лы давно исчезли с арены истории, оставив потомкам лишь своё имя как символ бессмысленного разрушения и осквернения — вандализма.
Западная Римская империя неотвратимо приближалась к бесславному концу, так и не сумев оправиться после столь страшного нашествия. С 455 по 476 г. сменилось около десятка императоров, не имевших реальной власти и ставших игрушками в руках проходимцев.
Население городов уменьшилось. Часть жителей была угнана в рабство, другие бежали.
Рим, полный жизни, с прекрасными зданиями, вызывавший восхищение современников, умирал: многие древние роды исчезли, другие — влачили бедственное существование, большие дворцы опустели и всё в них было мертво... В 476 г. один из самых влиятельных германских наёмников военачальник Одоакр низложил последнего императора Ромула, презрительно прозванного народом Августулом — Августёнком. Одоакр сохранил ему жизнь, поместил в подаренной ему вилле в Кампании и назначил щедрое содержание. Сам же Одоакр был признан императором Восточной Римской империи Зеноном как соправитель. 23 августа 476 г. считается датой падения Западной Римской империи и концом античного мира. Начинался новый период истории — Средние века, а на руинах части Римской империи создавались новые государства: вестготов, бургундов, франков, алеманнов, остготов и вандалов. Каждое из них имело свою историю.
Что же произошло дальше с жителями Западной Римской империи, когда она перестала существовать? У большинства простого народа появились новые повелители, а римская знать стала служить верой и правдой тем, кого она ещё недавно презирала и величала варварами. Те в свою очередь ценили знания своих новых подданных, охотно раздавая им высокие должности, наделяя землями и рабами. Дети и внуки прежних варваров, так боявшихся и ненавидевших античные города, называвших их «птичьими клетками» или «позолоченными гробницами», стали строить свои города-столицы, крепости, замки-резиденции, перенимая все черты нового для них образа жизни. Варвары перестали быть варварами.
КОЧЕВНИКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
По целым неделям кряду перед глазами «путника являются одни и те же образы: то неоглядные равнины, отливающие желтоватым цветом иссохшей прошлогодней травы, то черноватые, обвеянные ветром и временем гряды скал, то пологие холмы, на вершинах которых иногда рисуется силуэт быстроногой антилопы». Так написал человек, совершивший путешествие по просторам Центральной Азии.
Картина, что и говорить, безотрадная. Однако подобное впечатление обманчиво. Эти земли — родина многих народов древности. Отсюда на протяжении веков, как из волшебной кузницы, появлялись, сменяя друг друга, воинственные богатыри-кочевники, создававшие союзы и государства, которые играли значительные роли в судьбах Востока и Запада.
В начале I тыс. до н. э.. в степях Евразии появились племена кочевников-скотоводов. Неторопливо передвигаясь со стадами скота и табунами коней, они заселяли и обживали огромные территории от Причерноморья до Центральной Азии. Быт и нравы резко отличали их от народов земледельческих районов. Много позже, когда в Европе и Азии уже возникли могущественные государства, жизнь кочевников, казалось, оставалась неизменной. Римский историк Аммиан Марцеллин писал о них: «Все
они... кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жёны ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости. Никто не может ответить на вопрос, где его родина: он зачат в одном месте, рождён далеко оттуда, вскормлен ещё дальше. Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить голод, холод и жажду».
Историк отметил характерную для жизни обитателей степи верность традициям кочевой жизни, её неписаным законам. Так, при столкновениях с соседями мужчины вооружались луками, стрелами, избирали командира и отправлялись в поход, оставляя хозяйство на женщин. Нарушение воинской дисциплины или, например, обнажение оружия против ближнего каралось смертной казнью. За мелкие нарушения провинившегося метили, делая порезы на лице.
Каждый человек знал, к какому роду-племени он принадлежит и где находятся места его родных кочевий, был уверен: случись несчастье, приди болезнь или старость — сородичи не бросят несчастного одного, всегда найдут для него пищу и кров.
Суровая жизнь требовала сплочения под руководством самых опытных, пользовавшихся беспрекословным авторитетом людей — старейшин. Они,
210
СТРЕЛЫ КОЧЕВНИКОВ
Основным оружием кочевников Центральной Азии был лук со стрелами. Стрелы стремительно преодолевали большие расстояния, нанося противнику болезненные рваные раны. На их лопастях делали небольшие отверстия или надевали на черенок самой стрелы костяной шарик-свистульку. При полёте такие стрелы издавали характерный свистящий звук. Их называли «поющие» стрелы.
Стрелы с трёх- или четырёхгранным наконечником предназначались для поражения врага, закованного в броню, а плоские — для стрельбы по легковооружённому противнику. Стрелы, которыми пользовались во время охоты, были иными. Например, для охоты на пушного зверя применяли стрелы, которые не поражали зверя, а только оглушали его, не портя драгоценного меха. Их навершия делали из дерева или кости в форме конуса или трапеции, широким основанием наружу.
