Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Механизм государства - это система взаимодействующих государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и осуществляются функции государства.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

Структура механизма государства включает в себя такие основные элементы как:

1. Государственный аппарат - часть механизма государства, представляющая совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Для него характерны следующие черты:

· Он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов;

· Он представляет собой систему государственных органов взаимосвязанных друг с другом. Условия доминирования одного государственного органа над другими рассматриваются как кризис государственной власти ;

· Целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;

· Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества для управления общественными процессами[8].

Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, управления процессами, происходящими в обществе. На его структуру, принципы формирования и работы всегда оказывали влияние экономические, культурные, религиозные, исторические факторы, изменение которых приводило и к изменению в структуре и функциях государственного аппарата. Так сегодня, с широким развитием идей демократии и правового государства, стало актуальным действие принципа разделения властей, при котором три ветви власти не могут быть сосредоточены в одних руках, а осуществляют взаимный контроль за работой друг друга.

2. Учреждения государства - государственные организации, не обладающие властными полномочиями, осуществляющие практическую деятельность по выполнению функций государства, реализуя на практике предписания властных органов в различных сферах - культура, здравоохранение, образование и пр. К ним относят учебные заведения и библиотеки, больницы и санатории, клуби другие воспитательные учреждения и пр.

3. Предприятия государства, которые также не обладают властными полномочиями, учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности государства в целях производства продукции, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества (промышленность, сфера обслуживания и пр.)

4. В механизме государства большая роль принадлежит правоохранительным органам, к которым относится ряд государственных органов, таких как (на примере Российской Федерации) Прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением действующих законов, Органы внутренних дел, осуществляющие охрану правопорядка.

Как уже отмечалось, работа государственных организаций, составляющих механизм государства, тесно взаимосвязана, и от качества этой взаимосвязи зависит эффективность решения поставленных перед обществом и государством задач.

В свою очередь, Государственные учреждения, которые, как отмечалось, не обладая властными полномочиями, осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах, получив необходимые разъяснения от соответствующего Министерства, строят свою работу на основании положений нового закона. И здесь, в ходе реального исполнения Закона, разъяснительных Постановлений, Инструкций и пр. возникает процесс обратного взаимодействия - применяя на практике положения вышеперечисленных документов, выясняется, насколько эти положения эффективны, насколько четко разработан механизм их реализации, все ли нюансы существующего положения учтены и пр. В результате чего могут быть приняты дополнительные разъяснения и инструкции для более эффективного осуществления поставленной цели, а может быть даже приостановлено действие нормативного акта для его доработки с учетом выявленных недостатков.

 

Заключение

Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод: функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие. Между функциями государства и его механизмом существует прямая и нерасторжимая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

Практическое задание

1. Норма гражданского права, содержащая в себе правило, которое участники гражданского оборота могут менять по своему усмотрению, является диспозитивной. Специфика гражданских правоотношений большинство норм гражданского права носит диспозитивный характер, если иное не предусмотрено договором.

а) Пример диспозитивной нормы[9]:

Статья 780. Исполнение договора возмездного оказания услуг

 

Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

 

 б) Статья, в которой содержится две и более нормы[10]:

Статья 459. Переход риска случайной гибели товара

1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

2. Риск случайной гибели или случайного повреждения товара, проданного во время его нахождения в пути, переходит на покупателя с момента заключения договора купли-продажи, если иное не предусмотрено таким договором или обычаями делового оборота.

Условие договора о том, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента сдачи товара первому перевозчику, по требованию покупателя может быть признано судом недействительным, если в момент заключения договора продавец знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю.

 

Статья 466. Последствия нарушения условия о количестве товара

 

1. Если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

2. Если продавец передал покупателю товар в количестве, превышающем указанное в договоре купли-продажи, покупатель обязан известить об этом продавца в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 483 настоящего Кодекса. В случае, когда в разумный срок после получения сообщения покупателя продавец не распорядится соответствующей частью товара, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, принять весь товар.

3. В случае принятия покупателем товара в количестве, превышающем указанное в договоре купли-продажи (пункт 2 настоящей статьи), дополнительно принятый товар оплачивается по цене, определенной для товара, принятого в соответствии с договором, если иная цена не определена соглашением сторон.

 

2. Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[11].

Виды законов. Законы разделяются на виды. Законы, имеющие в виду устройство государственного быта, те коренные устои, на которых он основывается, определяющие права и личность представителей государственной власти, главные государственные учреждения, права, обязанности и взаимные отношение их, гражданские и политические права подданных государства — эти законы называются основными или конституционными.

Законам конституционным противополагаются законы обыкновенные или простые, имеющие самостоятельность в определенных границах, предоставленных им основными законами.

Законы могут относиться ко всему пространству государства или к отдельной его части. Отсюда деление законов по пространству их действия на законы общие и местные. Общий закон не отменяет действие законов местных, если в нем, конечно, особо не оговорено требование такой отмены. По содержанию своему законы могут иметь в виду всех граждан государства и притом касаться только обыденных отношений между ними, — это законы обыкновенные. Им противополагают законы особые или специальные, относящиеся к лицам и явлениям, выходящим из ряда обыкновенных и требующим особой нормировки. Явления торговли и положение торговых классов, явления фабричного производства и положение рабочих, явления обрабатывающей промышленности и положение лиц, занятых в ней,— все это находит себе нормировку в законах особенных. Законы особенные представляют некоторые разновидности. Это — привилегии, установляющие известные преимущества в пользу какого-нибудь лица или группы лиц (привилегии на изобретение, сословные привилегии); это законы чрезвычайные или исключительные, вызванные особыми обстоятельствами, делающими недостаточным применение общих законов (напр., положение об усиленной охране), наконец, это законы сепаратные или частные, отменяющие только для данного исключительного случая действие общих законов. Сепаратные законы представляют собою, таким образом, отдельные распоряжение Верховной власти, не имеющие общего значения.

 

 

Список литературы

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008)

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.,1997.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права, М.: Новый юрист, 1998.

4. Кудрявцев Ю.В. Нормы права и их социальная информация. – М., 1981.

5. Общая теория государства и права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2000.

6. Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

7. Теория государства и права /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2000.

8. Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2001.

9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Под ред. Стрекозова В.Г.- М., 1995.

10. Черданцев А.Ф., Стоякин М.Г. Теория государства и права: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 1995.

11. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997.

 


[1] Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

[2] Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Под ред. Стрекозова В.Г.- М., 1995.

[3] Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2001.

[4] Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

[5] Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2001.

[6] Общая теория государства и права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2000.

[7] Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2001.

[8] Теория государства и права /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2000.

[9] «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008).

[10] «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008).

[11] Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2001.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 221.