На психологический климат коллектива влияет не только его официальная социальная структура, но и внутренняя социально-психологическая структура, которая складывается независимо от желания членов группы и руководителей и носит неформальный характер. Возникновение этой внутренней социально-психологической структуры коллектива можно рассмотреть на пример формирования новой группы людей.
Научные исследования показывают, что процесс формирования и развития коллектива осуществляется в несколько этапов, каждый из которых характеризуется особыми взаимоотношениями членов коллектива (группы).
На первом этапе люди знакомятся, присматриваются друг к другу, формируют первое впечатление друг о друге, вступают в общение, начинают складываться межличностные отношения. На втором этапе на основе общения формируется отношение к каждому ее члену. Таким образом, каждый человек получает свой социометрический статус.
Социометрия - выявление отношения внутри группы по социальным критериям. Применительно к трудовому коллективу такими критериями могут быть: профессиональный, организаторский, эмоциональный.
После того как в группе сформировалась определенная система межличностных отношений, образуются малые психологические группы, которые, согласно теории человеческих отношений, называются неформальными группами. Эти группы имеют свои особенности:
1) объединяют небольшое количество людей (от 3 до 10), что обеспечивает широкую возможность личных контактов, непосредственных связей друг с другом;
2) образуются на основе единства интересов и увлечений, чувства симпатии, общих черт характера, поведения, единства взглядов и т.п.;
3) имеют своих лидеров, которые называются неформальными;
4) создают свои традиции, ритуалы, правила, обязанности, санкции.
Малые психологические группы имеют большую силу в коллективах, свои неписанные «законы» и правила, обязательные для всех членов группы. Проблемность существования таких групп состоит в том, что их очень трудно предсказать юридически и организационно. На управленческую деятельность формального руководителя неформальные группы могут оказывать как положительное влияние, в виде помощи, так и отрицательное, в виде сопротивления, оппозиционного настроения. Малые группы практически невозможно уничтожить методами административного воздействия. Попытки сделать это приводят, как правило, к открытому враждебному отношению к руководству со стороны членов группы.
Руководителям необходимо учиться сотрудничать с неформальными группами, а также самим создавать такие группы, объединяя людей по интересам, задачам, общим делам. Это, во-первых, помогает созданию благоприятного психологического климата в коллективе, а во-вторых, дает возможность осуществлять гибкое управленческое воздействие и влиять на групповые процессы.
Далее в своей работе, уделю отдельное внимание возникновению конфликтов в коллективе и методам из решения.
Причин, вызывающих, так же много, как и конфликтов. К основным причинам конфликтов в организациях относятся:
1) Ограниченность ресурсов, распределяемых в организации.
2) Взаимозависимость задач
3) Различие в целях
4) Различие во взглядах и представлениях
5) Неудовлетворительные коммуникации
6) Обманутые надежды
7) Различия в психологических особенностях людей.
В целях устранения конфликтов в организации используются две группы методов - структурные и межличностные
К структурным методам воздействия на конфликты относятся:
1) Четкая формулировка и разъяснение требований к работе
2) Использование координационных и интергационных маханизмов
3) Установка общеорганизационных целей
4) Создание системы поощрений
Межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций характеризуется следующими основными особенностями (стилями) поведения людей:
1) Уклонение
2) Сглаживание
3) Принуждение
4) Компромисс
5) Сотрудничество
Руководители в соответствии с ситуацией должны применять различные межличностные стили управления, но стиль «сотрудничество» должен быть основным, так как именно это дает решение проблемы, породившей конфликт. Методика разрешения конфликта через решение проблемы состоит в следующем:
1) определение проблемы конфликта как цели и стоящие за этой проблемой интересы;
2) определение решений, приемлемых для обеих сторон;
3) концентрация внимания на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
4) обеспечение атмосферы доверия, в которой возможен эффективный обмен информацией;
5) ведение переговоров в процессе выработки совместного решения при соблюдении принципов и правил делового общения.
Следует отметить, что руководители, обладающие адекватным уровнем самоуважения, более успешно управляют конфликтами.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 305.