Стрела, служившая богатырю на охоте и в сражении, воспевалась в народных эпических сказаниях. Она была и спутницей древних божеств, которым поклонялись кочевники Центральной Азии. Их изображали как с одной стрелой, так и с колчаном, полным стрел, которые символизировали молнии. Стрела могла означать и животворную способность божества, которое оплодотворяло землю своим семенем-дождём. Стрела, связанная с культом плодородия, была неизменным атрибутом монгольских свадебных обрядов, дошедших из глубин веков до наших дней. На них и по сей день можно слышать пожелания блага, обращённые к молодожёнам: «Пускайте стрелу, увеличивайте семью».
*
Колесница.
Наскальный рисунок.
например, определяли, где будет пасти свой скот та или иная семья. Только по представлениям непосвящённых, кочевники беспорядочно блуждают вслед за стадами. Их маршруты и участки строго определены природой и старейшинами: весной — в горы, на летние пастбища, где изобилие альпийских трав и прозрачная вода озёр и рек, берущих начало на снежных вершинах; зимой — в защищённые от ветра и снежных заносов низины, где до весны сохраняется засохшая на корню трава — подножный корм для скота. И так из года в год, из столетия в столетие.
В V—IV вв. до н. э.. в Центральной Азии доминировали два племенных союза — хунны и дунху. К III в. до н. э.. полновластными хозяевами степей, гор и речных долин стали хунны. Огромные стада коров, овец, коз, табуны быстроногих коней были главным богатством степняков-кочевников. Скот давал мясо, молоко, масло, шкуры, кожу, шерсть для тканей, войлок, то есть всё необходимое для жизни — пищу, одежду, обувь, материалы для жилищ. На деревянных телегах, запряжённых быками, хунны беспрепятственно передвигались за стадами. Они умели делать кожаную, костяную и глиняную посуду, обрабатывать металлы, изготавливать орудия и оружие, а также украшения из золота и серебра. Они даже выращивали просо и пекли из него хлеб, в недостаточном, правда, количестве. Не хватало кочевникам и тканей. Впрочем, то и другое они выменивали или отнимали у соседей.
В мирное время племена хуннов находились под управлением старейшин 24 родов. На период военных действий хунны формировали боевые отряды,
и вся власть сосредоточивалась в руках шаньюя, которого избирал совет старейшин.
Когда в 209 г. до н. э.. шаньюем стал Модэ, он хитростью и жестокостью принудил соплеменников к безоговорочному подчинению. Временная военная должность была превращена им в титул верховного властителя. Престол шаньюя стал передаваться по наследству. Модэ оставил за собою управление центром своих владений, а восточные и западные территории передал назначенным из близких родственников чжуки-князю и лули-князю.
Войско Модэ не ведало поражений. На поле боя его составляли три отряда — центр и два крыла, каждый из которых знал свою задачу. Дисциплина была железной: за проступок одного рубили головы многим. За короткое время хуннам удалось завоевать и присоединить соседние племена и народы. Границы владений Модэ на севере достигали озера Байкал, на западе — Восточного Туркестана, на востоке — реки Ляохэ, а на юге подступали к землям Китая.
Хунны стали подлинным бедствием для китайской династии Хань. Кочевников не могли остановить ни плетённые из ивняка заслоны, ни глубокие рвы, ни крепостные стены. При их приближении население, бросая скот и пожитки, стремилось укрыться за стенами укреплений, а воины получали строгий приказ: оборонять крепости изнутри, ни в коем случае не ввязываясь в рукопашную схватку или погоню. Китайские военачальники уже имели горький опыт борьбы с кочевниками: хунны нападали малыми силами, выманивая китайцев из-под защиты крепостных стен, и, притворно обращаясь в бегство, завлекали преследователей в расположе-
211
ИСТОРИЯ О ШАНЬЮЕ МОДЭ
Иные страницы истории подобны сказке. Жил~6ыл повелитель-шаньюй отважного народа хунну Тумань. Было у него два сына. Старшего, Модэ, отец не любил, а младшего, любимого, вопреки законам предков собирался сделать своим наследником. Чтобы старший не роптал и не противился, Тумань отослал его к соседям в заложники. Модэ был умным и смелым юношей и догадывался о замыслах отца. Он не долго пробыл в чужих краях. При первой возможности бежал и вернулся в родные кочевья. Тумань ничего не сказал непослушному сыну, но решил выждать удобный момент, чтобы разделаться с ним. Но и Модэ был начеку. Он стал обучать подчинённых военному делу, требуя от них строжайшего исполнения всех своих команд.
