э.. Британия была заселена в основном народами, принадлежащими к кельтской языковой группе, круп­нейшим из которых были бритты. Мелкие кельт­ские племенные княжества вели непрерывную вой­ну друг с другом. К III в. н. э.. завоевание острова римлянами завершилось, и сложилась провинция Британия со смешанным бритто-римским, но впол­не романизированным населением, занимавшая юго-восточные и центральные районы острова.

218

Остальные районы оставались кельтскими. В конце III в. — IV в. римская Британия была христиани­зирована. В это же время начались набеги на неё с моря германских племён, в основном саксов. В се­редине IV в. сюда двинулись с севера племена пик­тов; с запада, с острова Иберния (Ирландия), хлы­нули кельты-скотты, которые завоевали север Бри­тании — Каледонию, назвав её по имени своего пле­мени Scotland (Шотландия). В 407 г. ввиду угрозы для Рима со стороны готских племён римские войс­ка уходят из Британии, в 410 г. её покидают и римс­кие должностные лица, а за ними — и римские колонисты.

Британия оказалась предоставленной сама себе. Началось кратковременное кельтское возрождение, забвение римских обычаев, восстановление кельт­ского языка и быта. Но в середине V в. на Британию обрушились с моря германские племена: юты с се­вера Ютландского полуострова, англы с его юга, саксы с побережья Северного моря. В руках ютов оказался Кент. Юг и юго-восток острова захватили саксы, восточное побережье — англы. Язычники-германцы двигались в глубь страны, истребляя и изгоняя местное население (часть кельтов с полу­острова Корнуолл бежала на континент, на полу­остров Арморика, дав ему имя своей родины — Бре­тань), разрушая селения, сжигая церкви.

В начале VI в. племена бриттов и остатки потом­ков римлян объединились и начали борьбу с завое­вателями. В начале — середине VI в. им удалось нанести англам, саксам и ютам ряд поражений, но в 60—70-е гг. этого века вторжение продолжилось, и к 600 г. завоевание основной части острова было завершено; кельтские народы остались в Шотлан­дии, Уэльсе, на полуострове Корнуолл и некоторое время — на северо-западе собственно Англии. Та­ковы точно установленные исторические факты. Другие сведения находятся уже на грани истории и легенды.

Около 550 г. монах Св. Гильдас написал сочине­ние «О разорении и завоевании Британии». Не на­зывая ни имён, ни дат, он говорит, что «советники вместе с гордым королём ввели в страну яростных саксов, ненавистных Богу и людям, для отпора се­верным племенам». Позднее бритты избрали своим правителем с титулом императора потомка римлян Амвросия Аврелиана, который нанёс саксам реши­тельное поражение у горы Бадон (точное местопо­ложение не установлено, некоторые учёные полага­ют, что это — возвышенность близ курортного го­рода Бат).

Текст Гильдаса не очень ясен. Не вполне понят­но, кто руководил этой битвой, возможно, и не Ам­вросий; в частности, там же упоминается некий Медведь (лат. Ursus). На одном из кельтских язы­ков (валлийском) «медведь» — «artu». He исклю­чено, что это — первое упоминание об Артуре.

Во второй половине VI в. валлийский бард Анейрин сочиняет поэму «Годдоин», в которой рассказы­вается о гибели одного из бриттских племён. Один из героев поэмы — вождь Артур, смелый воин, муд­рый правитель, но одновременно предводитель от-

ряда отчаянных головорезов. Если это не позднейшая вставка (до нас поэма дошла в рукописи XIII в.), то перед на­ми, бесспорно, самое древнее упоминание об Ар­туре.

Следующий этап истории-легенды — «История бриттов» некоего Ненния (видимо, конец VIII в.). Это крайне путаное, переполненное вымыслом по­вествование об истории Британии до времён англо­сакского завоевания. История появления герман­цев на острове у Ненния легендарна и окрашена в романтические тона: король бриттов Вортигерн, опоённый колдовским напитком, влюбляется в дочь (иногда, впрочем, Ненний называет её сестрой) вождя германцев Хенгиста Ронвену и позволяет саксам (именно так, а не ютами, именуются герман­ские захватчики у Ненния) захватить свою страну. Далее в повествование вплетается Амвросий (он же Эмбреис Гулетик, т. е.. по-бриттски — вождь Ам­вросий), который оказывается то знатным римля­нином, вождём бриттов, видимо, наследующим Вортигерну, то неким ясновидящим, прорицате­лем, родившимся без отца. Возможно (но не более того: уж очень запутан текст), оба упоминания об Амвросии относятся к одному лицу. Позднее упо­минается без всякой связи с Амвросием вождь Ар­тур, разгромивший саксов в 12 битвах, причём пос­ледняя и заключительная происходит при горе Бадон.

По археологическим данным в местах, указан­ных Неннием, действительно произошло много сра­жений, но они никак не могли состояться на про­тяжении жизни одного человека.

Последнее упоминание об Артуре в более или менее историческом контексте встречается в напи­санных в X в. анонимных «Анналах Камбрии» (Камбрия — древнее название Уэльса). «Анналы» сообщают: «516 г. Битва при Бадоне, во время ко­торой Артур носил на своих плечах крест Господа нашего Иисуса Христа три дня и три ночи, и бритты были победителями»; «537 г. Битва при Камланне (видимо, река Камблан, ныне Камел на полуострове Корнуолл), во время которой Артур и Медраут уби­ли друг друга, и мор наступил в Британии и Ир­ландии».

Современные учёные считают весьма вероятным реальное существование правителя, возможно, но­сившего титул императора бриттов и римлян Ам­вросия Аврелиана, который на рубеже V и VI вв. возглавлял борьбу с германцами. При нём мог быть военачальник или просто вождь дружины, местный житель (возможно, из Уэльса) Артур, нанёсший саксам ряд существенных поражений, особенно при горе Бадон. После этого германское завоевание Бри­тании приостановилось примерно на 50 лет. Усоби­цы в стане победителей привели к гибели Артура.

