Разграбление Рима вандалами.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

лы давно исчезли с арены истории, ос­тавив потомкам лишь своё имя как сим­вол бессмысленного разрушения и оск­вернения — вандализма.

Западная Римская империя неотвратимо при­ближалась к бесславному концу, так и не сумев оп­равиться после столь страшного нашествия. С 455 по 476 г. сменилось около десятка императоров, не имевших реальной власти и ставших игрушками в руках проходимцев.

Население городов уменьшилось. Часть жителей была угнана в рабство, другие бежали.

Рим, полный жизни, с прекрасными зданиями, вызывавший восхищение современников, умирал: многие древние роды исчезли, другие — влачили бедственное существование, большие дворцы опу­стели и всё в них было мертво... В 476 г. один из самых влиятельных германских наёмников воена­чальник Одоакр низложил последнего императора Ромула, презрительно прозванного народом Августулом — Августёнком. Одоакр сохранил ему жизнь, поместил в подаренной ему вилле в Кампании и назначил щедрое содержание. Сам же Одоакр был признан императором Восточной Римской империи Зеноном как соправитель. 23 августа 476 г. счи­тается датой падения Западной Римской империи и концом античного мира. Начинался новый период истории — Средние века, а на руинах части Рим­ской империи создавались новые государства: вест­готов, бургундов, франков, алеманнов, остготов и вандалов. Каждое из них имело свою историю.

Что же произошло дальше с жителями Западной Римской империи, когда она перестала существо­вать? У большинства простого народа появились но­вые повелители, а римская знать стала служить ве­рой и правдой тем, кого она ещё недавно презирала и величала варварами. Те в свою очередь ценили знания своих новых подданных, охотно раздавая им высокие должности, наделяя землями и рабами. Дети и внуки прежних варваров, так боявшихся и ненавидевших античные города, называвших их «птичьими клетками» или «позолоченными гроб­ницами», стали строить свои города-столицы, кре­пости, замки-резиденции, перенимая все черты но­вого для них образа жизни. Варвары перестали быть варварами.

КОЧЕВНИКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

По целым неделям кряду перед глазами «путника являются одни и те же образы: то неоглядные равнины, отливающие желтоватым цветом иссохшей прошлогодней тра­вы, то черноватые, обвеянные ветром и временем гряды скал, то пологие холмы, на вершинах кото­рых иногда рисуется силуэт быстроногой антило­пы». Так написал человек, совершивший путешест­вие по просторам Центральной Азии.

Картина, что и говорить, безотрадная. Однако подобное впечатление обманчиво. Эти земли — ро­дина многих народов древности. Отсюда на протя­жении веков, как из волшебной кузницы, появля­лись, сменяя друг друга, воинственные богатыри-кочевники, создававшие союзы и государства, ко­торые играли значительные роли в судьбах Востока и Запада.

В начале I тыс. до н. э.. в степях Евразии появи­лись племена кочевников-скотоводов. Неторопливо передвигаясь со стадами скота и табунами коней, они заселяли и обживали огромные территории от Причерноморья до Центральной Азии. Быт и нравы резко отличали их от народов земледельческих рай­онов. Много позже, когда в Европе и Азии уже воз­никли могущественные государства, жизнь кочев­ников, казалось, оставалась неизменной. Римский историк Аммиан Марцеллин писал о них: «Все

они... кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жёны ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужа­лости. Никто не может ответить на вопрос, где его родина: он зачат в одном месте, рождён далеко от­туда, вскормлен ещё дальше. Кочуя по горам и ле­сам, они с колыбели приучаются переносить голод, холод и жажду».

Историк отметил характерную для жизни оби­тателей степи верность традициям кочевой жизни, её неписаным законам. Так, при столкновениях с соседями мужчины вооружались луками, стрелами, избирали командира и отправлялись в поход, оставляя хозяйство на женщин. Нарушение воин­ской дисциплины или, например, обнажение ору­жия против ближнего каралось смертной казнью. За мелкие нарушения провинившегося метили, де­лая порезы на лице.

Каждый человек знал, к какому роду-племени он принадлежит и где находятся места его родных кочевий, был уверен: случись несчастье, приди бо­лезнь или старость — сородичи не бросят несчаст­ного одного, всегда найдут для него пищу и кров.

Суровая жизнь требовала сплочения под руко­водством самых опытных, пользовавшихся беспре­кословным авторитетом людей — старейшин. Они,

210

СТРЕЛЫ КОЧЕВНИКОВ

Основным оружием кочевников Центральной Азии был лук со стрелами. Стрелы стремительно преодолевали большие расстояния, нанося противнику болезненные рваные раны. На их лопастях делали небольшие отверстия или надевали на черенок самой стрелы костяной шарик-свистульку. При полёте такие стрелы издавали характерный свистящий звук. Их называли «поющие» стрелы.