Однажды он решил проверить исполнительность своих подчинённых. «Делай, как я», — скомандовал Модэ и пустил стрелу в своего лучшего коня. Вслед за стрелой юноши полетели смертоносные стрелы его спутников-воинов. Но не все решились стрелять. Ослушникам Модэ тут же приказал отрубить головы.
Через несколько дней опять прозвучала команда Модэ. Но теперь стрела пронзила его собственную жену. Строй воинов оторопел. У кого поднимется рука стрелять в молодую женщину, да ещё в жену наследника великого шаньюя. Но Модэ был неумолим. Всем, кто не исполнил его приказа, пришлось расстаться с жизнью. Сердца его воинов окаменели, а мысли подчинились воле Модэ.
Прошло время, и однажды на охоте Модэ выпустил стрелу в спину своего отца. В тот же миг она затерялась в туче посланных ей вслед стрел его дружины. Великий шаньюй Тумань пал на землю, пронзённый сотнями стрел. Окружавшая правителя свита замерла в страхе, а Модэ, хлестнув коня, ускакал в ставку отца и объявил себя его преемником — великим шаньюем народа хунну. Все, кто вздумал перечить, тут же лишились голов. Народ безмолвствовал, но осмелели враги, решив: пока Модэ направо и налево рубит головы своим ближним, пригрозить ему войной и потребовать откупа-дани. Сказано — сделано: прибыли послы и заявили, что за мир должен Модэ отдать им лучшего коня из хуннских табунов и самую красивую жену шаньюя. Приближённые Модэ возмутились и готовы были за подобную дерзость убить посланцев. Но шаньюй остановил их, с усмешкой сказав: «Стоит ли для друзей-соседей жалеть одну лошадь и одну женщину?» — и приказал отдать просимое.
Враги хуннов осмелели. В следующий раз они потребовали отдать им дальние пустынные земли хуннов. Старейшины, наученные горьким опытом, не стали возражать: земли пустынные, сплошь покрытые солончаками, каменистыми пустошами, на которых и скот никто из них никогда не пас. «Берите», — сказали они послам, но рассердился грозный Модэ. Стал он кричать на старейшин, замерших в страхе: «Что это вы надумали, бараньи головы? Как можно отдавать землю? Малая крупица земли есть основа основ нашего государства!»
Приказал Модэ немедленно собирать войска и повёл их на ничего не подозревавших соседей. Как вихрь налетела его конница, как чёрная туча закрыли небо летящие стрелы хуннов. Мало кто спасся от их смертоносных жал. Стал Модэ владыкой обширных земель и многочисленных народов. Слава о его делах ещё дальше разнеслась, но не доброй она была. Оставшиеся в живых детям своим и внукам рассказывали о жестокостях правителя хуннов. Придёт время, и потомки победителей встретятся в ратном поле с потомками побеждённых. Спасая жизни, бросая обозы, жён и детей, побегут наследники грозного шаньюя Модэ, преследуемые врагами. Наступит конец их владычества в Центральной Азии. Но об этом не знал Модэ, укрепляя могущество государства хуннов, которому предстояло просуществовать почти 300 лет.
*
ние своих основных сил. Даже Великая китайская стена, это монументальное и очень дорогостоящее сооружение, оказалась бесполезной, не способной защитить своих строителей. Воинов Поднебесной империи не хватало для её обороны, а ведь кто-то должен был ещё сражаться с хуннами и ловить перебежчиков...
Признавая могущество хуннов, Китай пытался добиться благосклонности их правителей. Когда Модэ послал китайскому императору верблюда, двух верховых лошадей и две конские упряжки четвернёй, то в качестве ответного дара получил вышитый халат, парчовый халат, золотой венчик для волос, отделанный золотом пояс с пряжкой из кости носорога и десять кусков шёлка. В 162 г. до н. э.. император Сяо Вэнь-ди направил Лаошань-Гиюю, сыну Модэ, послание, в котором писал: «Хань и Хунну суть два смежных и равных государства». Но хуннов это не удовлетворяло. Они хотели получать из Китая хлеб, ткани, изделия из металлов и предметы роскоши в обмен на скот, лошадей, шерсть, шкуры, кожи, войлок. Войны не прекращались.
Однако незаметно государство хуннов приходило в упадок, и в 57—55 гг. до н. э.. распалось на две части. Во главе южных хуннов встал шаньюй Хуханье, признавший «покровительство» Китая, а северные хунны под началом его брата шаньюя Чжи-чжи, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад. Они вели длительную кровопролитную борьбу с воинственными племенами ухуань и сяньби, а также с южными сородичами, за которыми стоял Китай. В 93 г. н. э.. союз северных хуннов прекратил своё существование. Государство южных хуннов сумело сохранить себя до конца IV в.