Определённым этапом сложения легенды об Ар­туре является написанное по-валлийски не позднее начала XII в. сочинение «Куллох и Олуэн» — бога­тырская сказка о героическом сватовстве. В ней ге­рои попадают ко двору короля Артура — отважного

219

и опытного военачальника, мудрого, убелённого сединами правителя.

Переходом от легенды к роману яв­ляется написанная между 1135 и 1138 гг. «История бриттов» валлийского священника, позднее — епископа Гальфрида Монмутского. В этом сочине­нии повествуется об истории Британии с древней­ших времён примерно до начала VIII в. Здесь пе­ресказано (или сочинено) множество легенд, в том числе о короле Лире. Но главной для последующих поколений оказалась история Артура.

Вот она в изложении Гальфрида. Приближён­ный короля Британии Константа Вортегирн (явно соответствующий Вортигерну) захватил престол и убил короля. Его малолетние братья Аврелий Амброзий (так у Гальфрида) и Утер Пендрагон бежали в Бретань. Боясь мести законных наследников, Вортегирн призывает саксов (далее — по Неннию). Ко двору Вортигерна прибывает юный маг и прорица­тель Мерлин, родившийся без отца; по Гальфриду, Мерлина также зовут Амброзием — возможно, здесь некий отзвук сообщения Ненния об Амвросии Аврелиане. Мерлин пророчествует о падении узур­патора, возвращении законных монархов и появле­нии в будущем короля, который изгонит врагов. Аврелий Амброзий возвращается, страна приветст­вует его как законного монарха, а узурпатор гибнет. Новый король наносит ряд поражений саксам, а после его смерти на престол восходит его брат Утер Пендрагон.

Ко двору Утера, где в качестве советника живёт Мерлин, приезжает правитель Корнубии (Корнуол­ла) Горлой с женой, прекрасной Ингреной (Игрейна, Иджерна позднейших романов). Утер влюбля­ется в неё и проникает к ней в Тинтагел (Тинтаджел, Тинтагиль романов), замок её мужа, в обличье Горлоя, которое волшебством придал королю Мер­лин. От этой связи, вскоре после смерти Горлоя скреплённой законным браком, родится Артур.

Тем временем саксы возобновляют свои нападе­ния. Больной и старый Утер даёт им сражение при Бадоне, выигранное бриттами благодаря мужеству юного Артура. Побеждённые враги умерщвляют, однако, Утера с помощью яда, и по общему реше­нию на престол восходит 15-летний Артур.

Время правления Артура — эпоха наивысшего могущества бриттов. Он присоединяет к своим вла­дениям Галлию, Ибернию, Исландию и Данию. Ар­тур намеревается также изгнать из Рима тамошнего узурпатора Луция и возложить на себя император­скую корону. Ему удаётся разбить Луция, но тут из Британии поступают известия о том, что его пле­мянник, сын единоутробной сестры Анны, дочери Горлоя и Ингрены, Модред (вспомним Медраута из «Анналов Камбрии») захватил власть и женился при живом муже на супруге короля, королеве Гвиньевре (Гиневра, Джиневра романов). Артур возвра­щается и в битве при Камблане разбивает войско Модреда и убивает его, но сам получает смертель­ную рану (Гальфрид называет дату: 542 г.). Короля переправляют на остров Аваллон — по кельтским мифам, остров вечной жизни на Западе, некий остров блаженных и одновременно страна мёртвых, рай кельтов-язычников.

В «Истории бриттов» Гальфрида содержится большинство сюжетов позднейших романов, но не все. В конце XII в. в стихотворном переложении сочинения Гальфрида, романе «Брут», написанном жившим при английском дворе трувером по имени Вас, появляется мотив Круглого Стола. Стол, во­круг которого восседают лучшие рыцари, установ­лен во дворце Артура в его столице Карлеоне (воз­можно, соответствует современному Карлиону в Уэльсе). Число рыцарей в романах различно — от 12 до 150. Эти рыцари избираются за свои подвиги, и имя каждого из них само проступает на сидении за год до того, как этот рыцарь явится ко двору. Большинство рыцарей Круглого Стола известны из сочинения Гальфрида и даже более ранних текстов. Бриттский вождь VI в. Овейн, известный ещё Неннию, становится племянником Артура Иваном (Ивейном), другой вождь — Герейнт, известный в 706 и 710 гг., — Эреком. Гальфрид называет дру­гого племянника Артура, родного брата Модреда — Вальвания, который в романах становится Говэном (Гавейном). Ещё один бриттский вождь VI в. Передур делается в романах Персевалем (Парцифалем). Позднее других, лишь в конце XII в., вводится об­раз идеального рыцаря Ланселота, влюблённого в королеву Гвиньевру.

Развитие артуровской темы в романах XII— XV вв. происходит в двух направлениях. Прежде всего, обогащается и изменяется биография самого Артура. Модред оказывается не только племянни­ком Артура, но и его сыном от кровосмесительной связи со сводной сестрой Моргаузой. Измена же ко­ролевы мужу имеет место не с Модредом, а с Лан­селотом.

Появляются романы, посвящённые детству Ар­тура. Его прячут от врагов в Бретани по совету Мерлина, и никто не знает, где наследник престола. Артур появляется только во время битвы при Бадоне и, чтобы доказать законность своего рожде­ния, извлекает из камня меч Экскалибур, которым может владеть лишь законный монарх.

Возникают и некоторые мессианские мотивы: после битвы с Модредом и гибели своего королев­ства Артур переносится на Аваллон не навсегда. Он будет ждать своего часа и вернётся в трудный для Британии момент, дабы отразить нападение врагов.