Стрелы с трёх- или четырёхгранным наконечником предназначались для поражения врага, закованного в броню, а плоские для стрельбы по легковооружённому противнику. Стрелы, которыми пользовались во время охоты, были иными. Например, для охоты на пушного зверя применяли стрелы, которые не поражали зверя, а только оглушали его, не портя драгоценного меха. Их навершия делали из дерева или кости в форме конуса или трапеции, широким основанием наружу.

Стрела, служившая богатырю на охоте и в сражении, воспевалась в народных эпических сказаниях. Она была и спутницей древних божеств, которым поклонялись кочев­ники Центральной Азии. Их изображали как с одной стрелой, так и с колчаном, полным стрел, которые символизировали молнии. Стрела могла означать и животворную способность божества, которое оплодотворяло землю своим семенем-дождём. Стрела, связанная с культом плодородия, была неизменным атрибутом монгольских свадебных обрядов, дошедших из глубин веков до наших дней. На них и по сей день можно слышать пожелания блага, обращённые к молодожёнам: «Пускайте стрелу, увеличивайте семью».

*

Колесница.

Наскальный рисунок.

например, определяли, где будет пасти свой скот та или иная семья. Только по представлениям непо­свящённых, кочевники беспорядочно блуждают вслед за стадами. Их маршруты и участки строго определены природой и старейшинами: весной — в горы, на летние пастбища, где изобилие альпий­ских трав и прозрачная вода озёр и рек, берущих начало на снежных вершинах; зимой — в защищённые от ветра и снежных заносов низины, где до весны сохраняется засохшая на корню трава — под­ножный корм для скота. И так из года в год, из столетия в столетие.

В V—IV вв. до н. э.. в Центральной Азии домини­ровали два племенных союза — хунны и дунху. К III в. до н. э.. полновластными хозяевами степей, гор и речных долин стали хунны. Огромные стада ко­ров, овец, коз, табуны быстроногих коней были главным богатством степняков-кочевников. Скот давал мясо, молоко, масло, шкуры, кожу, шерсть для тканей, войлок, то есть всё необходимое для жизни — пищу, одежду, обувь, материалы для жи­лищ. На деревянных телегах, запряжённых быка­ми, хунны беспрепятственно передвигались за ста­дами. Они умели делать кожаную, костяную и гли­няную посуду, обрабатывать металлы, изготавли­вать орудия и оружие, а также украшения из золота и серебра. Они даже выращивали просо и пекли из него хлеб, в недостаточном, правда, количестве. Не хватало кочевникам и тканей. Впрочем, то и другое они выменивали или отнимали у соседей.

В мирное время племена хуннов находились под управлением старейшин 24 родов. На период воен­ных действий хунны формировали боевые отряды,

и вся власть сосредоточивалась в руках шаньюя, которого избирал совет старейшин.

Когда в 209 г. до н. э.. шаньюем стал Модэ, он хитростью и жестокостью принудил соплеменников к безоговорочному подчинению. Временная воен­ная должность была превращена им в титул верхов­ного властителя. Престол шаньюя стал передавать­ся по наследству. Модэ оставил за собою управление центром своих владений, а восточные и западные территории передал назначенным из близких род­ственников чжуки-князю и лули-князю.

Войско Модэ не ведало поражений. На поле боя его составляли три отряда — центр и два крыла, каждый из которых знал свою задачу. Дисциплина была железной: за проступок одного рубили головы многим. За короткое время хуннам удалось завое­вать и присоединить соседние племена и народы. Границы владений Модэ на севере достигали озера Байкал, на западе — Восточного Туркестана, на востоке — реки Ляохэ, а на юге подступали к зем­лям Китая.

Хунны стали подлинным бедствием для китай­ской династии Хань. Кочевников не могли остано­вить ни плетённые из ивняка заслоны, ни глубокие рвы, ни крепостные стены. При их приближении население, бросая скот и пожитки, стремилось ук­рыться за стенами укреплений, а воины получали строгий приказ: оборонять крепости изнутри, ни в коем случае не ввязываясь в рукопашную схватку или погоню. Китайские военачальники уже имели горький опыт борьбы с кочевниками: хунны напа­дали малыми силами, выманивая китайцев из-под защиты крепостных стен, и, притворно обращаясь в бегство, завлекали преследователей в расположе-

211

ИСТОРИЯ О ШАНЬЮЕ МОДЭ

Иные страницы истории подобны сказке. Жил~6ыл повелитель-шаньюй отважного народа хунну Тумань. Было у него два сына. Старшего, Модэ, отец не любил, а младшего, любимого, вопреки законам предков собирался сделать своим наследником. Чтобы старший не роптал и не противился, Тумань отослал его к соседям в заложники. Модэ был умным и смелым юношей и догадывался о замыс­лах отца. Он не долго пробыл в чужих краях. При первой возможности бежал и вернулся в родные кочевья. Тумань ничего не сказал непослушному сыну, но решил выждать удобный момент, чтобы разделаться с ним. Но и Модэ был начеку. Он стал обучать подчинённых военному делу, требуя от них строжайшего исполнения всех своих команд.