Уцелевшие от разгрома хунны покинули родину и постепенно двигались на запад, смешиваясь с местным населением. В V в. их потомки, почти забывшие славное прошлое своих предков и мало напоминавшие их внешне, но не утратившие бойцовских качеств, предстали вдруг перед изумлённой Европой. Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи.
Это была последняя победа неукротимых хуннов. После смерти Аттилы они исчезают с исторической арены.
В то время, когда хунны ещё наводили ужас на соседей, среди подвластных им народов всё большую силу незаметно приобретали сяньби — племена охотников и скотоводов. Они пасли скот, охотились, умели выращивать хлеб. Их сыновья постигали военную науку на службе в коннице хуннов.
Началом их могущества стал 93 год. Вместе с другими родственными племенами они громили тогда кочевья ослабевших северных хуннов, добивая их умирающее государство. Но подлинный их взлёт совпал с приходом к власти Таньшихуая (141 —181) — основателя государства сяньби. Он подчинил себе земли, ранее принадлежавшие хуннам, а затем, повторяя их путь, возобновил набеги на северные провинции Китая. Напрасно китайцы
212
пытались утихомирить воинственных соседей, соблазняя их почётными титулами и богатыми подарками. Они даже предлагали союзы «родства и мира», отдавая в жёны правителям сяньби девушек из императорского дома. Кочевники брали и женщин, и подарки, но набеги не прекращали.
Но чем успешнее были их походы, а награбленная добыча — богаче, тем самоувереннее вела себя военная знать. Каждый хотел стать независимым правителем. Это разъединение привело к тому, что в середине III в. их государство перестало существовать, а роды и племена некогда могущественных сяньби продолжали истреблять друг друга.
Из-за непрекращавшейся кровавой междоусобицы они не успели даже заметить, как постепенно набрали силу два ранее подвластных им племени — муюн и тоба. Те быстро расправились с вчерашними угнетателями и основали собственное государство Тоба-Вэй, куда вошли северные и центральные земли Китая.
По истечении 26 лет правители Тоба-Вэй почувствовали, что у них появился сильный и безжалостный противник — народ жужани. Во главе его стоял человек по имени Югюлюй. Когда-то он служил в коннице сяньби и за совершённые проступки был приговорён к смертной казни. Ему удалось бежать в степи, где к нему присоединялись такие же беглецы, преступники, нищие. Их становилось всё больше. Они подчинили себе разрозненные местные племена, до поры до времени платя дань дому Вэй.
В 402 г. жужани провозгласили своего предводителя каганом. Он повёл войска на завоевание земель и народов. Самым сильным противником жужаней было государство Тоба-Вэй. Их напряжённое противостояние часто сменялось кровопролитными столкновениями.
Плодами военных побед жужани не всегда могли воспользоваться. В самом каганате было неспокойно — разгорелась междоусобица знати. За время с 402 по 445 г. сменилось шесть каганов, ставших жертвами придворных заговоров и покушений.
Бунтовали и стремились отделиться покорённые племена. Раздираемое противоречиями государство напрягало последние силы, и, когда восстали объединившиеся для борьбы тюркские племена, возможностей наказать их у жужаней не оказалось. В 552 г. каган Анахуань, проиграв последнюю битву, покончил жизнь самоубийством. Через три года от былого могущества государства жужаней не осталось и следа.
Покорив жужаней, тюрки начали активно расширять свои владения. Они захватывали новые земли, получали с их населения разнообразную дань. Установили они и контроль над торговыми путями, по которым шли караваны с Востока на Запад.
Тюрки во главе со своим каганом настолько усилились, что с ними приходилось считаться всем соседям. Например, китайские государства Северное Ци и Северное Чжоу платили кочевникам огромную дань. Чжоу ежегодно отправляло кагану более ста тысяч рулонов шёлка. Тюрки, однако, этим не довольствовались и постоянно вмешивались во внутренние дела Китая. При их поддержке в 618 г. там пришла к власти новая династия Тан.
Тюрки, повторяя печальный опыт других народов, не смогли избежать внутренних противоречий. Борьба военной аристократии за власть привела в конце VI в. к разделению каганата на восточную и западную части. Пока тюрки продолжали споры, танский Китай воспользовался ситуацией и в 630 г. практически полностью разгромил каганат. Только через 50 лет после поражения тюрки смогли собраться с силами и начать всё сначала.