Завершением артуровской темы стал прозаи­ческий роман англичанина Томаса Мэлори (около 1417—1471 гг.) «Смерть Артура», являющийся од­новременно и переводом составленного на рубеже XIII и XIV вв. свода французских прозаических ро­манов об Артуре, и оригинальной разработкой сю­жета. В этой книге несколько меняются и смеща­ются события биографии Артура. Поход на Рим происходит в начале царствования Артура и про­ходит успешно. Попытка захвата трона и королевы (она не желает выходить за Модреда) предпринима­ется потому, что войско Артура воюет с Лансело­том, обвинённым в любовной связи с Гвиньеврой, и многие рыцари уже погибли в борьбе с ним. Та-

220

ким образом, причина гибели королевства Артура — в расколе среди рыцарей Круглого Стола, а пре­дательство Модреда — лишь последний толчок.

Ещё в XII в. Артур становится популярнейшим героем Европы. Около 1190 г. в аббатстве Гластонбери якобы находят могилу Артура. В 1312 г. поэт Жан де Лонгийон в поэме «Обет павлина» выводит девять лучших воинов всех времён и народов. Это три языческих рыцаря — Гектор, Александр Маке­донский и Юлий Цезарь; три иудейских — Иисус Навин, царь Давид и Иуда Маккавей; три христиан­ских — король Артур, Карл Великий и завоеватель Иерусалима Готфрид Бульонский. В XV в. один из французских придворных всерьёз утверждает, что неудачи Англии в Столетней войне объясняются тем, что лучшие рыцари этой страны пали некогда вместе с королём Артуром.

Одновременно с разработкой биографии Артура происходит и иное развитие этой темы в романах: появляются самостоятельные произведения о тех или иных рыцарях Круглого Стола, об их подвигах. В XIII в. в книге Роберта де Борона «Роман о Гра­але» впервые фиксируется тема Грааля — чаши, из которой Христос пил во время Тайной вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал Его кровь. Одновременно Грааль — волшебный всенасыщающий котёл кельтских мифов, а в романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (около 1210 г.) — не­кий волшебный камень. С Граалем соседствует ко­пьё сотника Лонгина, завершившее крестную муку Христа, но одновременно оно — магическое оружие кельтских мифов, исцеляющее наносимые им же раны. Эти священные реликвии хранятся в закол­дованном замке Монсальваш, и обрести их может только идеальный рыцарь, так что поиски Грааля есть поиски духовного совершенства.

Во всех этих многочисленных рома­нах Артур и его двор присутствуют лишь как фон. Фабула их обычно тако­ва: на Троицу в Карлеон к Артуру съезжаются рыцари Круглого Стола и рассказывают о своих подвигах, и если какой-либо рыцарь, по его словам, потерпел неудачу, другой отправляется завершать его дело. Либо ко двору Артура прибывает некий проситель, чаще всего девица, требующая свершить некое действие, например освободить город от заклятия, убить дракона и т.д. Рыцари разъез­жаются в поисках ли приключений, в стремлении ли обрести Грааль. Далее повествуется об их дея­ниях. Артур в этих романах — убелённый сединами мудрый и бездеятельный король, не принимающий участия в приключениях, но являющийся как бы гарантом возглавляемого им мира.

Артур теряет свою биографию, а его королевство — географические (пусть и квазигеографические) и исторические (пусть и квазиисторические) очерта­ния. Это уже не некая легендарная Британия, но весь христианский (и даже не христианский — в романах присутствуют сводный брат Парцифаля мавр Фейрефиц и влюблённый в Изольду сарацин­ский рыцарь Паламед) мир, любое место, где дейст­вуют рыцари Круглого Стола. Это — не славное про­шлое Британии, но не существовавший никогда и одновременно существующий здесь и сейчас иде­альный рыцарский космос, в котором можно и должно реально жить, героям которого можно и должно подражать самым серьёзным образом, как подражали им реальные странствующие рыцари XIV—XV вв. или созданный гением Сервантеса Дон Кихот Ламанчский.

РИЧАРД I ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ

В жилах Ричарда текла кровь вождей викингов, некогда завоевавших Нормандию и Англию; северных французов, к которым принадлежал его отец, король Англии Генрих II; южных фран­цузов — провансальцев, аквитанцев или лангедокцев, из коих вышла его мать Алиенора Аквитанская, прославившаяся бурной жизнью. Единствен­ная дочь и наследница последнего герцога Аквитанского Гийома X, покровительница трубадуров, она в 1137 г. была выдана замуж за короля Франции Людовика VII Молодого. Убедившись в наличии у королевы весьма бурного темперамента, Людовик, отправившись во 2-й крестовый поход (1147— 1149), взял Алиенору с собой, но это не помогло — король застиг свою супругу в объятиях сарацинс­кого пленника. Последовал бракоразводный про­цесс, молодая разведённая владелица обширных и

богатых земель оказалась предметом вожделения многих соискателей её руки. В 1152 г. молодой граф Анжуйский Анри — будущий король Англии Ген­рих II Плантагенет тайно обвенчался с ней. Семей­ная жизнь их оказалась тяжёлой. Король пос­тоянно изменял жене, королева не оставалась в долгу и всячески интриговала против мужа, втя­гивая в эти интриги сыновей — Генриха Молодого, Ричарда, Жоффруа, Иоанна, — так что король значительную часть их совместной жизни держал её в почётном заточении в замке на севере Англии. Второй сын Ричард, будущий король Ричард Львиное Сердце, родился в Англии, в Оксфорде, в 1157 г., но его истинной родиной была Южная Франция, родными языками — французский и про­вансальский. Он владел также латынью и итальян­ским, но английским — который, впрочем, не был

221

тогда ни языком культуры, ни языком государственного управления, но всего лишь разговорным языком англий­ского народа, — не владел вовсе. Ричард получил прекрасное образование, был тонким ценителем му­зыки и поэзии, неплохим поэтом, физически очень сильным, мастерски владевшим оружием, заядлым охотником, человеком редкого личного мужества, щедрости и благородства — и, одновременно с этим, — жестоким, даже свирепым, коварным, жадным до денег и добычи, безрассудным искателем при­ключений, увлекавшимся химерами подвигов и за­воеваний и не обращавшим внимания на повседнев­ные дела управления своими владениями, неверо­ятно заносчивым, славолюбивым и властолюби­вым, — и все эти качества соединялись в одном человеке.