Однажды он решил проверить исполнительность своих подчинённых. «Делай, как я», скомандовал Модэ и пустил стрелу в своего лучшего коня. Вслед за стрелой юноши полетели смертоносные стрелы его спутников-воинов. Но не все решились стрелять. Ослушникам Модэ тут же приказал отрубить головы.

Через несколько дней опять прозвучала команда Модэ. Но теперь стрела пронзила его собственную жену. Строй воинов оторопел. У кого поднимется рука стрелять в молодую женщину, да ещё в жену наследника великого шаньюя. Но Модэ был неумолим. Всем, кто не исполнил его приказа, пришлось расстаться с жизнью. Сердца его воинов окаменели, а мысли подчинились воле Модэ.

Прошло время, и однажды на охоте Модэ выпустил стрелу в спину своего отца. В тот же миг она затерялась в туче посланных ей вслед стрел его дружины. Великий шаньюй Тумань пал на землю, пронзённый сотнями стрел. Окружавшая правителя свита замерла в страхе, а Модэ, хлестнув коня, ускакал в ставку отца и объявил себя его преемником великим шаньюем народа хунну. Все, кто вздумал перечить, тут же лишились голов. Народ безмолв­ствовал, но осмелели враги, решив: пока Модэ направо и налево рубит головы своим ближним, пригрозить ему вой­ной и потребовать откупа-дани. Сказано сделано: прибы­ли послы и заявили, что за мир должен Модэ отдать им луч­шего коня из хуннских табунов и самую красивую жену шаньюя. Приближённые Модэ возмутились и готовы были за подобную дерзость убить посланцев. Но шаньюй остановил их, с усмешкой сказав: «Стоит ли для друзей-соседей жалеть одну лошадь и одну женщину?» и приказал отдать просимое.

Враги хуннов осмелели. В следующий раз они потребова­ли отдать им дальние пустынные земли хуннов. Старейшины, наученные горьким опытом, не стали возражать: земли пус­тынные, сплошь покрытые солончаками, каменистыми пусто­шами, на которых и скот никто из них никогда не пас. «Бери­те», сказали они послам, но рассердился грозный Модэ. Стал он кричать на старейшин, замерших в страхе: «Что это вы надумали, бараньи головы? Как можно отдавать землю? Малая крупица земли есть основа основ нашего государст­ва!»

Приказал Модэ немедленно собирать войска и повёл их на ничего не подозревавших соседей. Как вихрь налетела его конница, как чёрная туча закрыли небо летящие стрелы хуннов. Мало кто спасся от их смертоносных жал. Стал Модэ владыкой обширных земель и многочисленных народов. Слава о его делах ещё дальше разнеслась, но не доброй она была. Оставшиеся в живых детям своим и внукам рас­сказывали о жестокостях правителя хуннов. Придёт время, и потомки победителей встретятся в ратном поле с потомками побеждённых. Спасая жизни, бросая обозы, жён и детей, побегут наследники грозного шаньюя Модэ, преследуемые врагами. Наступит конец их владычества в Центральной Азии. Но об этом не знал Модэ, укрепляя могущество государства хуннов, которому предстояло просуществовать почти 300 лет.

*

ние своих основных сил. Даже Великая китайская стена, это монументальное и очень дорогостоящее сооружение, оказалась бесполезной, не способной защитить своих строителей. Воинов Поднебесной империи не хватало для её обороны, а ведь кто-то должен был ещё сражаться с хуннами и ловить пе­ребежчиков...

Признавая могущество хуннов, Китай пытался добиться благосклонности их правителей. Когда Модэ послал китайскому императору верблюда, двух верховых лошадей и две конские упряжки чет­вернёй, то в качестве ответного дара получил вы­шитый халат, парчовый халат, золотой венчик для волос, отделанный золотом пояс с пряжкой из кос­ти носорога и десять кусков шёлка. В 162 г. до н. э.. император Сяо Вэнь-ди направил Лаошань-Гиюю, сыну Модэ, послание, в котором писал: «Хань и Хунну суть два смежных и равных государства». Но хуннов это не удовлетворяло. Они хотели полу­чать из Китая хлеб, ткани, изделия из металлов и предметы роскоши в обмен на скот, лошадей, шерсть, шкуры, кожи, войлок. Войны не прекра­щались.

Однако незаметно государство хуннов приходи­ло в упадок, и в 57—55 гг. до н. э.. распалось на две части. Во главе южных хуннов встал шаньюй Хуханье, признавший «покровительство» Китая, а се­верные хунны под началом его брата шаньюя Чжи-чжи, вступив в союз со среднеазиатскими племе­нами, откочевали на запад. Они вели длительную кровопролитную борьбу с воинственными племена­ми ухуань и сяньби, а также с южными сороди­чами, за которыми стоял Китай. В 93 г. н. э.. союз северных хуннов прекратил своё существование. Государство южных хуннов сумело сохранить себя до конца IV в.