В 80-х гг. VII в. тюрки объединились под началом Кутулуга, за которым стояли власть и сила одного из знатнейших родов, и начали отвоёвывать свои бывшие владения. Современники прозвали Кутулуга «Эльтерес» — «Объединитель народов». Его дело продолжили брат Мочжо и сыновья Бильгэ-Могилян и Куль-Тегин. На небольшой срок им удалось добиться былого могущества, но уже в 745 г., когда не стало этих отважных воинов и дипломатов, не стало и Восточно-тюркского каганата. Последний сокрушительный удар тюркам нанесли под предводительством хана Пейло восставшие уйгуры. Подлинного могущества уйгуры добились при его сыне Моюнчуре (746—759 гг.). Под его руководством уйгуры не только присо-
ТАНЬШИХУАЙ
— ВОЖДЬ
СЯНЬБИ
Жизнь Таньшихуая — вождя воинственных сяньби — была короткой. Он родился в 141 г., а умер в 181 г., прожив неполных 40 лет. Однако эти 40 лет вместили столько событий, что их с лихвой хватило бы на несколько жизней обычных людей. В реальность многого из того, что произошло с Таньшихуаем, трудно поверить. Так, его мать рассказывала, что однажды она услышала удар грома среди ясного неба, а когда посмотрела вверх, ей в рот упала градина, которую она проглотила. От этой градины и родился Таньшихуай.
У мальчика не было отца, и его воспитали родственники. Уже в детстве он проявил незаурядный ум, метко стрелял, был лихим наездником. Его храбрость удивляла видавших виды соплеменников, которые выбрали 12-летнего мальчика своим старейшиной. Таньшихуай за короткое время не только собрал вокруг себя единомышленников, но и стал первенствовать среди остальных старейших сяньбийских родов.
Разделив свои войска на центр и два крыла — правое и левое, — он поставил во главе их талантливых военачальников, а не близких родственников, как это было у хуннов. Это оправдало себя: войска сяньби побеждали на поле боя.
Таньшихуай не кичился своими заслугами и даже отказался от титула повелителя — шаньюя, оставаясь первым среди равных. Но когда он умер и к власти пришёл его сын Холян, всё изменилось. Старейшины не желали его слушать. Часть войск отказывалась повиноваться, считая его недостойным занять место Таньшихуая. Вскоре он погиб. Его преемники также не имели и тени способностей и авторитета Таньшихуая. В 235 г. созданный им союз сяньбийских племён окончательно распался.
*
213
единили владения тюрок, но неуклонно продвигались на территорию Китая, не имевшего сил противостоять неприятелю. Но прошло всего сто лет, и уже сами уйгуры стали жертвами киргизских племён, живших на северо-западе их владений, в Минусинской низине на Енисее, и создавших своё, Киргизское ханство. Часть уйгуров подчинилась киргизам, другая, не желавшая терять независимость, — ушла в Восточный Туркестан и Джунгарию и образовала там своё государство.
А киргизы, их победители, через некоторое время сами оказались жертвами своих подданных — киданей. Время военных побед для них настало, когда к власти пришли вожди из рода Елюй. Один из них, Елюй Амбагянь, занял ханский престол и, опираясь на преданных воинов, отказался оставить его по прошествии срока, на который был избран старейшинами. Он процарствовал девять лет и предпринял столь успешные военные походы на соседние народы и государства, что оказался владетелем огромных территорий. Его наследники провозгласили себя правителями династии Ляо. Она просуществовала до 1125 г. и пала под ударами объединённых сил чжурчжэньского государства Цзинь и китайского царства Сун, когда последний киданьский император попал в руки врагов и Великое государство Ляо исчезло.
Самые смелые и непримиримые из уцелевших киданей, возглавляемые принцем Елюем Даши, ушли на запад и там, среди песчаных равнин Средней Азии, создали новое государство Си Ляо — Западное Ляо, которое называлось также государством кара-киданей.
Победив киданей и провозгласив создание чжурчжэньского государства, его основатель Агуда гордо заявил: «Дом Ляо своё государство называл «Стальное», имея в виду его крепость. Хотя сталь и крепка, но и она стареет и портится. Только золото («цзинь») никогда не меняется и не портится». Свою империю чжурчжэни назвали Великая Цзинь.
Прошло всего 85 лет, и могущество Великой Цзинь оказалось поколеблено. Одно из племён отказалось платить дань. Правители немедленно направили войско, чтобы наказать непокорных. Но те не испугались, собрали соплеменников и наголову разбили карателей. Это произошло в 1210 г. в местах, где обитали племена, называвшие себя монголами, а правителя своего — Чингисханом. Чжурчжэни, конечно, не ведали, что через 24 года империя Великая Цзинь падёт под ударами мечей и тучами стрел неустрашимых, не знающих поражений монголов.
В истории кочевников Центральной Азии открывалась новая страница, на которой суждено было оказаться и записям о судьбах многих народов Азии и Европы.
ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ
Германское лето, короткое и прохладное, подходило к концу. Публий Квинтилий Вар, посланный командовать римскими войсками в Германии, дабы смирить непокорные племена, подчинить их власти великого кесаря Октавиана Августа, уже собирался переводить легионы на зимовку в укреплённый лагерь. Но пришла дурная весть. Германец Арминий, ставший другом римского народа, заслуживший высокую честь именоваться римским гражданином, сообщал о вспыхнувшем мятеже. До наступления зимы надлежало навести порядок. И Вар повёл через лесные дебри и болота три отборных легиона, конницу и вспомогательные отряды общим числом до 20 тыс. человек.
Места дикие и страшные (не то что родная Италия), но опасаться нечего: до мятежников ещё далеко, а здесь римляне могут рассчитывать на помощь друга Арминия. Но что это?
Из густых зарослей, да и прямо из-под земли, как показалось римлянам, вдруг возникли белокурые и рыжие люди, с копьями, мечами, топорами и трезубцами в руках. Тут и там виднелись глухие шлемы, увенчанные грозными рогами. Германцы!
Завязалась жестокая битва. Вар — опытный полководец, а своих легионеров он считал лучшими в мире, но к чему военное искусство и выучка, если даже нет возможности развернуться в боевой порядок? Это не бой, а избиение застигнутых врасплох!
Три дня продолжалась битва. Из римлян не уцелел никто. И для Вара это сражение оказалось последним. Узнал ли он перед смертью, что всё происшедшее было подстроено другом Арминием?
Несколько германских племён избрали его своим вождём, хотя и не все доверяли ему: как-никак дружил с римлянами! Но Арминий оправдал доверие единоплеменников: умный политик и искусный стратег, он всё предусмотрел, заманил римлян ложной вестью в ловушку, а доблестные германские воины довершили дело. Сколько их заплатило за победу в Тевтобургском лесу собственной жизнью, не ведомо никому.
Зато Германия так и не стала римской провинцией.
Название «германцы» (germani) дал Цезарь одному из племён, живших по левому берегу Рейна. Впоследствии оно распространилось на всех жите-
214
лей страны к востоку от Рейна и северу от Дуная, которую римляне стали называть Германией (Germania). Сами германцы это слово не употребляли, и вообще у них не было названия, единого для всех племён. В Киевской Руси с X в. н. э.. слова «Германия» и «германцы» использовались для обозначения немецкого государства и немцев. В III—II вв. до н. э.. сформировались три группы германских племён: северные (в Скандинавии: свеоны, даны и др.), восточные (к востоку от Эльбы: готы, вандалы, бургунды и др.) и западные (между Рейном и Эльбой: батавы, англы, саксы, тевтоны, франки и др.) германцы. Первые являются предками современных шведов, датчан, норвежцев и исландцев. Вторые впоследствии были вытеснены со своей территории и рассеялись, оставив лишь несколько названий на карте Европы, например историческая область Бургундия во Франции. Потомками западных германцев являются англичане, голландцы, немцы.
История большинства германских племён известна благодаря их взаимоотношениям с Римом. Первое столкновение германцев с римлянами произошло в 113 г. до н. э.., когда племя тевтонов вторглось в Италию, одержало несколько побед, но затем было разгромлено войсками полководца Гая Мария. После этого племя рассеялось, но память о нём осталась: для римлян слово «тевтоны» стало синонимом слова «германцы», вошло в литературную традицию и впоследствии употреблялось в Европе, например, для обозначения раннефеодального немецкого государства (Regnum Teutonicorum — Тевтонское королевство), Тевтонского ордена и т.д.
В 58 г. до н. э.. Цезарь нанёс поражение германскому племени свевов во главе с вождём Ариовистом. К концу I в. до н. э.. римлянам удалось покорить германцев, живших к востоку от Рейна — вплоть до реки Везер, но в результате победы, одержанной
вождём племени херусков Арминием в Тевтобургском лесу над легионами Вара (9 г. н. э..), граница между Римской империей и германскими племенами установилась по Рейну и Дунаю. Вдоль этой границы римляне воздвигли ряд мощных укреплений и построили города, существующие до сих пор: Колония Агриппина (Кёльн), Могонциакум (Майнц), Аугуста Винделикум (Аугсбург), Регина Кастра (Регинсбург), Виндобона (Вена) и другие. Границу по Рейну и Дунаю римляне удерживали до середины III в. н. э.. Успешно развивалась римско-германская торговля. Германцы продавали римским купцам, постоянно посещавшим их области, рабов, скот, шкуры, меха, янтарь, а покупали в основном предметы домашней утвари и оружие. Многие германцы служили в римской армии в качестве наёмников. Римская цивилизация оказала огромное влияние на историческое развитие германцев.