В 1169 г. Генрих произвёл раздел владений меж­ду сыновьями: Генрих Молодой стал соправителем отца с королевским титулом и получил Нормандию и Анжу, Ричард — Аквитанию, Пуату и Овернь, Жоффруа — Бретань, а Иоанн по малолетству не получил никакого удела, зато обрёл прозвище Без­земельный. Впоследствии ему было выделено граф­ство Мэн, но прозвище осталось.

В 1174 г. Ричард был обручён с дочерью Людо­вика VII Аэлис (иначе её звали Аделаидой), кото­рую доставили в Англию. Вскоре поползли слухи, что она стала любовницей Генриха II. Эти слухи дошли до континента около 1180 г., когда на фран­цузский престол взошёл брат Аэлис, Филипп II, прозванный впоследствии Августом, Великодуш­ным, — безосновательно и Завоевателем — вполне обоснованно. Наделённый незаурядным умом, он был гениальным политиком, лживым интриганом и талантливейшим правителем, озабоченным ис­ключительно интересами французского государст­ва, для блага которого, как он его понимал, не брез­говал ни обманом, ни подлостью, лишь бы добиться возвращения под власть Франции владений Плантагенетов на континенте. Филипп начал плести сложные и малопонятные потомкам интриги, сея рознь между Генрихом и его сыновьями, обращая особое внимание на Ричарда, который, став после смерти Генриха Молодого наследником престола, был озлоблен на отца из-за истории с Аэлис. Ричард оказывался то союзником и даже близким другом Филиппа, то его смертельным врагом, сражался то вместе с ним против отца, то с отцом против Филип­па, то один против них обоих.

Но когда 18 ноября 1188 г. Филипп, Генрих и Ричард съехались для заключения мира, оказалось, что Филипп неожиданно стал союзником Ричарда. Французский король просил Генриха передать Ри­чарду все континентальные владения Плантагенетов. Генрих отказал, и тогда Филипп сам, на правах верховного сюзерена, отдал наследнику англий­ского престола эти земли в вассальное владение. Невзирая на объявленный 3-й крестовый поход (в котором собирались принять участие и Генрих, и Ричард), отец и сын схлестнулись в схватке. Весну и часть лета 1189 г. Филипп и Ричард гонялись за

Генрихом по его землям на континенте. Наконец, старый король запросил мира и согласился на все условия противников, ибо он внезапно и тяжело заболел и чувствовал приближение смерти. Генрих умер 6 июня того же года, брошенный всеми, вклю­чая слуг; всё его имущество и сокровищницу раз­грабили и даже сняли с трупа королевские одежды. Ричард стал королём Англии по праву наследова­ния. Он пересёк Ла-Манш в направлении Англии и 3 сентября 1189 г. короновался в Лондоне, что было отмечено не только пышными пирами, но и гран­диозным еврейским погромом, повод к которому дал сам Ричард, потребовав от иудейской общины огромного взноса в казну.

В разгар этих событий в Европу пришли ошело­мившие всех вести. Султан — правитель Египта аль-Малик ан-Насир Салах-ад-Дин, т. е.. Победонос­ный Царь, Защитник Веры, известный европейцам как Саладин, присоединил к своим владениям Си­рию и начал наступление на образованное кресто­носцами в 1099 г. Иерусалимское королевство. 3 июня 1187 г. в битве при Тивериадском озере двадцатитысячное войско крестоносцев было окру­жено армией Саладина и, страдая от жажды, капи­тулировало. 2 октября того же года Саладин всту­пил в Иерусалим, утерянный христианами. Первой и единственной заботой Ричарда в те дни стал сбор средств для крестового похода. Он пустил на сна­ряжение войска всю государственную казну, в ко­торой было 100 тыс. марок, тройной годовой доход, продавал места епископов и шерифов, титулы и льготы, за деньги отказался от верховного сюзере­нитета над Шотландией, посадил в тюрьму всех главных союзников отца и выпустил только за вы­куп. «Я продал бы Лондон, если бы нашёлся поку­патель», — говорил Ричард. На собранные деньги был построен флот, экипирована армия, запасены оружие, амуниция, продукты питания.

В XII в. рыцарские доспехи состояли из коль­чужных рубахи, штанов и чулок; на голове рыцарь носил кольчужную сетку, а в бою одевал тяжёлый, опирающийся на плечи горшкообразный шлем, в котором были проделаны отверстия для глаз и дос­тупа воздуха. Рыцарский щит был треугольным, небольшого размера и защищал половину груди и левое плечо. Наступательное оружие состояло из длинного — до 5 м — копья, обоюдоострого меча длиной около 1 м, иногда — боевого топора (люби­мое оружие Ричарда Львиное Сердце) и булавы. Ры­царю требовались три коня — вьючный, на котором везли доспехи; транспортный, на котором рыцарь ехал к месту сражения; и боевой, на котором шли в атаку, причём боевой конь покрывался попоной от стрел, иногда стёганой, иногда кольчужной. Полный комплект вооружения равнялся стоимости 45 коров и 15 кобылиц; в сопоставимых ценах это стоимость современного тяжёлого танка.