Уцелевшие от разгрома хунны покинули родину и постепенно двигались на запад, смешиваясь с местным населением. В V в. их потомки, почти за­бывшие славное прошлое своих предков и мало на­поминавшие их внешне, но не утратившие бойцов­ских качеств, предстали вдруг перед изумлённой Европой. Под предводительством Аттилы они на­несли сокрушительный удар Римской империи.

Это была последняя победа неукротимых хуннов. После смерти Аттилы они исчезают с историче­ской арены.

В то время, когда хунны ещё наводили ужас на соседей, среди подвластных им народов всё боль­шую силу незаметно приобретали сяньби — племе­на охотников и скотоводов. Они пасли скот, охоти­лись, умели выращивать хлеб. Их сыновья пости­гали военную науку на службе в коннице хуннов.

Началом их могущества стал 93 год. Вместе с другими родственными племенами они громили тогда кочевья ослабевших северных хуннов, доби­вая их умирающее государство. Но подлинный их взлёт совпал с приходом к власти Таньшихуая (141 —181) — основателя государства сяньби. Он подчинил себе земли, ранее принадлежавшие хуннам, а затем, повторяя их путь, возобновил набеги на северные провинции Китая. Напрасно китайцы

212

пытались утихомирить воинственных соседей, соблазняя их почётными титулами и богатыми подарками. Они даже предлагали союзы «родства и мира», отдавая в жёны правителям сяньби девушек из императорского дома. Кочевники брали и женщин, и подарки, но набеги не прекращали.

Но чем успешнее были их походы, а награбленная добыча — богаче, тем самоувереннее вела себя военная знать. Каждый хотел стать незави­симым правителем. Это разъединение привело к тому, что в середине III в. их государство перестало существовать, а роды и племена некогда могу­щественных сяньби продолжали истреблять друг друга.

Из-за непрекращавшейся кровавой междоусобицы они не успели даже заметить, как постепенно набрали силу два ранее подвластных им племе­ни — муюн и тоба. Те быстро расправились с вчерашними угнетателями и основали собственное государство Тоба-Вэй, куда вошли северные и цент­ральные земли Китая.

По истечении 26 лет правители Тоба-Вэй почувствовали, что у них по­явился сильный и безжалостный противник — народ жужани. Во главе его стоял человек по имени Югюлюй. Когда-то он служил в коннице сяньби и за совершённые проступки был приговорён к смертной казни. Ему уда­лось бежать в степи, где к нему присоединялись такие же беглецы, пре­ступники, нищие. Их становилось всё больше. Они подчинили себе раз­розненные местные племена, до поры до времени платя дань дому Вэй.

В 402 г. жужани провозгласили своего предводителя каганом. Он повёл войска на завоевание земель и народов. Самым сильным противником жужаней было государство Тоба-Вэй. Их напряжённое противостояние часто сменялось кровопролитными столкновениями.

Плодами военных побед жужани не всегда могли воспользоваться. В самом каганате было неспокойно — разгорелась междоусобица знати. За время с 402 по 445 г. сменилось шесть каганов, ставших жертвами при­дворных заговоров и покушений.

Бунтовали и стремились отделиться покорённые племена. Раздираемое противоречиями государство напрягало последние силы, и, когда восстали объединившиеся для борьбы тюркские племена, возможностей наказать их у жужаней не оказалось. В 552 г. каган Анахуань, проиграв последнюю битву, покончил жизнь самоубийством. Через три года от былого могу­щества государства жужаней не осталось и следа.

Покорив жужаней, тюрки начали активно расширять свои владения. Они захватывали новые земли, получали с их населения разнообразную дань. Установили они и контроль над торговыми путями, по которым шли караваны с Востока на Запад.

Тюрки во главе со своим каганом настолько усилились, что с ними приходилось считаться всем соседям. Например, китайские государства Северное Ци и Северное Чжоу платили кочевникам огромную дань. Чжоу ежегодно отправляло кагану более ста тысяч рулонов шёлка. Тюрки, одна­ко, этим не довольствовались и постоянно вмешивались во внутренние дела Китая. При их поддержке в 618 г. там пришла к власти новая династия Тан.

Тюрки, повторяя печальный опыт других народов, не смогли избежать внутренних противоречий. Борьба военной аристократии за власть при­вела в конце VI в. к разделению каганата на восточную и западную части. Пока тюрки продолжали споры, танский Китай воспользовался ситуацией и в 630 г. практически полностью разгромил каганат. Только через 50 лет после поражения тюрки смогли собраться с силами и начать всё сначала.