Со второй половины III в. возобновились военные столкновения германцев с Римом. В IV—V вв., в ходе Великого переселения народов, германцы захватили всю территорию Западной Римской империи. Возникли так называемые варварские королевства англосаксов (Британия), франков (Галлия), алеманнов (Юго-Западная Германия), вестготов (Испания), остготов (Италия). Германское племя вандалов, пройдя через Галлию и Испанию, захватило Северную Африку. Возникло вандальское королевство со столицей в Карфагене. В 455 г. вандалы временно завладели Римом и подвергли город страшному разгрому и опустошению, уничтожили множество памятников культуры и произведений искусства. Отсюда происходит термин «вандализм», которым обозначается бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. В 476 г. Одоакр, предводитель германских наёмников, призванных защищать Италию, сверг Ромула
Сельскохозяйственные орудия германцев.
Орудия труда древних германцев — костяные иглы.
215
Августула, последнего императора Западной Римской империи (см. ст. «Варвары»). В Европе началась новая эпоха — Средние века.
Во времена, к которым относятся свидетельства Цезаря и Тацита (I в. до н. э.. — I в. н. э..), у германцев существовал первобытнообщинный (родовой) строй. Кровные родственники образовывали род. Изгнание из рода было равносильно гибели, ибо только он обеспечивал защиту своим членам. Родичи давали друг другу клятву кровной мести, если убивали одного из членов рода. Однако можно было уладить дело и мирно, уплатив выкуп. Члены рода составляли кровно-родственную общину и селились в одной деревне. Для защиты от врагов и диких зверей они строили укрепления с земляными валами, рвами и изгородями. Члены рода совместно обрабатывали землю, которую раз в несколько лет подвергали переделу между родами, составлявшими племя.
В то время у германцев не было ни классов, ни государства. Высшим органом власти являлось народное собрание — тинг, в котором могли участвовать все взрослые мужчины племени, обладавшие правом носить оружие. По зову старейшин вооружённые мужчины в лунную ночь сходились на большой лесной поляне. На тинге решались важнейшие дела: объявляли войну и заключали мир, выбирали вождей и старейшин племени, посвящали юношей в воины. Во время войны храбрейшего поднимали на щит, объявляя его военным вождём — герцогом. Там же разбирали споры между общинниками, судили по обычаям племени. Предателей приговаривали к повешению, а трусов и тех, кто совершил наиболее гнусные преступления, бросали в болото. На тинге говорили только наиболее уважаемые люди, а остальные выражали одобрение, бряцая оружием, или неодобрение — беспорядочным ропотом.
В древнегерманском обществе были свободные и несвободные люди. Свободные были полноправными членами рода. Их сразу можно было узнать по длинным, связанным на макушке в пучок волосам. Несвободными (рабами) становились военнопленные. Они ходили коротко стриженными и были бесправны (не допускались на тинг, не смели прикасаться к оружию), но их положение всё же было лучше, чем у рабов в Риме. Несвободные у германцев имели свой дом, хозяйство и лишь выплачивали господам оброк (хлебом, мелким скотом, тканями).
Германцы, особенно отличившиеся на войне, и их потомки составляли знать племени (эделинги). Молодёжь охотно шла служить к эделингам, образуя их дружину. Господин и дружина давали друг другу клятву верности. Выйти живым из боя, в котором погиб господин, считалось позором на всю жизнь.
В первые века нашей эры у германцев появляется королевская власть. Король, стоявший во главе племени, имел права старейшины и военного вождя. Его власть была ограничена тингом и советом старейшин. Короли избирались всеми свободными
людьми племени из числа знати. В это время дружины собирались уже не только на случай войны. Они превратились в постоянные военные отряды вождей. Дружинники жили во владениях своих предводителей, получали от них оружие, коней, часть военной добычи. Благодаря дружинам возрастала власть военных вождей и королей.
Древние германцы были скотоводами и земледельцами. Их богатство измерялось количеством скота, который использовался также вместо денег для платежей. Дом, двор и скот были личной собственностью каждого, зато пастбище, лес и вода принадлежали всей деревне. Землю германцы обрабатывали плугом, в который впрягали быков. Пашню засевали ячменём, овсом, рожью, льном или коноплёй, пока она плодоносила, затем её забрасывали на несколько лет, чтобы земля отдохнула. Каждый германец-общинник сам изготовлял всё, что требовалось для жизни. Только умелые кузнецы изготовляли для соседей утварь, оружие и украшения, ибо обработка металла считалась искусством, требовавшим особого мастерства. Были у германцев и промыслы: они занимались выплавкой железа, меди и серебра, добычей соли. На побережье Балтийского моря собирали янтарь. По мере развития ремёсел расширялся обмен между германскими племенами и соседними народами.