В июне 1190 г. Ричард, оставив во главе прави­тельства Англии своего брата Иоанна и Уильяма Лоншана, епископа Илийского, канцлера и велико­го юстициария, т. е.. верховного судью, тронулся в путь через Францию и Италию. 23 сентября он при-

222

был на Сицилию, где в гавани Мессина его ждали флот и Филипп II Август со своим войском. Там же, и очень скоро, начались трения между Ричардом и местным населением, а также между Ричардом и Филиппом. Недовольство сицилийцев вызываю­щим поведением английской армии приводило к стычкам, и, в конце концов, английский король в гневе отдал приказ штурмовать Мессину. Город был взят, но Филипп, не принимавший участия в штур­ме, потребовал доли в добыче, как это обусловли­валось предварительным соглашением. Там же, в Мессине, Ричард решил заключить брак с Беренгарией Наваррской. Филипп вспомнил о правах своей сестры Аэлис, но Ричард пригрозил публичным рас­следованием её отношений с покойным Генри­хом II, и Филипп ограничился в своих притязаниях денежной суммой и возвратом её приданого — графств Вексен и Жизор. Всё это не способствовало тёплым отношениям между монархами. Наконец оба они отплыли из Сицилии.

Филипп II направился в Палестину, где 20 апре­ля 1191 г. приступил к осаде крепости-гавани Акры (совр. Акко), овладение которой открывало путь в глубь страны, к Иерусалиму. Однако на совете крес­тоносцев было принято решение не начинать штур­ма до прибытия Ричарда. Он же 5 мая 1191 г. при­был на Кипр, которым правил Исаак Комнин, род­ственник византийской правящей династии, про­возгласивший себя независимым императором. Не­задолго до появления там Ричарда у берегов острова разбилось несколько судов с крестоносцами; Исаак взял пилигримов в плен, а также захватил прибыв­ший первым корабль из флотилии Ричарда, на ко­тором была его жена Беренгария. Ричард потребо­вал освободить пленников, но натолкнулся на на­смешливый отказ. Тогда он начал войну. Менее чем за месяц страна была завоёвана, взята огромная до­быча и основано Кипрское королевство, просущест­вовавшее до 1489 г. Когда, покинутый всеми, Исаак Комнин сообщил Ричарду, что готов сдаться на его милость, если только король будет с ним обращать­ся как со знатным пленником и «не наложит на него ни железные цепи, ни верёвочные узы», Ри­чард дал слово и приказал заковать Исаака в сереб­ряные кандалы.

8 июня Ричард наконец достиг Акры. Первый штурм 14 июня оказался неудачным. Вскоре после этого военные действия приостановились по двум причинам. Во-первых, в лагере крестоносцев вспыхнула болезнь, видимо цинга, и Ричард был одним из заболевших. Во-вторых, продолжались распри между Филиппом II Августом и Ричардом, причём каждый из них пытался вести переговоры с Саладином и одновременно обвинял другого в этих переговорах. Наконец, вскоре после выздоровления Ричарда было принято решение о штурме. Тогда Саладин предложил мир на чрезвычайно выгодных для крестоносцев условиях. Эти предложения были отвергнуты, но с ведома Филиппа и за спиной Ри­чарда было достигнуто соглашение с гарнизоном Акры о почётной сдаче города. Узнав об этом, Ри­чард пришёл в бешенство и начал штурм.

Штурм происходил в виду лагеря крестоносцев, в котором находились и дамы, в том числе королева Беренгария и её фрейлины. При посвящении рыцарь принимал обет защищать Святую Церковь, и участие в крес­товом походе было высшей формой исполнения это­го обета. Но одновременно главной целью рыцаря являлось совершение подвигов во имя собственной славы и прекрасной дамы. Нередко дамы отправля­лись вместе с войском в крестовые походы, и при штурме Акры рыцари имели возможность свер­шить геройские деяния на глазах у своих возлюб­ленных, а в случае гибели — удостоиться мучени­ческого венца.

11 июля 1191 г. Акра была взята. Ричард объя­вил её своим владением, несмотря на все договоры о дележе добычи. После взятия Акры было достиг­нуто соглашение с Саладином, по которому Акра со всем, что в ней было, переходила христианам, Саладин обязывался вернуть Святой Крест, отпустить 1500 христианских пленников и заплатить 200 тыс. безантов; защитники Акры сохраняли свободу и личное имущество, но оставались заложниками до выполнения Саладином его обязательств в 40-днев­ный срок; о судьбе Иерусалима ничего не говори­лось. После подписания договора Филипп II Август отплыл на родину. Саладин тем временем не торо­пился выполнять обещанное, и разъярённый Ри­чард велел отрубить головы двум тысячам залож­ников. Саладин теперь мог не соблюдать соглаше­ние на законных основаниях, и война возобнови­лась.

Ричард не имел никакого плана действий. Он метался по Палестине, в отчаянных атаках взял го­рода Аскалон (современный Акшелон) и Яффу, дви­нулся в начале 1192 г. к Иерусалиму, но, не дойдя до него, повернул обратно. В это время из Англии пришли неутешительные вести. Правители страны — Уильям Лоншан и Иоанн Безземельный — пе­рессорились. Бароны и горожане поддержали Иоан­на, который изгнал Лоншана, стал управлять Анг­лией, опираясь на Высокий совет, составленный из опытных советников Генриха II, и объявил себя на­следником престола. Ричард потерял голову. Он на­чал переговоры с Саладином, прервал их, снова двинул армию на Иерусалим и снова, в июле 1192 г., повернул обратно. Наконец, 1 сентября то­го же года он заключил на три года, три месяца и три дня перемирие с Саладином, по которому воины Христовы не получали ни Святой Город, ни Крест Христов, ни земель, ни пленников, ни денег, но всего лишь право на срок перемирия безоружными вступить в Иерусалим для поклонения святыням. После этого 9 октября Ричард отплыл домой, на­долго оставив о себе память в арабских землях.

