Понятие функций государства и их классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие функций государства и их классификация …………..…………....5

1.1. Основные внутренние и внешние функции государства. Функции Российского государства………………………………………………….8

2. Понятие механизма (аппарата) государства. Механизм современного Российского государства……………………………………….…………....14

2.1. Органы государства и их классификация………………………………18

2.2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата...23

Заключение…………………………………………………………………….…26

Практическое задание……………………………………..…………………….27

Список литературы……………………………………………………….….…..30

 

 

Введение

Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. Данная тема выбрана по той причине, что подробное изучение функций и механизма государства поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение. Без глубокого понимания указанных вопросов невозможно правильное и квалифицированное управление государством. Представляется, что вопрос о функциях и механизме государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но рассмотреть его с разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности, а механизм в свою очередь является структурным и предметным олицетворением государства.

Целью данной работы является рассмотрение функций государства и механизма государства как системы государственных органов, с помощью которой реализуются функции государства.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

· рассмотреть понятие функций государства и их классификацию;

· определить понятие механизма (аппарата) государства и проанализировать принципы организации и деятельности государственного аппарата.

При написании данной работы были использованы учебные пособия по теории государства и права под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова, В.А. Ржевского, Стрекозова В.Г., Н.И. Матузова и А.В. Малько, В.В. Лазарева.

Работа состоит из введения, двух глав и трех параграфов, заключения, практической части и списка литературы.

 

 

Заключение

Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод: функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие. Между функциями государства и его механизмом существует прямая и нерасторжимая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

Практическое задание

1. Норма гражданского права, содержащая в себе правило, которое участники гражданского оборота могут менять по своему усмотрению, является диспозитивной. Специфика гражданских правоотношений большинство норм гражданского права носит диспозитивный характер, если иное не предусмотрено договором.

а) Пример диспозитивной нормы[9]:

Статья 780. Исполнение договора возмездного оказания услуг

 

Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

 

 б) Статья, в которой содержится две и более нормы[10]:

Статья 459. Переход риска случайной гибели товара

1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

2. Риск случайной гибели или случайного повреждения товара, проданного во время его нахождения в пути, переходит на покупателя с момента заключения договора купли-продажи, если иное не предусмотрено таким договором или обычаями делового оборота.

Условие договора о том, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента сдачи товара первому перевозчику, по требованию покупателя может быть признано судом недействительным, если в момент заключения договора продавец знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю.

 

Статья 466. Последствия нарушения условия о количестве товара

 

1. Если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

2. Если продавец передал покупателю товар в количестве, превышающем указанное в договоре купли-продажи, покупатель обязан известить об этом продавца в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 483 настоящего Кодекса. В случае, когда в разумный срок после получения сообщения покупателя продавец не распорядится соответствующей частью товара, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, принять весь товар.

3. В случае принятия покупателем товара в количестве, превышающем указанное в договоре купли-продажи (пункт 2 настоящей статьи), дополнительно принятый товар оплачивается по цене, определенной для товара, принятого в соответствии с договором, если иная цена не определена соглашением сторон.

 

2. Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[11].

Виды законов. Законы разделяются на виды. Законы, имеющие в виду устройство государственного быта, те коренные устои, на которых он основывается, определяющие права и личность представителей государственной власти, главные государственные учреждения, права, обязанности и взаимные отношение их, гражданские и политические права подданных государства — эти законы называются основными или конституционными.

Законам конституционным противополагаются законы обыкновенные или простые, имеющие самостоятельность в определенных границах, предоставленных им основными законами.