В 80-х гг. VII в. тюрки объединились под началом Кутулуга, за которым стояли власть и сила одного из знатнейших родов, и начали отвоёвывать свои бывшие владения. Современники прозвали Кутулуга «Эльтерес» — «Объединитель народов». Его дело продолжили брат Мочжо и сыновья Бильгэ-Могилян и Куль-Тегин. На небольшой срок им удалось добиться былого могущества, но уже в 745 г., когда не стало этих отважных воинов и дипломатов, не стало и Восточно-тюркского каганата. Последний сокру­шительный удар тюркам нанесли под предводительством хана Пейло вос­ставшие уйгуры. Подлинного могущества уйгуры добились при его сыне Моюнчуре (746—759 гг.). Под его руководством уйгуры не только присо-

ТАНЬШИХУАЙ

— ВОЖДЬ

СЯНЬБИ

Жизнь Таньшихуая — вождя воинственных сяньби была короткой. Он родился в 141 г., а умер в 181 г., прожив неполных 40 лет. Однако эти 40 лет вместили столько событий, что их с лихвой хватило бы на несколько жизней обычных людей. В реальность многого из того, что произошло с Таньшихуаем, трудно поверить. Так, его мать рассказывала, что однажды она услышала удар грома среди ясного неба, а когда посмотрела вверх, ей в рот упала градина, которую она проглотила. От этой градины и родился Таньшихуай.

У мальчика не было отца, и его воспитали родственники. Уже в детстве он проявил незаурядный ум, метко стрелял, был лихим наездником. Его храбрость удивляла видавших виды соплеменников, которые выбрали 12-летнего мальчика своим старейшиной. Таньшихуай за короткое время не только собрал вокруг себя единомыш­ленников, но и стал первенст­вовать среди остальных старей­ших сяньбийских родов.

Разделив свои войска на центр и два крыла правое и левое, он поставил во главе их талантливых военачальников, а не близких родственников, как это было у хуннов. Это оправдало себя: войска сяньби побеждали на поле боя.

Таньшихуай не кичился своими заслугами и даже отка­зался от титула повелителя шаньюя, оставаясь первым среди равных. Но когда он умер и к власти пришёл его сын Холян, всё изменилось. Старейшины не желали его слушать. Часть войск отказыва­лась повиноваться, считая его недостойным занять место Таньшихуая. Вскоре он погиб. Его преемники также не имели и тени способностей и авторитета Таньшихуая. В 235 г. созданный им союз сяньбийских племён окончательно распался.

*

213

единили владения тюрок, но неуклонно продвигались на территорию Китая, не имевшего сил противостоять неприяте­лю. Но прошло всего сто лет, и уже сами уйгуры стали жертвами киргизских племён, живших на се­веро-западе их владений, в Минусинской низине на Енисее, и создавших своё, Киргизское ханство. Часть уйгуров подчинилась киргизам, другая, не желавшая терять независимость, — ушла в Восточ­ный Туркестан и Джунгарию и образовала там своё государство.

А киргизы, их победители, через некоторое вре­мя сами оказались жертвами своих подданных — киданей. Время военных побед для них настало, когда к власти пришли вожди из рода Елюй. Один из них, Елюй Амбагянь, занял ханский престол и, опираясь на преданных воинов, отказался оставить его по прошествии срока, на который был избран старейшинами. Он процарствовал девять лет и предпринял столь успешные военные походы на со­седние народы и государства, что оказался вла­детелем огромных территорий. Его наследники про­возгласили себя правителями династии Ляо. Она просуществовала до 1125 г. и пала под ударами объ­единённых сил чжурчжэньского государства Цзинь и китайского царства Сун, когда последний киданьский император попал в руки врагов и Великое го­сударство Ляо исчезло.

Самые смелые и непримиримые из уцелевших киданей, возглавляемые принцем Елюем Даши, ушли на запад и там, среди песчаных равнин Сред­ней Азии, создали новое государство Си Ляо — За­падное Ляо, которое называлось также государст­вом кара-киданей.

Победив киданей и провозгласив создание чжурчжэньского государства, его основатель Агуда гор­до заявил: «Дом Ляо своё государство называл «Стальное», имея в виду его крепость. Хотя сталь и крепка, но и она стареет и портится. Только зо­лото («цзинь») никогда не меняется и не портится». Свою империю чжурчжэни назвали Великая Цзинь.

Прошло всего 85 лет, и могущество Великой Цзинь оказалось поколеблено. Одно из племён отка­залось платить дань. Правители немедленно напра­вили войско, чтобы наказать непокорных. Но те не испугались, собрали соплеменников и наголову раз­били карателей. Это произошло в 1210 г. в местах, где обитали племена, называвшие себя монголами, а правителя своего — Чингисханом. Чжурчжэни, конечно, не ведали, что через 24 года империя Ве­ликая Цзинь падёт под ударами мечей и тучами стрел неустрашимых, не знающих поражений мон­голов.

В истории кочевников Центральной Азии от­крывалась новая страница, на которой суждено бы­ло оказаться и записям о судьбах многих народов Азии и Европы.

ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ

Германское лето, короткое и прохладное, подхо­дило к концу. Публий Квинтилий Вар, пос­ланный командовать римскими войсками в Германии, дабы смирить непокорные племена, под­чинить их власти великого кесаря Октавиана Ав­густа, уже собирался переводить легионы на зи­мовку в укреплённый лагерь. Но пришла дурная весть. Германец Арминий, ставший другом рим­ского народа, заслуживший высокую честь имено­ваться римским гражданином, сообщал о вспых­нувшем мятеже. До наступления зимы надлежало навести порядок. И Вар повёл через лесные дебри и болота три отборных легиона, конницу и вспо­могательные отряды общим числом до 20 тыс. человек.

Места дикие и страшные (не то что родная Ита­лия), но опасаться нечего: до мятежников ещё дале­ко, а здесь римляне могут рассчитывать на помощь друга Арминия. Но что это?

Из густых зарослей, да и прямо из-под земли, как показалось римлянам, вдруг возникли белоку­рые и рыжие люди, с копьями, мечами, топорами и трезубцами в руках. Тут и там виднелись глухие шлемы, увенчанные грозными рогами. Германцы!

Завязалась жестокая битва. Вар — опытный пол­ководец, а своих легионеров он считал лучшими в мире, но к чему военное искусство и выучка, если даже нет возможности развернуться в боевой поря­док? Это не бой, а избиение застигнутых врасплох!

Три дня продолжалась битва. Из римлян не уце­лел никто. И для Вара это сражение оказалось по­следним. Узнал ли он перед смертью, что всё про­исшедшее было подстроено другом Арминием?

Несколько германских племён избрали его сво­им вождём, хотя и не все доверяли ему: как-никак дружил с римлянами! Но Арминий оправдал дове­рие единоплеменников: умный политик и искус­ный стратег, он всё предусмотрел, заманил римлян ложной вестью в ловушку, а доблестные герман­ские воины довершили дело. Сколько их заплатило за победу в Тевтобургском лесу собственной жиз­нью, не ведомо никому.

Зато Германия так и не стала римской провин­цией.

Название «германцы» (germani) дал Цезарь од­ному из племён, живших по левому берегу Рейна. Впоследствии оно распространилось на всех жите-

214

лей страны к востоку от Рейна и северу от Дуная, которую римляне стали называть Германией (Germania). Сами германцы это слово не употребляли, и вообще у них не было названия, единого для всех племён. В Киевской Руси с X в. н. э.. слова «Гер­мания» и «германцы» использовались для обозна­чения немецкого государства и немцев. В III—II вв. до н. э.. сформировались три группы германских племён: северные (в Скандинавии: свеоны, даны и др.), восточные (к востоку от Эльбы: готы, вандалы, бургунды и др.) и западные (между Рейном и Эль­бой: батавы, англы, саксы, тевтоны, франки и др.) германцы. Первые являются предками современ­ных шведов, датчан, норвежцев и исландцев. Вто­рые впоследствии были вытеснены со своей терри­тории и рассеялись, оставив лишь несколько наз­ваний на карте Европы, например историческая об­ласть Бургундия во Франции. Потомками западных германцев являются англичане, голландцы, нем­цы.

История большинства германских племён из­вестна благодаря их взаимоотношениям с Римом. Первое столкновение германцев с римлянами про­изошло в 113 г. до н. э.., когда племя тевтонов вторглось в Италию, одержало несколько побед, но затем было разгромлено войсками полководца Гая Мария. После этого племя рассеялось, но память о нём осталась: для римлян слово «тевтоны» стало синонимом слова «германцы», вошло в литератур­ную традицию и впоследствии употреблялось в Ев­ропе, например, для обозначения раннефеодально­го немецкого государства (Regnum Teutonicorum — Тевтонское королевство), Тевтонского ордена и т.д.

В 58 г. до н. э.. Цезарь нанёс поражение герман­скому племени свевов во главе с вождём Ариовистом. К концу I в. до н. э.. римлянам удалось покорить германцев, живших к востоку от Рейна — вплоть до реки Везер, но в результате победы, одержанной

вождём племени херусков Арминием в Тевтобургском лесу над легионами Ва­ра (9 г. н. э..), граница между Римской империей и германскими племенами установилась по Рейну и Дунаю. Вдоль этой границы римляне воздвигли ряд мощных укреплений и построили го­рода, существующие до сих пор: Колония Агриппи­на (Кёльн), Могонциакум (Майнц), Аугуста Винделикум (Аугсбург), Регина Кастра (Регинсбург), Виндобона (Вена) и другие. Границу по Рейну и Дунаю римляне удерживали до середины III в. н. э.. Успешно развивалась римско-германская торговля. Германцы продавали римским купцам, постоянно посещавшим их области, рабов, скот, шкуры, меха, янтарь, а покупали в основном предметы домашней утвари и оружие. Многие германцы служили в рим­ской армии в качестве наёмников. Римская циви­лизация оказала огромное влияние на историческое развитие германцев.