Однако буря выбросила корабль короля на берег в северо-восточном углу Адриатического моря. Ри­чард, переодевшись и попытавшись изменить внеш­ность, решил в сопровождении только одного слуги пробраться через владения своего врага Леопольда Австрийского на земли, подвластные родственнику и союзнику Ричарда, герцогу Баварскому и Саксон-

223

скому Генриху Льву. Но 21 декабря 1192 г. в маленькой деревушке близ Ве­ны слуга короля был узнан служителем герцога Австрийского, схвачен, подвергнут пыткам и выдал Ричарда. Того взяли спящим и заточили в замок на берегу Дуная. По Европе поползли слухи о смерти Ричарда, и особенно эти слухи раздувал брат короля, Иоанн Безземельный. Но император Священной Римской империи Генрих VI, наследст­венный враг Генриха Льва и, тем самым, противник Ричарда, потребовал пленника к себе, заявив, что «неуместно герцогу держать в плену короля». Ри­чард оказался в почётном заточении, пока велись переговоры о его освобождении.

Весь христианский мир во главе с Папой требо­вал свободы для вождя крестоносцев, друзья-труба­дуры слагали гневные песни, бичующие императо­ра за нарушение рыцарских обычаев. В конце кон­цов Ричард был отпущен на волю за выкуп в 150 тыс. марок, причём 100 тыс. должны были быть выплачены до освобождения и при условии принесения им императору вассальной присяги. Уз­нав об освобождении Ричарда, Филипп II Август писал Иоанну: «Берегитесь! Дьявол выпущен на свободу». Наконец, 13 марта 1194 г., второй раз за время царствования, Ричард появился в Англии. 30 марта он созвал Высокий совет, отрешил от долж­ности многих шерифов и комендантов крепостей, назначенных Иоанном, и потребовал брата к суду; впрочем, он примирился с Иоанном, хотя и урезал его власть. Затем Ричард отдал все силы подготовке к войне с Францией. Он выжимал штрафы и выку­пы из сторонников Иоанна, требовал от всех жите­лей «подарков по случаю радости от королевского возвращения». В мае 1194 г. Ричард покинул Анг­лию, чтобы более никогда не ступать на её землю. Он тут же начал активные военные действия, ведя войну силами не столько своих вассалов, сколько наёмных отрядов. В течение 1194—1199 гг. Ричард наносил Филиппу поражение за поражени­ем и наконец принудил его в январе 1199 г. заклю­чить мир, по которому почти все земли, захвачен­ные французским королём у английского, возвращались последнему. Сразу же по заключении мира Ричард двинулся войной на своего вассала, виконта Лиможского Адемара. Говорили, что Ричард подозревал Адемара в том, что тот похитил половин; сокровищ покойного Генриха II и хранит их в замок Шалю. При осаде этого замка Ричард был ранен в руку стрелой из арбалета. Началась гангрена. Ричард успел составить завещание, по которому, будучи бездетным, назначал наследником, в обход племянника (сына Жоффруа, графа Бретонского Артура, жившего тогда при французском дворе), брата — Иоанна Безземельного, столько раз преда­вавшего его. 6 апреля 1199 г. король Ричард I умер, напоследок повелев похоронить себя у ног отца.

Англия, которой Ричард уделял столь мало вни­мания и государственные дела каковой шли в его отсутствие своим чередом более или менее нормаль­но, продолжала существовать, никогда не подвер­гаясь иноземным нашествиям. Владения же Плантагенетов на континенте, о которых Ричард прояв­лял столь навязчивую и бурную заботу, отошли к Франции, причём большую часть их отвоевал Фи­липп II Август у своего недавнего союзника короля Англии Иоанна I Безземельного.

Историки не один век спорят о личности Ричар­да Львиное Сердце. Одни, и их большинство, счи­тают, что Ричард отстал от своего века. В то время, когда его отец Генрих II и его враг Филипп II Август укрепляли свои королевства, действуя в маги­стральном направлении истории — создания нацио­нальных государств, заключения союза монархии с бюргерством, — Ричард метался по всему миру, забывая Англию и разоряя её города. Иные же ис­торики подчёркивают, что Ричард был истинным сыном своего века — века расцвета рыцарства, и его действия, недостойные, с точки зрения истори­ка, государственного деятеля, вполне вписывались — и с этим согласны все трубадуры и труверы — в рыцарский идеал. Ричард в Европе и Азии искал воинской славы и бессмертных подвигов и остался в памяти поколений как великий герой и безуспеш­ный политик.

КАРЛ I ВЕЛИКИЙ

В средневековых легендах, в сочинениях совре­менников, ближайших потомков и поздней­ших историков Карл Великий изображён мо­гучим монархом, просветителем, создателем хрис­тианского государства, объединившего многочис­ленные европейские народы.

Карл был сыном Пипина Короткого, первого франкского короля из династии Каролингов, по за­вещанию которого в 768 г. государство было разде­лено между Карлом и его младшим братом Карломаном. Их ссора чуть было не привела к войне, но внезапная смерть брата позволила Карлу объеди­нить все земли. С этого момента главной целью Кар­ла стало создание прочного христианского государ­ства, в которое бы вошли помимо франков ещё и язычники. Завоевание и обращение варваров в христианство было необходимо для Франкского го­сударства, соседствовавшего с германскими племе­нами саксов на севере и северо-востоке. На востоке жили славяне и кочевники-авары, на юге находи-

224

лась занятая арабами-мусульманами Испания. Можно сказать, что государство Карла I создава­лось политикой войны и укреплялось политикой мира.

Военные походы устраивались почти каждый год. Самые долгие и тяжёлые сражения пришлось вести на востоке. Но на постоянные удары со сто­роны варварских племён франки ответили достой­но. Сперва они заняли всю Саксонию, и саксы про­явили было готовность принять крещение, однако на завоёванных территориях запылали восстания. Для язычников франкское владычество и христи­анство — религия завоевателей — разрушали весь привычный уклад жизни так же жестоко, как было уничтожено грандиозное языческое святилище, где стояла статуя Арминия — священнейшего кумира народа. Очевидно, что восставшие саксы не делали различия между воином и священником и уничто­жали подряд всех своих врагов. Франки отвечали массовыми казнями тысяч человек. Через десяти­летия противостояние исчерпало себя, и саксы к 803 г. навсегда вошли в состав христианской Евро­пы. Позже они сами продолжили христианизацию других народов. Так начинались отношения двух великих в будущем народов Европы — немцев и французов.