В глубокой древности германцы почитали солнце как бога света. Его изображение в виде большого медного диска возили во время празднеств на телеге, запряжённой белой лошадью. Это животное у германцев считалось священным. Из обожествления сил природы постепенно развились представления о могущественных богах, среди которых первым почитался Водан (у северных германцев — Один). Своим богам германцы поклонялись не в храмах, а в лесу или в горах. Большим влиянием среди германцев пользовались жрецы и прорицательницы. Жрецы помимо исполнения религиозных ритуалов поддерживали порядок на собраниях, иногда выносили приговор преступникам. Прорицательницы гаданием по полёту птиц, ржанию лошадей, по внутренностям животных, бросанием жребия предвещали успех или неудачу дела.
Древние германцы имели зачатки письменности, пользуясь руническим письмом. Рунами, напоминавшими буквы греческого и латинского алфавитов, они делали краткие надписи на деревьях, камнях, домашней утвари, оружии. Рунические тексты носили магический характер (заклинания злых духов, обращения с просьбой к богам, надгробные надписи и т.д.). Деловых документов и художественных произведений, написанных рунами, не сохранилось. В песнях древние германцы воспевали боевую походную жизнь, подвиги и мужество героев. Эти произведения древнегерманского фольклора были записаны позднее, в средние века, учёными монахами (см. ст. «Северная Европа в средние века», «Викинги»).
216
Германцы на привале.
ГАЛЛЫ
Римляне называли галлами кельтов — племена индоевропейской группы, обитавшие в I тыс. до н. э.. на территории нынешних Франции, Великобритании, Германии, Швейцарии, Австрии, частично Италии, Испании, Чехии, Венгрии, Румынии и даже Болгарии. Расселяясь по Европе, галлы лучше всего освоили военное ремесло и охоту.
Судьба галлов была тесно связана с Римом. Столкновения галлов и римлян чередовались с периодами мирных взаимоотношений, польза от которых для галлов всегда была большей, чем для римлян. Знаменитая поговорка «Гуси Рим спасли» связана как раз с одним из ранних (IV в. до н. э..) нападений галлов на этот город. По преданию, галлы рассеяли римское войско, часть которого укрылась на Капитолийском холме. Ночью галлы с великими предосторожностями начали его штурм. Так бы никто и не заметил их, если бы не гуси, которые подняли шум на всю округу. Отдавая должное патриотизму этих прекрасных птиц, мы всё же должны заметить, что Рим если и был спасён, то от полного уничтожения, а никак не от погрома. В III в. до н. э.. римлянам, хотя и не без труда, удалось разбить союзное галльское войско.
Дело окончательного усмирения галлов взял в свои руки Гай Юлий Цезарь, отправленный наместником в Галлию (середина I в. до н. э..). Война продолжалась восемь лет. Движение против Рима возглавил отважный и предприимчивый Вирцингеторикс, однако его захватили в плен. Цезарь действовал в Галлии не только силой — он был мудрым и расчётливым политиком. Треть населения Галлии получила права римских союзников, или просто свободных граждан. Повинности не были излишне тяжелы. Именно в Галлии Цезарь завоевал популярность и авторитет среди легионеров, что позволило ему вступить в борьбу за владычество над Римом. Цезарь отметает последние сомнения и со словами «Жребий брошен» переправляется через реку Рубикон, увлекая войска на Рим.
Покорение галльского (или кельтского) населения Британии также начинается при Юлии Цезаре, но достаточно прочно римляне укрепляются на юге острова при императоре Клавдии. В дальнейшем Галлия становится одной из самых благополучных провинций Римской империи. Галльские вельможи заимствуют у римлян их обычаи, нравы, образ жизни; строятся города, прокладываются дороги.
Галлы селились общинами, царская власть у них не была наследственной. В каждой общине существовал «сенат», в который входила местная знать. Главным собственником земли, обрабатывавшейся рабами, была военная аристократия. Могущественным сословием были жрецы-друиды. Они освобождались от военной службы и не платили налогов. Жрецы были хранителями вероучения, выполняли магические обряды; они составили гороскоп, который известен и в наше время (гороскоп друидов).
Воспитанием детей занимались исключительно женщины, ибо пока галл не умел владеть оружием, появляться на глаза отцу было бессмысленно. Обучением ведали друиды.
Обитая в лесах, галлы вначале не имели и понятия о комфорте. Жилища (иногда полуземлянки) строились из дерева и покрывались соломой и досками. Спали галлы на земле, подстелив шкуры или солому. С длинными волосами и стриженой бородой, ловкий и неприхотливый — таким предстаёт перед нами взрослый галл. Пища их не отличалась разнообразием — мясо (в основном свинина), молоко, вино, пиво. Галлы умело обрабатывали металлы, изготовляли оружие, утварь, украшения.
У галлов существовал свой язык, но к V—VI вв. н. э.. он был вытеснен латинским.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 286.