Со второй половины III в. возобновились воен­ные столкновения германцев с Римом. В IV—V вв., в ходе Великого переселения народов, германцы за­хватили всю территорию Западной Римской импе­рии. Возникли так называемые варварские коро­левства англосаксов (Британия), франков (Галлия), алеманнов (Юго-Западная Германия), вестготов (Испания), остготов (Италия). Германское племя вандалов, пройдя через Галлию и Испанию, захва­тило Северную Африку. Возникло вандальское ко­ролевство со столицей в Карфагене. В 455 г. ван­далы временно завладели Римом и подвергли город страшному разгрому и опустошению, уничтожили множество памятников культуры и произведений искусства. Отсюда происходит термин «ванда­лизм», которым обозначается бессмысленное унич­тожение культурных и материальных ценностей. В 476 г. Одоакр, предводитель германских наёмни­ков, призванных защищать Италию, сверг Ромула

Сельскохозяйственные орудия германцев.

Орудия труда древних германцев костяные иглы.

215

Августула, последнего императора За­падной Римской империи (см. ст. «Вар­вары»). В Европе началась новая эпо­ха — Средние века.

Во времена, к которым относятся свидетельства Цезаря и Тацита (I в. до н. э.. — I в. н. э..), у германцев существовал первобытнообщинный (родовой) строй. Кровные родственники образовывали род. Изгнание из рода было равносильно гибели, ибо только он обеспечивал защиту своим членам. Ро­дичи давали друг другу клятву кровной мести, если убивали одного из членов рода. Однако можно было уладить дело и мирно, уплатив выкуп. Члены рода составляли кровно-родственную общину и селились в одной деревне. Для защиты от врагов и диких зверей они строили укрепления с земляными вала­ми, рвами и изгородями. Члены рода совместно об­рабатывали землю, которую раз в несколько лет подвергали переделу между родами, составлявши­ми племя.

В то время у германцев не было ни классов, ни государства. Высшим органом власти являлось на­родное собрание — тинг, в котором могли участво­вать все взрослые мужчины племени, обладавшие правом носить оружие. По зову старейшин воору­жённые мужчины в лунную ночь сходились на большой лесной поляне. На тинге решались важ­нейшие дела: объявляли войну и заключали мир, выбирали вождей и старейшин племени, посвяща­ли юношей в воины. Во время войны храбрейшего поднимали на щит, объявляя его военным вождём — герцогом. Там же разбирали споры между об­щинниками, судили по обычаям племени. Предате­лей приговаривали к повешению, а трусов и тех, кто совершил наиболее гнусные преступления, бро­сали в болото. На тинге говорили только наиболее уважаемые люди, а остальные выражали одобре­ние, бряцая оружием, или неодобрение — беспоря­дочным ропотом.

В древнегерманском обществе были свободные и несвободные люди. Свободные были полноправны­ми членами рода. Их сразу можно было узнать по длинным, связанным на макушке в пучок волосам. Несвободными (рабами) становились военноплен­ные. Они ходили коротко стриженными и были бес­правны (не допускались на тинг, не смели прика­саться к оружию), но их положение всё же было лучше, чем у рабов в Риме. Несвободные у герман­цев имели свой дом, хозяйство и лишь выплачивали господам оброк (хлебом, мелким скотом, тканями).

Германцы, особенно отличившиеся на войне, и их потомки составляли знать племени (эделинги). Молодёжь охотно шла служить к эделингам, обра­зуя их дружину. Господин и дружина давали друг другу клятву верности. Выйти живым из боя, в ко­тором погиб господин, считалось позором на всю жизнь.

В первые века нашей эры у германцев появляет­ся королевская власть. Король, стоявший во главе племени, имел права старейшины и военного вож­дя. Его власть была ограничена тингом и советом старейшин. Короли избирались всеми свободными

людьми племени из числа знати. В это время дру­жины собирались уже не только на случай войны. Они превратились в постоянные военные отряды вождей. Дружинники жили во владениях своих предводителей, получали от них оружие, коней, часть военной добычи. Благодаря дружинам возрас­тала власть военных вождей и королей.

Древние германцы были скотоводами и земле­дельцами. Их богатство измерялось количеством скота, который использовался также вместо денег для платежей. Дом, двор и скот были личной соб­ственностью каждого, зато пастбище, лес и вода принадлежали всей деревне. Землю германцы об­рабатывали плугом, в который впрягали быков. Пашню засевали ячменём, овсом, рожью, льном или коноплёй, пока она плодоносила, затем её заб­расывали на несколько лет, чтобы земля отдохнула. Каждый германец-общинник сам изготовлял всё, что требовалось для жизни. Только умелые кузне­цы изготовляли для соседей утварь, оружие и ук­рашения, ибо обработка металла считалась искус­ством, требовавшим особого мастерства. Были у германцев и промыслы: они занимались выплавкой железа, меди и серебра, добычей соли. На побере­жье Балтийского моря собирали янтарь. По мере развития ремёсел расширялся обмен между герман­скими племенами и соседними народами.