На востоке Карл сражался со славянами. Союз с ободритами (славянским племенем) позволил ему продвинуться за Эльбу. Франки встретились с серь­ёзным сопротивлением аваров, выходцев из азиат­ских степей, проживавших в Паннонии (сейчас тер­ритория Венгрии). Они оказывали помощь мятеж­ной Баварии, стремившейся освободиться от франк­ской зависимости. Последствия были ужасны для аваров — франки вскоре разгромили их «конную империю», и она перестала существовать. Что ка­сается Баварии, то это герцогство было завоёвано, а герцог Тассилон и вся его семья были заключены в монастырь. В ходе этих действий франки продви­нулись до Дуная. Эльба, Дунай, Пиренеи... Размах завоеваний был настолько велик, что территория Франкского государства удвоилась.

Самыми знаменитыми являются походы Карла против испанских мавров. «Песнь о Роланде», один из лучших образцов средневекового эпоса, повест­вует о том, как однажды войско христиан потерпело неудачу и возвращалось домой через Пиренеи. В мрачном Ронсевальском ущелье на отставших вои­нов напали местные жители — баски. В жестоком бою погиб приближённый Карла — Хруодланд. На­родная фантазия сделала его символом доблести, а незначительное столкновение — великим сражени­ем между христианами и мусульманами. В этих по­ходах на сарацин часть испанской территории была завоёвана, и на ней возникла Испанская марка — пограничная область государства Карла.

Ещё одно направление его политики — италий­ское. Здесь встретились римская идея государства и жизненная сила народа, призванного её осущест­вить. После того как в VI в. лангобарды завоевали Италию, Римская область осталась под владычест­вом Константинополя. Папы являлись наместника-

ми византийских императоров. Они осуществляли и церковную, и светскую власти, однако больше всего им хоте­лось освободиться от зависимости как от Констан­тинополя, так и от угрожавших им лангобардов. Поэтому они обратились за помощью к правителям франков. Карл Великий и Папа выступили вместе против лангобардского короля Дезидерия. В конце концов Дезидерий потерял трон и, в духе своего времени, оказался в монастыре, а Карл в Италии был коронован и стал кем-то вроде покровителя Ри­ма. Когда там вспыхнуло восстание против Папы Льва III, король франков явился в Рим и созвал епископский суд, который заявил, что никто не вправе судить Папу. Таким образом, римский пер­восвященник стал главой католической церкви.

Жан Фуке.

"Коронование Карла Великого".

Миниатюра из "Больших французских хроник". Около 1460 г.

И вот после этого события Карл празднует Рож­дество в Риме. Во время рождественского молебна в соборе св. Петра происходит величайшее событие — Папа Лев III возлагает на голову Карла импера­торскую корону. С тех пор как в 476 г. был низло­жен последний римский император и Константино­поль стал монопольным обладателем этого титула, Запад впервые обретает высшую светскую власть. Всё это время варварские короли были фактически независимы от константинопольского трона и при­знавали за ним только некое неопределённое почёт­ное верховенство. Мощное развитие каролингского государства и отступление Византии с европейского континента потребовали воплощения имперской идеи. Поэтому не случайны столь тесные отноше­ния между христианским государем и главой церк­ви. Как Папа мог завоевать авторитет, только опи­раясь на силу и титул императора, так и политика

225

1. Империя Карла Великого.

2. Византийская империя.

3. Мир ислама.

Карла получала внутреннюю уверенность и освяще­ние благодаря его роли охранителя сердца Вселен­ской церкви. Тем более что в это время в Византии развернулось иконоборческое движение, и франки могли претендовать на защиту первоначальных церковных установлений — своего рода ортодок­сию. Таким образом, в этом случае светская и цер­ковная власти встретились и усилили друг друга. По существу войны с арабами, саксами, славянами, аварами велись за распространение христианства. Языческий мир был готов принять его, чтобы потом остаться в легендах, суевериях, праздниках. Так произошло и с самими франками, и с другими народами Европы. Франкское государство строи­лось на основе христианских ценностей. Это ясно выражено в его законодательстве, в котором были оговорены нормы не только права, но и морали. Карл ожидал от своих подданных преданности и подчинения. Чтобы добиться этого, он поделил страну на округа, во главе каждого из которых сто­ял выбранный им из местной знати граф (тогда это был не титул, а должность). Граф возглавлял опол­чение, собирал налоги, вершил суд совместно с осо­быми заседателями — шеффенами. Кроме того, су­ществовали «государевы посланцы» для специаль­ных поручений из ближнего окружения Карла. Они разъезжали по стране, контролировали местных управителей, вершили суд от имени государя. Отку­да же появились эти верные слуги? Карл нуждался в преданных людях как любой реформатор и сле­довал обычной для того времени практике дарения земли, с тем чтобы принявший подарок был обязан ему службой и поклялся в верности. Дело в том, что учреждений в современном понимании тогда ещё не было. Поэтому при помощи личных связей Карл старался укрепить государство. Другим сред­ством повысить эффективность управления была забота об образованности чинов (хотя бы высших), советников, секретарей, составлявших двор госу­даря.