Законы могут относиться ко всему пространству государства или к отдельной его части. Отсюда деление законов по пространству их действия на законы общие и местные. Общий закон не отменяет действие законов местных, если в нем, конечно, особо не оговорено требование такой отмены. По содержанию своему законы могут иметь в виду всех граждан государства и притом касаться только обыденных отношений между ними, — это законы обыкновенные. Им противополагают законы особые или специальные, относящиеся к лицам и явлениям, выходящим из ряда обыкновенных и требующим особой нормировки. Явления торговли и положение торговых классов, явления фабричного производства и положение рабочих, явления обрабатывающей промышленности и положение лиц, занятых в ней,— все это находит себе нормировку в законах особенных. Законы особенные представляют некоторые разновидности. Это — привилегии, установляющие известные преимущества в пользу какого-нибудь лица или группы лиц (привилегии на изобретение, сословные привилегии); это законы чрезвычайные или исключительные, вызванные особыми обстоятельствами, делающими недостаточным применение общих законов (напр., положение об усиленной охране), наконец, это законы сепаратные или частные, отменяющие только для данного исключительного случая действие общих законов. Сепаратные законы представляют собою, таким образом, отдельные распоряжение Верховной власти, не имеющие общего значения.

 

 

Список литературы

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008)

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.,1997.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права, М.: Новый юрист, 1998.

4. Кудрявцев Ю.В. Нормы права и их социальная информация. – М., 1981.

5. Общая теория государства и права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2000.

6. Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

7. Теория государства и права /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2000.

8. Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2001.

9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Под ред. Стрекозова В.Г.- М., 1995.

10. Черданцев А.Ф., Стоякин М.Г. Теория государства и права: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 1995.

11. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997.

 


[1] Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

[2] Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Под ред. Стрекозова В.Г.- М., 1995.

[3] Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2001.

[4] Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

[5] Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2001.

[6] Общая теория государства и права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2000.

[7] Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2001.

[8] Теория государства и права /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2000.

[9] «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008).

[10] «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008).

[11] Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2001.


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие функций государства и их классификация …………..…………....5

1.1. Основные внутренние и внешние функции государства. Функции Российского государства………………………………………………….8

2. Понятие механизма (аппарата) государства. Механизм современного Российского государства……………………………………….…………....14

2.1. Органы государства и их классификация………………………………18

2.2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата...23

Заключение…………………………………………………………………….…26

Практическое задание……………………………………..…………………….27

Список литературы……………………………………………………….….…..30

 

 

Введение

Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. Данная тема выбрана по той причине, что подробное изучение функций и механизма государства поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение. Без глубокого понимания указанных вопросов невозможно правильное и квалифицированное управление государством. Представляется, что вопрос о функциях и механизме государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но рассмотреть его с разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности, а механизм в свою очередь является структурным и предметным олицетворением государства.

Целью данной работы является рассмотрение функций государства и механизма государства как системы государственных органов, с помощью которой реализуются функции государства.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

· рассмотреть понятие функций государства и их классификацию;

· определить понятие механизма (аппарата) государства и проанализировать принципы организации и деятельности государственного аппарата.

При написании данной работы были использованы учебные пособия по теории государства и права под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова, В.А. Ржевского, Стрекозова В.Г., Н.И. Матузова и А.В. Малько, В.В. Лазарева.

Работа состоит из введения, двух глав и трех параграфов, заключения, практической части и списка литературы.

 

 

Понятие функций государства и их классификация

Функции государства — это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.

Функции государства – это виды социальной деятельности, присущие ему как органу политической власти по управлению обществом, в которых находит свое выражение его сущность и социальное значение[1]

Функциональный подход к государству, классификация и характеристика его функций и т.д. восходят к органическим представлениям о государстве как живом организме с присущими ему функциями, т.е. формами его жизнедеятельности.

В своем юридически адаптированном виде понятия «функция», «функционирование» и т.д. применительно к праву и государству означают их действие, деятельность, формы их регулятивно-упорядочивающего воздействия на людей и их отношения[2].

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Выделяются наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства - не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на определенном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может, т.е. - это деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.

2. Так как государство - это результат развития общества, форма его организации, то, выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

3. В функциях выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность, Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом. Так, сущность феодального государства, где на первый план выступают интересы господствующего сословий, носит классовый характер, что обусловливает и соответствующие функции такого государства: экономическая и правовая защита собственности на землю для ряда социальных групп, правовое закрепление их привилегированности, ужесточение мер за неповиновение и пр.

4. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от тех задач, которые стоят перед обществом в ходе его развития, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Критерием разграничения функций государства служат объекты - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства. При этом функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа[3].

Дата: 2019-12-10, просмотров: 257.