В глубокой древности германцы почитали солн­це как бога света. Его изображение в виде большого медного диска возили во время празднеств на те­леге, запряжённой белой лошадью. Это животное у германцев считалось священным. Из обожествле­ния сил природы постепенно развились представле­ния о могущественных богах, среди которых пер­вым почитался Водан (у северных германцев — Один). Своим богам германцы поклонялись не в храмах, а в лесу или в горах. Большим влиянием среди германцев пользовались жрецы и прорица­тельницы. Жрецы помимо исполнения религиоз­ных ритуалов поддерживали порядок на собрани­ях, иногда выносили приговор преступникам. Про­рицательницы гаданием по полёту птиц, ржанию лошадей, по внутренностям животных, бросанием жребия предвещали успех или неудачу дела.

Древние германцы имели зачатки письменно­сти, пользуясь руническим письмом. Рунами, напо­минавшими буквы греческого и латинского алфа­витов, они делали краткие надписи на деревьях, камнях, домашней утвари, оружии. Рунические тексты носили магический характер (заклинания злых духов, обращения с просьбой к богам, над­гробные надписи и т.д.). Деловых документов и ху­дожественных произведений, написанных рунами, не сохранилось. В песнях древние германцы воспе­вали боевую походную жизнь, подвиги и мужество героев. Эти произведения древнегерманского фоль­клора были записаны позднее, в средние века, учё­ными монахами (см. ст. «Северная Европа в средние века», «Викинги»).

216

Германцы на привале.

ГАЛЛЫ

Римляне называли галлами кельтов — племена индоевропейской группы, обитавшие в I тыс. до н. э.. на территории нынешних Франции, Великобритании, Германии, Швейцарии, Австрии, частично Италии, Испании, Чехии, Венгрии, Ру­мынии и даже Болгарии. Расселяясь по Европе, галлы лучше всего освоили военное ремесло и охоту.

Судьба галлов была тесно связана с Римом. Столкновения галлов и римлян чередовались с пе­риодами мирных взаимоотношений, польза от ко­торых для галлов всегда была большей, чем для римлян. Знаменитая поговорка «Гуси Рим спасли» связана как раз с одним из ранних (IV в. до н. э..) нападений галлов на этот город. По преданию, гал­лы рассеяли римское войско, часть которого укры­лась на Капитолийском холме. Ночью галлы с ве­ликими предосторожностями начали его штурм. Так бы никто и не заметил их, если бы не гуси, которые подняли шум на всю округу. Отдавая должное патриотизму этих прекрасных птиц, мы всё же должны заметить, что Рим если и был спа­сён, то от полного уничтожения, а никак не от по­грома. В III в. до н. э.. римлянам, хотя и не без труда, удалось разбить союзное галльское войско.

Дело окончательного усмирения галлов взял в свои руки Гай Юлий Цезарь, отправленный намест­ником в Галлию (середина I в. до н. э..). Война про­должалась восемь лет. Движение против Рима воз­главил отважный и предприимчивый Вирцингеторикс, однако его захватили в плен. Цезарь дейст­вовал в Галлии не только силой — он был мудрым и расчётливым политиком. Треть населения Галлии получила права римских союзников, или просто свободных граждан. Повинности не были излишне тяжелы. Именно в Галлии Цезарь завоевал попу­лярность и авторитет среди легионеров, что позво­лило ему вступить в борьбу за владычество над Римом. Цезарь отметает последние сомнения и со сло­вами «Жребий брошен» переправляется через реку Рубикон, увлекая войска на Рим.

Покорение галльского (или кельтского) населе­ния Британии также начинается при Юлии Цезаре, но достаточно прочно римляне укрепляются на юге острова при императоре Клавдии. В дальнейшем Галлия становится одной из самых благополучных провинций Римской империи. Галльские вельможи заимствуют у римлян их обычаи, нравы, образ жиз­ни; строятся города, прокладываются дороги.

Галлы селились общинами, царская власть у них не была наследственной. В каждой общине су­ществовал «сенат», в который входила местная знать. Главным собственником земли, обрабатывав­шейся рабами, была военная аристократия. Могу­щественным сословием были жрецы-друиды. Они освобождались от военной службы и не платили на­логов. Жрецы были хранителями вероучения, вы­полняли магические обряды; они составили горо­скоп, который известен и в наше время (гороскоп друидов).

Воспитанием детей занимались исключительно женщины, ибо пока галл не умел владеть оружием, появляться на глаза отцу было бессмысленно. Обу­чением ведали друиды.

Обитая в лесах, галлы вначале не имели и поня­тия о комфорте. Жилища (иногда полуземлянки) строились из дерева и покрывались соломой и дос­ками. Спали галлы на земле, подстелив шкуры или солому. С длинными волосами и стриженой боро­дой, ловкий и неприхотливый — таким предстаёт перед нами взрослый галл. Пища их не отличалась разнообразием — мясо (в основном свинина), моло­ко, вино, пиво. Галлы умело обрабатывали метал­лы, изготовляли оружие, утварь, украшения.

У галлов существовал свой язык, но к V—VI вв. н. э.. он был вытеснен латинским.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 249.