Важнейшей частью государственной системы стали «майские поля» (в древности — собрание все­го взрослого свободного мужского населения для совещания о делах и издания законов). Во времена Карла так называли собрание влиятельной церков­ной и светской знати. Оно только обсуждало воп­росы, окончательное решение по которым прини­мал глава государства. На этих собраниях Карл из­давал указы и особые сборники распоряжений — капитулярии (от лат. capitula — глава, раздел). Странно слышать, но лишь тогда впервые стали придавать большое значение распространению ука­зов в письменной форме, чтобы власть короля про­явилась во всех уголках королевства. В качестве монарха, ответственного перед Богом за души под­данных, Карл уделял немало внимания делам церк­ви, учреждая епархии, назначая епископов и аб­батов, поучая и наставляя. Капитулярии были сборниками не только законов, постановлений, но и проповедей.

Обширнейшая деятельность Карла на ниве об­разования посвящена той же задаче — христиан­скому воспитанию. С юных лет он питал уважение к просвещению, хотя долгое время оставался негра­мотным. Ему принадлежит указ о создании школ при монастырях и капитулярий об образовании, где предписывалось обязательное обучение для детей свободных людей. Однако последнее распоряжение

226

было невыполнимо в то время. Трудно вообразить всеобщую грамотность в VIII в. При дворе была ор­ганизована школа, ученики которой готовились к управлению государством.

Карл приглашал к себе со всей Европы просве­щённых людей и многих из них назначал на выс­шие государственные и церковные должности. Не­которые из них составили учёный кружок, назван­ный Академией, членом которой был сам Карл, но­сивший там прозвище Давида (в честь библейского царя, служившего примером боголюбивым монар­хам). Эта Академия была чем-то средним между собранием друзей и учёным сообществом, где в сво­бодной беседе, даже на пиру, обсуждались философ­ские и богословские вопросы, сочинялись и чита­лись латинские стихи. Проявлявшийся при дворе Карла интерес к теологии и латинской словесности даёт право историкам называть его эпоху Каролинг­ским возрождением. Как известно, так называют времена, когда люди стремятся подражать образ­цам античной культуры, выражая свои мысли и чувства на языках древних греков и римлян. Это возрождение было поверхностным, ограниченным пределами узкого кружка — скорее, придворной игрой и забавой. Но зато оно показывает нам, что обширнейшие реформы были под силу только госу­дарю, способному широко мыслить и действовать во имя великих целей. Обращение к античности ме­няло взгляд на окружающий мир, и не случайно именно Карл приказал составить грамматику франкского языка, собирать германские песни.

В быту этот римский император оставался гер­манским королём: он носил национальную одежду — рубаху, штаны и плащ и только в Риме в знак уважения к Папе облачался в одежды римского пат­риция. Согласно тому же германскому обычаю, у него было несколько жён, из которых одна счита­лась главной, тогда как христианские законы кате­горически запрещали подобное. От трёх жён и пяти наложниц он имел семь сыновей и восемь дочерей. Из трёх законных сыновей — Карла, Пипина и Лю­довика — пережил отца только младший. Дочерей он настолько любил, что не желал выдавать замуж, и отчасти поэтому им приписывают до­статочно вольное поведение.

Карл Великий умер 28 января 814 г., как писали хронисты, от лихорадки, како­вой тогда называли любую болезнь с высокой тем­пературой. Его империя просуществовала недолго и по Верденскому договору 843 г. была разделена на три государства, два из которых — Западно-Франкское и Восточно-Франкское — стали пред­шественниками нынешних Франции и Германии. Образ Карла после его смерти стал легендарным. Ещё в раннее средневековье имя Карла в латинизи­рованной форме — carolus — стало в Восточной Ев­ропе титулом «король». В эпических поэмах Карл предстаёт то мудрым и строгим, то добрым, но сла­бым, то хитрым и коварным. Очевидно, что Карл Великий был значительнейшим государем Каро­лингской эпохи, в ходе которой общество стало сложнее, укрепилась зависимость слабого от силь­ного, а в качестве сильного утвердился тот, кто нёс государственную службу, получал от государя зем­лю, а от земли — власть над кормящимися с неё. Таких людей, на которых опиралось государство, стало гораздо больше. В эту эпоху возросла важ­ность такого качества, как верность, а государст­венное дело требовало уже не только сильной лич­ности, но и «просвещённого монарха». Этим титу­лом мы не стали бы величать Карла, но должны сказать, что именно он стоит у истоков будущей традиции просвещённых правителей.

Карл Великий опередил своё время. В некотором смысле его реформы были навязаны народу, только близкие сподвижники понимали его дело, а среди знати у него было много врагов. Если империя Кар­ла распалась, то составлявшие её народы продол­жали жить в очерченных им границах в тесном об­щении друг с другом.

Личность Карла Великого, без сомнения, незау­рядна. Нас и ныне поражают реформаторский ха­рактер его государственных забот, любовь к просве­щению, глубина религиозных переживаний, свя­занных с поиском внутренней опоры.

ВИКИНГИ

Так называли в Скандинавии воинов, совершав­ших походы в другие страны. Викинг — пират и воин, искатель добычи и славы, которую могли доставить ему военные подвиги. Их называли «северными людьми» в Европе, норманнами во Франции, датчанами в Англии, аскеманнами в Гер­мании, варангами в Византии и варягами на Руси. Родиной викингов был Скандинавский полуост­ров на севере Европы. Земля там была неплодород­ной, часто случались неурожаи. У скандинавов да­же существовал жестокий обычай: в голодные годы младенцев, прежде всего девочек, уносили в лес и оставляли там умирать.

Леса и горы, покрывающие территорию Сканди­навии, мешали развитию торговли. Поэтому скан­динавы (к которым относились датчане, шведы и норвежцы) быстро освоили морские пути вдоль сво­их изрезанных заливами (фьордами) берегов. Они не имели государства, жили племенами. У каждого племени был военный вождь — ярл, или конунг, имевший постоянную дружину (кстати, русское слово «князь» произошло именно от скандинавско­го «конунг» — вождь). Дружинники приносили вождю клятву верности, нарушив которую, они по­крыли бы себя несмываемым позором. Вернуться

227

Направление набегов:

Дата: 2019-12-10, просмотров: 287.